Образовательная программа "Школа 2100" урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество"), 3 класс, тема: "Память о прошлом"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Михайлова Ирина Александровна

Урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество")

Тема: "Память о прошлом", 3 класс

Цель: познакомить учащихся с первичными представлениями о понятиях "история" и "исторический источник";

            подчеркнуть важность изучения прошлого и использование этих знаний в современной жизни;

            увидеть роль науки истории в жизни общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока104 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (Моё Отечество). 3 класс.

Составили: Михайлова Ирина Александровна, учитель начальных классов;

Тема: «Память о прошлом». 

Цели и задачи урока:

Линия 1. Овладение картиной мира:

  1. Познакомить учеников с первичными представлениями о понятиях «история» и «исторический источник»;
  2. Помочь осознать, что каждый человек должен знать и помнить прошлое своей семьи, своего города, своей страны.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:

  1. Помочь осознать важность изучения и использования в современной жизни опыта, накопленного поколениями предков;
  2. Подчеркнуть значение изучения прошлого;
  3. Увидеть роль науки истории в жизни общества и значение изучения истории для каждого человека.

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученики

Актуализация знаний



































Постановка проблемы








- Ребята, вы любите рассказывать друг другу, что с вами происходило вчера, год или пять лет назад?


- А кто вам может рассказать, что происходило 15 или 20 лет назад?


- Кто может поведать нам о том, что происходило 50 или 70 лет назад?


- Как вывод мы сделаем?    

Слайд


- А теперь я хочу показать вам  изображение        Слайд

удивительного памятника, который стоит в старинном русском городе Новгороде.


- Прочитаем о нём на с. 22 во 2-ом абзаце со слов «… Он был поставлен… до слов – живая история России»

- В чью честь он был установлен?    



- Посчитайте, сколько поколений россиян Слайд

изображено на памятнике, если …

1000 лет = 10 веков

Если за один век сменяется …

то за 10 веков сменилось…


- Живут ли сейчас на земле люди, которые своими глазами видели, что происходило 1000 лет назад?


Слайд

  1. О недалёком прошлом могут рассказать свидетели событий. 
  2. Свидетелей давних событий не осталось.    


- Какое противоречие вы заметили?


- Какие возникли вопросы?

- Как скульптор узнал о том, что нашему государству – 1000 лет?

- Действительно ли люди, изображённые на нём, выглядели и были одеты именно так? 

 


Да.




Мама или папа.




Бабушки, дедушки.




О недалёком прошлом могут рассказать свидетели событий.











- Он установлен в честь тысячелетия  основания нашего государства.





 

 4-5 поколений

- Сменилось 40-50 поколений




- Свидетелей давних событий не осталось.  




Свидетели недавних событий живы.


О далёком прошлом нам никто рассказать не может.







Поиск решения проблемы










(открытие нового знания)





Исторические источники.




































































































































































































































































































Практическая работа























История – наука о прошлом человечества.




- Подумайте, откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён не осталось?









- Откуда учёные-историки берут информацию о том, какими были наши предки?

- Прочитаем 1 абзац текста «Родники истории» с. 22.

- Что называют историческими источниками.


- Это то, что может рассказать о прошлом.


- Какая наука занимается изысканиями этих источников?


- Да действительно, учёных, которые занимаются раскопками, называют ... археологами. Археология – наука, которая изучает прошлое по вещественным источникам, обнаруженным при раскопках.

      Найти следы людей в далёком прошлом не всегда легко. Хорошо, когда сооружения переживают тысячелетия и остаются на поверхности земли, как например что?


Но сооружения разрушаются, их остатки покрываются землёй, наносами ила, песком. То же происходит и с вещами, которые человек потерял, бросил или сознательно закопал, например, что закапывают?

- А учёные-археологи при раскопках извлекают все это из земли. Как вы думаете, для чего они это делают? Ну, лежат все эти вещи в земле и пусть себе дальше лежат.


Раскопать — значит, как бы приподнять всю толщу земли, которая веками и тысячелетиями наносилась ветрами, потоками воды, наслаивалась остатками гниющих растений, но приподнять так, чтобы не потревожить все, что было оставлено, потеряно или брошено в давно минувшие времена.

Археологию, по-другому,  называют «наукой лопаты». Почему, как вы думаете?

- Сколько земли можно поднять лопатой?


А можно ли в такой куче земли найти мелкие вещи? Так значит не всегда удобно пользоваться лопатой. А чем же ещё тогда?


- Ножом, медицинским скальпелем и даже акварельной кисточкой. Сейчас очень часто за человека работают машины, а возможно ли при раскопках использовать какую-нибудь технику?


 - Механизировать это трудное, тонкое и ответственное дело пока еще невозможно. При раскопках вся работа ведется вручную.


- Сегодня нам с вами предстоит отправиться на раскопки, мы будем археологами. Посмотрите на эту фотографию. Почему люди на ней в касках?


- И мы с вами начнём с того, что сделаем головные уборы.                Делаем шапки из газет.

- А теперь надеваем шапки, мы настоящие археологи, приступаем к раскопкам.


- Посмотрите на предметы, которые нашли археологи.


- Что это?


- О чём они могут рассказать вам?




- Чем могут являться?



- Считается, что первые металлические монеты появились в VIII веке до н.э. в Китае. Чеканились они из меди. Спустя век были отчеканены первые золотые монеты.

Знаете ли вы, откуда появилось название «копейка»? Посмотрите на иллюстрацию и попробуйте ответить на этот вопрос.

- Молодцы! На серебряных деньгах, которые повелел чеканить Иван Грозный, было изображение великого князя с копьем в руке, и лично Иоанн повелел называть их «деньгами копейными».

 (интересные истории о монетах)

- Предлагаю послушать монетные истории, которые мне показались интересными.

Деньги из самого необычного материала. В начале ХIХ века российско-американская компания на Аляске выпустила кожаные деньги – 10 тысяч штук. Для этого использовалась тюленья кожа. Пользовались ими 20 лет. Сейчас одна кожаная монета из тех выпусков стоит столько же, сколько такое же по весу количество золота.

Самое странное название имеет венецианская монета шестнадцатого века. Она называется «газета». И, между прочим, она появилась раньше, чем газеты. И когда в Венеции появилось первое печатное издание, его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты перешло на название издания.

Самой крупной по стоимости монетой была отчеканенная в ХVII году индийская золотая монета в 200 мохуров, массой 2 килограмма 177 граммов. Единственный известный экземпляр монеты исчез в индийском штате Бихар в 1810 году. Отпечаток монеты хранится в Британском музее в Лондоне.

Самая крупная сумма, когда-либо заплаченная за одну монету — 314 тысяч долларов. За эту сумму на аукционе в Цюрихе была продана серебряная декадрахма из древних Афин.

Самая маленькая по достоинству и весу русская монета. Ее называли полу деньга. Полушка равнялась половине копейки, и ее вес составлял всего 0,17 грамма.

О монетах есть ещё много интересного, например, вы слышали слово «напортачить». На Руси портачами называли фальшивомонетчиков, соответственно «напортачить» означало «начеканить фальшивых монет».

Или вот ещё: жители итальянского города Тулузы и ее окрестностей до сих пор имеют возможность найти старинные монеты при перестройке собственных домов. Дело в том, что еще в конце XII в. местный граф засеял поля вокруг своей цитадели золотыми монетами. А никакого сказочного героя вы не вспомнили, слушая эту историю? Да, он тоже садил деньги, надеясь получить прекрасный урожай.

Монеты древней Руси тоже обнаруживались в самых неожиданных местах. Как известно, золотые монеты применялись русскими князьями и царями, как наградные знаки, а не как деньги, но обладатели таких монетных медалей находили им самое разнообразное применение. Например, кое-кто не жалел закладывать их в фундамент новостроящегося дома. А кто-то отдавал на пожертвования в храмы, где чаще всего их потом и находили историки.


- Что ещё могут найти при раскопках археологи?


- Являются ли они историческими источниками?


 (о крестоносцах)

Крестовые походы — военные походы рыцарей, направленные против «неверных» — мусульман, язычников. Целью первых крестовых походов было освобождение Иерусалима (гроба господнего) от турок-сельджуков. Турки были нетерпимы к христианской вере, они подвергли полному разгрому Иерусалим, не щадили никого. Паломничество христиан в Святую землю стало делом чрезвычайно опасным. Римские папы опасались, что, если не отвоевать Иерусалим у сельджуков, христиане полностью утратят доступ к своим святыням. Для этого и были предприняты эти военные походы.

Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети.

Эти длительные кровопролитные войны вызвали огромные людские и материальные потери в европейских странах. Народам Востока Крестовые походы причинили также огромный ущерб, заставив их испытать все ужасы иноземных нашествий — разорение и угнетение со стороны феодалов Запада.


- А что сейчас изображено на слайде?


- Т.е. археологи могут отыскать не просто какие-то отдельные предметы, а целый город.


- Какие постройки видите?

- О чём он может нам поведать?



- Всё это свидетельства прошлого, значит это…


- Этот город был засыпан вулканическим пеплом, но археологи его отыскали и произвели раскопки.  Может кто-то слышал о нём?


- Помпеи – древнеримский город, развалины которого были впервые обнаружены в 1592 г., однако раскопки начались лишь в 1748 г.


Фильм о Помпеи.


- Так мы узнали о той катастрофе, которая произошла в нём.


- Какие ещё исторические находки находят археологи?


- О чём они могут нам рассказать?



- Чем будут являться старинные рукописи?

- Почему?




(о рукописях).

- Легенда об Атлантиде не дает покоя человечеству уже третье тысячелетие, о ней написано более 6 тыс. томов. Но существовала ли эта загадочная цивилизация? Если да, то когда и где? Как толковать свидетельства древних?


- Остров Атлантида, впервые был описан Платоном (427–347 до н.э.) со ссылкой на одного из семи мудрецов Древней Греции – Солона. Во время  своего путешествия в Египет Солон записал рассказ древнеегипетских жрецов.

- Атлантида названа в честь Атланта, брата одного из титанов греческой мифологии.  Кто подарил людям огонь?

 - По версии Платона, загадочный континент населяли атланты – бесстрашный и могучий народ, достигший высочайшего уровня цивилизации и воевавший с неким праафинским государством. Где остров мог находиться?


 - Учёные считают, что располагалась в Атлантическом океане за Гибралтаром и погибла примерно 12 тыс. лет назад (между 9750 и 8570 до н.э.), погрузившись в пучину океана «в один день и бедственную ночь» в результате грандиозной природной катастрофы.

Атлантида – загадка как для геологов, геофизиков, сейсмологов, океанологов, так и для историков, археологов, искусствоведов и людей, изучающих античные культуры. Нет никакой надежды обнаружить в глубинах океана золотые статуи богинь, храм Посейдона или что-либо подобное. Процессы эрозии, отложения осадков и иные естественные процессы безжалостно уничтожают следы древних цивилизаций, но косвенные подтверждения их существования все же доходят до нас.


- Что ещё находят при раскопках?

- Где могли их применять?

 

- Чем они будут являться и почему?


(орудия труда)

Как говорят ученые, доисторические люди, которые жили около 300 000 лет назад, были пещерными жителями. Их главным занятием была… охота.

Каждый сам изготавливал для себя инструменты и орудия. Каменным молотком он разбивал булыжники, чтобы они становились подходящего размера для охоты. В результате был изобретен молоток, один конец которого был слегка заострен. Он использовался для копания, скобления, обтесывания или отсечения.

Другой широко используемый тогда инструмент - ручной топор. Он был на тяжелой рукоятке и заточен с обеих сторон. Он использовался для разных целей, например? … для выкапывания кореньев, раскалывания орехов или забивания животных и снятия с них шкур.

Неандертальцы, жившие 150 000 - 30 000 лет назад, также были пещерными жителями. В дополнение к ручному топору неандерталец имел заостренные орудия. Они были искусно сделаны из кремня и имели острые концы. Некоторые из них были в форме трехгранника. Некоторые остроконечные орудия имели один конец загнутый, как крючок.

Чуть позже появились орудия с лезвиями. Это были длинные острые орудия, изготовленные из особого вида кремня. Они положили начало скребкам, сверлам и так далее. Один из видов этих орудий получил широкое применение: иглы с ушком из кости использовались для сшивания шкур животных.


 - Первобытные люди приспосабливали для жизни пещеры, иногда покрывая их стены рисунками используя эти орудия труда.  

- О чём могут поведать наскальные рисунки древних людей?

- Мои знакомые археологи нашли такие надписи и попросили их расшифровать.

(задание)

- Молодцы!     


- Очень важно точно определить положение предмета в определенном слое земли. Это помогает установить время его появления.


- Что ещё могут найти археологи?



- О чём они могут нам рассказать?





- Чем будут являться?


(о динозаврах).  


- Всё, что мы сегодня с вами увидели на раскопках, чем является?


- А почему их так называют?


- Так что же такое история?


- Как вы думаете, почему памятник «Тысячелетие России» называют «историей России»?


- Почему, говоря о памятнике, к словам «история России» люди добавляют «живая»?






- о прошлом можно узнать из старинных книг;

- наши имена, фамилии могут рассказать о прошлом;

- до наших дней сохранились обычаи, народные костюмы, праздники, игры, песни, сказки и т.д., созданные нашими предками.  





Исторические источники - это оставшиеся от прошедших времен предметы…     


   Поисками свидетельств  прошлого человечества занимается специальная наука – археология




Предположения детей.







Клад.



Чтобы узнать, как жили люди в далекие времена: чем пользовались, что умели делать.








Много.




Предположения детей.





Предположения детей.  









Техника  безопасности.












- Монеты.



- Когда и из какого материала они сделаны;

- В какой стране были выпущены?


- Историческим источником, т.к. могут рассказать нам о прошлом.







Предположения детей.  



































































- Боевые доспехи   воинов.



- Так были одеты и вооружены воины в далёкие времена.






























- Огромный город.







- Чем увлекались и занимались…

- Из чего строили дома?  

 

Исторические источники.





Предположения детей.  














- Старинные рукописи.




- Рассказывают о подвигах, событиях…

          Древние мифы, сказания повествуют о том, как наши предки представляли себе мир и свое место в нем, каким богам они поклонялись.

Письменные источники позволяют узнать об исторических событиях, о жизни людей.





Предположения детей.










Прометей.






Предположения детей.  





















- Орудия труда



-Историческими источниками



















































Кости мамонтов или динозавров.


- Жизнь существовала и до появления человека;

- Чем питались.



- Историческими источниками.




- Историческими источниками.


- Дают информацию о прошлом.



- Наука о прошлом.



- Прошлое нашей страны



- Изображённые на памятнике, имеют самое прямое отношение к истории государства


- Из историй их жизни  складывалась история всей России.

Итог урока

- Итак, что учёные-историки изучают?


- Для чего понадобилась такая наука, как история?  


- Вернёмся к основному вопросу. Что мы хотели сегодня выяснить?



- Как вы можете ответить на этот вопрос?



- Откуда учёные - историки черпают свои знания?

События прошлого нашей страны.


История – наука о прошлом человечества.


Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?


Люди узнают о прошлом -  изучая историю.


Из исторических источников – сохранившихся до наших времён.

Домашнее задание

(творческое задание)

- С помощью книг, рассказов взрослых узнать, когда был построен наш город, какие есть в нём древние здания, памятники старины, чем прославились в истории твои родственники и земляки.

или

- Подготовить письменное или устное сообщение «Из истории нашего города».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 3 классе. "Тайны планеты Земля. Доисторическое прошлое края"

Пояснительная записка. Автор: Мишнёва Евгения  Анатольевна, учитель высшей категории МОУ «СОШ №3» села Кочубеевское, Ставропольского края.1. Презентация –  по предмету «Окружающий мир» ...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе " Память о прошлом"

В технологической катре подробно представлены и расписаны все этапы урока, виды УУД, расписаны виды работ учащихся, деятельность уителя на уроке и учеников...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Как люди узнают о прошлом"

Данный урок рассчитан на учащихся 3 классов. Форма данного урока: урок–исследование. Тип урока: урок открытия новых знаний. Это первый урок нового раздела «Как люди жили в старину». На ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему «Вот и лето прошло. Осень».

Конспект урока окружающего мира  в 1 классе на тему «Вот и лето прошло. Осень».Цели урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить вы...

Общая образовательная программа по окружающему миру 1-4 класс

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...