конспект урока по литературному чтению 2 класс Н.И.Сладков "Осень на пороге"
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Конспект урока для 2 класса по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lit-ra_12.10.23g.docx97.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Начальная школа 21 века» 2 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Место: школа № 5 города Черняховска

Класс: 2 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Н.И. Сладков “Осень на пороге”

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия,

понимания идейного содержания и специфики текста сказки «Осень на пороге», для умения давать характеристику героям, образам, определять жанровые особенности сказки.

Задачи:

Дидактические: способствовать знакомству учащихся с произведением Н.И. Сладкова, совершенствовать речь , технику чтения, умения высказывать свои мысли;

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, словесно-логического мышления, фантазии; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать;

Воспитательные: привить любви к русской поэзии, к окружающему миру, природе;

Здоровьесберегающие: соблюсти СанПин, гигиенические условия в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;

Метапредметные:
Формирование универсальных учебных познавательных действий:

1) Базовые логические действия: сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения, устанавливают аналогии; определяют существенный признак для классификации, классифицируют предложенные объекты; устанавливают причинно-следственные связи в различных ситуациях, делают выводы

2) Базовые исследовательские действия: с помощью педагога формулируют цель, планируют изменения объекта, ситуации; формулируют выводы и подкрепляют доказательствами на основе проведённого сравнения, проведённой классификации.

3) Работа с информацией: выбирают источник получения информации; распознают достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способом её проверки; анализируют и создают текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Формирование универсальных учебных регулятивных действий:

1) Самоорганизация: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

2) Самоконтроль: устанавливают причины успеха/неудачи учебной деятельности; корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.

Формирование универсальных учебных коммуникативных действий:

1) Общение: воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; признают возможность существованию различных точек зрения; корректно и аргументированно высказывают своё мнение; строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

2) Совместная деятельность: проявляют готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполняют свою часть работы.

Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают сказку, выделяют жанровые особенности, отвечают на вопросы и оценивают друг друга, понимают смысл прочитанной сказки.

Тип урока: открытие новых знаний;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная;

Основные образовательные ресурсы урока: проектор, презентация.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

1) Приветствие

У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

У.: Проверьте, всё ли готово у вас к уроку?

- Молодцы! Теперь мы готовы начать наш урок.

3) Мотивация

У.: Наш урок я хочу начать с одного замечательного выражения: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» как вы понимаете её смысл?

О.: Сказка- это вымысел, небылица, но в каждой сказке есть поучение, совет, намёк на то, чего делать не стоит, а что нужно запомнить.

У.: Верно, сказки практически всегда носят поучительный характер. Скажите, все ли любят сказки?

О.: Да.

У.: Почему вы так думаете?

О.: Сказки любят все, потому что в них есть магия, в них есть то, о чём в реальной жизни можно только мечтать.

У.: Верно.

4) Актуализация:

У: Ребята, напомните мне каким было ваше домашнее задание на этот урок?

О: выучить наизусть 1 из 2-х стихотворений

У: хорошо, кто-нибудь хочет рассказать?

О: *выходят 3 ученика и рассказывают стихотворение*

Критерии оценки стихотворения:

Оценка «5» - хорошо знает текст стихотворения, рассказывает выразительно, без ошибок, без подсказок, без искажения слов, громко, четко, внятно, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор. Чтение выразительное, эмоциональное, смог(ла) в достаточной мере использовать средства выразительности.

Оценка «4» – хорошо знает текст стихотворения, рассказывает выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, но не всегда соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.

Оценка «3» - плохо знает текст стихотворения, рассказывает не всегда выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не всегда соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.

Оценка «2»- не знает текст, рассказывает невыразительно, тихо, не внятно. Нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст или не выучил(а). Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.

6) Открытие темы.

У: Сегодня к нам в гости прилетел ворон, посмотрите на слайде, он принес нам какой-то набор букв. Нужно помочь ворону долететь в свое гнездо, для этого давайте вместе соберем знакомое вам слово. О, Ш, С, Ю, Е, Р, Н, В, А, Ь. Зачеркните 5 букв, чтобы найти слово и помочь ворону долететь в свое гнездо. Последовательность букв менять нельзя.

У: Какое же слово у нас получилось?

О: Осень.

У: Посмотрите, ворон хочет, чтобы вы рассказали ему об осени то, что знаете сами, видимо, он не знает об этой прекрасной поре. Давайте составим осенний кластер, вы мне рассказываете то, что знаете об осени по одному человеку.

У: «Ассоциативное солнышко»
- Что вы знаете об осени? Что происходит осенью в природе?

О:

У: Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»:

вспомним...

познакомимся…

будем учиться…

У: Сегодня на уроке мы вспомним отличительные особенности жанра сказки, познакомимся со сказкой Николая Ивановича Сладкова “Осень на пороге”. Будем учиться правильно читать, анализировать произведение, творчески мыслить, самостоятельно работать.

У: Какие отличительные особенности сказки?

О: Отличительные особенности сказки:

  1. Есть зачин - начало и конец;
  2. Животные разговаривают;
  3. Борьба добра со злом;
  4. Повторы (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);
  5. Наличие волшебства;
  6. Содержит поучительный урок (Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок).

У: какие вы знаете виды сказок?

О: народные и авторские

У: Как вы думаете в чем разница народных и авторских сказок?

О: Авторские были написаны кем-то, то есть имеют автора, а народные были придуманы народом и не имеют автора.

7) Работа по теме урока.

У: Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове?

О: Размышляют.

У: Николай Иванович Сладков - детский писатель, автор более 60 книг, обратите свое внимание на портрет.

С детства он очень любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекся охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой (вид фотографии, объектом съемки в котором являются птицы, животные, насекомые в естественных природных условиях). Много путешествовал, эти путешествия отражены в книгах.

Много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов, воспитания бережного отношения к природе.

8) Словарная работа.

У: В этой сказке вы встретите незнакомые вам слова. Давайте разберем вместе. Посмотрите на слайде.

Беспробудный сон — это очень крепкий сон.

Перелетные птицы — это птицы, которые улетают в теплые края.

Оседлые — это птицы, которые не улетают в теплые края в теплые края, а остаются зимовать на Родине.

Пуховые телогрейки — это обрастание толстым слоем пуха.

Шелушить — это снимать, отделять внешнюю оболочку.

У: Ребята как вы понимаете выражение “осень на пороге”?

О: Лето почти закончилось, вот-вот наступит осень.

У: Проанализируем картинку к сказке, открываем учебник на стр. 45. Ребята, что изображено на этой картинке?

О: Осенний пейзаж. Деревья в золотистом уборе, речка, небо, поля.

Речевая разминка:

У: Ребята перед чтением нам необходимо размяться, на слайде вы видите скороговорку , сначала в медленном темпе прочитаю я , а потом мы все вместе

«Шёл Егóрка по пригóрку и учил скороговóрку.

Он учил скороговóрку про Егóрку и про гóрку»

У:.А теперь я прочитаю эту же скороговорку , но уже в быстром темпе , в потом мы также вместе попробует произнести ее.

9) Первичное чтение.

У: Перед прочтением я задам вам вопросы, на которые вы должны будете ответить после прочитанного. О чем говорится в сказке? Кто является главными героями?

У: Сначала я прочитаю вам, а потом вы должны будете ответить на вопросы.

У: О чем говорится в сказке?

О: О животных и птицах, которые готовятся к осени.

У: Кто является главными героями?

О: Ворон, лесные жители (белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши, птицы.)

10) Физкультминутка.

И.п. - сидя.

1 - голову наклонить вправо.

2 - и.п.

3 голову наклонить влево.

4 - и.п.

5 - голову повернуть направо.

6 - и.п.

7 - голову повернуть налево.

8 - и.п.

Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

11) Вторичное чтение.

Откройте учебник на стр. 43, давайте прочитаем сказку еще раз цепочкой.

12) Анализ произведения.

У: Что же делают животные, когда наступает осень?

О: Меняют шерсть на более теплую, прячутся в своих норах, уходят в спячку, улетают в теплые края, делают запасы на зиму.

У: Что ответили ворону белки, зайцы, лисицы.

О: Зачитывают с учебника. “Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!”

У: Кто прячется с приходом осени?

О: Барсуки, еноты.

У: Куда они прячутся?

О: В теплые норы.

У: Кто засыпает “беспробудным сном”?

О: Ежи, летучие мыши.

У: Кто в теплые края улетает?

О: Перелетные птицы.

У: А какие птицы остаются зимовать?

О: Оседлые птицы.

У: Получилось ли у ворона напугать зверей и птиц?

О: Нет.

У: Почему?

О: У Ворона не получилось напугать зверей и птиц, потому что они готовы к приходу осени.

13) Работа в парах.

У: Ребята, а где живут животные, про которых рассказано в сказке?

О: В лесу

У: А вы когда-нибудь ходили в лес ?

О: Да

У: А знаете ли вы правила поведения в лесу ?

О: Да

У: Давайте поработаем в парах, вашим заданием будет подумать и правильно разложить листики с правилами поведения на природе, чтобы ей не навредить

14) Работа в рабочих тетрадях.

У: Открываем рабочие тетради на стр. 21 и выполним упражнение под номером 2.

У: Ребята кто ответил , что ворон «умный» , почему вы так ответили ? (так со всеми тремя вариантами ответов)

15) Рефлексия.

У: Ребята наш с вами урок подходит к концу, подведем итог. Ответьте, чему учит сказка Н.И. Сладкова “Осень на пороге”?

О: Произведение учит любить каждую пору года, в том числе и осень. Учит быть готовыми к любым неожиданностям.

У: Какова главная мысль сказки?

О: Главная мысль сказки в том, что к зиме нужно готовиться заранее.

У: Ребята давайте вспомним какие задачи мы ставили в начале урока и посмотрим выполнили ли мы их.

вспомним...

познакомимся…

будем учиться…

У: Ребята, давайте оценим свою работу на уроке, у меня в коробочке лежать красные, желтые и зеленый листики, красные листики берут те, кому не понравился урок и ему ничего не было понятно, желтые листики берут те, кому понравился урок, но что-то осталось непонятным, а зеленые те, кому понравился урок и ему все было понято.

16) Домашнее задание.

У: Составление рассказа об осени
- Составьте рассказ, используя такие слова и словосочетания: пришла осень, небо серое, редко ласкает солнышко, тучи плывут, в небе кружатся листья, холодно, крики птиц, стаи журавлей, гусей, звери готовятся, белочка, орешки, ежик, медведь засыпают.

17) Завершение урока.

У.: Ребята, урок с вами мне очень понравился, мы все большие молодцы, что работали активно, и дружно! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...