Разработка урока по окружающему миру "Лес наше богатство"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Овсянникова Алена Александровна

Цель:  воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю, учить преобразовывать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema-_les_nashe_bogatstvo.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по окружающему миру

 «Лес – наше богатство»

1 класс

Тема: «Лес – наше богатство».

Цели:

1) Развивать познавательный стимул учеников, любознательность, стремление поделиться приобретёнными знаниями.

2) Воспитывать патриотические чувства к малой родине, любовь и бережное отношение к природе.

3) Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Оборудование: знаки «Правила поведения в природе»; иллюстрации животных, птиц, деревьев; мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Мы с вами прочитали много произведений о природе, о животных. Узнали много нового и интересного. Сегодня поговорим о лесе, о его обитателях.

      Почему мы с лесом дружим?

      Для чего он людям нужен?

Ответы детей:

Лес – наш зеленый друг. Он очищает воздух от пыли и дает кислород. Лес украшает нашу землю, а еще хранит влагу и оберегает реки от обмеления. Лес – дом для зверей и птиц. Лес настоящая кладовая для человека. В нем много ягод и грибов, из древесины деревьев делают тетради, книги, мебель и множество других предметов. Лес нужно беречь. Растет он медленно.

Учитель: К сожалению, не все могут правильно воспользоваться этой кладовой. Большой вред приносят лесу горе – туристы. Они рубят ветки для костра, оставляют банки, бутылки, а самое страшное – неумело разводят костер. Страшное зрелище – пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня.  

Ученик:

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

ты же видишь, мы свои.

Ученица: Если б человек вот так каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

(Надпись на доске: «Береги растения, береги животных – всё это частица нашей Родины».)

На доске таблица «Летом в лесу», где изображена лесная поляна с цветами, грибами, ягодами. Вдалеке деревья смешанного леса: ель, сосна, дуб, берёза, орешник.

Надпись на доске: «Войди в лес другом».

Ученик: К сожалению, не все взрослые и дети правильно ведут себя в лесу. Давайте вспомним экологические правила.

(Ученики называют правила, а учитель показывает на экране знаки с названными правилами.)

  1. Не разоряй птичьи гнезда.
  2. Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета; она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
  3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. Не разоряй муравейники.
  6. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
  7. Соблюдай правила сбора грибов, не уничтожай мухоморы. Помни, что ими лечатся многие лесные жители.
  8. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

3. Учитель: Что интересного вы можете рассказать о деревьях в лесу?

Рассказы детей.

Картинка на экране – ЕЛЬ.

Ученик: «Ель обычно растёт во влажных низменных местах. В её колючих ветвях ютятся птицы, строят свои домики-гнёзда проворные белки. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Древесина у ели светлая, мягкая, упругая. Её используют для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов. А вот на склонах оврагов и холмов ель не высаживают. Её корневая система не удерживает почву, так как корни её не проникают глубоко».

Картинка на экране – СОСНА.

Ученик: С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из её необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится сосна – темноты. У сосны древесина богата смолой, очень мягкая, легкая и прочная в воде. Из сосны делают мебель, корабли, подпорки для небольших мостиков. Ещё одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух. Это дерево здоровья. Недаром санатории, дома отдыха и лесные школы строят там, где много сосны.

Знаете ли вы?       В хвое ели и сосны содержится много витамина С. Размолотой хвоей сосны весной подкармливают домашних животных. Такая витаминная подкормка очень полезна.

Картинка на экране – ДУБ.

Ученик: В наших русских лесах нет дерева мощнее зелёного дуба. Крепок ствол старого дуба. Дуб теплолюбивое и светолюбивое дерево. В лесах далёкого севера дубов не увидишь. Древесина дуба применяется при строительстве кораблей. Дубовая мебель и дубовый паркет считаются лучшими.

(Надпись на экране «О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух берёзы!»

                                                                                          (А. Толстой)

Ученик: У березы белые стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые, душистые почки. Много певчих птиц собирается в березовых рощах. Во время сокодвижения береза может напоить человека своим соком, но увлекаться этим нельзя, так как дерево может погибнуть. В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще.  

                Наряд её лёгкий чудесен,

                нет дерева сердцу милей,

                и столько задумчивых песен

                поётся в народе о ней!

Викторина

  1. О каких деревьях говорят: «Зимой и летом одним цветом?» Но так ли это? (Ель и сосна тоже меняют хвою, но постепенно, а это незаметно.)
  2. Почему говорят «Дуб зимний». (Какая примета связана с тем, что не все листья дуба опадают зимой? (Холодная зима.)
  3.  Как используют кору и листья дуба? (Отвар коры для лечения дёсен, листья – при засолке огурцов)
  4. Какое дерево цветет первым? (ольха); а какое последним? (липа)

Самостоятельная работа: Узнай какого дерева листик и подпиши

          

          4. Учитель: Бывают леса большие, а бывают маленькие. Звери, которые живут в лесах, тоже бывают и большие и маленькие. Медведь – большой, волк – поменьше, заяц – маленький. Звери не похожи друг на друга.

       

           Ученик: Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Белки и мыши тоже грызут всё, что им по зубам – грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они – и зайцы, и белки, и мыши – называются грызунами.

       

         Ученик: Медведь – хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит в лесу заросли малины – ест ягоды. А нет малины или мёда – будет отыскивать грибы, выкапывать корешки растений. Он ест все: ловит лягушек, ящериц. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Медведица всегда готова оградить детенышей от опасности.

Ученик: Волки – заботливые родители. Всё лето и осень кормят прожорливый выводок. Мать – волчица заботится о своих детенышах и при случае храбро их защищает. В этих заботах о детях помогает ей и волк – отец. Волки – лесные санитары.

Ученик: Попробуй-ка подойти в лесу к какому-нибудь зверю – зверь убежит. А вот ёж может подпустить человека очень близко. Ежи плохо видят. Больше надеются на свой нюх. Не пропустит ёж ядовитую змею, гадюку. Он уничтожает лесных мышей и других вредных грызунов. Не берите в дом ежей. Это может быть ежиха и её дети умрут от голода.

5. Учитель: После зимнего затишья радуют в лесу простые, незатейливые песенки пернатых друзей. Прыгая с ветки на ветку, поёт большая синица. Они уже редко появляются у жилья человека. Пары дятлов выдалбливают дупла. Они любят полакомиться кленовым, берёзовым или осиновым напитком. Для этого они дырявят кору рядами тонких отверстий – кольцуют. Такие ранки затягиваются быстро и дереву вреда не делают.

К нам на праздник пришёл почтальон и принёс телеграмму – жалобу от кукушки. Она жалуется на то, что все считают её плохой матерью. А почему? (Рассказы детей: кукушка единственная из всех птиц подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А почему? Кукушка насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые, а кукушка ест их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки, вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.)

Ученик: В лесу часто можно услышать звонкие удары дятла. Он, кажется, совсем не боится близости человека. Своим твердым клювом он бьет по дереву и вытаскивает вредных жучков. Удержаться на дереве ему помогают цепкие коготки и хвост – подпорка.  

Знаете ли вы?       Знаете ли вы, что птицы часто принимают муравьиную ванну? Находят в лесу муравьиную кучу и садятся на неё. Муравьи, лазая по птице выделяют вещество, которое очищает перья птицы от пыли и грязи.

Помните!

Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более 1000 вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков, спрятавшихся под корой. Сова за лето уничтожает 1000 мышей, а каждая мышь съедает в год 1 килограмм зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба. Жизнь птиц и животных часто зависит от вашего, дети, поведения в природе.

6. Игра «Дополни правильно»

Не приноси из лесу ….

Зажигай костёр только….

Не разоряй…. (муравьиные кучи, птичьи гнёзда)

Как правильно вести себя в лесу….

7. Итог урока

Учитель: Прекрасен мир живой природы, а люди часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир.

Ученик: Опомнись, вздрогни, человек!

               Перед природой ты в долгу,

               И славен будет пусть твой век

               Травой душистой на лугу.

Ученица: Берегите эту Землю, эти воды,

                 Даже малую былиночку любя,

                 Берегите всех зверей внутри природы,

                 Убивайте лишь зверей внутри себя!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства"

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства" по программе "Школа России", 4 класс....

Методическая разработка игры «Поле чудес» «Лес – наше богатство. Растительный и животный мир Шипова леса.»

В игровой форме идёт разговор о природе, о том,что «Лес – наше богатство», но оно нуждается в нашей помощи, в его сохранении....

Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.Планируемые результатыПредметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного про...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"...