Внеклассная работа по природоведению в начальной школе
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме

Питерских Татьяна Владимировна

 

Актуализировать знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.

Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей.

Создавать условия для воспитания любви к природе.

Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_rabota.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по природоведению в начальной школе. КВН.


                                                                                                                          Питерских Татьяна Владимировна

                                                                                                                            МОБУ СОШ№4 г.Лабинск

Цели:

1.        Актуализировать знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.

2.        Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей.

3.        Создавать условия для воспитания любви к природе.

4.        Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.

Ход КВНа

1. Вступление

Ребятишки, посмотрите на наших гостей.

Подарите им улыбку и улыбнитесь друг другу.

2. Сообщение темы занятия

Ребята, скажите, что вы видите на доске?

(Рисунки растений, птиц, зверей, насекомых, рыб, объектов природы – озёр, рек, гор, степей.)

А животных, растения, горы, моря, реки как можно назвать одним словом?

(Природа.)

Мы сегодня проведём с вами КВН о природе.

Кто из вас может сказать, что такое КВН?

(Конкурс, соревнование между командами по какой-либо теме.)

Чтобы настроиться на рабочий лад, давайте, исполним песню

“Раз, два – радуга!”

С конопатым солнышком дождь играет в прятки.

В поле колокольчики звенят наперебой.

Скачет день весенний быстрою лошадкой,

Под цветастой радугой, под яркою дугой!

Припев:

Раз, два – радуга! Раз, два – радуга!

На небе дорожку расстелила нам!

Раз, два – радуга! Раз, два – радуга!

Побывать бы там!

Как ворота радуга подпирает небо,

Небо разноцветное у нас над головой…

Словно на качелях, покататься мне бы

Вот на этой радуге, на радуге цветной!

Припев:

Солнечные зайчики прыгают по стёклам,

Девочки и мальчики танцуют и поют.

А посмотришь в небо: высоко – высоко,

Как цветы волшебные, там радуги цветут!”

Припев:

Ведущий:

Итак, начинаем КВН.

Соревнуются три команды.

По ходу КВНа мы будем отгадывать загадки, заполнять филворды, вспоминать пословицы и поговорки, изображать животных и многое другое.

1-й конкурс - “Приветствие”

Каждая команда сейчас покажет, как она выполнила домашнее задание.

Нужно было придумать название, девиз, нарисовать эмблему.

Оценивать конкурс будет жюри.

Проведём жеребьёвку, кто первым будет представлять свою команду.

Приглашаю капитанов команд к столу.

1-я команда “Муравьи”

Девиз: Кто сильно желает, (капитан)

Тот цели добьётся, (команда)

Приветствие:

Муравьи – лесной народ, (капитан)

Мы сильны, как носороги, (команда)

Прочь, вредители с дороги! (команда)

В лес зелёный в гости просим (капитан)

Только добрых мы гостей, (капитан)

Злых обгложем до костей, (команда)

2-я команда “ Радуга”

Девиз:

Большие знания – (капитан)

Большие богатства. (команда)

Приветствие:

Много в радуге цветов, (капитан)

А в команде сорванцов! (команда)

3-я команда “Солнышко”

Девиз:

У человека должно быть доброе сердце, (капитан)

У дерева – хороший корень. (команда)

Приветствие:

Свети всегда, свети везде, (капитан)

И выручай друзей в беде! (команда)

Жюри оценивает конкурс.

2-й конкурс - “Разминка”

Ведущий:

Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию.

Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

•        Что делает ёж зимой? (Спит.)

•        Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)

•        Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)

•        Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)

•        Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

•        Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

•        Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)

•        Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)

•        Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

•        Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)

•        Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)

•        У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины.)

•        Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

•        Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые.)

•        Какой город парит в небе? (Орёл.)

Жюри оценивает конкурс.

3-й конкурс – Почтовый ящик”

Ведущий:

Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их писал.

Капитаны разбирают письма. Посовещавшись, они зачитывают письмо-описание и называют отгаданное животное.

Описание первое

“У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?”

(Синица)

Описание второе

“Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?” (Поползень)

Описание третье

“Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. (Кошка)

Жюри оценивает конкурс.

4-й конкурс – “Филворды”

Командам предложены филворды. Дети должны отгадывать загадки, найти отгадки в филвордах. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаться!

1-я команда

На болотце там и тут

Капли красные растут.

(Клюква)

Горят красные кисти,

Хотя давно нету листьев.

(Рябина)

Было зелёное платье атласное,

Нет, не понравилось, выбрала красное,

Но надоело также и это –

Платье надела синего цвета.

(Слива)

Горьку ягоду в мороз

Сладкой-сладкой в дом принёс.

(Калина)

Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Пока сорвёшь –

Всю руку обдерёшь.

(Крыжовник)

Красненька матрёшка,

Беленько сердечко,

На кустах растёт

И сладка, как мёд.

(Малина)

Две сестры – цветом разны.

На вкус обе прекрасны.

(Смородина)

Сидит рядом с нами,

Смотрит чёрными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила.

(Черника)

Он зелен, полосат,

И всё же

Большая ягода он тоже.

(Арбуз)

Землянике я родня.

На грядках ты найдёшь меня.

(Клубника)

2-я команда

Кто зимой, забыв тревоги,

Крепко спит в своей берлоге?

(Медведь)

Какая коняшка ходит в тельняшке?

(Зебра)

С длинной шеей своей стал он выше всех зверей.

(Жираф)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

(Черепаха)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

(Ёж)

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки.

(Мышь)

Он огромен, полосат,

А вообще-то, кошке брат.

(Тигр)

Меня по хоботу, ушам

Легко узнать и малышам.

(Слон)

3-я команда

А        Ю        Ж        К        О        К        О        Р        Т

О        С        Ё        К        Ш        Я        Ч        О        М

Л        О        Л        Р        К        А        С        В        Б

К        Ш        В        О        Л        И        О        А        А

О        А        Е        Р        Б        К        Б        А        Р

З        Д        С        В        Л        Ю        Д        К        А

А        Ь        А        И        Н        Ь        Я        А        Н

У порога плачет, коготки прячет.

Тихо в комнату войдёт – замурлычет, запоёт.

(Кошка)

Он шерстью своей одевает людей.

(Баран)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

(Свинья)

Я – лучший сторож дома

И с детства всем знакома.

(Собака)

Меня оседлают, и я побегу,

Но также и грузы возить я могу.

(Лошадь)

“Ме” да “ме” - а себе на уме.

(Коза)

На мне люди ездят и возят поклажу.

В пустыне безводной могу идти даже.

(Верблюд)

Назовёте вы легко,

Кто даёт нам молоко.

(Корова)

Длинноухий и серый,

Пусть упрям – какое дело?

(Осёл)

Я похож на зайца очень,

Но не заяц, между прочим.

(Кролик)

Жюри оценивает конкурс.

ФИЗМИНУТКА “Буги-вуги”

Руку правую вперёд, а потом её назад.

А потом опять вперёд и опять её назад.

Мы танцуем “Буги-вуги”, поворачиваясь в круге,

И руками мы делаем вот так: (хлопают в ладоши) раз, два!

Руку левую вперёд, а потом её назад.

А потом опять вперёд и опять её назад.

Мы танцуем “Буги-вуги”, поворачиваясь в круге,

И руками мы делаем вот так: (хлопают в ладоши) раз, два!

Ногу правую вперёд, а потом её назад.

А потом опять вперёд и опять её назад.

Мы танцуем “Буги-вуги”, поворачиваясь в круге,

И ногами мы делаем вот так: (топают) раз, два!

Ногу левую вперёд, а потом её назад.

А потом опять вперёд и опять её назад.

Мы танцуем “Буги-вуги”, поворачиваясь в круге,

И ногами мы делаем вот так: (топают) раз, два!

Ухо правое вперёд, а потом его назад.

А потом опять вперёд и опять его назад.

Мы танцуем “Буги-вуги”, поворачиваясь в круге,

И ушами мы делаем вот так: (оттопыривают уши) раз, два!

Ухо левое вперёд, а потом его назад.

А потом опять вперёд и опять его назад.

Мы танцуем “Буги-вуги”, поворачиваясь в круге,

И ушами мы делаем вот так: (оттопыривают уши) раз, два!

5-й конкурс – “Пантомима”

Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное.

Даётся время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команды-соперницы угадывают животное.

Задание для 1-й команды:

Изобразить дрессированного медведя в цирке.

Задание для 2-й команды:

Изобразить утку, которая обучает своих гусят хождению “гуськом”.

Задание для 3-й команды:

Изобразить обезьян в зоопарке.

Жюри оценивает конкурс.

6-й конкурс – Пословицы и поговорки”

Командам раздаются карточки с пословицами или поговорками, надо их закончить:

•        Не за то волка бьют, что сер, а за то … (что овцу съел.)

•        Два медведя в одной берлоге … (не уживутся.)

•        Не та собака пугает, что лает, а та … (что молчит да хвостом виляет.)

•        Волка ноги … (кормят.)

•        Не учи орла летать, а соловья - …(петь.)

•        Здоровое дерево дятел … (не долбит.)

Жюри оценивает конкурс.

7-й конкурс – “Загадочные животные”

Ведущий:

Расшифруйте названия животных, записанные на доске, распределите их по группам.

Задание для 1-й команды:                

л ь д о ш а         с о л ь         в а й р у е м

лошадь         лось         муравей

Задание для 2-й команды:                

з о к а         б а к о с а         к а б е л

коза         собака         белка

Задание для 3-й команды:                

д е в ь д е м         б а о б ч а к         ш а у г к я л

медведь         бабочка         лягушка

Жюри оценивает конкурс.

Ведущий:

Вот и закончился КВН.

Природа даёт человеку воду и пищу, зелёные растения. Растения выделяют кислород, так необходимый для дыхания человека и животных.

Но природа часто страдает оттого, что люди не бережно относятся к ней. Загрязняются реки, воздух, вырубаются леса, гибнут животные, высыхают реки.

Наша планета Земля обращается к вам, ребята, с такими словами:

Зачитываю обращение.

“Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек.

Только вы, дети, можете спасти меня”.

Ребята, скажите, а как вы можете помочь природе?

Самостоятельные ответы детей.

(Не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не топтать травы, не разорять птичьих гнёзд, не ловить насекомых и т.п.)

Ребята, известный писатель-натуралист Михаил Пришвин сказал такие слова: “Мы с вами – хозяева нашей природы. Рыбе нужна чистая вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!”

Ребята, давайте беречь нашу планету, оберегать братьев наших меньших. И пусть в “Жалобной книге природы” будет как можно меньше тревожных сигналов.

Пусть над нашей планетой всегда светит яркое солнышко.

Дети исполняют песню “Чтобы солнышко светило”.

Чтобы солнышко светило,

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты,

Чтоб дружили я и ты!

Припев:

За руки возьмёмся, встанем в круг.

Каждый человек человеку друг!

За руки возьмёмся, пусть пойдёт

По Земле огромный хоровод!

Чтобы солнышко светило,

Чтоб на всех его хватило!

Чтобы утром пели птицы,

Чтоб сияли счастьем лица,

Чтоб сияли счастьем лица!

Припев:

Чтобы солнышко светило,

Чтоб на всех его хватило!

Чтобы не было грозы,

Чтобы не было беды,

Чтобы не было войны!

Припев:

Чтобы солнышко светило,

Чтоб на всех его хватило!

Чтоб на целом белом свете

Спать могли спокойно дети,

Спать могли спокойно дети!

Припев:

Жюри сообщает результаты КВНа, награждаются победители.

Рефлексия

Ребята, легко ли вам было выполнять задания?

(Ответы детей.)

Ребята, чтобы знать природу, мало её наблюдать и изучать. Надо ещё читать книги о ней. Я приглашаю вас побывать в нашей школьной библиотеке. Там вы найдёте много книг замечательных авторов: Николая Сладкова, Веры Чаплиной, Михаила Пришвина, Георгия Скребицкого, Геннадия Снегирёва. Есть в библиотеке и энциклопедии о животных.

(Показываю книги отдельных авторов.)

Ребята, в нашем городе издаётся эколого-нравственная игра-газета для детей “Розовый кузнечик”. В создании этой газеты принимают участие и дети. Они присылают в редакцию свои стихи, рассказы, загадки. (Показываю газету.)

Приглашаю и вас к сотрудничеству.

Оборудование:

1.        Музыкальное оформление.

2.        Портрет Михаила Пришвина.

3.        Раздаточный материал для конкурсов.

4.        Эмблемы для игроков команд, таблички-эмблемы на столы команд и жюри.

5.        Книги и энциклопедии о природе, газета “Розовый кузнечик”.

6.        Плакат “Планета Земля плачет…”

7.        Картинки животных и объектов природы для оформления доски.

8.        Разрезные буквы: К В Н.

9.        Тематические игры для болельщиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная и внеурочная деятельность в начальной школе

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности......

Внеклассная работа по математике в начальной школе

          Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом всего учебно-воспитательного процесса. Под внеклассной работой понимают совокупность необязательных занят...

Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельности в школе коррекционного обучения....

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Внеклассная работа по экологии в начальной школе

Экологическое воспитание личности младшего школьника  является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого п...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...