Главные вкладки

    Урок окружающего мира 4 класс "Начальная школа 21 века" тема "Обобщение. 19 век"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Терехова Ольга Павловна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_kl.doc779 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК

    Окружающий мир

    Тема: Обобщение по разделу 19век.

     «Листая страницы истории»

    Класс 4

    Программа: «Начальная школа 21 века», Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».  4класс.

    Учебник:         «Окружающий мир», Н.Ф.Виноградова, Москва «Вентана Граф» 2014

    Тип урока: урок-обобщение


     Урок Окружающего мира в 4 классе по теме:

    «Обобщение по разделу «19 век»

    Листая страницы истории».

    Учитель Терехова О.П.

                    

    Тема раздела:         «19 век»

    Тип урока:         Урок - обобщение        

    Форма урока:         Урок-конференция

    Цель урока:         Применяя интерактивные здоровьесберегающие технологии обобщить полученные знания учащихся по разделу «19 век»

    К окончанию урока мои ученики:

            -Обобщат знания, работая по творческим группам

            -Повторят основные даты

            -Получат навыки публичного выступления

            

    Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная

    Методы обучения:

            - по источнику знаний: словесные, практические, наглядные

            - по уровню познавательной активности: исследовательский, объяснительно-иллюстративный

            - по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, классификационный

    Оборудование: Учебник Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир», иллюстрации исторических событий, портреты деятелей 19 века,  проектор, индивидуальные карточки, наборы опорных слов.

    Структура урока:

    Время, мин.

    Вид деятельности (этапы урока) «Что?»

    Инструкции (Формы работы) «Как?»

    Цели

    Результаты

    1

    Организацион- ный момент

    Коллективно

    Организовать на учебную деятельность

    Готовность к работе

    Обобщение изученного

    8

    Самоподготовка

    Работа в группах

    Активизировать познания детей по разделу

    Обобщение материала

    1

    Физкультминутка

    Коллективно

    Сохранение здоровья

    Готовность к восприятию нового материала

    8

    Творческие выступления групп, подготовка вопросов оппонентами

    Индивидуально, коллективно в группах

    Учить публичным выступлениям (коммуникативная компетентность)

    Публично выступать, делать выводы, анализировать информацию, задавать вопросы

    6

    Ответы на вопросы оппонентов

    Индивидуально, коллективно в группах

    Учить задавать вопросы, используя предоставленную информацию

    Навык публичного выступления

    1

    Физкультминутка

    Коллективно

    Сохранение здоровья

    Готовность к восприятию нового материала

    3

    Работа с иллюстрациями

    Фронтально, коллективно в группах

    Учить работать с иллюстрациями

    Умение задавать вопросы и отвечать на них

    2

    Итог урока

    Блиц-турнир, фронтально

    Обобщить учебный материал урока

    Запомнить основные даты и события

    3

    Самостоятельная работа

    Кроссворд,  индивидуально

    Рефлексия

    2

    Оценка деятельности учащихся. Домашнее задание Подготовить мини-выступление о любом историческом лице этого периода

    Письменно

    Закрепить знания

    Умение нахождения дополнительной информации


    Ход урока

    I. 1) Оргмомент

            В начале урока ученики выбирают цветную карточку (красную, синюю, зеленую) и делятся на творческие группы. Расположение парт – полукругом.

            Каждой группе предлагается дата и опорные слова, работая с которыми, ученики восстанавливают основные события этого времени и готовят творческие сообщения. Выслушивая сообщения других, группы учеников должны подготовить несколько вопросов своим оппонентам.

       2) Актуализация знаний детей

        -Как называется наш урок?

        -Тема урока.

            Сообщение задания.

    Александр 1

    Наполеон

    Июнь 1812

    «Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце»

    Багратион

    Отступать

    Смоленск

    II. Обобщение изученного

    1. На первой странице нашего урока дата
    • Что она означает?
    1. Ответы детей (первая творческая группа, примерный сценарий)
    • В 1812 году в России правил Александр I. На нашу землю пошел войной император Франции Наполеон Бонапарт. Вся Европа, от Испании до границ России, уже покорилась ему. Тогда он снарядил против России огромное войско, прозван. «Великой армией». В ней были не только французы, но и покоренные Наполеону народы: немцы, поляки, испанцы, итальянцы. И вот в июне 1812 «Великая армия» перешла границу нашей страны. А план Наполеона был такой: Если я возьму город Киев, я буду держать Россию за ноги, если захвачу город Санкт-Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце.

    Слайд № 1 «М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения». А.Шепелюк,

    Что изображено на картине?

    Как изобразил художник Кутузова?

    Биографическая справка (использование энциклопедии)

    Где происходило сражение, которое изобразил художник?

            Русское войско было разделено на 2 армии: Барклай-де-Толи и Багратион. Силы были неравными. Французов в 3 раза было больше, и они считались непобедимыми. Русские стали отступать с боями на восток. В Смоленске из 2500 домов осталось 350.

            С тяжелым сердцем русские солдаты оставляли родные города и деревни врагу.

            И вот Александр I назначает главнокомандующим русской армией – Михаила Илларионовича Кутузова.

    Биографическая справка.

    Вывод: Чувство долга перед Отечеством, любовь к Родине заставило уже немолодого, израненного в боях человека принять решение взять командование русской Армии на себя в то тяжелое для России время.

    3) Ответы детей  (вторая творческая группа) 

    Бородино

    7 сентября

    Поле русской славы

    Кутузов

    Военный совет

    Фили

    «С потерей Москвы еще не потеряна Россия»

    Слайд № 2   Бородино.

    Ответы детей (вторая творческая группа, примерный сценарий)

    Уже далеко вглубь России прошли полчища Наполеона и до Москвы оставалось 100 км. Едва Кутузов был назначен главнокомандующим, как решил дать сражение. Позиция при деревне Бородино – одна из лучших. Здесь 7 сентября произошло знаменитое Бородинское сражение. Наполеон потерял половину своих солдат и офицеров.

            «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой…».

    12 долгих часов длился бой под Бородино.

            - Кто же победил в том бою?

    • Почему Бородинское поле – поле русской Славы?

    Но и русские войска потеряли в этом бою много солдат и офицеров. Приходилось отступать. Впереди Россию ждали трудные времена. К Наполеону подошли свежие силы, а наша Армия не оправилась от потерь.

    Кутузов создал военный совет в подмосковной деревне Фили. Что делать Кутузову? Вести в новый бой на погибель остатки своих сил? Или ждать подкрепления, продолжая отступать, и  оставить Москву? И  Кутузов решил: с потерею Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия – погибли Москва и Россия.

    • Какое решение принимает Кутузов?
    • Что готовила Москва Наполеону?

    Посмотрите на иллюстрацию.

    3) Ответы детей (третья творческая группа, примерный сценарий)

    Пожар

    Война только начинается!

    Смоленская дорога

    Партизанская война

    Давыдов

    Кожина

    Патриотизм

    Слайд № 3

    Пожар в Москве

            Наполеон бежал от пожара из Кремля. Большая часть домов и продовольствия уничтожена. Силы французской армии таяли. Кутузов не хотел, и слышать о мире: «Какой такой мир? Война только начинается!». Русские войска заставили отступать по Смоленской дороге. Наполеон отдал приказ оставить Москву.

            Узнав, что Наполеон оставил Москву, Кутузов сказал: «С сей минуты Россия спасена!».

            Французскую армию заставили возвращаться по той дороге, по которой они и пришли: по Смоленской дороге, но уже разоренным городам и селам.

            Полной неожиданностью для Наполеона была на этом пути партизанская война. Адъютант Давыдов организовал из 50 гусар и 80 казаков первый такой отряд. Потом их было много: отряд генерала Дорохова, капитана Фигнера, Василисы Кожниной. Их главные правила быстрота, внезапность и умение. В Борьбу двух армий постоянно вступали мирные жители. Крестьяне вооружались вилами, топорами, отобранным оружием и вели свою партизанскую войну.

            Война 1812 года – Отечественная война, каждый вставал на защиту своего Отечества. Такова была сила патриотизма русского народа

            С трудом дотянули французы до границы. Здесь Наполеон сам едва не попал в плен. От 100 тыс. армии едва осталось 40 тыс. Русская армия с союзниками дошла до Парижа. Так великой победой закончилась Отечественная война.

    • Наполеон покорил всю Европу, почему ему не удалось покорить Россию?
    • Почему Наполеон считал, что война ведется не по правилам?
    • Почему Россия непобедима?

            Следующая страница нашей истории.

    Фронтально. За каждый правильный ответ группа получает балл.

    Окончилась война 1812 г. Вернулись домой войны: дворяне – к усадьбам, а крестьяне в крепостную кабалу. «Мы избавили Родину от  тирана, а нас вновь тиранят господа» - говорили крестьяне.

    О чем эти слова?

    Что такое крепостное право?

    Слайд № 4

    Что изображено на картине?

    Зачем помещики позвали к себе крестьян?

    Почему?

    Первая группа

                                                    Трубецкой

                                                    Раевский

                                                    Пестель

                                                    Тайное общество

                                                    Николай 1

                                                    14 декабря

                                                    Казнь

                                                    Сибирь

            

    • Что это за дата?
    • Что заставило декабристов выступить против царя?

    Слайд № 5

    Примерные ответы первой творческой группы

    Лучшие из дворян желали отменить крепостное право. Многие из них были героями Отечественной войны: Трубецкой, Раевский, Пестель, Якунин и др. Они любили свой народ и не могли мириться с бесправным положением тех, кто своей кровью и жизнью спас Россию от Наполеона. Они объединились в тайное общество. План – поднять войско и заставить царя дать свободу крестьянам. Но в ноябре 1825 Александр I умирает. На престол вступает сын Павла – Николай I. Тайное общество меняет план:

    • Собрать войско на Сенатской площади в столице.
    • Арест Николая I.
    • Создание своего правительства.
    • Издать указы об освобождении народа.

    14 декабря полки выстроились на площади и выдвинули свои требования. Царь посылал к восставшим с уговорами разойтись. Началась атака, декабристы отбились. Тогда Николай приказал подвести артиллерию. К ночи восстание было подавлено. Схватили 600 человек, а тех кто стоял во главе, казнили. Остальных декабристов отправили в Сибирь.

    Тяжело пережил весть о восстании и А. С. Пушкин. Ведь среди декабристов были его друзья, многие из которых были отправлены на каторгу (чтение отрывка «Во глубине сибирских руд…).

    Почему декабристы выступили против царской власти?

    Вторая творческая группа

    Александр II

                                                            Жуковский

                                                            Реформы

                                                            Манифест

                                                            Наемные рабочие

                                                            Артели

                                                            

    Слайд № 6, Строительство железной дороги

    После правления Николая I императором становится Александр II. Время его правления вошло в историю как время реформ и перемен. В детстве его воспитывал Жуковский; прививал любовь к народу:

    «Владычествуй не силой, а порядком. Истинное могущество государя не в силе его воинов, а в благоденствии народа. Люби сой народ. Без любви царя к народу – нет любви народа к царю».

    Манифест об отмене  крепостного права.

    • Что давал манифест крестьянам?
    • Крепостное право отменяется навсегда +
    • Личная свобода +
    • Земля у помещиков, крестьянские наделы –
    • Наделы выкупать. -

            

    Собрать поговорку: Земельки дали мало, да за большие деньги.

            Получив свободу, многие уходили в города и становились наёмными рабочими          Промышленность           Ж/дорога.

            Артели: коробейники, бурлаки, плотники, охотники.

    Третья творческая группа готовит вопросы для оппонентов, связанные со следующей страницей истории

                                    Военная реформа.

    1. Как служили до реформы?
    2. Что плохого было в рекрутской службе?
    3. Что давала новая реформа?

    Пользу Отечеству приносили не только ратным трудом, но и мирными путями: открытиями, достижениями

    Слайд № 7

    Жуковский

    Слайд № 8

    Карамзин

    Имена Пушкина, Лермонтова, Жуковского навсегда вписаны в страницы истории. Их имена знают во всем мире. К талантливейшим именам мы по праву можем приписать и имя Карамзина, о котором Пушкин сказал: «Первый историк, последний летописец».

    Блиц турнир О каких событиях эти строки?

    Мы долго, молча отступали

    Досадно было, боя ждали,

    Ворчали старики…

    Что ж мы на зимние квартиры

    Не смеют что ли командиры

    Чужие изорвать  мундиры о русские штыки?

            И только небо засветилось

    Всё шумно вдруг зашевелилось

    Сверкнул за строем строй…

            Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головой.

    Не праздник, не приёмный дар,

    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою…

    Тюрьма мне – в честь – не в укоризну,

    За дело правое я в ней

    И мне ль стыдиться сих цепей,

    Когда ношу их за Отчизну.

    Самостоятельная работа:

    Кроссворд.

    Оценка работы учащихся: подсчет баллов

    Итог урока: обобщение материала по ленте времени (ученики расставляют стрелки с датами и именами исторических героев).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

    Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...

    Ядовитые грибы. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

    Презентация к уроку окружающего мира "Ядовитые грибы". УМК "Школа России". 3 класс...

    Съедобные грибы. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

    Презентация к уроку окружающего мира "Съедобные грибы". УМК "Школа России". 3 класс...

    Зерновые культуры. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

    Презентация к уроку окружающего мира "Зерновые культуры". УМК "Школа России". 3 класс...

    Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

    Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

    Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

    Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...