Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства" по программе "Школа России", 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okr_mir.docx33.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наши подземные богатства

                                                                             

    Цели:

    1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; умение определять полезные ископаемые по их основным признакам; раскрытие их значения в народном хозяйстве.

    2. Развитие речи, логического мышления учащихся, умение следить, сравнивать, обобщать и создавать заключения.

    3. Воспитание чувства гордости за родной край и заботливое отношение к естественным богатствам.

    Задачи:

    1.Создать условия для: усвоения учащимися знаний о видах полезных ископаемых Белгородской области и их места нахождения, применения, осознания ценности изучаемого материала.

    2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

    3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе,  любви и уважения к окружающему нас миру.

    Оборудование: образцы полезных ископаемых Белгородской области, карта «Полезные ископаемые», кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), справочники.

    Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учитель: Прозвенел звонок – начался урок.

    Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.

    Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:

     Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (откройте глазки)

    1. Проверка домашнего задания.

    Учитель: - Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

    Ученики: О водоёмах…

    Учитель:

    - Какие водоёмы вы знаете? (Естественные и  искусственные)

    - Назовите только естественные водоёмы.( река, озеро, море, океан)

    - Назовите только искусственные водоёмы.( водохранилище, пруд, канал)

    Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего города… - 2 человека. (река Валуй, река Оскол)

    Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство.

    А под землёй есть тоже богатства.

    Как они называются? (Полезные ископаемые).

    - Какие полезные ископаемые вы знаете?

    - Почему их называют полезными ископаемыми?

    Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

    Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли.

    - Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют и открывают различные полезные ископаемые. Но вначале проверим,  насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые.

    Словарный диктант.

    1.Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

    2.Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.

    3.Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.

    1. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

    5.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

    6.Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.

    Взаимопроверка.  (Работа в парах).

    На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

    (Твердые, жидкие, газообразные)

    Ребята, как вы думаете,  в нашей области есть полезные ископаемые?

    - Сформулируем тему урока, какая сегодня будет тема урока? (Полезные ископаемые Белгородской области)

    - На какие вопросы вы бы хотели услышать ответ?

    • Какие полезные ископаемые есть в  Белгородской области?
    • Местонахождение полезных ископаемых.
    • Их применение.

    III. Изучение нового материала

    1. Вступительное слово учителя.

    На Земле очень много полезных ископаемых. Природа не обделила наш край этими богатствами. Среди полезных ископаемых нашей области наибольшее значение имеют те, что используются как естественные, строительные материалы и сырье для их производства.  

    - Осмотритесь вокруг и назовите вещи, которые изготовлены из полезных ископаемых.

    (Стены класса построены из песка, гипса, мела. Двери, окна выкрашены краской, которая изготовлена из нефти. Батареи отопления, трубы, металлические детали парты изготовлены из чугуна, который, в свою очередь, изготовлен из руды.)

    - Сегодня мы с вами узнаем о самых важных полезных ископаемых нашей области.

    - Вы готовы отправиться в путь?  Один из основных инструментов  геолога – это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые.  (слайд 3. Карта Белгородской области)

    - На какие группы мы можем разделить эти ископаемые? (Топливные, строительные)

    2. Работа в группах

                            Хозяйка подземных богатств

                            В своё царство не пустит нас,

                            Пока об ископаемых

                            Не услышит подробный рассказ.

    - Ребята, вы видите на своих столах образцы полезного ископаемого: мел, глину, известняк, гранит, породу железной руды. Каждая группа геологов (у каждой группы – свой ископаемый) готовит сообщение  по плану в тетради с. 72-73.

    Ваша задача  определить  полезное ископаемое, узнать о его свойствах, назначении и заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. На эту работу даётся 10- 12 минут.

    -  В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими.

    Прежде, чем перейти к этой работе,

          -давайте, вспомним правила работы в группе.

    Правила работы в группе.

    1.  Работать дружно.
    2.  Уметь слушать мнение своего друга.
    3.  Не выкрикивать.
    4.  Работать тихо.  
    5. В рот веществ мы брать не будем,
      Помнить надо – ядовит!
      Избежать, чтоб отравленья
      И здоровью не вредить!
    6. Чтоб почуять запах резкий
      Лишь ладонью помогай.
      Воздух от сосуда к носу
      Плавным взмахом направляй.

    Работа в группах.

    1 группа – мел

    2 группа –глина

    3 группа – известняк

    4 группа – песок

    5 группа - гранит

    6 группа – железная руда

    План изучения полезных ископаемых:

    1) название полезного ископаемого;

    2) его свойства;

    3) условное обозначение;

    5) значение и применение.

    Выступление каждой группы ребят.

    По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.

     а).  Сообщения по группам

    I группа - Мел .(слайд 4)

    Наиболее крупные месторождения качественного мела находятся в Белгородской области. Разведано свыше 29 месторождений мела. К наиболее крупным разведанным месторождениям мела относятся Лебединское и Стойленское, Шебекинское, Волоконовское, Чернянское, Фироновское, Чураевское. Одним из старейших месторождений мела, эксплуатируемых уже несколько десятилетий, является Белгородское, расположенное практически в черте города. На базе этого месторождения работает Белгородский комбинат строительных материалов (БКСМ), который производит известь, силикатный кирпич и порошковый мел. Мел – хрупкое вещество, имеет белый цвет. Благодаря тому, что он хрупкий, мы и пишем им на доске    

    Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

    Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Разновидность известняка: мел.

    Гранит. (слайд 5)

    Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”, т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

    Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

    Гранитный карьер расположен в Красненском районе между селами                                   Горки и Богословка.

    II группа -   Пески. (слайд 6)

    На территории области учтено 13 месторождений строительных песков. Используются в качестве строительных материалов, для производства силикатных изделий, формовочных, закладочных, стекольных и прочих изделий. Качественных природных строительных песков в области практически нет.  Добыча этих песков ведется как экскаваторным, так и гидроспособом (земснарядом), причем в последнем случае качество добытого песка заметно лучше.

    Глинистое сырье.  (слайд 7)

    Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

    Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич, а также применяется для изготовления посуды.

    Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. На территории области разведано и оценено уникальное месторождение тугоплавких и огнеупорных глин – Краснояружское. В настоящее время месторождение эксплуатирует Борисовский керамический завод.

    Цементное  сырье. (слайд 8)

    В качестве цементного сырья используются: мел, мергель, выветрелые сланцы, четвертичные глины и суглинки. Сырьевой базой цементной промышленности области (двух цемзаводов) является Белгородское месторождение и вскрышные породы Стойленского железорудного месторождения.

    Строительные камни

    На территории области учтено 5 месторождений: Лебединское, Стойленское и Приоскольское, Коробковское и Яковлевское. В качестве строительного камня для производства щебня используются породы скальной вскрыши железорудных месторождений.

    III группа - Железная руда. (слайд 9)

    На территории Белгородской области сосредоточено 80% запасов богатых железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) и 40% всех разведанных запасов этих  руд в России. Руда признана одной из лучших в мире по качеству. Богатая  железная руда добывается только в Старооскольском железорудном районе на Стойленском месторождении. Яковлевское месторождение по условиям залегания рудной залежи и содержанию железа 68% не имеет аналогов в мире. Добывают руду закрытым способом.

    На Восточном участке Гостищевского, Шемраевском и Боль-шетроицком месторождениях ведутся опытные работы по отработке технологии кважинной гидродобычи рыхлых богатых железных руд. Железистые кварциты разведаны в Оскольском железорудном районе.

    Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

    Бокситы

    Бокситы – сырьё для получения алюминия. Бокситы в различных количествах и различного качества встречены на всех известных железорудных месторождениях. Однако лишь на Висловском, Мелихово-Шебекинском, Олимпийском месторождениях и Беленихинском участке Ольховатского месторождения бокситы представляют самостоятельную промышленную ценность.

    Лебединский ГОК. (слайд 10)

    Курская магнитная аномалия - самый мощный в мире железорудный бассейн. В настоящее время границы простирания залежей железных руд КМА охватывают площадь размером свыше 160 тыс. км², захватывая территории девяти областей Центра и Юга страны. Крупнейшее предприятие Курской магнитной аномалии — «Лебединский горно-обогатительный комбинат» (Лебединский ГОК).

    Лебединский ГОК является крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии. Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям. (слайд 11)

    Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса:

    Как предприятие, разрабатывающее уникальное по запасам месторождение железной руды. И, как предприятие, имеющее крупнейший в мире карьер по добыче негорючих полезных ископаемых. Площадь карьера составляет тысячу триста пятьдесят гектаров, глубина – порядка четырехсот пятидесяти метров.

    Стойленский ГОК. (слайд 12)

    Стойленский горно-обогатительный комбинат образован в 1961 году.

    Он занимается разработкой Стойленского месторождения КМА. Месторождение расположено в центральной части северо-восточной полосы Курской магнитной аномалии.

    Основная продукция ОАО «Стойленский ГОК»:

    • Сырая руда (37,5%Fe);
    • Железнорудный концентрат (67%Fe);
    • Аглоруд и др.

    Стойленский ГОК является одним из ведущих производителей по объему производства железной руды в России.

    Яковлевский рудник. (слайд 13)

    Яковлевское месторождение железных руд расположено в Белгородской области и входит в состав Курской Магнитной аномалии (КМА). По условиям залегания рудной залежи и содержанию железа до 68%  не имеет аналогов в мире. Вредные для металлургии примеси практически отсутствуют. Таким образом, руда Яковлевского месторождения – прекрасное металлургическое сырье, пригодное для выплавки высококачественного металла. Добывают руду закрытым способом.

    3. Беседа

    - Как вы думаете, легкий ли труд у этих людей? (слайд 14)

    -  Что мы должны делать?

     (Уважать труд людей, занятых в добыче полезных ископаемых)
    - Как называются профессии этих людей? (Шахтер, буровик, проходчик)

    1. Словарная работа

    -  Что означают слова: шахтёр, буровик, проходчик? Найдите в  справочной литературе.

    Толковый словарь  С.И. Ожегова:

    Шахтер - горнорабочий, работающий в шахтах.

    Буровик - специалист по буровым работам.

    Проходчик – 1. Работник, работающий в проходке.

                           2. Специалист, занимающийся разведкой пещеры, шахты

    5. Беседа с элементами рассказа об экономном и рациональном использовании полезных ископаемых.

    - Безграничны ли запасы полезных ископаемых?

              Полезные ископаемые - это богатство Земли. В нашей стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых. Но запасы их в недрах Земли не являются безграничными. Со временем они могут исчерпаться,  а потому тратить их необходимо экономно. Бережливое отношение к полезным ископаемым - это бережливое отношение к вещам, которые из них изготовлены и построены.

    VI. Обобщение и систематизация знаний

    - Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят   в себе недра Белгородской области. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

    - Какие полезные ископаемые добываются в нашей области? Где?

    - Как их используют?

    - Полезные ископаемые добываются разными способами, какими?

     (Открытый способ – в карьере и закрытый – шахта)

    - Как нужно использовать полезные ископаемые?

    - Почему их необходимо тратить экономно?

    Учитель:- Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?

     ответы учащихся:          

    1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.

    2) Экономно расходовать ПИ.

    3) Соблюдать правила перевозки ПИ.

    4)Заменять по возможности более дешёвыми материалами.(искусственными)

    5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для      выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)

    Учитель: А мы с вами должны  - экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.

    VII. Итог урока

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Что мы называем полезными ископаемыми?

    (Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, это полезные ископаемые).

    - Какими бывают полезные ископаемые? (твердыми, жидкими и газообразными).

    - Какие полезные ископаемые отнесём к строительным? (гранит, песок, глина, известняк)

    - К рудным полезным ископаемым? (железная руда)

    VIII. Рефлексия. 
            Предлагаю вам закончить следующие предложения:

    1. Урок был – полезный, познавательный…
      2. На уроке чувствовал себя….
      3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

    IX.  Дома я предлагаю вам подготовить сообщения: что позволит нам составить   книгу «Наши подземные богатства»

         

    1)   О полезных ископаемых нашего края.

    2) «Как коллекционировать камни».

    3) «Подземные дворцы»- о музеях в соляных пещерах.

    4) «Что может произойти, если нефть попадёт в озеро, реку, море?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

    Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

    Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

    Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

    Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

    Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...