Главные вкладки

    Звёздное небо. Солнечная семья.
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

    Трофимова  Татьяна Дмитриевна

    Методическая разработка и презентация к уроку по теме "Звёздное небо. Солнечная семья" по окружающему миру. 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvyozdnoe_nebo._solnechnaya_semya.rar1.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Трофимова Татьяна Дмитриевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ № 7

    Г. Лениногорска РТ

    Разработка урока окружающего мира во 2 классе.

    Урок № 35 ( в разделе «Мы – жители Земли» первый)  по УМК «Начальная школа ХХI века».    

    Тема:   Звёздное небо. Солнечная «семья».

    Цель: знакомство с типами звёзд, с особенностями самой ближней звезды – Солнце, планетами Солнечной системы.

    Задачи:

     1)обучающие – формировать знания о Солнце как звезде, главе большой Солнечной «семьи», о планетах солнечной системы, их особенностях, познакомить с тем, что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох, закрепить умение вести диалог на заданную тему;

    2)развивающие – развивать общую культуру и эрудицию ребёнка, расширять его кругозор, обогащать его знания о возникновении науки, роли искусства в жизни людей, развивать воображение и фантазию учащихся;

    3)воспитывающие – воспитывать  интерес к изучению окружающего мира,  способность давать  адекватную оценку своей учебной деятельности (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала).

    Тип урока: изучение новых знаний.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

    Оборудование: учебники и рабочие тетради, ПК учителя, мобильный  класс (ПК ученика с программным обеспечением  «Конструктор урока. Академия младшего школьника» ), презентация к уроку, ЦОР (видеофильм) системы «Электронное образование в РТ», портрет учёного Николая Коперника, толковый словарь.

    Литература:  

    1. Учебник «Окружающий мир. 2 класс», 2 часть. Автор Н.Ф. Виноградова (стр.6-12)
    2. Рабочая тетрадь №2 «Окружающий мир. 2 класс». 2 часть. Автор Н.Ф. Виноградова (стр.3)

    Структура и ход урока.

    Этап урока

    Деятельность учителя.

    Деятельность ученика.

    I. Организационный. 

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Учащиеся демонстрируют свою готовность к уроку – наличие учебника и тетради, нетбука и т.д.

    1.Сообщение темы урока и постановка целей урока.

    Выбор девиза урока.

    Загадка:    на слайде 1

    По тёмному небу рассыпан горошек

    Цветной карамели из сахарной крошки,

    И только тогда, когда утро настанет,

    Вся карамель та внезапно растает.         (звёзды)

    (на слайдах 2-3 тема урока и пословица «Чем больше знаешь, тем больше можешь»  как девиз урока)

    Учащиеся разгадывают загадку и определяют для себя задачу – познакомится со звёздами, Солнцем и планетами Солнечной системы.

    Учащиеся объясняют пословицу, связывают её со своей жизнью.

    II. Актуализация знаний.

    1. Учебный диалог Почему люди смотрят на звёзды?»

    2)Работа по нетбукам по программе «Академия младшего школьника». Игра «Реши анаграмму».

    (Окр. мир – 32. Упр. 4, строчка 61. Объекты Солнечной системы)

    Слайд 4.

    1)Учитель организует учебный диалог, помогает сделать вывод о том, что человек отличается от всех других живых существ нашей планеты способностью удивляться, восхищаться, проявлять любознательность и фантазию.

    2)Учитель предлагает разгадать анаграммы:

    а) Среди поля голубого                  яркий блеск огня большого.

    б) Украшает ночную синь серебристый апельсин.

    1)Дети размышляют, высказывают своё мнение о том, почему люди смотрят на звёздное ночное небо, пишут стихи о солнце и звёздах, сочиняют «звёздную» музыку.

    2)Учащиеся работают индивидуально 1 мин. и разгадывают слова Солнце и Луна.

    III. Работа по теме урока.

    1.Рассказ учителя «Какие бывают звёзды?»

    Слайды 5-8

    Учитель знакомит с разнообразием звёзд, даёт определение звезды как огромного раскалённого светящегося шара, рассказывает  о типах звёзд по размеру и цвету.

    Учащиеся высказывают свои первоначальные знания по теме, слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.

    2. Работа с учебником для первичного закрепления.

    Стр.6-7.

    Учитель предлагает прочитать научный текст по данному вопросу.

    Дети читают статью «Звёздное небо», рассматривают рисунок, объясняют деление звёзд на группы по размеру и силе свечения, т.е. температуре

    звезды.

    3. Самостоятельная работа в рабочей тетради на печатной основе с.3 задание №1.

    Учитель просматривает, контролирует выполнение задания – разбить звёзды на группы.

    Учащиеся выполняют задание.

    Проверяют по ответу одного из одноклассников.

    Физминутка для глаз.  (проводит ученик)

    4.Путешествие в Солнечную систему.

    (Учителю

     Начальная школа

     ЦОРы

     Природоведение. Солнечная система.

    https://edu.tatar.ru/cor/138)

    5. Коллективная работа по учебнику. Чтение научной статьи о Солнце и планетах. Стр.7-8.

    Учитель предлагает отправиться в путешествие по Солнечной системе. Нацеливает на внимание - потом необходимо назвать членов Солнечной «семьи».

    Учитель помогает при осуждении прочитанного, задаёт вопросы:                                   -Сколько планет в Солнечной системе?                                                                 – Каковы размеры Солнца?                 – Каково значение Солнца для нашей планеты?

    - Какие существуют пословицы о Солнце? Что они означают?

    Дети целенаправленно просматривают и прослушивают видеофильм – 4мин. Затем перечисляют названия планет Солнечной системы и спутника Земли – Луну.

    Учащиеся прочитывают статью, делятся впечатлениями по теме, отвечают на вопросы. Называют народные пословицы о солнце и объясняют их смысл. Солнце встало – всем принесло радость. Солнце встаёт, так и день настаёт. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

    Физминутка «Пляска»  с музыкой.        (гиперссылку  см. в приложении )

    IV. Закрепление темы урока

    с использованием дополнительного познавательного материала.

    1.Игра «Угадай-ка».

    (слайды 9-10)

    Словарная работа.

    Учитель с 2 помощниками – подготовленными учениками предлагает угадать загадки:

    1) Чтобы глаз вооружить

    И со звездами дружить,

    Млечный путь увидеть чтоб

    Нужен мощный … телескоп

    2)Телескопом сотни лет

    Изучают жизнь планет.

    Нам расскажет обо всем

    Умный дядя …  астроном

    Дети разгадывают загадки, знакомятся с инструментом учёных – телескопом, со значением слова астроном по толковому словарю.

    2.Проблемная ситуация. Работа со статьёй и схемами в учебнике на стр. 10-11.

    Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос: «Как в древности люди представляли себе Вселенную?». Просит высказать своё мнение и какие-либо знания об этом.

    Учащиеся высказывают мнение, делятся своими знаниями об этом вопросе. Затем, работая с текстом и со схемой, получают общие представления о геоцентрическом и гелиоцентрическом теориях строения Вселенной.

    3.Виртуальное путешествие в прошлое. (слайд 11.)

    Рубрика «Картинная галерея».

    Учитель с помощником (подготовленным учеником) знакомит детей с величайшим учёным Николаем Коперником, рассказывает о его жизни и достижениях в науке, книге «О вращениях небесных сфер».

    Учитель обращает внимание детей на то, в какой позе изобразил художник учёного, о чём думает великий астроном, какие предметы его окружают, в какое время суток изображён Коперник.

    Дети воспринимают познавательный материал, высказывают мнение о том, что нужно обладать большой силой духа, чтобы во времена Коперника разрабатывать подобную теорию и писать об этом книгу.

     Знакомятся с картиной Я. Матейко «Астроном Николай Коперник».

    V. Проверка знаний учащихся по изученной теме посредством игрового задания.

     Тестирование юных

    астрономов.

     Работа по нетбукам по программе «Академия младшего школьника». Игра «Подбери определение».

    (Окр. мир – 32. Упр. 3, строчка 123. Определение некоторых характеристик космических тел)

    Учитель объясняет правила  игры по парам «Подбери определение», в ходе игры оказывает при необходимости  помощь – консультацию.

    Итог проверки выдаёт программа автоматически. Есть возможность исправить ошибки.

    Ученики работают по нетбукам парами 2 мин. Советуются и соединяют название объекта с его кратким определением.

    Плутон – самая маленькая планета.

    Сатурн – имеет кольца.

    Земля – планета, где мы живём.

    Меркурий – ближе всего к Солнцу.

    Юпитер – самая большая планета.

    Луна – спутник земли.

    Солнце – звезда.

    Венера – близкая к нам планета.

    V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Учитель предлагает всем подумать и определить, что узнал нового, чему каждый из них научился сегодня, и над чем ещё ему надо поработать.

    Дети высказываются с опорой на слова:

    - Я сегодня узнал…

    -Я сегодня научился…

    - Мне понравилось…

    - Но мне ещё надо…

    VI. Домашнее задание.

    Учитель предлагает по выбору:

    1) по учебнику с.6-12 прочитать, ответить на вопросы;

    2) придумать фантастическую историю про звёздное небо.

    Ученики по выбору записывают задание в дневник.

    Приложение.     Перечень используемых на данном уроке ЦОР.

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Учителю

     Начальная школа

     ЦОРы

     Природоведение. Солнечная система.

    ЦОР

    видеофильм

    Демонстрация на экране

    https://edu.tatar.ru/cor/138

    2.

    Масько Л.Г. Электронные физминутки.

    Физминутка

    «Пляска»

    презентация

    полярис                                                                   http://lgmasko.ucoz.ru/blog/ehlektronnye_fizminutki/2009-09-10-4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру во 2 классе "Звёздное небо"

    Урок по предмету "Окружающий мир" во 2 классе "Звёздное небо" по программе "Школа России". Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях; воспитывать наблюдательность, развивать мышление....

    Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "Звёздное небо"

    В презентации размещены тесты по теме  «Неживая и живая природа», «Явления природы», «Как измеряют температуру?»,«В гости к осени»  для проверки домашнего задания ....

    Презентация "Звёздное небо".

    Презентация подготовлена к уроку по теме: "Твоё первое знакомство со звёздами" (УМК "Начальная школа XXI века")...

    Конспект урока "Звёздное небо" 2 класс

    Методическая разработка урока по курсу "Окружающий мир"  для 2 класса, УМК "Школа России". На уроке используются: мультимедийный проектор,CD проигрыватель, атласы-определители "От земли до неба"....

    Презентация "звёздное небо"

    Презентация небольшая предназначена для знакомства детей с видами звезд, созвездий картой севернго полушария звездного неба....

    Окружающий мир 2 класс. Тест по теме:"Звёздное небо. Солнечная система"

    Тест для учеников 2 класса,УМК Планета Знаний,  закрепляющий знания материала по  теме" Звёздное небо. Солнечная система"...