Урок: «Окружающий мир», Тема: «Кожа и ее значение», Класс: 4
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

  1. Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.
  2. На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительной научной литературы, систематизировать знания учащихся о коже ее строении и функциях; развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.
  3. Формирование здорового образа жизни

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: «Окружающий мир»

Класс: 4 «В»

учитель Петрова Н.В.

Тема: «Кожа и ее значение»

Цель:

  1. Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.
  2. На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительной научной литературы, систематизировать знания учащихся о коже ее строении и функциях; развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.
  3. Формирование здорового образа жизни

Универсальные учебные действия

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учебе, развивать способность самооценки, умение анализировать свои действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовывать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.

Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнения. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.

    Оборудование: микроскоп, лупы, зеркало, акварельные краски, альбомный лист

1-ый этап: Актуализация знаний и постановка проблемы

Сегодняшний урок мы начнем с легенды: «В  Италии с 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

-Что же произошло с мальчиком?

-Что надо знать что бы ответить на этот вопрос?( надо знать строение кожи и ее функции).

Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой»

-От чего она защищает человека?

Дети: от дождя, ветра, жаркого солнца, от повреждений внутренних органов

Кожа- самый большой орган человека. Полтора кв .м живой, гибкой, прочной долговечной ткани

-Что бы вы хотели узнать о коже?

-Сегодня на уроке, Вы превратитесь в исследователей и ответите на все свои вопросы сами.

-Давайте определим предмет нашего исследования (предмет исследования- кожа)

2-ой этап: Сообщение темы урока. Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение, и функции кожи.

-Для чего мы должны об этом знать? (Это поможет правильно ухаживать за кожей)

-Вы будете работать в группах и самостоятельно, передвигаться по классу, давайте вспомним правила такой работы

1.Слушай, не перебивай.

2.Возрожай культурно

3. Приведи свои доказательства

4. При работе с оборудованием  будь аккуратен

Свойства кожи

Функции кожи

Тонкая, упругая, мягкая, прочная

Осязательная

Бледно-розовая

Защитная

Имеет отверстия-поры, волоски, линии, складки

Выделительная

Регулятивная

а )Знакомство с осязательной функцией кожи

Опыт 1. Детям даются на ощупь разные предметы, определите, что это? (Дети определяют предметы не видя их)

-О какой функции кожи мы вспомнили. (Осязательная функция) Вписываем в таблицу

-Почему для человека так важно ощущать кожей различные прикосновения?

Зачем нам чувство осязания ? (горячее, острое)

-Существует специальный алфавит для слабовидящих и слепых,( шрифт Брайля) в нем рельефные буквы можно нащупать пальцами

-Вот вы и сделали первое открытие, а теперь я предлагаю работу в группах. Вы сделаете еще много открытий, а потом поделитесь своим открытием со всеми. Каждая группа получит свое задание. Желаю удачи!

б ) Исследовательская деятельность детей

Инструкционные карты для работы в группах

1ая группа- исследуйте формы и места кожи. Заштрихуйте тело человека там где находится кожа. А теперь представьте, что кожа исчезла, какую роль она выполняет? Запишите какая она на ощупь? Какого цвета кожа? Подумайте и сделайте вывод какую форму имеет кожа? (пользуйтесь картой- помощницей)

2. Исследование верхнего слоя кожи с помощью микроскопов, составьте рассказ о строении кожи. Используйте карточку-помощницу.

3. исследование строения кожи с помощью лупы. Рассмотрите через лупу кожу руки, что вы видите на поверхности кожи, постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Какую работу они выполняют? Какую роль играют волоски на коже? Проведите пальцем медленно по лбу, а потом приложите палец к зеркалу, уберите палец, что вы увидели в зеркале? Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Что наблюдали? Сделайте вывод, используйте карточку помощницу.

4. Правой рукой захватите складки кожи на суставе, а теперь медленно согните палец. Что происходит? Сделайте вывод, для чего нужны складки на суставах?

Нанесите акварельную краску на большой палец вашей руки и сделайте отпечатки на альбомном листе бумаги, рассмотрите их, что вы заметили?

в ) Отчет по работе в группах

1я группа. Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает все тело человека и имеет форму тела. Она гладкая, мягкая, нежно розовая, бледно-желтого или темно желтого цвета.

-Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет (она защищает человека, внутренние органы)

2я группа. Мы исследовали верхний слой кожи. Он состоит из клеток плотно прилегающих друг к другу.

Кожа имеет три слоя.

-Наружная оболочка ( эпидермис- это наружный очень тонкий защитный слой). В нем находятся поры, через которые кожа дышит.

-Кожа (дерма)- более толстый слой, его толщина 1-2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой

-Под кожный жир- предохраняет органы от ушибов, играет роль амортизаторов сохраняет тепло.

3я группа. Мы исследовали верхний слой кожи через лупу и увидели волоски, поры, после выполнения упражнений на коже появился пот и жир, поверхность кожи не ровная, имеются складки, на поверхности видны отверстия, они называются поры. Через них кожа дышит , через поры выделяется жир и пот.

Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется когда жарко, а жир смазывает кожу, что бы она не пересыхала.

Добавим что пот и «гусиная кожа» появляется, когда идет процесс регуляции температуры. Терморегуляция-сохранение постоянной температуры тела.

-Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой систему регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

4я группа. Мы пришли к выводу, что складки на коже нужны для осуществления движения. Сделав отпечатки большого пальца и сравнив отпечатки участников нашей группы, мы пришил к выводу, что рисунок на наших руках не повторялся. Он индивидуален.

-В результате наблюдений было установлено, что рисунок из бороздок на пальцах- папиллярный рисунок- у каждого человека свой. Он образуется на кожу еще до рождения младенца и сохраняется всю жизнь. Это наблюдение широко используется в криминалистики, когда, для доказательства совершенного преступления, сравнивают отпечатки пальцев предполагаемого преступника.

3 этап Тест (выполняют дети в группах, ответы  вывешиваются на доску и проверяются).

  1. Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?

А) обоняние;

Б) осязание.

2. Какая она кожа?

А) хрупкая и жесткая;

Б) мягкая и упругая.

3. На какой коже микробы погибают?

А)на чистой;

Б) на теплой;

В) на грязной.

4. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

А) жир делает кожу крепкой и сильной;

Б) жир делает кожу мягкой и упругой;

В) жир делает кожу ловкой и стройной.

5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

А) зубная щетка, зубная паста, жевательная резинка;

Б) мочалка, мыло, полотенце, крем;

В) гуталин, обувная щетка, клей.

  1. Найди лишнее:

 А) защитная;

 Б)осязательная;

 В) опорная;

 Г); выделительная;

 Д) регулирует температуру тела.

5-ый этап. Итог урока

-Что для вас сегодня было открытием? Что уже знали? Достигли ли мы поставленных целей? Для чего необходимо изучать строение и значение кожи?

-Задумайтесь как можно воспринимать мир кожей?

-Теперь вы можете сказать, от чего умер итальянский мальчик? (У него не дышала кожа, поры были закрыты краской, и из организма не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его понизилась, он сильно простыл и умер от воспаления легких).

Советов не давай - советов не беру

Сама учусь всему, свой опыт мне дороже.

Живу, как журавли, как лесовик в бору,

Воспринимая жизнь душой и кожей

Н. Леонова  Что значит воспринимать мир кожей?

6-ой этап. Рефлексия