Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Сусляева Лариса Юрьевна

    Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_hvoynye_derevya_1_klass.docx20.52 КБ
    Файл urok_hvoynye_derevya.pptx1.5 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

    Тема: «Хвойные деревья»

    (УМК «Начальная школа XXI века»)

    Подготовила и провела урок

    учитель высшей категории

    Сусляева Л.Ю.

    апрель 2011 г.

    Тема урока: «Хвойные деревья»

    Цели: - выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных;

                - развивать мышление, наблюдательность, описательную речь;

                - воспитывать экологическую культуру у младших школьников.

    Ход урока:

    1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности.

    -Я рада нашей новой встрече,

    Быть с вами нравится, друзья!

    Интересные ваши ответы

    С удовольствием слушаю я.

    Мы сегодня будем наблюдать,

    Выводы делать и рассуждать.

    А чтобы урок пошёл каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

           -Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)  

           -Предлагаю пожелать друзьям удачи, пожмите друг другу руку.

     2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    А) Задание «Соображалки». Индивидуальная работа по карточкам.

          -Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать. Перед вами таблицы с изображением растений и их веточек с плодами. Соедините карандашом растение с его веточкой и напишите его название(2 ученика работают у доски).

          -Проверим работу. Что объединяет эти растения? (это деревья) Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? (лиственные и хвойные деревья)

    Б) Речевая разминка. Рабочая тетрадь с. 43

           -Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка» (слайд № 1);

          «У сосны листочки-хвоинки» (слайд № 2);

          «Зимой и летом одним цветом» (слайд № 3). О чём эта загадка? (о хвойных деревьях: сосне и ели)

         - Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, сформулируйте. (слайд № 4)

    3. Постановка учебной задачи.

         -Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? (слайд № 5) Кто согласен с  утверждением, что эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою? Кто не согласен?

         -У нас возникли разногласия. Обратимся к нашим «Знатокам» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку).

         -Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия? (слайд № 6) Определим кто прав в ходе практической работы.

    4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

          Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 97, обсуждение вопросов.

     1 группа: - Вы сравнивали ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? (Сожмите веточки. Что заметили? Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)

    2 группа: - Есть ли на них листья? Какие они?

    3 группа: -  Какие шишки у сосны?

    4 группа: - А какие шишки у ели?

    5 группа: - Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев?

    6 группа: - По какому признаку ещё можно различать эти деревья? Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как располагаются ветки на стволе?  

         -Есть ли ещё отличия? «Знатоки» дополняют информацию. Итак, кто теперь убеждён, что различия между хвойными деревьями существуют?

    Физминутка:

    Во дворе стоит сосна

    К небу тянется она.

    Тополь вырос рядом с ней,

    Быть он хочет подлинней.

    Ветер сильный налетал,

    Все деревья раскачал.

    Ветки гнуться взад, вперёд,

    Ветер их качает, гнёт

    Будем вместе приседать:

    1, 2, 3, 4, 5.

    Мы размялись от души

    И за парты вновь спешим.

    5. Первичное закрепление во внешней речи.

    Загадки:

    У меня длинней иголки,

    Чем у ёлки.

    Очень прямо я расту

    В высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви только на макушке. (сосна)

    Её всегда в лесу найдёшь –

    Пойдёшь гулять и встретишь:

    Стоит колючая, как ёж,

    Зимою в платье летнем. (ель)

         - Кто знает, что это за дерево?

     Есть у родственницы ёлки

    Неколючие иголки.

    Но в отличие от ёлки –

    Опадают те иголки. (лиственница)

         -Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с.98. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».

        -Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель»?

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Работа учащихся за компьютерами по 2  человека: выполнение задания по применению нового знания (тест), самопроверка, самооценка работы.

    Задания теста:

    1. К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)
    2. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)
    3. Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)
    4. Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)

    7. Включение в систему знаний и повторение.

          - Знаете ли вы, ребята, жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями? Хотели бы узнать? (слайд № 7) Об этой и других птицах, их взаимосвязи с деревьями мы будем говорить на следующем уроке, можно дома подготовить дополнительный материал.

    8. Рефлексия учебной деятельности.

        -Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу? Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?

       -Домашнее задание,  как всегда, выбирает каждый сам:

    приготовить сообщение о деревьях, птицах;

    написать письмо «лесному» другу;

    составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ёлочка - иголочка

    Слайд 2

    хвоя хвоинки хвойные деревья

    Слайд 3

    Зимой и летом одним цветом

    Слайд 4

    Тема урока: «Хвойные деревья»

    Слайд 6

    ель сосна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока. Окружающий мир, 1 класс, УМК "Школа России"

    План - конспект + презентация урока по окружающему миру в 1 классе (I четверть) в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России". Тема: Что общего у разных растений?...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"

    Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме".  Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....

    Конспект урока. Окружающий мир 2 класс ОС "Школа 2100".

    Урок Окружающий мир 2 класс ОС «Школа 2100» .Тип урока:  урок «открытия новых знаний».Цель: ученики получат возможность познакомиться с природными зонами холодного пояса, с яркими пред...

    Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

    Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

    Конспект урока окружающего мира 2 класс "Начальная школа 21 века"

    Урок разработан в соответствии с ФГОС, содержание оформлено в виде технологической карты....