Конспект урока окружающего мира "Трава у нашего дома" 2 класс УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Воложанина Юлия Андреевна

План-конспект урока окружающего мира (2 класс)

Тема: Трава у нашего дома

Цель: расширение знаний о наиболее встречающихся травянистых растениях

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь распозновать травянистые растения;

-знать причины пожелтения травы осенью.

Личностные:

-стимулировать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trava_u_nashego_doma.doc240 КБ
Office presentation icon trava_u_nashego_doma.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 «в»

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Трава у нашего дома»

Цель деятельности учителя: расширение знаний о наиболее встречающихся травянистых растениях.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- распознавать травянистые растения, пользуясь атласом-определителем «От земли до неба»;
- знать причины пожелтения травы осенью;
- узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

Личностные: 

-стимулировать бережное отношение к природе.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: учебник Л.Г. Петерсон, «Окружающий мир» 2 кл. «Перспектива»; учебная презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Фронтальная форма работы

-Добрый день, ребята. Меня зовут Юлия Андреевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Присаживайтесь.

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. И с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок.

-Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник  по окружающему миру.

-Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?

-Молодцы

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: фронтальный вопрос

Наглядный: рассматривание иллюстрации

8 мин

Фронтальная форма работы

-На  предыдущих  уроках  вы  познакомились  с некоторыми  растениями,  которые  будут  использованы нами  для  изучения  свойств  новой темы.

-Поэтому, прежде, чем начать новую  тему,  нам  необходимо  повторить  изученный материал .  

-- Посмотрите на доску. Что вы там видите? (растения)
Распределите эти рисунки на 3 группы.

Как называется

1 группа? – деревья
2 группа – кустарники
3 группа – травы

- По каким признакам вы определили, что именно эти растения относятся к деревьям? К кустарникам? К травам?

Слушают учителя

Выполняют задание

Распределяют

-Деревья-имеют 1 ствол, ветви на определенном  растоянии  от земли и образуют крону.

Кустарники-имеет несколько стволов с ветвями от земли

Травы-имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками.

П: построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Практический: чтение перевёрнутого предложения

Словесный: подводящий диалог

2 мин

Фронтальная форма работы

-- О какой из этих групп будем сегодня говорить, узнаете, отгадав загадку:
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето. 
Коровам без неё - беда: 
Она их главная еда.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

-Верно.

- трава

-«Трава у нашего дома»

- Узнать о травянистых растениях.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

Наглядный: анализ картины

Словесный: обобщение по наблюдениям по картине

8 мин

Фронтальная форма работы

- Сегодня мы отправимся в страну трав. Для этого не нужно ехать на машине, лететь на самолёте или плыть на корабле.

- Какие травянистые растения вы знаете?

-Для чего нужна нам трава?

- Где растет трава?

Мы не отправимся далеко, а поговорим о травах, которые растут у нашего дома..

Сейчас трава уже не зеленая. А какого цвета становится трава осенью? 
- А как вы думаете, почему осенью трава желтеет? 

Ученые долго искали ответ на этот вопрос. Наконец ответ дали ученые-химики:
хлорофилл перестает образовываться, поэтому становятся видны цвета других красящих веществ в тканях растения.
А теперь давайте познакомимся с травами, которые вы часто видите во дворе или на улице, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей. 
Прочитайте загадку и отгадайте название первой травы. (на слайде)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. 
 
А почему это растение назвали подорожником?

-Почему оно может расти там, где ходят, ездят люди? Рассмотрите внимательно растение на слайде. Может быть, догадаетесь?

-Подорожник в народе называют по-разному, посмотрите на слайд (семижильник, порезник, попутчик, ранник, чирьевая трава, придорожник) Попробуйте поразмышлять о происхождении этих народных названий.

-Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другие названия — «порезник», «ранник», «чирьевая трава» — даны растению за способность заживлять раны. 

-Где применяют это растение?


-С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания.

Отгадываем следующую загадку!

Только тронь - 
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь. 
- Что вы знаете о 
крапиве?

-Почему крапива жжется?

-Давайте посмотрим, что же о ней нам расскажет учебник на стр.71.

- Итак, узнали ли мы ответ на вопрос?

- При малейшем соприкосновении головки волосков обламываются и протыкают кожу, а едкий сок обильно поливает крошечные ранки, поэтому образуются на нашей коже волдыри, как от ожога.

- Чем полезна крапива?

У крапивы много полезных свойств. Ее листья богаты витаминами С и А, каротином, минеральными солями. Готовят из листьев крапивы зеленые щи, супы, салаты. Весной они помогают нам восполнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в организме. Отвар крапивы используют для укрепления волос.

Отгадываем следующую загадку!

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.

-Давайте прочитаем про полынь в учебнике на стр. 70

-Как выглядит полынь?

- Где ее используют?

-Также из нее делают отвар пьют как чай, который улучшает аппетит. Используют для отпугивания кровососущих паразитов (клопов, блох).

-Посмотрите на слайд

Что же это за трава такая?

- Птичья гречишка

-Название «птичья гречишка» вполне понятно. Птички лакомятся мелкими орешковидными плодами, трехгранными, как у гречихи.

Также ее называют «трава-мурава».  

В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Листья горца птичьего - насыщенного зеленого цвета. Растение зеленым ковром покрывает землю с июня до поздней осени, до самого снега.

Растет вдоль тропинок, у колодцев, по ней все ходят. А она не боится, стебелек свой прижмет к земле и вновь поднимется. 
- Это ценное лекарственное растение. Молодая зелень вполне съедобна.

- Травы, как и другие растения, обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.

- на лугу, в поле, в лесу, в огороде, на обочине…

Высказываются

- Подорожник.

- Оно растет по дорогам

-У него листья на земле лежат. Почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.

Ответы детей

-Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала

-крапива

Ответы детей

Читают текст

-Все это из-за волосков на листьях крапивы с ядовитым соком

Ответы детей

-полынь

-Высокая трава с резными листьями

- Полынь используют в медицине.

Предположения детей

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение рассуждения;

П: анализ объектов

П: выделение необходимой информации

П: построение рассуждения;

V. Первичное закрепл

Практический: выполнение упражнени

10 мин

Групповая формы работы

Работа в парах (карточка)

В каком ряду перечислены только травянистые растения?

1.Яблоня, полынь, подорожник, вьюнок

2.Полынь, крапива, подорожник, рябина

3.Подорожник, репейник, крапива, полынь

-Что же за растение встретилось нам в третьей строчке.

-Послушайте, что о не пишут:

Дуб на горе растет,

Никто к нему не подойдет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

А кто подойдет,

тот с собой понесет.

-С какими растениями мы познакомились?

Слушают учителя

Слушают задание

Выполняют задание

-репейник

-Полынь, подорожник, птичья гречишка, крапива, репейник

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: подведение под понятие

1 мин

Динамическая пауза

Видеофрагмент

 

Повторяют движения

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: поиск правильных ответов

5 мин

- Ребята, сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу на листочках. Необходимо совместить название и картинку

-Сверьтесь со слайдом

Слушают задание

Выполняют задание

Осуществляют самопроверку

Высказываются

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

VII. Включение в систему знаний, повторение

Наглядный: чтение слайда

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2 мин

Давайте закрепим наши  знания!

Тест ( да/нет)

1.В крапиве очень мало витаминов (нет)

2.Траву-мураву можно использовать в качестве еды (да)

3.Крапива лечит раны, останавливает лёгкие кровотечения (да)

4.Подорожник любят путешественники (да)

5.Подорожник назвали так, потому что он растёт у дороги (да)

6.Крапива растёт только в оврагах (нет)

7.Из крапивы невозможно получить краску (нет)

8.Трав так много, что ни одна из них не занесена в Красную книгу (нет)

- Закончили. Проверяем по слайду.

- Итак ребята, наш урок подходит к концу.

- О чем мы сегодня говорили? Как звучала тема нашего сегодняшнего урока? С какими травянистыми растениями мы познакомились?

-Какая была цель урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Что узнали нового на уроке?

-Что было самым интересным на уроке?

-Что было самым трудным?

Читают и отвечают

-о травах

-травы у нашего дома

Высказываются

П: выделение необходимой информации

Р: оценка результатов;

П: подведение под понятие

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: рефлексия на листочке

4 мин

-А теперь возьмите в руки карандаши: зеленый, желтый и красный и оцените свою работу на уроке.

-Если вам все понравилось и было понятно, поднимите зеленый карандаш.

Если вам все понравилось, но вам было что-то не понятно. то желтый карандаш.

-Если вам не понравился урок, и вы ничего не поняли, тогда поднимите красный карандаш.

Записывают домашнее задание.

Осуществляют саморефлексию

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ё 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА 1 2 3 5 4 6

Слайд 2

Тема: Трава у нашего дома Цель: узнать о травянистых растениях

Слайд 3

Подорожник

Слайд 4

Трава, которая обжигает

Слайд 6

Самая горькая трава- полынь

Слайд 7

Птичья гречишка

Слайд 8

В каком ряду перечислены только травянистые растения? 1.Яблоня, полынь, подорожник, вьюнок 2.Полынь, крапива, подорожник, рябина 3.Подорожник, репейник, крапива, полынь

Слайд 9

Репейник

Слайд 10

Проверь!

Слайд 11

Тест ( да/нет) 1. В крапиве очень мало витаминов 2 .Траву-мураву можно использовать в качестве еды 3 .Крапива лечит раны, останавливает лёгкие кровотечения 4 .Подорожник любят путешественники 5 .Подорожник назвали так, потому что он растёт у дороги 6. Крапива растёт только в оврагах 7 .Из крапивы невозможно получить краску 8 .Трав так много, что ни одна из них не занесена в Красную книгу

Слайд 12

Поменялись и проверили! Нет Да Да Да Да Нет Нет нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока окружающего мира.Тема: "Наши ближайшие соседи" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений детей  о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: Знать название стран и столиц,...

Конспект урока окружающего мира.Тема "Наши ближайшие соседи"(УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: "Наши ближайшие соседи."Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России;     совершенствование умений работы с ...