Урок окружающего мира "Вода и её состояния"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Образовательная программа: система развивающего обучения Эльконина - Давыдова.Содержательная линия: наблюдение процессов. Рассмотрение переходов из одного состояния в другое. тип урока: моделирование и преобразование модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitnaya_kartochka_uroka_om.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка урока

Предмет: Окружающий мир

Образовательная программа: система развивающего обучения

                                                     Эльконина - Давыдова.

Класс: 2А

Учитель: Ющенко Т.В.

Дата: 22.01.2010

Содержательная линия: Наблюдение процессов. Рассмотрение перехода из

                                           одного состояния в другое

Планируемый результат: - умение детей обращать внимание на изменения,

                                              происходящие с объектами наблюдения;

                                            - умение делать символическую запись процесса;

                                            - умение расшифровать символическую запись

                                              процесса.

Тип урока: моделирование и преобразование модели.

Цель типа урока: - выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в

                                предмете для его исследования.

Тема урока: Изменение состояния воды в природе.

Представляемый урок – шестой по счету в разделе «Наблюдение процессов»

Цель урока: - обучение практике наблюдения;

                      - обучение практике выделения и описания состояния.

Формируемые УУД

Личностные: - интерес к наблюдению процессов,

                        - мотивация к познанию окружающего мира,

                        - адекватная самооценка,

                        - готовность выражать свое мнение.

Регулятивные: - умение удерживать цель деятельности;

                         - сделать выбор действия;

                         - умение спланировать действия.

Познавательные: - умение вести поиск и выделять нужную информацию;

                                - умение наблюдать объект, выявлять сходства и различия;

                             - умение строить обобщения.

Коммуникативные: - умение слушать и слышать учителя, одноклассников,

                                - умение сотрудничать при решении учебных задач

                                   адекватно оценивать свою работу.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Г.В. Чудинова,

                                  Е.Н. Букварева, рабочая тетрадь «Окружающий мир»

                                   Г.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, компьютер с медиапроектором,

                                  фильм «Микрокосмос», емкость с водой и со снегом,

                                  чайник для кипячения воды.

Структура урока: 1. Постановка учебной задачи.

                                2. Основная часть:

                                   - наблюдение за изменением состояния воды;

                                   - выявление причин изменения;

                                   - запись символами процесса изменения состояния.

                               3. Рефлексия.

                               4. Подача домашнего задания.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Самоопределение

к деятельности.

Организационный момент

Включение в деловой ритм.

Зарядка для ума

Подготовка класса к работе

Последовательность упражнений проговаривают дети

Р.- целеполагание

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявление  уровня знаний.

 «Когда для животных много ее – беда,

Когда для растений мало ее – беда,

Но она нам нужна всегда,

Больше даже, чем еда. Что это?»

При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.

В парах обсуждают и приходят к единому мнению.

- Вода.

Объясняют, по каким признакам поняли, что речь идет о воде.

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П - анализ объекта с целью выделения признаков

3.

Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся

Создание проблемной ситуации.  

«Какую беду она приносит?

И почему без неё нельзя?»

Вода всегда находится в одном состоянии?

Диалог о том, в каком состоянии может быть вода в природе.

Формулируют (уточняют) тему урока.

Зависит от того, в каком она количестве и состоянии

Вода изменяет свое состояние.

Состояние может быть:

 -твердое (снег, лед)

- жидкое (вода)

- газообразное (пар)

Р - целеполагание

4.

Построение плана выхода из затруднения

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации

Вода сама решает, когда в какое состояние ей переходить?

При каком условии вода превратится в снег, лёд?

А в пар?

Если говорить научным языком, то должна измениться…

Что надо сделать, чтобы снег превратился в воду?

Как превратить воду в пар?

Демонстрация кипячения воды, испарения воды.

Демонстрация как с помощью зеркала можно «поймать» каплю воды

Составляют план и определяют условия выполнения

Чтобы вода изменила свое состояние, надо изменить условия:

- если будет очень холодно,

- если будет очень жарко,

- температура.

Практическая работа:

На каждой парте чашка со снегом. Наблюдение за таянием снега в чашке.

Предлагают вскипятить воду.

Р – планирование, прогнозирование

П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений

К – сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Прием «критического мышления»

                    «кластер»

иней                                                   реки             озера

   

       твердое  -  Вода -  жидкость

        

                                газ                     роса   дождь   моря

   лед         снег              

                             туман   пар          

Решение  задания с проговариванием алгоритма вслух.

Заполняют схему на доске

Р – контроль, коррекция

П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

К – умение выслушать  и поддержать мнение собеседника или построить опровержение

6

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Организует деятельность по применению новых знаний

Просмотр фрагмента фильма «Микрокосм» о дожде

Самостоятельная работа в паре

Строят схему процесса в РТ.

Р – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и на каком уровне.

7

Рефлексия

Итог урока

Строит рефлексию

Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…, поэтому я смог…или не смог…»

Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности

К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Три состояния воды. Значение воды.

Урок посвящен Форуму "Чистая вода-2010"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"

Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

урок окружающего мира во 2 классе по теме"Эмоциональное состояние человека, проявление чувств."

Открытый урок , приуроченный к дню освобождения Ленинграда. На уроке дети предтавляют свои исследования о жизни и быте их сверстников в блокадном Ленинграде...

Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"

Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды" (конспект)...

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды в жидком состоянии" 3 клаcc

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, урок - эксперимент в ходе которого- дети приходят к вывод,у какими свойствами обладает вода в жидком состоянии....