Программа факультативного курса "Юный исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Романова Людмила Николаевна

Программа факультативного курса "Юный исследователь". 2 класс.34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_po_okruzhayushchemu_miru.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

Программа

 

факультативного курса

 «Юный исследователь»

                                                        Автор - составитель:

Романова Людмила Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 34»

ул. Можайского 6

Бийск

Пояснительная записка

        В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен быть развитой творческой личностью, самостоятельным, инициативным, стремиться  к самореализации и самопознанию.

       Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к  развитию, на основе личностно-ориентированного подхода в образовании.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

       Обучать исследовательской творческой деятельности лучше начинать в начальной школе. Именно в начальной школе  закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

       В соответствии с этими требованиями разработана программа факультативного курса «Юный исследователь».

      Факультативный курс рассчитан на три года обучения: 34 часа во 2 классе, 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

       Изучение курса позволит учащимся выявить свои способности, сформирует умение заниматься исследовательской деятельностью.

       Цель курса: создать условия для освоения учащимися знаний, необходимых для научно исследовательской деятельности.

     Задачи курса:

- научить выделять в сказанном главное, вести наблюдения, отстаивать свою точку зрения;

- научить работать с дополнительной научной, справочной и  энциклопедической  литературой;

- представлять результаты исследования в виде публичного выступления;

- развивать логическое мышление, творческие способности;

- мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над

  явлениями природы;

- стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении;

Тематическое  планирование


п\п

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

1

Вводное занятие «Я смотрю на мир»

1

Беседа

2-3

Учимся наблюдать

2

Беседа, практикум

4-5

Учимся задавать вопросы и отвечать на них

2

Беседа, коллективная игра

6-7

Учимся делать выводы

2

Работа в  парах

8-9

Знакомимся с методами исследования

2

Беседа, практическая работа

10-11

Учимся устанавливать причинно- следственные связи

2

Практическая работа

12-13

Учимся выдвигать гипотезы

2

Практическая работа

14-15

Учимся проводить эксперименты

2

Практикум

16-17

Учимся ставить опыты

2

Практикум

18-19-20

Совершенствование наблюдения и экспериментирования

3

Практикум, проведение мини-экспериментов

21-22

Изучаем литературу

2

Теория, практика

23-24

Учимся работать с источниками информации

2

Теория, практика

25-26

Учимся отбирать нужную информацию

2

Практическая работа

27-28

Учимся делать выводы

2

Практическая работа

29

Учимся отстаивать свою точку зрения

1

Практическая работа

30-31

Учимся выступать

2

Практическая работа, тренинг

32-33

Подготовка к конференции

2

Индивидуальные консультации

34

Научно- практическая конференция

1

Деловая игра

Формы контроля и учёта полученных знаний.

1. Участие в конкурсах (школьных, городских, региональных), которые требуют ответов на вопросы по тематике школьного курса «Мир вокруг нас».

2. Участие и выступление на школьном фестивале личных достижений.     3.Участие в школьной научно-практической конференции.

Прогнозируемые результаты обучения.

учащиеся должны знать:

- основные методы исследования

- что такое объект исследования

- что такое предмет исследования

- что такое гипотеза исследования

- что такое задачи исследования

- что такое планирование исследования

- способы и приёмы поиска информации

- способы и приёмы обработки информации

- способы и приёмы обобщения материалов исследования

- способы предоставления материалов исследования

- правила публичного представления результатов исследования

учащиеся должны уметь:

- задавать вопросы

-определять тему исследования

- вычленять объект исследования

- вычленять предмет исследования

- формулировать гипотезу исследования

- определять цели и задачи исследования

- планировать этапы исследования и сроки его проведения

- обобщать и оформлять результаты исследования

Дидактическое обеспечение:

- книги

- журналы

- иллюстрации

- Слайд - фильмы по темам курса в программе Microsoft PowerPoint.                   Данная программа входит в стандартный пакет программ Microsoft Office и предназначена для презентаций, т.е. сопровождения доклада показом видеоматериалов.

Содержание курса.

       Основным содержанием факультативного курса «Юный исследователь» во   2 классе является индивидуальная работа учащихся  с научным руководителем над интересующими их темами. Цель этого года обучения в формировании уверенности учащихся в собственных силах, обучении основным навыкам исследовательской деятельности и публичному представлению результатов собственной экспериментальной и опытной работы.

    Занятие 1.

Вводное занятие «Я смотрю на мир».

Занятие носит организационный характер. Сообщаются цели и задачи курса.

Занятия 2-3

Учимся наблюдать.

Учащиеся узнают об организации наблюдений. Проводятся наблюдения за окружающими предметами и явлениями.

Занятия 4-5

Учимся задавать вопросы и отвечать на них.

На занятиях учащиеся тренируются в постановке вопросов. Составляют вопросы по заданному научно- познавательному тексту. Проводится коллективная игра «Вопросы и ответы».

Занятия 6-7

Учимся делать выводы.

Отрабатываются способы представления результатов наблюдений в виде ответов на поставленные вопросы с использованием иллюстраций, таблиц, схем.

Занятия 8 -9

Знакомимся с методами исследования.

Учитель рассказывает о методах исследования. Учащиеся тренируются в использовании методов исследования в ходе изучения объектов живой природы.

Занятия 10-11

Учимся устанавливать причинно- следственные связи.

Учимся искать возможную причину события или явления, устанавливать последовательность событий или явлений.

 

Занятия 12-13

Учимся выдвигать гипотезу.

На основе данной учителем темы учащимся  нужно придумать гипотезу. Знакомимся с вариантами проверки выдвинутых гипотез.

Занятия 14-15

Учимся проводить эксперименты.

Учимся проводить мини-эксперименты с окружающими предметами.

Занятия 16-17

Учимся ставить опыты.

Проведение мини- опытов с заданными объектами по плану.

Занятия 18-19-20

Совершенствование наблюдения и экспериментирования.

Учимся оформлять результаты, искать выход из сложившихся ситуаций.         Корректировать и отбирать нужные данные.

Занятия 21-22

Я изучаю литературу.

Знакомимся с приёмами работы с различными источниками с целью отбора и сортировки информации по степени важности.

Занятия 23-24

Учимся работать с источниками информации.

Учимся приёмам работы с различными информационными  источниками.

Занятия 25-26

Учимся отбирать нужную информацию.

Учимся анализировать, обобщать, классифицировать. Развиваем практические навыки по структурированию текстов.

Занятия 27-28

Учимся делать выводы.

Учащимся даются задания высказать суждения или  сделать умозаключения на основе наблюдений, опытов, экспериментов, изученной литературы.

Занятие 29

Учимся отстаивать точку зрения.

На занятии строится работа над развитием коммуникативных навыков:

- умение слушать

- умение объяснять

- умение доказать.

Уделяется внимание культуре речи.

Занятия 30-31

Учимся выступать.

Учащиеся знакомятся с порядком публичного выступления. Осуществляется тренировка в ораторских приёмах. Отрабатывается свободное владение материалом исследований. Приёмы психологического тренинга.

Занятия 32-33

Подготовка к конференции.

Учитель проводит индивидуальные консультации. Составляются тезисы статьи и выступления.

Занятие 34

Научно –практическая конференции.

Защита работ учащихся. Участие в школьной научно- практической конференции.  

Информационные ресурсы

Для детей:

1.Акимушкин И. Мир животных: В 7-и т. (Любое издание)

2. Брем А.Э. Жизнь животных: В 3-х т. М.: Терра, 1992.

3.Колвин Л., Спиер Э. Животный мир: (энциклопедия). М.: Росмэн, 1994

4. Тайны живой природы. –М.: Росман,1995

5. Периодические издания: «Юный натуралист», «Чудеса и приключения»,

    «Знак вопроса», «Вокруг света», « В мире животных» и др.

6. Экология : (познавательная энциклопедия).- М.:Кристина и К, 1994

Для учителя:

  1.  Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2002, №2.
  2.  Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся.         Новосибирск,    1990.
  3.  Болотник Л.В. Общая концепция мониторинга уровня подготовки   учащихся по предметам школьного цикла. “Школа 2100” Выпуск 4.- М: “Баласс”, 2000.
  4.  Зак А.З. Как развивать логическое мышление. Москва: АРКТИ, 2003 .
  5.  Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности. – // “Завуч”, № 1, 2001.
  6.  Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // “Завуч”, № 1, 2001.
  7.  Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – // “Завуч”, № 1, 2001.
  8.  Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.
  9.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006.
  10. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005.
  11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8.
  12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., АРКТИ, 2003.
  13. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. — “Директор школы” 1998, № 4.
  14. Тихомиров В.К. Психология мышления. Москва: изд-во МГУ, 1975.
  15. Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО Гринго, 1995 г.
  16. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
  17. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.
  18. Харчевникова Е.Г. Овладение учителем школьными технологиями /   Е.Г. Харчевникова // Начальная школа.- №2. - 2003. – с. 33-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...

«Живое слово». Программа факультативного курса.

Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....

Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».

В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...

Программа факультативного курса «Мои права».

Изучение Конвенции «О  правах  человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человек...

Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"

Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....

Программа факультативного курса для младших школьников «Мы - исследователи»

Направленность курсаКурс «Мы - исследователи» ориентирован на развитие навыков исследовательской деятельности. Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить...

Рабочая программа факультативного курса "Юные исследователи"

Рабочая программа факультативного курса "Юные исследователи" предназначена для учащихся 3 класса. Цель программы: создание условий для успешного овладения учениками исследовательской деятель...