Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" А.А. Плешаков
    рабочая программа по окружающему миру ( класс) на тему

    Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа России". Автор А.А. Плешаков

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Старохуторская основная общеобразовательная школа»

    Валуйского района Белгородской области

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    учителей начальных классов

    _______________________

    Протокол № __  от

    «__» ____________2014г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    МОУ «Старохуторская ООШ»

    _______Дундукова В.И.

    «___ » __________2014 г.

    «Утверждаю»

    Директор МОУ «Старохуторская ООШ»

    _______Посохова Г.Г.

               Приказ № __

    от «___»  _______2014 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по окружающему миру

    на уровень начального общего образования

    (1-4 классы)

                                                                                                            Составитель: Папенко Ольга Викторовна

     

                                                                                         Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М. «Просвещение» 2011 г) и  авторской программы  А. А. Плешакова (М: Просвещение, 2011г.)

                                                                                                       Цели и задачи

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

    — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

    1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в   котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

    2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    3) формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    4) формировать  психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

    Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

    Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

    Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

    Рабочая программа составлена без изменений.

    Срок реализации программы 4 года        

     Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект системы «Школа России»:

    для 1 класса

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2011

    2. Плешаков А.А. Окружающий мир.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2  / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2011

    3. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир». В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012

    Для 2 класса

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2012

    2. Плешаков А.А. Окружающий мир.2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2  / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2012

    3. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир». В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012

    Для 3 класса

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 кл.: учеб .для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2013

    2. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 кл..: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2  / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2013

    3. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса «Окружающий мир». В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013

               

     Для 4 класса

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2014

    2. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 кла.: учеб.для  общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2  / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2014

    3. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир». В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014

    Формы организации учебного процесса

                Виды и типы уроков:

    • комбинированный урок;
    • контрольный урок;
    • открытие новых знаний;
    • обобщающий урок;
    • урок закрепления;
    • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
    • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
    • проведение фенологических наблюдений;
    • выполнение практических работ и мини-исследований;
    • моделирование объектов и процессов;
    • дидактические игры;
    • уроки в музее
    • уроки-путешествия;
    • уроки с элементами исследования;
    • кратковременные предметные экскурсии.

          Формы организации урока:

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;
    • индивидуальная работа;
    • работа в парах.
    • самостоятельная работа
    • контрольная работа

                                                           

                                                                 Общая характеристика учебного предмета

    Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

    • идея многообразия мира;
    • идея экологической целостности мира;
    • идея уважения к миру.

    Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

    Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

    Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

    В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

    В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

    Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

                                                          Описание места учебного предмета в учебном плане.

     На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч:

    1. класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

                                          Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

       Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

    • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                                Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

    13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

    При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

    1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                                           

                                                                                    Содержание программы учебного предмета

    1 класс     66 часов

    Введение  1 ч.

    Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.

    Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до  школы и правилами безопасности в пути.

    Что и кто?  20 ч

    Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

    Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

    Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

    Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

    Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

    Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

    Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

    Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.  Оценивание достижений по разделу. Проект « Моя малая Родина»

    Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

    Как, откуда и куда?  12 ч

     Как живет  моя семья?  Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

    Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.

    Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

    Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

    Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

    Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Оценка достижений по разделу. Проект «Моя семья».

    Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов  ухода  за  комнатными  растениями;   изготовление  простейшей кормушки для птиц.

    Где и когда?  11 ч

    Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

    Холодные и жаркие районы Земли.

    Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

    Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

    Одежда людей в прошлом и теперь.

           История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

    Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Оценка достижений по разделу. Проект «Мой класс и моя школа»

    Почему и зачем?   22 ч

    Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

            Почему  идет дождь  и  дует  ветер.  Роль дождя  и  ветра в жизни растений, животных, человека.

    Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

    Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

    Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

    Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

    Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

    Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

    Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

    Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

    Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

    Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

    Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

    Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли. Оценка достижений по разделу. Проект «Мои домашние питомцы»

    Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

    Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

    II КЛАСС  68 ч

    Где мы живем?  4 ч

    Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

    Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Проект «Родное село» Оценивание достижений по разделу

    Природа  20 ч

    Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

    Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

    Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

    Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

    От загрязнения.

    Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

    Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

    Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища   и   укрытие   для   животных;   животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

    Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

    Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Проект «Красная книга». Оценивание знаний по разделу

    Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

    Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

    Жизнь города и села   10 ч

    Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

    Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

    Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

    Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

    Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

    Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

    Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

    Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

    Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Проект «Профессии» Оценка результатов по разделу

    Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

    Здоровье и безопасность   9 ч

    Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

    Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

    Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

    Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

    Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Оценка достижений по разделу

    Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

    Общение   7 ч

    Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

    Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

    Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Проект «Родословная».  Оценка достижений  по разделу.

    Практическая работа: отработка основных правил этикета.

    Путешествия   18 ч

    Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

    ! Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

    Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

    Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

    Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

    Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Проект «Города России» оценка достижений по разделу.

    Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

    Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

    Что мы узнали и чему научились за год.

    III КЛАСС (68 ч)

    Как устроен мир (6 ч)

    Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

    Человек — часть природы,  разумное существо.  Внутренний мир человека.  Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

    Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

    Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.  Проект «Богатства отданные людям»

    Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

    Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

    Эта удивительная природа (18 ч)

    Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

    Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

    Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

    Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

    Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

    и др.).

    Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

    Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

    Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Проект «Разнообразие природы родного края»

    Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.

    Мы и наше здоровье (10 ч)

    Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение

    и гигиена.

    Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

    Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

    Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

    Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Проект «Школа кулинарии». Оценка достижений за 1 полугодие

    Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

    Наша безопасность (7 ч)

    Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

    Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

    Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

    Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Проект «Кто нас защищает»

    Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

    Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

    Чему учит экономика (12 ч)

    Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

    Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

    Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

    Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

    Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

    Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

    Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

    Путешествие по городам и странам (15 ч)

    Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

    Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

    Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

    Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

    Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Проект «Музей путешествий» оценка достижений за  2 полугодие

    Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

    IV КЛАСС (68 ч)

    Земля и человечество (9 ч)

    Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

    Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

    Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

    Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

    Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

    Природа России (10 ч)

    Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

    Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

    Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

    Родной край — часть большой страны (15 ч)

    Наш край на карте Родины. Карта родного края.

    Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

    Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

    Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

    Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

    Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Оценка достижений за 1 полугодие.  Проект по выбору.

    Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

    Страницы всемирной истории (5 ч)

    Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

    рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

    Страницы истории Отечества (20 ч)

    Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

    Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

    Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

    Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

    Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

    Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

    Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

    Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

    Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

    Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

    Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

    Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

    Современная Россия (9 ч)

    Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

    Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

    Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

    Многонациональный состав населения России.

    Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Оценивание результатов за 2 полугодие Проект по выбору

                                               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

    Разделы и темы

    Кол-во часов

    1 класс  (66 ч)

    1

    Задавайте вопросы!

    1

    2

    Что и кто?

    20

    3

    Как, откуда и куда?

    12

    4

    Где и когда?

    11

    5

    Почему и зачем?

    22

                                                            Всего

    66

    2 класс (68 ч )

    1

     Где мы живём

    4

    2

    Природа

    20

    3

    Жизнь города и села

    10

    4

    Здоровье и безопасность

    9

    5

    Общение

    7

    6

    Путешествия

    18

                                                                      Всего

    68

    3 класс (68 ч)

    1

    Как устроен мир

    6

    2

    Эта удивительная природа

    18

    3

    Мы и наше здоровье

    10

    4

    Наша безопасность

    7

    5

    Чему учит экономика

    12

    6

    Путешествия по городам и странам

    15

                                                                   Всего

    68

    4 класс (68 ч)

    1

    Земля и человечество

    9

    2

    Природа России

    10

    3

    Родной край – часть родной страны

    15

    4

    Страницы всемирной истории

    5

    5

    Страницы истории России

    20

    6

    Современная Россия

    9

                                                                                          Формы и средства контроля

    Формами контроля является текущая, промежуточная, итоговая аттестация.

     В первом классе весь год, во  втором классе четырехлетней начальной школы в первом полугодии исключена система балльного (отметочного) оценивания. Оценивание знаний обучающихся проводится со 2 полугодия 2кл., в 3 и 4 классах.

    Текущий контроль осуществляется в виде:

    • Фронтальный опрос
    • Беседа
    • Опрос в парах
    • Творческие задания
    • Тестирование
    • Защита проектов

    Промежуточный контроль:

    • Самостоятельная работа
    • Проверочная работа
    • Контрольная работа

    Итоговый контроль:

    -Тестирование

    -Контрольная работа

          -Комплексная работа

    Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

    • Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-диалог, в которой участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
    • Индивидуальный опрос.

    - Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

    -  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

    • Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

    - тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

    - индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

    - графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

    • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно - научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

    Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

    Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того,что усвоено на данном этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.

       Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.      Итоговый  контроль - 4 контрольные работы и итоговая комплексная работа проводится как оценка  результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.

    Рабочей программой предусмотрены:

    В 1 классе

    Экскурсии(6)

     1.Знакомство со школой.

      2.Что у нас под ногами?

     3. Знакомство с растениями цветника.

     4.Знакомство с работой почты.

     5.Что такое зоопарк?

     6.Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

     Практические работы(17)

    практическая работа№1: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

    практическая работа №2: в группе: находить у растений их части, показывать и называть

    практическая работа №3: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

    практическая работа №4: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

     практическая работа №5 в группе: определять деревья по листьям;

     практическая работа №6  в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя

    практическая работа №7: исследовать строение пера птицы;

    практическая работа №8: исследовать строение шерсти зверей;

    практическая работа №9: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку

    практическая работа №10 в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

     практическая работа №11 в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

    практическая работа №12 в паре: ухаживать за комнатными растениями;

    практическая работа №13 в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

     практическая работа №14 в группе: сортировать мусор по характеру материала;

     практическая работа в паре №15: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

    практическая работа в паре №16: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

     практическая работа в паре№17: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

    Проекты(4)

     №1. Моя малая Родина

     №2. Моя семья

     №3. Мой класс и моя школа

     №4. Мои домашние питомцы

     Метапредметная  контрольная работа(1)

      Во 2 классе

      Экскурсии (3 ):

      1.Осенние изменения в природе.

      2.Зимние изменения в природе.

      3.Весенние изменения в природе.

     Практические работы (5):

     1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

     2.Знакомство с горными породами и минералами.

     3.Приемы ухода за комнатными растениями.

     4.Приёмы ухода за животными живого уголка в соответствии с инструкцией

     5Определение сторон горизонта по компасу.

      Проекты (6):

     1. «Родное село»

     2.«Красная книга, или возьмём под защиту»

     3.«Профессии»

     4.«Родословная»

     5.«Города России»

     6.«Страны мира»

    Метапредметная  контрольная работа(1)

    В 3 классе

    Контрольные  работы «Проверим себя и оценим свои достижения»  (по итогам четвертей) -  4 (в тестовой форме)

    Проверочные работы « Проверим себя и  оценим свои достижения» (по результатам изучения разделов программы)- 6 (в тестовой форме)

    Экскурсии  - 3:

    «Обогащение и конкретизация представлений детей о природном многообразии»;

     «Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека»;

    «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы».

    Практические работы (17):

     1.     «Моделирование расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном состоянии»

     2.     «Обнаружение крахмала в продуктах питания»;

     3.     «Свойства воздуха»

     4.     «Изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра»;

     5.     «Моделирование круговорота воды в природе»

     6.     «Состав почвы»

     7.     «Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя»;

     8.     «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»;

     9.     «Измерение роста и массы тела человека»

    10.    «Знакомство с внешним строением кожи»,

    11     « Измерение ударов пульса при разной нагрузке»;

    12     «Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи»;

    13.   «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»;

    14.   «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых»;

    15.   «Знакомство с культурными растениями»;

    16.   «Знакомство с современными российскими монетами;

    17.   «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов».

    Проекты (6):

    1.  «Богатства, отданные людям»

    2.  «Разнообразие природы нашего края»

    3.  «Школа кулинаров»

    4. « Кто нас защищает?»

    5. «Экономика родного края»

    6. « Музей путешествий»

    Метапредметная  контрольная работа (1)

    В 4 классе

    Контрольные  работы «Проверим себя и оценим свои достижения»  (по итогам четвертей) -  4 (в тестовой форме)

    Проверочные работы « Проверим себя и  оценим свои достижения» (по результатам изучения разделов программы)- 5 (в тестовой форме)

    Экскурсии  - 1  («Поверхность нашего края)

    Проектов    - 1

    «Я познаю родной край»

    Практические работы (17)

    1    «Знакомство  с  картой звёздного неба»

    2    «Показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

    3    «Знакомство с исторической картой»

    4     «Показ на физической карте изучаемых объектов»

    1. «Показ на физической карте изучаемых объектов»
    2. «Показ природных зон на карте»
    3. «Показ тундры на карте природных зон»
    4. «Показ зоны лесов на карте природных зон»
    5. «Показ зоны степей на карте природных зон»
    6. «Показ зон пустынь и полупустынь»
    7. «Показ зоны субтропиков»
    8. «Знакомство с картой края»
    9. «Полезные ископаемые»
    10. Работа с гербарием растений леса»
    11. «Работа с гербарием растений луга»
    12. Работа с гербарием растений пресного водоёма»
    13. Работа с гербарием полевых растений»

     

    Метапредметная  контрольная работа (1)

                                      Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

    Книгопечатная продукция

    основная

    1 Плешаков А.А. Рабочие программы по окружающему миру 1-4 классы М.: «Просвещение» 2011 г.

    2.. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2011

    3. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 кл..: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2  / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2011

    4. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир». В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011

    5.. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2012

    6. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 кл..: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2  / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2012

    7. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир». В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012

    8. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2013

    9. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 кл..: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2  / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2013

    10. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса «Окружающий мир». В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013

    11. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2014

    12. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 кл..: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2  / А.А. Плешаков. – 2 –е изд. - М.: Просвещение, 2014

    13. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Окружающий мир». В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014

    Дополнительная

    1 .Максимова Т.Н. Поурочные разработки по окружающему миру 1 класс. М. ВАКО 2011

    2 .Максимова Т.Н. Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс. М. ВАКО 2012

    3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по окружающему миру 4 класс. М. ВАКО 2014

    4. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.

    5. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.

    6. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013.

    7. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

    8 . Плешаков А.А. Тесты по окружающему миру  2 класс .М.: «Просвещение» 2012 г

    9.  Плешаков А.А. Тесты по окружающему миру  3 класс .М.: «Просвещение» 2013 г

    10. Плешаков А.А. Тесты по окружающему миру  4 класс .М.: «Просвещение» 2014 г

    11. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба» . М. «Просвещение « 2011г

    12. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся. М. «Просвещение» 2009 г

    13. Яценко И.Ф. КИМ ы по окружающему миру 2 класс М.ВАКО 2012 г

    14. Яценко И.Ф. КИМ ы по окружающему миру 3 класс М.ВАКО 2013 г

    15. Яценко И.Ф. КИМ ы по окружающему миру 4 класс М.ВАКО 2014 г

    16. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс. М. ВАКО 2013

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    1. Плакаты  « Безопасность дорожного движения»

    2. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями «Праздники России».

    3. Комплект Демонстрационных таблиц «Государственные символы и портрет Президента Российской Федерации».

    4.Комплект таблиц разд. «Грибы съедобные и несъедобные».

    5. Гербарий «Для начальной  школы»

    6. Комплект таблиц демонстрац. « Окружающий мир».

    7. Фенологический календарь.

    8. Фенологические наблюдения.

    9. Глобус физический Земли диам.320 мм.

    10. Модель « Строение Земли».

    11. Прибор демонстрац. «Теллурий»  трёхпланетная  модель.

    12. Коллекция «Шерсть и продукты её переработки».

    13. Коллекция « Лён и продукты его переработки».

    14. Коллекция « Хлопок и продукты его переработки».

    15. Модель – аппликация «Уход за комнатными растениями».

    16. Модель- аппликация « Воздействие человека на окружающую среду».

    17. Модель – аппликация « Природные зоны России».

    18. Компас школьный.

    19. Модель «Гигиена зубов».

    20.Лупа.

    21.Набор муляжей овощей и фруктов.

    22. Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий.

    23. Микроскоп цифровой ЛОМО «Эксперт».

    24. Термометр.

    Экранно- звуковые средства обучения

    1.Программно- метод. комплекс «Академия младшего школьника .1-4 кл./компакт-диск/.

    2. Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю» /компакт-диск/.

    3. Методическое пособие для педагога нач. ступени обучения +   диск / Нач.школа/.

    4.Электронные приложения. Книга + диск. Окружающий мир . 1, 2,3,4 классы. Интерактивные контрольно- тренировочные работы.

      Москва, «Планета» 2013.

    Технические средства обучения

    1.Ноутбук НР635.

    2.Проектор мультимедийный с потолочным креплением BenQ MS500.

    3.Принтер лазерный Samsung-1860 \XE.

    Электронно – образовательные ресурсы

    1. http://belclass.net- сетевой класс Белогорья
    2. http://www.proshkolu.ru- интернет-портал


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру. А.А. Плешаков, 2 класс.

    Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО на основе авторской программы А.А. Плешакова....

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Плешаков А.А.

    Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и состоит из пояснительной записки, тематического планирования, списка литературы. Практические работы и расчасовка строго п...

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Плешаков.

    рабочая программа по окружающему миру...

    Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 1 класс

    Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Плешаков

    составлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование  по окружающему миру  для 3 класса ФГОС ,автор Плешаков...

    Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Плешаков.

    Пояснительная записка, тематическое планирование....