Главные вкладки

    Урок по окружающему миру 1 класс "Когда наступит лето?"
    методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

    Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx26.76 КБ

    Предварительный просмотр:

     Урок по окружающему миру  в 1 классе.

    Учитель: Зотова Надежда Юрьевна

    Тема: «Когда наступит лето?»

    Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.

    Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года; научиться узнавать время года по характерным признакам.

    Оборудование: у учащихся – клей для работы с тетрадью, цветные фишки.

    Предварительная работа:

    1) Во время прогулки понаблюдать с детьми за зимними явлениями в природе.

     2) Нарисовать совместно с родителями рисунок любимого времени года на альбомном    листе.

     3) Составить мини-рассказ по рисунку времени года по плану:

          -Какое время года тебе нравится?

          -Чем тебе нравится это время года?

          -Чем любишь заниматься в это время года?

     4)Выучить стихи о временах года?

    Ход урока:

    Орг. момент.

    Проверка домашнего задания:

    Учитель: Давайте вспомним,

               -О чём мы говорили на прошлом уроке?

               - Что узнали о времени?

               - Сколько дней в неделю?

                 -Назовите все дни по порядку?

                - Назовите третий день недели?  Почему он так называется?

                 -Назовите дни, когда мы отдыхаем, не учимся?

                - А какое сейчас время года?

    Изучение новой темы: Слайд Муравьишки.

    Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка.

     Нетерпеливый Муравьишка хочет узнать, когда наступит лето. Кто ему ответит?                                  (Предполагаемые ответы детей).

    Учитель:   Ребята, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?

    А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие – в путешествие по временам года.     Вы любите путешествовать?

    Слайд воздушного шара.

    А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре. А с собой возьмём учебники, где нарисован большой круг. Он будет для нас как карта, как компас, чтобы не заблудиться, не улететь в другую сторону, знать куда мы отправляемся и как мы будем двигаться.

    Откройте учебники на с. 10, положите перед собой и приготовьтесь к оправлению.

    Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку. (Звучит музыка на её фоне звучит стихотворение и загадка).

    загадка

    Снег на полях,

    Лёд на реках,

    Вьюга гуляет.    Когда это бывает?        (Зимой). Слайды зимы.

    - А как вы догадались, что это зима?

    - По каким признакам?

    - Что вы видите на рисунках? (Снег, лед, сугробы, снеговик…).

    - Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Зима.

    (Звучит музыка. Выходит девочкав костюме  Зимы)

    Зима

    Я на тройке прилетала,
    Скакуны в той тройки белы.
    Я в санях сижу царицей,
    Белокосой, белолицей
    Как махну я рукавом,

    Всё покрою серебром.
    (Зима) 

    - Скажите, ребята, какие зимние месяцы вы знаете?

    (Декабрь, январь, февраль).  Слайд.

    - Какой месяц  вступил в свои права сегодня?   (февраль)

    -- Кто знает почему он так называется?

         Название месяца «февраль»латинского происхождения. В древнем Риме февраль заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и такое название –февраль. Древнерусское название февраля- «лютый»,т.к. в феврале выпадает много снега и стоят лютые морозы.

    Зима: Приглашаю вас играться,

    С гор высоких покататься,

    По сверкать на льду коньками,

    Позабавиться снежками!

    Всем желаю наиграться!

    Силы и ума набраться!

    А теперь уж мне пора!

    Жду вас в гости, детвора!

    Учитель:

    - Ребята, посмотрите на нашу так называемую карту, найдите зимние месяцы.

    -  Сколько их? Давайте их хором произнесём. (Декабрь, январь, февраль).

    - А каким цветом они обозначены на круге?  (синим)

    - Вам понравилось у Зимы?

    - Полетим дальше?

    Слайд воздушного шара.

    Учитель: Итак, мы снова садимся на свой воздушный шар и отправляемся с вами дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

    Тает снежок,

    Ожил лужок,

    День прибывает.

    Когда это бывает?    (Весной). Слайды весны.

    Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны.

    Зима недаром злится,

    Прошла её пора.

    Весна в окно стучится и гонит со двора.

    - А как вы догадались, что это весна?

    По каким признакам? Что вы увидели? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет…).

    - Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Весна

    (выхождит девочка в костюме Весны)

    Весна:

    Пришла, улыбнулась – утихли метели,
    Позванивать стал колокольчик капели.
    Река пробудилась, растаяли льды.
    Наряд белоснежный надели сады.
    Взревев, за работу взялись трактора.
    А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

    Учитель- Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь.

    - А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).   Слайд –

       - В марте еще лежит снег, но все теплее и ярче светит солнце. Небо в марте голубое .воздух прозрачный.

     - В апреле начинается таяние снегов, бегут ручьи, прилетают долгожданные весенние гости-птицы.

    - В мае много хлопот у людей живущих в селе- начинаются посевные работы.(картинка)

    Весна:

    Я – Весна! Я – мать природы!

    Обращаюсь к вам, народы,

    И к надежде нашей, детям:

    Берегите всё на свете! –

    И моря, и океаны,

    И берёзы, и вулканы,

    И пшеницы зрелой колос,

    И небесной птицы голос.

    Берегите это, дети,        

    Мы за всё, за всё в ответе

    Учитель:

    - Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту.

    - А как называются месяцы у весны, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Март, апрель, май).

    - А каким цветом они обозначены на круге?  розовым

    - Вам понравилось у Весны?

    - Полетим дальше?

    Слайд воздушного шара.

    Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на ее фоне звучит загадка).

    Солнце печёт,

    Липа цветёт,

    Рожь поспевает.

    Когда это бывает?   (Летом).   Слайды лета.

    А как вы догадались, что это лето?

    - По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…).

    - Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Лето.

    (Звучит музыка.  Выходит девочка в костюме Лета,

    Лето:

     Ярко солнце светит,

    В воздухе тепло,

    И куда ни взглянешь,

    Всё кругом светло.

    По лугу пестреют

    Яркие цветы,

    Золотом облиты   Тёмные листы.

    Дремлет лес: ни звука, Лист не шелестит,

    Только жаворонок    В воздухе звенит.

    - Учитель:

    - Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту

    - А как называются месяцы у лета, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Июнь, июль, август).

     -Почему они так называются?   Слайд.

     - Июнь назвали по имени римской богини Юноны. Римляне верили, Юнона дарует людям дождь и урожай. Успех и победу.

    - Июль получил свое название в честь выдающегося полководца Юлия Цезаря.

    - Август – происходит от древнеримского  слова «аугустус»,что означает «величественный»

    - А каким цветом они обозначены на круге?  зеленым

    - Вам понравилось у Лета?

    - Полетим дальше?

    Слайд воздушного шара.

    Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

    Пусты поля,

    Мокнет земля,

    Дождь поливает,

    Когда это бывает? (Осенью). Слайды осени.

    Учитель:  А как вы догадались, что это осень?

    - По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ).

    - Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама  хозяюшка Осень .(выходит девочка в костюме Осени)

    Осень.

    Здравствуйте, друзья!

    Хожу я по равнинам

    Тихой, светлой сказкой,

    Расписываю рощи

    Солнечной краской.

    Я на ковре-самолёте летела, ветер северный за погонщика был, птицы за указчика, зори светили да листья дорогу стелили. А пока летала, леса разукрасила, паутинки развесила, землю к празднику прибрала.

     Учитель:Познакомимся со свитой Осени.

     -Какие осенние месяцы вы знаете?  Слайд

     -Сентябрь – месяц «золотой осени», в нем царствует желтый цвет, поэтому на Руси его называли «руен»,то есть желтый.

     А октябрь на Руси называли «листопадом». Точнее не может и быть.

             Осень:

    Прошла  я по лугам, по лесам, по полям.
    Припасы я заготовила вам.
    Упрятала их в погреба, в закорма.
    Скажу вам: «За мною нагрянет зима».

    Учитель:

    - Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту

    - А каким цветом осенние месяцы обозначены на круге?  желтым

    - Вам понравилось у Осени?

    - Полетим дальше?

    Слайд воздушного шара.

    Учитель: Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит музыка).

    Слайды зимы.

    Учитель:

    - Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.

    Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год, прошли 4 времени года или 12 месяцев.

    - Вам понравилось путешествие?

    - Сколько остановок мы делали?

    Как они назывались? Давайте обратимся к помощнику-карте.

    Назовите времена года в той последовательности, как мы путешествовали (Зима, весна, лето, осень).

    Слайд всех времён года.

    Практическая работа

    Чтение вывода в  учебнике стр.11

    Рабочая тетрадь      пронумеруй названия месяцев  

    Учебник  стр 11

    -Какое сейчас время года?   (….) Накройте его синим квадратиком квадратиком.

    -Какое время года будет после зимы? (….) Накройте его зеленым квадратиком.

    - А что будет после весны? (…)

    -как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето?(Лето наступит , когда закончится зима и пройдет весна).

    А что будет после лета?(,….)

     И так из года в год пролетают дни, недели, месяцы и времена года. И вы с каждым годом растёте, становитесь старше, взрослеете, умнеете. А месяцы и времена года остаются те же.

    Учебник  стр 11

    -Ребята, муравей Вопросик тоже нарисовал рисунки всех времён года. Он очень старался, но кое-что перепутал. Надо найти ошибки

    Выставка книг о временах года.

    Учитель: Ребята, здесь вы видите выставку книг нашей библиотеки, где вы можете прочитать о временах года, о жизни животных, птиц в разные времена года, о приметах и поговорках, об особенностях всех времён года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»

    Тема: «Когда наступит лето?» Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года. Пл...

    План-конспект урока по окружающему миру "Когда наступит лето" (1 класс)

    План-конспект урокапо природоведению в 1 классе.А.А.Плешаков «Окружающий мир». Цель: Сформировать представление о временном годовом цикле- временах года, месяцах,  их последовательности, нау...

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?"

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?" 1 класс. Материал составлен в соответствии с ФГОС. Включает в себя обучающие игры и наглядный материал....

    Урок по окружающему миру в 1 классе по теме: "Когда наступит лето?"

    Данный урок формирует представление о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учит выделять характерные признаки времён года....

    Урок по окружающему миру 1 класс " Когда наступит лето"

    Урок помогает систематезировать и обобщить знания детей о временах года, их смене , о природных изменениях в каждый месяц времени года....

    Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

    Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

    Конспект урока по окружающему миру: «Когда наступит лето?», 1 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о годовом цикле - времена года, месяцы и их последовательность;Планируемые результаты: Предметные: знать схему смены времен года и месяцев, научит...