Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Мартынюк Татьяна Александровна

Программа может быть использована  в начальной школе с  1 по 4 класс.

Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa._ekologiya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

«Экология для младших школьников».

Объяснительная записка.

Цель: воспитание творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

        Обогатить личный опыт учащихся представлениями путём проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы. Дать учащимся знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности. Воспитывать чувство необходимости бережно относиться к живой и неживой природе, вызывать у детей стремление к милосердию, к непосредственному участию в охране природы.

        При изучении курса факультатива продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.

        К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охраны природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

        Учащиеся при обретают определенные условия, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы: заготовка корма для птиц и их подкармливание, изготовление кормушек для птиц, посадка деревьев, кустарников, сор семян  цветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями в микро-районе и т.д..

        Факультатив имеет большое воспитательное и развивающее значение. Он способствует формированию мировоззрения, патриотических чувств, развивает наблюдательность, логическое мышление, речь. Положительные нравственные качества (доброта, милосердие, любовь и бережное отношение к природе, уважение к труду), эмоции, формирует ряд трудовых умений и навыков.

        Важным принципом преподавания является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности.

        Формы организации работы разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения за природой. Домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям в природе, осуществлению простейшего учебного эксперимента, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических схем и таблиц, отражающих те или иные явления. Например, простейшие пищевые связи между организмами. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значения эмоционального рассказа учителя, способствующего пробуждению интереса и любви к природе у детей. Важное место должны занять ролевые игры, дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации. Факультативный курс подготовлен с учетом программы и учебника А.А. Плешакова по природоведению и дополнительного раздела учебника «Что такое экология».

 

Планирование занятий (34 часа)

  1. История с комарами  и кошками.
  2. Что такое экология?
  3. Природа вокруг нас. В хвойном лесу.
  4. В лиственном лесу.
  5. На лугу.
  6. У водоема.
  7. Они могут исчезнуть.
  8. Как охранять природу.
  9. По заповедным тропам.
  10. Тепло, свет и жизнь.
  11. Воздух и жизнь.
  12. Вода и жизнь.
  13. Живое в почве.
  14. Вот какие растения!
  15.  Это все животные.
  16. По грибы без лукошка.
  17. Полюбуйтесь, лишайники!
  18. Дуб и все вокруг него.
  19. Невидимая сеть.
  20. Невидимая пирамида.
  21. Кто как защищается.
  22. Растения просят о помощи.
  23. «Зеленая аптека» может закрыться?
  24.  Животные должны жить.
  25. Осторожно! Ядовитые растения!
  26. Прилетайте, птицы!
  27. Хотим сказать всем…
  28. Хотим сказать всем…
  29. Хотим сказать всем…
  30.  Экология и здоровье.
  31. Экология и здоровье.
  32. Экологическая катастрофа.
  33. Что будет, если …
  34. Итоги нашей работы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое наука экология;
  • простейшие экологически связи между живой и неживой природой внутри живой природы, между природой и человеком;
  • растения и животные, которым угрожает исчезновение;
  • способы охраны природы
  • роль неживой природы в жизни живого;
  • многообразие животных и  растений;
  • охраняемые растения и животные;
  • лекарственные растения, их свойства, правила сбора;
  • защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой;
  • влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; меры направленные на снижение вредного влияния загрязнений, на здоровье человека, жизнь животных и растений;
  • роль экологии в защите окружающей среды;
  • отрицательное влияние людей на природу, правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;

проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;

изготавливать и развешивать кормушки для птиц, подкармливать птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;

выполнять  правила  поведения в природе, обосновывать их необходимость;

самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их в виде сообщения;

в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней, лично участвовать в практической работе по охране природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....

Программа по культуре поведения младших школьников.

Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

Программа курса «Граждановедение» для младших школьников

Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся  3 - 4 классов и разработана на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающих...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Программа факультативного курса для младших школьников "Проектная деятельность"

Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения пра...