конспект урока окружающего мира Как жили наши далекие предки 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Некрич Евгения Константиновна

конспект урока в 3 классе УМК Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_nashi_dalekie_predki.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Как жили наши далёкие предки ( УМК Занков ) 3 класс

Цели: сформировать представления о жизни восточных славян; воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать любознательность, любовь к изучению истории.

Оборудование: иллюстрации жилища, предметов быта, орудий труда, изображение славянского поселка, учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, рабочая тетрадь.

Тип урока: открытие новых знаний

1.Орг.момент

2. Постановка проблемы. Учитель читает стихотворение.

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела-

Далеко ушла Россия

О страны, какой была.

Умный,сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

- Как вы думаете. О чем пойдет речь на уроке?(ответы детей) В результате беседы на доске появляется запись темы урока.

-прочитайте название темы. Сформулируем вопросы по данной теме. Используя следующие вопросительные слова:

Кто? (Кто были наши далекие предки?)

Где? ( где они жили?)

Какие? ( Какие они были?)

Как? ( Как вели свое хозяйство?)

На нашем сегодняшнем уроке попробуем ответить на все эти вопросы.

3. Решение проблемы

Мы стоим на пороге изучения большого раздела курса истории. Для того, чтобы нам лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью выполним ряд заданий.

А) Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

«Предки»- корень   -пред-, что означает предшествовать чему-либо. Предки-это люди. Которые жили перед нами

«Современники»- корень  -врем- , это люди, которые живут с нами в одно время.

«Потомки»- корень  -потом- это люди. Которые бут жить после нас.

Б) На ленте времени обозначен год в котором живем мы и наши современники. Покажите на ленте времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков.

- историки считают, что с давних времен наши предки поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там. Где сейчас находится город Киев ( рассказ учителя дублируется показом на карте). Чтобы представить себе. Как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте:

Дремучий лес. Пахнет смолой. Медом. Черемухой. У крутого берега реки, на поляне расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена смотровая вышка.. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов. В те давние времена наша Родина была совсем не такой . как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. ( демонстрируется иллюстрация славянского поселения)

-Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

- Опишите, как вы себе представляете землянку славян?

После  того, как дети выскажут свои мнения, можно предложить им просмотр фрагмента видеофильма «Инфоурок» с одноименным названием, либо попросить их прочитать описание жилища в тексте учебника.

- Сравните свои предположения с описанием.

- Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием, ходили на охоту. Зверя в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву. Охотой добывали и пищу и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода, из них шили одежду, шапки. Многие жители славянского поселка трудились в полях. Работали все жители . даже дети. Давайте распределим обязанности между жителями поселка. ( на доске заголовок: Занятия славян.

- Прикрепите карточки в соответствии с занятием ( карточки заранее раздаю детям)

мужчины

женщины

дети

Корчевали лес

Готовили пищу

Собирали ягоды и грибы

охотились

Пекли хлеб

Пасли скот

Ловили рыбу

ткали

Обрубали ветки деревьев

Пахали землю

пряли

Шили одежду

Лепили посуду из глины

Полезно побеседовать с детьми, почему они сделали именно такой выбор.

Работа с учебником.  Прочитайте в параграфе учебника о занятиях древних славян.

4. Первичное закрепление. Работа с рабочей тетрадью с. 33 № 70 . одним из основных занятий славян было земледелие. Как каравай попадал на стол7 Составьте цепочку из картинок в таком порядке, чтобы из колосьев пшеницы получился каравай.

5. Итог урока. Давайте вернемся к вопросам, которые мы задали в начале урока. Мы получили ответы на них?

6. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира (автор А.А. Плешаков) 3 класс "Наше питание"

Урок окружающего мира в 3 классе (автор программы А. А. Плешаков), урок изучения новых знаний.Цели урока:ОбразовательныеПознакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Дать...

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира "Трава у нашего дома" 2 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (2 класс)Тема: Трава у нашего домаЦель: расширение знаний о наиболее встречающихся травянистых растенияхПланируемые результаты:Предметные:-уметь распозновать травя...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России;        совершенствование умений работы с текстом. Пл...

Конспект урока окружающего мира "Животноводство в нашем крае" (УМК "Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЖЕГО МИРАТема: Животноводство в нашем краеЦели деятельности учителя: формирование представлений об еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве.Планируемые резуль...

Урок окружающего мира «Как жили наши далёкие предки»

Урок был составлен на основе учебника Окружающий мир Дмитриевой системы Занкова. Содержание материала учебника по теме использовалось при конструировании компетентностно - ориентированных заданих. В т...