Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Рабочая  программа  по  окружающему миру  составлена  на  основе  авторской  программы    по  окружающему миру  Н.Ф.Виноградовой(Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI  века».- 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2010), стр. 90.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir.rar35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       

Рабочая  программа  по  окружающему миру  составлена  на  основе  авторской  программы    по  окружающему миру  Н.Ф.Виноградовой(Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI  века».- 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2010), стр. 90.

При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году».

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на    достижение следующих целей:

  1. формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
  2. воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимания своей индивидуальности, способностей и возможностей;

Задачи организации учебной деятельности:

  1. формирование элементарной ориентировки в доступных  естественнонаучных, обществоведческих исторических понятиях, развитии  целостного восприятия окружающего мира;
  2. формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные  признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, фиксировать результаты наблюдений;
  3. развитие общей культуры школьника, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные и виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

2.        Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

3. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. и. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

Программа обеспечена следующим учебно - методическим комплектом:

1. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/Н.Ф.. Виноградова, Г.С. калинова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

2. Рабочие тетради: «Учимся познавать мир». 4 класс №1, №2. Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,  2012 г.

Авторская программа отводит 68 часов на изучение предложенного материала. В рабочей программе объем часов учебной нагрузки определен учебным планом образовательного учреждения, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и составляет 70 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ –  4  часа.  

          Добавлены по 1 часу в темы:

«Человек – живое существо. Как устроен организм человека»

«Человек – защитник своего Отечества»

     Основной формой организации учебного процесса является урок.

     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, проведение обобщающих уроков, контрольных уроков, практических работ, экскурсий и уроков, на которых реализуются здоровьесберегающие технологии.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями и повысить мотивацию к изучению окружающего мира.

Преобладающими формами текущего контроля является:

самостоятельные работы;  тесты.

Промежуточный контроль проходит в виде: обобщающих уроков, тестирования.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

     При проведении уроков окружающего мира используются мультимедиа: диски, презентации, видеофильмы.

Основные требования  к уровню подготовки обучающихся 4 класса

Называть (приводить примеры):

  1. признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
  2. основные органы и системы органов человека и их функции;
  3. правила здорового образа жизни;
  4. права гражданина и ребенка в России;
  5. основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
  6. народы, населяющие Россию.

Различать (соотносить):

  1. год и век, арабские и римские цифры;
  2. искусственные тела (изделия) и тела природы;
  3. полезные и вредные привычки;
  4. эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
  5. события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия).

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
  2. применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
  3. раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
  4. узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (я соответствии с программой);
  5. составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

Объяснять значение понятий:

  1. «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
  2. в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым).

Календарно - тематическое планирование

(70 часов)




№ п/п



Тема раздела



Тема урока

Количество часов

Сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

План

Факт

Человек – живое существо. Как устроен организм человека.

(13 часов)

Вводный инструктаж по ТБ.

Общее строение организма человека

1

Знать общие признаки живых существ.

 

Нервная система. Головной и спинной мозг

1

Знать что такое нервная система, её роль в организме.

Опорно - двигательная система

1

Знать какую работу выполняют скелет и мышцы.

Пищеварительная система

1

Знать строение пищеварительной системы.

Дыхательная система

1

Знать систему органов дыхания.

Уметь защитить  органы дыхания от заболеваний.

Кровеносная система. Кровь и ее значение.

1

Знать о клетках крови и их значении.

Сердце – главный орган кровеносной системы

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

1

Знать, что главный орган выделения - почки

Кожа, ее строение и значение

1

Уметь оказать первую помощь при повреждении кожи. Знать правила ухода за кожей.

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения.

1

Знать правила защиты глаз от болезней и травм.

Слух. Гигиена слуха

1

Знать, как шум влияет на слух.

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека

1





Знать, как мы чувствуем запахи. Знать, что язык – орган вкуса, кожа – орган чувств.

Урок обобщения: Органы чувств. Проверочная работа по теме «Человек – живое существо»

1

Уметь на практике применять свои знания

Мир чувств.

(2 часа)

Эмоции чувства человека

1

Уметь управлять своими эмоциями и чувствами.

Что такое внимание? Зачем человеку память.

1

Уметь концентрировать своё внимание.

Ты и твое здоровье

(3 часа)

Здоровье человека. Режим школьника Практическая работа: «Составление режима дня школьника для будней и выходных»

1

Знать свой организм – условие здоровья  и эмоционального благополучия

Здоровый человек – здоровый сон.  О правильном питании

1

Знать правила здорового сна; о правильном питании

Как закаливать свой организм

Можно ли снять усталость

1

Поговорим о вредных привычках

Вредные привычки

1

Различать полезные и вредные привычки;

Как дом становится опасным

Когда дом становится опасным.  Огонь – друг и враг.

1

Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым

Когда дом становится опасным

1

Уметь пользоваться газовой плитой. Прави-ла работы с компью-тером .

Какие опасности подстерегают детей на дороге

Знаете ли вы правила дорожного движения?

1

Знать правила дорожного движения и применять их на практике

Если случилась беда

Помощь при травме

Если гроза застала тебя на прогулке

1

Знать какую помощь необходимо оказывать пр травмах

Бывают ли животные опасными?

Ядовитые грибы и растения

1





Уметь различать ядовитые грибы и растения

Что нужно знать о болезнях

Практическая работа «Оказание первой помощи при несчастных случаях»Грипп. Аллергия. Если болит живот.

1


Знать и уметь предупреждать болезни.

Если болит голова. Носовое кровотечение. Твоя домашняя аптечка

1

Человек – часть природы

Чем человек отличается от животных. Человек умеет думать и говорить.

1

Знать чем человек отличается от животных.


От рождения до старости

Счастливая пора детства. Что необходимо для роста и развития человека

1

Уметь описывать и сравнивать людей в разные этапы жизни.

Почему пожилым людям нужна твоя помощь

1

Уметь оказывать помощь пожилым людям

Человек среди людей

(4 часа)

Умеешь ли ты общаться?

Просто ли написать письмо?

1

Знать  нормы поведения в общественных местах

Поговорим о доброте.  Что такое справедливость

1

Знать, что такое доброта, уметь различать истинные чувства.

Контрольное тестирование за 1 полугодие

1

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Избегай общения с незнакомыми людьми

1

Знать и соблюдать правила общения с людьми.


Родная стра-на: от края до края. Природные зоны России.

3 часа

Природные зоны России Арктика. Тундра Тайга

1

Знать природные зоны России. Уметь называть обитателей природных зон. Знать виды растений.

Природные зоны России Смешанные леса.  Степь

1

Природные зоны России Пустыня Влажные субтропики

1


Почвы России

2 часа

Почва – среда обитания растений и животных. Какую почву называют плодородной

1




Знать виды почв

Почва нуждается в охране

1

Знать природоохранные мероприятия.

Рельеф России

1

Знать рельеф России

Как возникали и строились города

2 часа

Как выбиралось место для строительства города. «Кремлевские города»

1

Знать как наши предки выбирали место для строительства городов.

Почему улицы называются по - разному

1

О чем могут рассказать названия улиц

Россия и ее соседи

3 часа

Япония – страна восходящего солнца

1


Знать соседей России, их культуру.

Китай – страна природных контрастов

1

Финляндия – наш северный сосед. Королевство Дания


1

Человек творец культурных ценностей

2 часа



Что такое культура.

1

Знать памятники культуры родного края

Как возникла письменность. Летопись – рукописная книга О первых школах и книгах

1

Знать литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты

Образова-ние – часть культуры общества

4часа

Владимир Мономах и его «Поучение». Первая Азбука

1

Знать основателей первой «Азбуки» Кирилла и Мефодия.


Чему и как учились при Петре I.Проверочная работа за 3 четверть

1

Знать достижения в образовании России при Петре I.

Как развивалось образование в России после Петра I. Первые университеты в России.

1

Знать историю развития образования в России.

Школа в XIX веке.

1

Знать историю развития образования в XIX и  XX веках в России.

Русское искусство до XVIII века.

5 часов

Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона.

1

Знать, что такое зодчество, фреска, мозаика, икона.

Художественное ремесло в Древней Руси. Владимир Мономах и его «Поучение».

1

Уметь описывать предметы художественного ремесла.

Музыка в Древней Руси.

1

Уметь определять настроения народных жанровых песен.

Обрядовые праздники

1

Знать обрядовые праздники своего края

Скоморохи – первые артисты на Руси.

1

Знать, как стали появляться первые театры, артисты.

Искусство России XVIII века.

Поговорим об архитектуре. О первых историках России. Архитектура. Живопись

1

Знать архитектурные памятники, особенности строительства 18 века

Золотой век русской культуры (XIX (19) век.)

6 часов

Александр Сергеевич Пушкин - солнце русской поэзии .

1

Уметь рассказать о А. С. Пушкине, прочитать его произведения.

Николай Алексеевич Некрасов Лев Николаевич Толстой

1

Знать знатока русского народного творчества – В. И. Даля.

Композиторы XIX века. Михаил Иванович Глинка. Петр Ильич Чайковский

1

Уметь слушать музыкальное произведение,  анализировать его.

Художники XIX века. Василий Андреевич Тропинин.

1

Знать художников 19 века, их произведения.

Илья Ефимович Репин. Исаак Ильич Левитан

1

Знать творчество И. И. Левитана.

Искусство России XX века

Знать художников 20 века, их произведения.

Человек – защитник своего Отечества.

6часов

Героические страницы истории нашей Родины Почему люди воюют. Как Русь боролась с половцами

1

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Как русские воины победили шведских захватчиков. Битва на Чудском озере Куликовская битва

1

Знать о подвигах

Александра Невского


Отечественная война 1812 года.

1

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.



Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Практическая работа «Работа с картой»

1

Знать значение и полководцев   Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., героев ВОВ.

Все – для фронта, все – для победы! Экскурсия в музей. Инструктаж по ТБ

1

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Итоговое контрольное тестирование.

1

Уметь работать самостоятельно

Гражданин и государство

2 часа

Мы живем в Российском государстве. Русский язык – государственный язык России

1

 Уметь описывать традиции, обычаи, народов  России.

Права граждан. Обязанности граждан. Символы государства

1

Знать свои права и обязанности. Знать символы России.

Содержание программы:

Введение.

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Человек – живое существо (организм)

Реализует цель ознакомления учеников с устройством организма человека, с правилами сохранения здоровья. Органы и системы органов человека. Как человек воспринимает окружающий мир.

Ты и твое здоровье

Человек и его здоровье. Режим дня школьника. Улица и дорога. ЗОЖ.

Человек – часть природы

Чем человек отличается от животных. Условия роста и развития ребенка. Развитие человека от рождения до старости.

Человек и общество, в котором он живёт.

Знакомит обучающихся с землепроходцами, с развитием Древней Руси, с развитием в России культуры, искусства, земледелия, промышленности. Человек — воин. Человек — путешественник. Искусство России в разные времена (исторические эпохи).

 Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан                   России.

Практические работы.

Выполнение  практических работ:  

 «Составление режима дня школьника для будней и выходных»

«Оказание помощи при несчастных случаях»

«Работа с исторической картой»

Средства контроля

Контрольное тестирование

4

Практическая работа

3

Экскурсии

1

                             Учебно-методические средства обучения

1. Учебник:

  Окружающий мир. 4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,  2012 г.

2. Рабочие тетради:      

   «Учимся познавать мир».  4 класс №1, №2. Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,  2012 г.

  1. Книги для учителя:

         Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.

 «Окружающий мир. 1 – 4 классы». Методические рекомендации к урокам. Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2004г.

Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

Наглядные средства обучения

Комплект таблиц

  1. Зона арктических пустынь
  2. Тундра
  3. Тайга
  4. Смешанные и широколистные леса
  5. Зона степей
  6. Пустыня
  7. У Черного моря
  8. Природное сообщество – луг
  9. Природное сообщество – река
  10.  Природное сообщество – болото
  11. Кого можно встретить в саду
  12. Поверхность нашего края
  13. Солнечная система. Планеты
  14. Созвездия
  15. Великие имена России

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Географические электронные карты        
  2. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
  3. Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006
  4. Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008
  5. Диск «Природа. Человек. Общество»
  6. Аудиокурсы «Окружающий мир»
  7. Диск «Детские электронные книги и презентации»

Интернет ресурсы

hup://www .uchportal.ru/load/46

http://intergu.ru/

http://www.uroki.net/karta.htm

http:// festival, lseptember.ru/articles/312738/

http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=3995&st=5()

http://www.rusedu.ru/detail_l 761 .html

http://viki.rdf.ru/bloki_prezent/

http://www.niinobr.org/

http://wvvw.babylessons.ru/detskie-rebusy-v-kartinkax/

http://irina-caunite.ucoz.ru/load/masterskaja_uchitclja/interaktivnye_sredstva_obuchenija/30

Формы и средства контроля

Проверочная работа «Человек – живое существо»

1 в

Как называется система дыхания?  

а) Костно-мышечная          б)дыхательная    

в) пищеварительная          г)дорожная.

2.Какие органы входят в дыхательную систему?

а) сердце;   б) лёгкие;   в) трахея;  г) носовая полость; д) бронхи.

3. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

а) благодаря крови;      б) благодаря нервным волокнам;  в) благодаря мышцам.

4.Какие органы входят в пищеварительную систему?

а) пищевод;     б) трахея;    в) ротовая полсть;    г) кишечник; д) желудок;     е) печень

5.В какой последовательности пища проходит по органам пищеварения?

1) пищевод;   2) глотка; 3)кишечник; 4)ротовая полость;  5) желудок.  

6.Как правильно питаться?

 а) есть побольше сладостей и булочек;   б) есть в одно и тоже время;

в) есть прямо перед сном;    г) есть теплую пищу;   д) есть разнообразную пищу.

7. В какой строке  указаны только органы чувств человека?

а) глаза,  лёгкие,  желудок,  кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) глаза, уши, кожа, язык, нос.

8. Что нарушает слух человека?

а) Громкий резкий звук    б) нежная мелодия      в)шёпот    г) простудные заболевания  

д) курение     е) употребление алкогольных напитков.

в 2.

Как называется система кровообращения?

А) Нервная    б) пищеварительная     в) кровеносная     г) красная.

2.Какие органы входят в кровеносную систему?

а) лёгкие;    б) сердце,    в) желудок;    г) кровеносные сосуды.

3.В какой последовательности воздух проходит по органам дыхания?

 1)  трахея;    2)носовая полость;    3)лёгкие;     4)   бронхи.

4.Какие органы входят в пищеварительную систему?

а) кишечник;    б) печень;    в) желудок;   г) сердце;    д) ротовая  полость; е) пищевод.

5.В какой последовательности пища проходит по органам  пищеварения?

1) желудок;   2) ротовая полость;   3) пищевод;   4) глотка,   5)кишечник  

    6.Как правильно питаться?

а) обязательно завтракать;   б) есть много жареного, копченого, соленого, острого;

в) есть в разное время;     г) не есть перед сном;    д) не есть очень горячую пищу

7. В какой строке  указаны только органы чувств человека?

а)  сердце, глаза, лёгкие, нервы, кожа;

б)  глаза, уши, кожа, язык, нос;

в)  уши, глаза, желудок, кровеносные сосуды.

8.  От чего надо оберегать органы осязания?

А) От ожогов   б) от разговоров,     в) от ранений       г)от телевизора, Д) от ушибов

  е) от обморожений

   

Контрольное тестирование за 1 полугодие

1. Выпиши название органов, составляющих:

кровеносную систему _____________________;

пищеварительную систему ________________.

2. Напиши  что  такое внимание?

3. Что такое здоровый образ жизни?

4. Какой вред приносит организму курение?

5. Выбери правильный ответ

а)Находится ли деятельность спинного мозга под контролем головного мозга?

- да;

- нет.

б) Какому отделу мозга принадлежат полушария большого мозга?

-спинному мозгу;

-головному мозгу.

6. Осязание - это способность воспринимать:
-  
давление;

- прикосновение;  

-  боль;  

-  вкусовые ощущения.

7. Относится ли сердце к системе кровообращения:

- да;

- нет.

8. Может ли человек управлять функциями сердца:

- да;

- нет.

9.Из внешней среды организм получает:
- углекислый газ;

-  кислород,

10. Откуда организм получает энергию:

-  с пищей;

-  от солнца.

2 вариант

 1. Выпиши название органов, составляющих:

     дыхательную систему ____________________;

     нервную систему ________________________.

    2.  Напиши что такое память?

  1.  Какие органы особенно страдают от алкоголя?

                                 

    4. Выбери правильный ответ

а)Кровеносная система состоит:

- только из сосудов;

- из сосудов и сердца.

б)К какой системе относится глотка:

- к пищеварительной;

- к дыхательной.

5.  Орган обоняния находится:

 - в слизистой оболочке ротовой полости;

- в слизистой оболочке носовой полости;

 - в слизистой оболочке языка.

6.  Относится ли сердце к системе кровообращения:

   -  да;

        - нет.

7. Может ли человек управлять функциями сердца:

        да;

        нет.

8. В каких органах кровь насыщается кислородом:

 - в легких;

-  в сердце;  

-  в почках.

9. Кровь по сосудам движется:
         - непрерывно;

- толчками.

10. Откуда организм получает энергию:
             -
с пищей;

  - от солнца.

Проверочная работа  за 3 четверть. 

1 вариант

  1. Переведи на современный язык слова из первой русской «Азбуки» И. Фёдорова.

            Поучение сыну

            Сыну мой, прислони ухо твоё,

            И послушай словес твоё

            К научению моему,

             Понеже украсит.

       ---------------------------------------------------------------------------------------------

       ---------------------------------------------------------------------------------------------

       ---------------------------------------------------------------------------------------------

       ---------------------------------------------------------------------------------------------

2. Закончи предложения.

Славянскую азбуку создали _..

Сначала она состояла из …

Создание  славянской азбуки было …

3. Угадай, о каких животных Арктики идет речь?

    Он — полярный житель. Этот великан — близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое. ( ……………………….)

4. За лето поверхность тундры оттаивает в глубину:

а) на 50 см;

б) на 50 м;

в) на 500 м.

5. Вечная мерзлота имеется:

а) в зоне тайги;

б) в зоне широколиственных лесов;

в) в зоне смешанных лесов.

6. Соотнеси описание растений и животных пустыни с названиями, представленными после текста в рамке.

-  Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки кило метров……………………….

-  Одно из самых известных растений пустыни, ее корни проникают на глубину почти 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюдов…………………………………………………

7. Какую страну называют «Страна восходящего солнца»

- Финляндия,

- Китай,

- Япония

8. Трудом человека построены города. Города  это:

 а) часть природы

 б) изделие?

2 вариант

1. Запишите, в каком году произошли эти события:


Напечатана первая русская книга «Апостол » -...


Открытие первого университета в Москве -...


Принятие христианства на Руси - ...

2. Угадай, о каких животных Арктики идет речь?

      Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снопа в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. ( ………………………)

3. Слой многолетней мерзлоты лежит до глубины:

а) 5 м;

б) почти 500 м.

4.В тундре много болот и озер, так как:

а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину;

б)  с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.

5. Деревья в тундре низкие:

а)   карликовым легко спрятаться под снегом, спокойно зимуют в тепле «под снежным одеялом»;

б)   корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты;

в)  у поверхности земли теплее, ветер слабее;

г)  не завезли в тундру обычные породы деревьев.

6. Соотнеси описание растений и животных пустыни с названиями, представленными после текста в рамке.

- Многие сотни лет служит жителям пустыни: на нем ездили верхом, тюки с разными грузами перевозили, пахали там, где влаги хватало землю напоить…………………………………………..

- Одно из самых известных растений пустыни, ее корни проникают на глубину почти 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюдов…………………………………………………

7.  Какую страну называют «Страна восходящего солнца»

- Финляндия,

- Китай,

- Япония

8. На каком материке находится наша страна?

Итоговое  контрольное тестирование

Вариант 1

Часть А

Первая часть А содержит 10 заданий (А1—А10). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком .

А1.  Почему нужно изучать окружающий мир?

  1. Чтобы приносить радость родителям.
  2. Чтобы хорошо учиться.
  3. Чтобы знать, как правильно использовать природу и охранять её.
  4. Чтобы не потеряться.

А2.   Выбери верное продолжение утверждения:

К телам живой природы относятся:

  1. деревья, дождь, снег, животные, человек
  2. птицы, почва, машина, человек, роса
  3. кустарники, насекомые, человек, рыбы, звери
  4. цветы, дома, песок, птицы

A3.   В каком из ответов перечислены только органы пищеварения?

  1. рот, пищевод, желудок, кишечник
  2. желудок, кровеносные сосуды, язык, кожа
  3. сердце, лёгкие, кишечник, нос
  4. скелет, глаза, пищевод, печень

А4.   Какое свойство льда проявляется при разрушении горных пород?

  1. хрупкость
  2. под действием тепла превращается в воду
  3. расширяется при температуре —4 °С
  4. прозрачность

А 5.   Какие из морей есть на карте России?

  1. Красное, Чёрное        3) Жёлтое, Синее
  2. Чёрное, Белое        4) Белое, Голубое

А 6.   Что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу?

  1. Он выделяет едкую жидкость.
  2. У него есть жало.
  3. Его тело окрашено под цвет травы.
  4. Его тело по форме напоминает листья растений.

А7.   Если ты встретился с незнакомым человеком у лифта, ты должен:

  1. - вызвать милицию
  2. -позвать на помощь
  3. - не заходить в лифт и выйти из подъезда

4)   - не заходить в лифт

А 8.   Это полезное ископаемое образуется из отмерших растений. Оно используется в виде топлива, в качестве удобрения.

  1. торф        
  2. каменный уголь        

3) нефть

4) известняк

А9.  Узкая и глубокая, с обрывистыми склонами долина; расселина в горах

это ...

1) ущелье        2) овраг         3) балка      4) каньон

А10.   Для чего наши предки носили обереги?

  1. для того, чтобы одежду было приятно носить
  2. как украшение
  3. как признак богатства
  4. чтобы охранять себя от болезней, горя, ранней смерти, неурожая

Часть В

Часть В включает три задания (В1—ВЗ), каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном числе именительного падежа.

81.        Прочитай текст. Какая природная зона здесь описана?

До самого горизонта раскинулась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика, лишь вдали виднелось стадо оленей, да скрипел снег под полозьями нарт.

82.        Среди названных растений найди ядовитое растение. Выпиши.

Купальница, белена, ежевика, осина, клевер, подорожник, ятрышник.

83.        Продолжи определение.

Линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария, называется ....

Часть С

Задания С1-С2 самые интересные. Обдумав ответ, запишите его в произвольной, развёрнутой форме в бланке ответа №2.

С1.   Прочитай текст и ответь на вопрос: правильно ли поступили ребята? Ответ объясни.

Однажды Витя и Маша пошли в лес за ягодами. Под деревом они увидели маленького бельчонка. Ребята принесли его домой. В скором времени бельчонок стал совсем ручным. Когда белка подросла, дети отнесли её в лес и выпустили.

С2.   Каково значение снега для живой природы?

Вариант 2

Часть А

Первая часть А содержит 10 заданий (А1—А10). К ним даются варианты ответов,, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком .

А1.  Что составляет природу?

  1. всё, что нас окружает и не сделано руками человека
  2. весь окружающий мир
  3. растения и животные
  4. всё, что двигается

А2.   Что НЕ относится к телам живой природы?

1) растения        2) дождь        3) животные        4) человек

          A3.   В какой природной зоне существует следующая взаимосвязь: ягель —> олень —> волк?
1) зона лесов        2) тундра        3) степь        4) пустыня

        А4.   Как должен вести себя пешеход, находящийся на середине улицы, при появлении автомобиля?

  1. бежать вперёд        3) звать на помощь милиционера
  2. бежать назад        4) стоять на середине

А5.   Какой процесс происходит в 12-перстной кишке?

  1. всасывание питательных веществ в кровь
  2. переваривание пищи
  3. выделение вредных веществ
  4. измельчение пищи

А6.   Какую пищу надо употреблять, чтобы быть здоровым?

  1. овощи и фрукты
  2. мясные и рыбные продукты
  3. сладости
  4. пища должна быть разнообразной

А7.   Из каких полезных ископаемых получают металлы?

1) из гранита        2) из руды        3) из угля        4) из нефти

А8.   Что относится к формам земной поверхности?

  1. равнина        3) поле
  2. высокий дом        4) луг

А9.   Выбери название христианского праздника.

  1. Масленица        3) Рождество
  2. Ивана Купала        4) Духов День

А10.   Прочитай определение. О каком водоёме идёт речь?

Замкнутое углубление суши, в которое стекают и накапливаются поверхностные и подземные воды.

1) океан        2) море        3) озеро        4) пруд

Часть В

Часть В включает три задания (В1—ВЗ), каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном числе именительного падежа, которые вы впишите без пробелов и запятых, каждая буква в отдельной клеточке.

В 1.        Какое из перечисленных животных НЕ относится к насекомым?

Кузнечик, шмель, бабочка, паук, жук.

В2.        Какое полезное ископаемое является горючим?

Гранит, руда, нефть, известняк.

        В3.        Напиши, какое явление природы возникает от преломления и разложения лучей света в каплях дождя.

Часть С

Задания С1-С2 самые интересные. Обдумав ответ, запишите его в произвольной, развёрнутой форме в бланке ответа №2.

С1.   Прочитай текст. Какие ошибки допущены в нём? Напиши.

У хвойных растений листья в виде хвоинок. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как появляются цветы на деревьях можжевельника, ели. У сосны и ели созревают плоды — шишки. В них находятся семена.

С2. Используя рисунок, опиши процесс образования родника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...