Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс автор А.А.Плешаков
    рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме

    Иванова Ольга Викторовна

    Рабочая программа по окружающему миру  3 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir.docx38.65 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                      ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

    ДЛЯ 3 КЛАССА

    Общее количество часов – 68 (2 ч. в неделю)

    Основание для разработки программы:

    1. Государственный стандарт общего образования
    2. Базисный учебный план
    3. Учебный план школы
    4. Примерная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ

          5.   Авторская программа    А.А.Плешаков

    Автор-составитель: Иванова О.В.

               

                                ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

                             Пояснительная записка

                       

    Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру , Примерной программы  начального общего образования по окружающему миру  для образовательных учреждений с русским языком обучения и авторской  программы А.А.Плешакова ( Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы( 1-4). М.: Просвещение, 2008 ) Данная программа  рассчитана на 2 учебных часа .

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

             Данный учебный предмет имеет экологическую направленность, которая определена актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

                    Цель курса – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

             Задачи:

    1. Формирование ценностно -окрашенного образа окружающего мира;
    2. Формирование личностных качеств культурного человека;
    3. Развитие чувство сопричастности к жизни природы и общества;
    4. Воспитание любви к своей Родине, малой Родине;
    5. Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
    6. Развитие интереса к познанию самого себя.

    Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

    Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

    Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

    Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

    Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

       В соответствии с учебным планом школы общее количество часов составило- 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 7 часов, экскурсий - 2 часа. 

                                   I четверти - 17.

                                   II четверти - 14.

                                   III четверти - 20

                                    IV четверти - 17.

                                               Основное содержание

                                               III КЛАСС (68 ч)

                                  Как устроен мир (7 ч)

    Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

    Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

    Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

    Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

    Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

    Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

                           Эта удивительная природа (19 ч)

    Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

    Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

    Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

    Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

    Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

    Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

    Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

    Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

    Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

                                    Мы и наше здоровье (8ч)

    Организм человека. Органы и системы органов.

    Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

    Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

    Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

    Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

    Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

    Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

                                     Наша безопасность (8 ч)

    Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

    Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

    Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

    Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

    Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

    Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

                                     Чему учит экономика (12 ч)

    Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

    Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

    Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

    Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

    Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

    Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

    Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

                          Путешествие по городам и странам (14 ч)

    Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

    Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

    Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

    Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

    Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

    Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

             

                Тематическое планирование

    вид работы

    I четв

    II четв

    III четв

    IV четв

    итого в год

    экскурсия

    1

    -

    1

    -

    2

    практическая

    1

    2

    2

    2

    7

                    Основные требования к знаниям и имениям  

                      обучающихся  по окружающему миру

                                           К концу 3 класса учащиеся должны знать:

    1. человек — часть природы и общества;
    2. что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
    3. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
    4. взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
    5. взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе;
    6. строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
    7. правила гигиены; основы здорового образа жизни;
    8. правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
    9. потребности людей; товары и услуги;
    10. роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
    11. некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

                                       Учащиеся должны уметь:

    1. распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
    2. проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
    3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
    4. выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
    5. выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
    6. владеть элементарными приемами чтения карты;
    7. приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

    № п/п

           Содержание учебного материала

    Количество часов

    Дата план.

    Дата

    факт.

                          Как устроен  мир

    Природа

    Человек

    Общество

    Мир глазами эколога

    Природа в опасности

    Природа вокруг нас ( экскурсия)

    Природе нужна твоя помощь ( практическое занятие)

                      Эта удивительная природа

    Тела, вещества, частицы

    Разнообразие веществ

    Воздух и его охрана

    Вода

    Превращение и круговорот воды

    Берегите воду!

    Как разрушаются камни

    Что такое почва

    Разнообразие растений

    Солнце, растение и мы с вами

    Размножение и развитие растений

    Охрана растений

    Разнообразие животных

    Кто что ест

    Невидимая нить и невидимая пирамида

    Размножение и развитие животных

    Охрана животных

    В царстве грибов

    Великий круговорот жизни

                               Мы и наше здоровье

    Организм человека

    Органы чувств

    Надежная защита организма

    Опора тела и движение

    Наше питание

    Дыхание и кровообращение

    Умей предупредить болезни

    Здоровый образ жизни

                        Наша безопасность

    Огонь, вода и газ

    Чтобы путь был счастливым         < н  >                                                                            

                                                              < к  >

    Дорожные знаки

    Опасные места

    О молниях, змеях, собаках и прочем

    Экологическая безопасность         < н  >                                                                            

                                                              < к  >

                       Чему учит экономика

    Для чего нужна экономика

    Три « кита» экономики

    Полезные ископаемые

    Растениеводство

    Животноводство

    Какая бывает промышленность

    Что такое деньги                             < н  >                                                                            

                                                              < к  >

    Государственный бюджет

    Семейный бюджет

    Экономика и экология                   < н  >                                                                            

                                                              < к  >

                Путешествие по городам и странам

     

    Золотое кольцо России                   < н >

                                                               < п >

                                                               < к >

    Наши ближайшие соседи

    На севере Европы                           < н  >                                                                            

                                                              < к  >

    Что такое Бенилюкс?

    В центре Европы

    Путешествие по Франции и Великобритании    < н >

                                                                                     < п >

                                                                                     < к >

    На юге Европы

    По знаменитым местам мира

    Что мы узнали и чему научились за год

    7

    19

    8

    8

    12

    14

                       Список используемой  литературы

    1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Москва « Дрофа », 2007г

    2.Федеральный базисный учебный план Москва « Дрофа », 2007г

    3. Примерные программы начального общего образования  Москва « Дрофа », 2007г

    4.  Авторская программа А.А.Плешакова –М.: Просвещение,2008.

    5.Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – 8 –е изд. – М.: Просвещение, 2009.

    6.Окружающий мир .3 класс. Рабочая тетрадь

    7.Окружающий мир . 3 класс . Тесты

    8.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2004, 320с.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...

    Рабочая программа по "Окружающему миру" 1 класс автор А.А.Плешаков 2011г.

    Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс автор А.А Плешаков по новым ФГОС...

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс автор А.А.Плешаков

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

    Рабочая программа по Окружающему миру в 4 классе (КРН, VII вида), автор А.А. Плешаков.

    Программа разработана для обучения детей с ЗПР и расчитана на 2 часа в неделю....

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Авторы:А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Система учебников "Перспектива"

    Программа содержит цели и задачи, нормативные правовые документы, на основании которых  разработана программа. Представлена общая характеристика учебного предмета,   ценностные ориентиры сод...

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" А.А. Плешаков

    Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа России". Автор А.А. Плешаков...