Осень на пороге
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Виловская Светлана Ивановна

 

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Тема урока «Осень на пороге»

Учебник «Мир вокруг нас», автор А.А. Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka_osen_na_poroge.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Тема урока «Осень на пороге»

Учебник «Мир вокруг нас», автор А.А. Плешаков.

Цели урока:

Обучающая – познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой;

Развивающая – развивать интеллект, логическое мышление,  творческое воображение, внимание, наблюдательность, способствовать формированию экологической и эстетической культуры;

Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к природе на примерах, связанных с охраной животного и растительного мира, воспитание адаптивных качеств личности.

Задачи урока:

  1. Обобщение знаний детей о растительном и животном мире;
  2. Установление  взаимосвязи элементов живой и неживой природы;
  3. Формирование интереса к изучению природы.

Комментарий- пояснение

Мультимедийная презентация разработана в редакторе PowerPoint. На диске содержится презентация для PowerPoint 2003 года.

Слайды и действия на слайдах сменяются по щелчку мыши. В плане-конспекте урока отмечены слайды, соответствующие каждому этапу урока. В  конспекте урока выделены полужирным шрифтом места перехода с одного слайда на другой.

Преимущество данной презентации заключается в том, что:

  1. Презентация сопровождает все этапы урока.
  2. Презентация дает возможность наглядно показывать изображения элементов живой и неживой природы, избавляет от необходимости использовать на доске громоздкие картинки и иллюстрации, дает возможность сразу же закрепить полученные знания с помощью всевозможных эффектов на слайдах.
  3.  При использовании презентации гармонично сочетаются различные формы  и методы работы: наглядный, т.е. показ иллюстраций с изображением элементов живой и неживой природы, фронтальный опрос, игровые технологии, словесный метод и др.

Для использования проекта необходимо:

  1. Компьютер с установленным пакетом Microsoft Office, в частности, компонентом PowerPoint версии 2003 года.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Заранее заготовленные карточки с изображением элементов живой и неживой природы на столах у каждого ученика.
  5. Заранее заготовленные карточки на доске со словами, обозначающими признаки осенней и летней погоды.
  6. Элементы методики Базарного («восьмёрка» на потолке) для проведения гимнастики для глаз и снятия мышечного напряжения; эфирное масло пихты для проведения ароматерапии, музыкальное сопровождение с аудиозаписями звуков леса, голосов птиц, произведениями Чайковского «Времена года. Осень»  - для использования здоровьесберегающих технологий.

Источники информации:

  1. Учебник «Мир вокруг нас», авторы А.А. Плешаков/
  2.  Иллюстративный материал.
  3. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас. 2 класс» Казакова О.В. и др. (серия «В помощь школьному учителю»)                       

Ход урока

1 слайд. Парад слайдов «Осень»

Сегодня урок окружающего мира. Тема нашего урока…

Щелчок 1 слайд  «Осень на пороге»

                - Какие главные явления природы в жизни лиственных деревьев и кустарников происходят осенью?    (листопад)

 - Назовите причины листопада. (Давайте вспомним – с.31почитать 2 обзац) Читаем вслух.

- Каковы же причины листопада?(понижение температуры воздуха и почвы)

- Зачем деревья сбрасывают листья? (уменьшить плрщадь испарения и избавиться от вредных веществ)

Сейчас я предлагаю Вам  вспомнить, какие изменения происходят в жизни  лиственных деревьев и кустарников  и ответить  «Верны ли утверждения?» приготовьте квадраты. Напоминаю, зелёный цвет – Вы согласны, красный - нет

                2 слайд Работа в слайде

 3 слайд

- Только ли в жизни растений происходят изменения?

Щелчок в 3 слайде

Сегодня на уроке мы должны с Вами чётко выяснить для себя, как зимуют животные. Скажу Вам по секрету – не все взрослые знают об этом.

-Какие группы животных Вы знаете?

4 слайд

-Сегодня мы поговорим только о некоторых группах животных.

2 щелчка в 4 слайде (изменение цвета, исчезновение слов)

- От чего будут зависеть изменения в жизни животных осенью?

- Расскажите, что вы знаете о том, как разные животные готовятся к зиме.

5 слайд барсук - СООБЩЕНИЕ

-А кто знает, как готовится к зиме барсук? Об этом животном нам расскажет …..(ф.и..)

-Чем питается барсук?

Щелчок в 5 слайде  барсук

              - Зимой он сможет добыть такой корм?

-…., повтори, как барсук готовится к зиме?

Запомним это

Следующий зверь, о котором мы сегодня говорим, это …

6 слайд(видео)  лиса

Посмотрим видеоролик.

- Чем питается лисица?

Щелчок в 6 слайде (лиса)

- Как вы думаете, сможет ли этот зверь добыть себе пищу зимой? 

- Сделайте вывод, как она готовится к зиме?(шуба, не делает запасы)

Щелчок в 6 слайде (лиса)

-Как называется это явление?

7 слайд

– Кто видел белку?

- Чем питается этот зверёк?

Давайте проверим Ваши ответы.

1 щелчок в 7 слайде (видео)

- Что может белка сохранить на зиму?

2 щелчок в 7 слайде (видео)

- Что может добыть зимой?

               - Расскажите, как белка готовится к зиме?(шубка, запасы??)

Проверим.

3 щелчок в7 слайде (текст)

-У какого животного детёныша называют листопадничком?

Посмотрим видеосюжет.

8 слайд заяц-беляк (видео)

- Что нового узнали?

- Найдите в тексте, как готовятся к зиме зайцы? (линька)

1 щелчок в 8 слайде

- Как Вы думаете, надо ли зайцу делать запасы?

- Проверим.

2 щелчок в 8 слайде

Сейчас мы послушаем Соню, она нам расскажет об одном из представителей отряда грызунов.

9 слайд ондатра   !!!!!!! Анимация

- Сделайте вывод, как ондатра готовится к зиме?

. – Назовите, о каких животных мы сейчас говорили?

- К какой группе животных относятся (Звери)

- Разделите этих животных на группы по тому, как они готовятся к зиме.

-На какие группы будем делить?

                 10 слайд (Делают запасы, усиленно питаются-накапливают жир, не делают запасы)

                 При делении животных на группы дети заносят данные в таблицу (у каждого распечатка)

                 - В какую группу отнесём барсука? Лисицу? Белку? Зайца? Ондатру?

                 Физминутка

                 Давайте узнаем, как изменится жизнь у других животных с приходом осени. Когда мы             будем говорить о каком-либо животном, Ваша задача – определить к какой группе оно относится и записать в таблицу.

                Следующий наш гость сегодня…

 11 слайд  лягушка

- К какой группе животных отнесём лягушку?

Послушаем, что нам расскажут об этом земноводном.

1 щелчок в 11 слайде(звук) лягушка(до слов «Зимуют обычно на дне… болот»

                - Как зимуют лягушки? Что Вы узнали нового?

               2 щелчок в 11 слайде

               - Почему они впадают в спячку?

               - Раз впадает в спячку, запасы нужны?

                3 щелчок в 11 слайде

               Это характерно и для других представителей этой группы.

                Запишите это земноводное в таблицу.

Следующее животное о котором мы с Вами поговорим – это…

   12 слайд гадюка

- К какой группе животных отнесём гадюку?

- Давайте послушаем.

   Щелчок в 12 слайде(звук) гадюка

- Чем питаются гадюки?

   Щелчок в 12 слайде  гадюка !!!!!!Анимация

               - Смогут ли змеи добывать себе пищу зимой?

               - Как готовятся змеи к зиме? (ищет нору, впадают в спячку)

                Это характерно и для других представителей этой группы

                 - Запишите это пресмыкающееся  в таблицу.

 13 слайд божья коровка

- К какой группе животных отнесём этого представителя?

1 щелчок в 13 слайде  божья коровка

Прочитайте сообщение, записанное на экране.

- Что  интересного узнали о божьей коровке?

- Что неожиданно?

- Как божьи коровки готовятся к зиме?

2 щелчок в 13 слайде  божья коровка

              Так зимует один из представителей мира насекомых.

              - Запишите это насекомое  в таблицу.

14 слайд кузнечик

- К какой группе животных отнесём этого представителя?

- Как Вы думаете, как зимует кузнечик?

- Проверим

Щелчок в 14 слайде кузнечик

- Запишите это насекомое  в таблицу.

  1. слайд  бабочка

-Это насекомое Вы, конечно узнали.

Давайте послушаем.

15  слайд(звук) бабочка

              -Сделайте вывод, как бабочка готовится к зиме?

              - Запишите это насекомое  в таблицу.

                Редкая бабочка живёт так долго, многие живут одно только лето.

16 слайд(как №9)

Давайте теперь проверим, в какие столбики Вы отнесли  наших оставшихся животных.

- Куда Вы отнесли лягушку? Гадюку? Кузнечика? Божью коровку?

. Посмотрите на 3 группу.

- Как Вы думаете, можно ли разделить этих животных на группы?

-  По каким признакам? (активный образ жизни, в спячку

Откройте с.34 №1 и возьмите  простой карандаш. Прочитайте текст и отметьте в нём, что изменяется в жизни животных осенью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

17 слайд (таблица)

- Какие же изменения происходят в жизни животных осенью?

- Сейчас колонка у стены получит задание: она должна узнать и рассказать нам «Какие насекомые и почему могут проснуться поздней осенью?»  с.36 №5

- А мы поговорим о птицах.

- Происходят ли у них какие-либо изменения в жизни?

Следующий урок будет посвящён птицам.

18 слайд - домашнее задание

Я предлагаю задание по желанию: в течение недели подготовить сообщение о зимующих и перелётных птицах. Желающие могут прочитать список и выбрать себе тему сообщения.

            Список птиц:

  1. Оседлые (сойка)
  2. Кочующие (свиристель)
  3. Перелётные (трясогузка)

               Д/з для всех с.35 №4

                  – Почему же насекомые могут проснуться поздней осенью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Праздничный стол объединяет народы.Гость на пороге - радость в доме."

Всем известно, что существуют общечеловеческие ценности, которые разделяют люди разных национальностей. Это человеческая жизнь, добро, любовь к ближнему, знания, культура. Мы должны научить наших дете...

"Когда сентябрь у школьного порога"

Сценарий линейки Первого звонка....

Открытое занятие "Гости на пороге"

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть пристным в застольном общении. ...

Презентация "Осень на пороге" для детей с ОВЗ.

Материал в презентасии систематезирован Подается от простого к сложному. Подхидит для использования на уроках в классах "особый ребенок"...

Консультация для родителей на тему ПДД в осенний период: «Осень на пороге – будь внимателен ты на дороге».

Консультация для родителей на темуПДД в осенний период:«Осень на пороге – будь внимателен ты на дороге». Вот так неожиданно после неимоверной жары пришла осень с прохладной пого...

Конспект по литературному чтению "Осень на пороге Н.И. Сладков" 2 класс

Это конспект по литературному чтению для 2 класса...

конспект урока по литературному чтению 2 класс Н.И.Сладков "Осень на пороге"

Конспект урока для 2 класса по литературному чтению...