Программа факультативного курса для младших школьников «Мы - исследователи»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Татьяна Владимировна Кудрявцева

Направленность курса

Курс «Мы - исследователи» ориентирован на развитие навыков исследовательской деятельности. Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить наблюдению, экспериментированию и, что особо ценно, содержит  полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов.

 

Цель программы:

§  развитие познавательной активности, творческих способностейучащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности, развитие навыков самостоятельной научной работы.

 

Задачи программы:

§  выявление и развитие творческих, интеллектуальных и познавательных  способностей учащихся;

§  обучение детей методам исследования, их применением в собственном исследовании;

§  формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;

§  знакомство с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

§  формирование опыта публичного выступления, речевой компетенции учащихся;

§  воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryavtseva_programma_fakultativnogo_kursa.docx539.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района город Нея и Нейский район

Костромской области

Программа факультативного курса

для младших школьников

«Мы - исследователи»

Автор-составитель:

Кудрявцева

Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

Программа факультативного курса для младших школьников

«Мы - исследователи»

Пояснительная записка

Современные подходы к определению результатов образования ставят перед учителем задачу формирования компетентностей учащихся как необходимое условие их реализации.

В требованиях Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера, начиная с младших школьников.

А это значит, что в процесс обучения учащихся начальной школы следует включать научные знания таким образом, чтобы они воспринимались как часть лично значимого опыта, чтобы их расширение становилось ценностной ориентацией и стимулом к активному поиску источников новых научных знаний.

Как следствие, согласно стандартам нового поколения, деятельностный подход реализуется, во-первых, в самом определении целей образования, а значит, в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде «суммы знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристики сформированности познавательных и личностных способностей.

Во-вторых, задачей современной системы становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупность «универсальных учебных действий».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приёмов, которые сформируют у школьников универсальные учебные умения. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Конечно в содержательных аспектах учебно-методических комплектов, соответствующих ФГОС второго поколения, заложены исследовательские работы, проектная деятельность.

Но стандарты предполагают формирование универсальных учебных умений не только через учебные предметы, но и через внеурочную деятельность, а значит,  путём выполнения социального заказа вполне может стать введение факультативного курса для младших школьников «Мы - исследователи».

Общая характеристика факультативного курса

« Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине…» (Т.В. Авгусманова«Программа курса "Методика исследовательской деятельности учащихся"»)

И с педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должна быть актуальными для ребёнка.  Исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.Итогом проектно-исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно  мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, саморазвития;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания.

Педагогические принципы курса

Программа курса соответствует следующим педагогическим принципам:

  • научность:  включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
  • личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;
  • системность: реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
  • здоровьесберегающий аспект:  содержание, методики обучения и воспитания соответствуют уровню психофизического развития учащихся;
  • результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Направленность курса

Курс «Мы - исследователи» ориентирован на развитие навыков исследовательской деятельности. Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить наблюдению, экспериментированию и, что особо ценно, содержит  полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов.

Цель программы:

  • развитие познавательной активности, творческих способностейучащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности, развитие навыков самостоятельной научной работы.

Задачи программы:

  • выявление и развитие творческих, интеллектуальных и познавательных  способностей учащихся;
  • обучение детей методам исследования, их применением в собственном исследовании;
  • формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;
  • знакомство с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формирование опыта публичного выступления, речевой компетенции учащихся;
  • воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам.

В соответствии с общей направленностью курса, целью и задачами программы выслеживаются следующие содержательные линии:

  • тренинговые занятия: овладение специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска
  • исследовательская практика: проведение учащимися самостоятельных исследований, выполнение проектов
  • презентация результатов собственных исследований: конференции, защиты исследовательских работ, проектов и др.

Основные группы умений:

  • Исследовательские умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, обобщать, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  • Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций.
  • Оценочные умения: оценивать ход, результат  своей деятельности и  деятельности других.
  • Информационные умения: самостоятельно осуществлять поиск  нужной информации,  структурировать информацию, сохранять информацию
  • Презентационные умения: выступать перед аудиторией, отвечать на  незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать культуру речи.

Основные понятия курса:

  • Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
  • Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
  • Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
  • Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
  • Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
  • Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
  • Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления) – предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры;
  • экскурсии;
  • интеллектуальные марафоны;
  • практические занятия, тренинги;
  • эксперименты;
  • дискуссии;
  • беседы;
  • консультации;
  • работа в библиотеке с каталогами;
  • работа в компьютерном классе.

Виды контроля:

  • доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, научно-исследовательская конференция.

Объём курса

  • программа рассчитана на учащихся 1-4 классов из расчёта 1 час в неделю.

            1 класс – 33 часа, 2-4 классы - по 34 часа в год.  Итого: 135 часов.

Требования к уровню освоения содержания программы:

  • в ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников;
  • в ходе тренингов будут развиваться специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, а, следовательно, и мышление;
  • собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, развить умение работать с информацией, развить навыки самостоятельной научной работы;
  • учащиеся получат опыт публичного выступления.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Мы - исследователи»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире; 
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешностивнеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание курса «Мы – исследователи»

I класс (33 часа)

Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о понятии «исследование». Как и где человек проводит исследования? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др. в ходе изучения доступных объектов.

Тема «Учимся наблюдать. Экскурсии»

Наблюдение за природой. Опрос. Обработка информации. Отчёт по собранному материалу. Оформление собранного материала. Пиктография.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используют для формулировки вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы:опрос, анкетирование. Оформление анкет. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Главное и второстепенное в собранном материале. Практическое занятия типа – «что сначала, что потом».

Тема «Что такое эксперимент»

Игра «Учимся, пробуя».Эксперимент, проба, опыт. Самый главный способ получения научной информации. Проведение эксперимента с доступными объектами (вода, свет, бумага и т.п.)

Тема «Какие бывают книги»

Экскурсии в библиотеку.Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения, поиск информации. Работа с каталогами, с различными источниками информации. Анкеты, опросники, интервью. Правила оформления библиографического материала.

Тема «Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов»

Источники информации – на книжной полке. Детские журналы «Миша», «Мурзилка» «Весёлые картинки» и другие источники информации.

Тема «Книги – помощники исследователей»

Метод исследования. Детские энциклопедии, словари – толковый, орфографический, энциклопедический, словарь фразеологизмов.

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практическое занятие «Как сделать сообщение»

Исследовательская практика: тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований, индивидуальная работа с учащимися, экспресс –исследо-вания,  коллективная игра-исследование.

II класс (34 часа)

Тренинговые занятия (18 часов)

Исследовательская практика (10  часов)

Презентация результатов исследований (6 часов)

Тема «Исследование»

Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Научные исследования и наша жизнь. Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Методы исследования. Эксперимент познания в действии (практические работы)

Тема «Как выбрать тему исследования»

Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.

Тема «Цель и задачи исследования»

Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.

Тема  «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Задания на проверку и тренировку наблюдательности. Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения ( практические работы).

Тема «Главное и второстепенное. Схемы»

Отделение основной информации от второстепенной. Знакомство с понятиями схема, чертёж, рисунок, график, формула и т.п. Как делать схемы. Практические занятия по созданию схем объектов.

Тема «Логика»

Основные логические операции. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Суждения, умозаключения, выводы. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильная классификация – поиск ошибок.

Тема «Мысленные эксперименты»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов.

Тема «Гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Учимся вырабатывать гипотезы - практические задания.

Тема «Презентация» (практика)

Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования» (практика)

Знакомство с алгоритмом проведения исследовательской работы. Виды и способы оформления результатов исследования.

Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов. Формирование портфолио

III класс (34 часа)

Тренинговые занятия (14 часов)

Исследовательская практика (14 часов)

Презентация результатов исследований (6 часов)

Тема  «Наблюдение и наблюдательность»Наблюдение и экспериментирование. Фиксирование данных по наблюдению. Совершенствование техники экспериментирования- практические задания. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Тема «Логика»

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определение понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий.

Тема  «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми известными и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Как работать с книгой»Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: энциклопедия, справочник. С чего лучше начинать читать научные книги. Поиск информации. Источники информации. Каталог. Работа с каталогами.

Тема «Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации» (практика)

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Обсуждение итогов работы, участия каждого члена кружка, индивидуальные достижения.

Тема «Составления анкет, опросников, интервью» (практика)

Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Обобщение анкет и результатов опроса. Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.

Тема «Мы в компьютерном классе» (практика)

Ресурсы Интернета. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Тема «Правила оформления  материала»

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Требования к оформлению работы.Подведение итогов работы, составление портфолио.

Защита работ. Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования. Коллективное обсуждение результатов работы, портфолио учеников.

IV класс (34 часа)

Тренинговые занятия (10 часов)

Исследовательская практика (18 часов)

Презентация результатов исследований (6 часов)

Тема «Исследование»

Исследовательский поиск. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Предмет и объект исследования. Алгоритм исследования. Учимся работать по алгоритму. Памятка юному исследователю – практическое занятие.

Тема «Повторение этапов исследовательской работы»

Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.

Тема «Выбор темы, постановка цели и задач»

Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.

Тема «Выбор путей решения. Составление плана работы»

План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.

Тема «Выдвижение гипотез»Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники: предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Тема «Сбор материала» (практика)

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Тема «Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа» (практика)

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.

Тема «Обработка информации» (практика)

Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.

Тема «Учимся делать выводы»

Что такое вывод. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.

Тема «Мы в компьютерном классе»

Правила работы за  компьютером.Оформление исследовательских работ с помощью компьютерных технологий: рисунки, таблицы, схемы, презентации.

Тема «Подготовка текста защиты проекта» (практика)

Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.

Тема «Подготовка презентации» (практика)

Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Защита проектов. Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей.

Виды упражнений и заданий к занятиям по программе

«Мы - исследователи».

  • упражнения на развитие внимания

Игра "Маленький жук".

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Игра «Самый внимательный»

Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Игра «Найди отличия»

Игра «Самый внимательный»

Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Игра «Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, укол и т.д.

Упражнение  «Каждой руке — свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.

Упражнение «Счет с помехой»

Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок.

Что приготовила мышка  к чаю?

На картинке спрятано 10 предметов.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\img221.jpg

  • упражнения на развитие наблюдательности

Упражнение "Разведчик"

Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.

Упражнение «Откуда вырезали фигуры?»

Соединить фигуры, одна из которых вырезана из другой.

 «Соедини части одного предмета и прочитай слово»

На полях и на карточке изображены части предметов и их названия, разделенные на слоги. Надо соединить части предметов и прочитать слова.

«Найдите ошибки художника»

Что неправильно изобразил художник?

«Учимся наблюдать»

Найдите схожесть и различие предметов на картинке.

Скажи, что изменилось. Какие предметы пропали? Что появилось нового?

Какие животные здесь нарисованы? Сколько их всего?

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\img222.jpg

«Учимся наблюдать»

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

  • задания для развития видеть проблемы

1. «Посмотрите на мир чужими глазами».

2. «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

3. «Составьте рассказ, используя данную концовку».

4. « Сколько значений у предмета».

5. «Назовите как можно больше признаков предмета».

6. «Тема одна - сюжетов много».

  • упражнения для умения вырабатывать гипотезы

«Давайте вместе подумаем»

Делая предположения, используем слова:

Может быть…

Предположим...                                                                                                                        Допустим…

Возможно…

Что если….

Упражнение на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

Упражнение, предполагающее обратное действие.

При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

«Найди возможную причину события»

«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека?» Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате.

  • упражнения для развития задавать вопросы

1. «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете?» В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и др. закономерности.

2. «Вопросы и ответы» Отвечать хором

3. «Найди загаданное слово».

4. «Угадай, о чём спросили».

5. Задайте как можно больше вопросов филину (ворону, медведю и т.д.), изображённому на рисунке.

6. «Вопросы домашних животных». Какие вопросы могли бы задать тебе домашние животные, если бы умели говорить?

  • упражнения для развития умений давать определения понятия.

1.Расскажите инопланетянам как можно короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга и т.д.

2. «Постройте родовые ряды понятий» Из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.

3. Разгадывание загадок.

4. Сочинение загадок, разгадывание кроссвордов.

5.Игра « Трудные слова».

6. Выявление причин и следствий.

  • задания для развития умений классифицировать

1. «Четвёртый лишний»

2. «Продолжи ряды»

3. «Найти ошибки и их прокомментировать».  

  • упражнения для развития умений экспериментиров

Мысленный эксперимент.

Что можно сделать из куска бумаги? На какое животное, похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

Эксперимент «Как вода исчезает?»

Вода может впитываться, а может испаряться. Изучим экспериментально эти свойства.

Список использованной литературы для составления  программы.

  1. Авгусманова Т.В. Программа курса "Методика исследовательской деятельности учащихся"
  2. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. – Екатеринбург: Дом учителя,2000
  3. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Авт.: Алексеев Н.Г. и др. – В ж. «Исследовательская работа школьников», 2002.
  4. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2008.
  8. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.:Академия,2005.
  9. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе//Начальная школа, №12, 2000.
  10. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»  Пояснительная записка       Программа факультатива «Мой родной кр...

Программа факультативного курса для младших школьников "Проектная деятельность"

Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения пра...

Программа факультативного курса "Юный исследователь"

Программа факультативного курса "Юный исследователь". 2 класс.34 часа...

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – исследователь» для 2 класса

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"

Программа может быть использована  в начальной школе с  1 по 4 класс.Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова....

Рабочая программа факультативного курса "Юные исследователи"

Рабочая программа факультативного курса "Юные исследователи" предназначена для учащихся 3 класса. Цель программы: создание условий для успешного овладения учениками исследовательской деятель...