внеклассное меропириятие в 4 классе "Моя Родина -Россия"
классный час по окружающему миру по теме

Березина Ольга Викторовна

Мероприятие содержит материал о государственных символах, символах Тверской области, Селижаровского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал о родном крае.25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  .

Учитель : Березина Ольга Викторовна.

Тема: «Моя Родина – Россия».

Цели:

1.Расширение исторических знаний учащихся.

2.Популяризация государственных символов.

3.Воспитание патриотизма и   гражданственности ,чувства гордости за свою родину.

4.Ознакомить с символами родного края, его историей.

5.Развивать умение делать выводы, анализировать.

Оборудование: физическая карта России, сундучок, матрёшка, фото природы, сувениры, фото архитектурных  памятников, флаг, герб, гимн  России, русские народные костюмы, запись гимна. Герб. флаг Твери и Тверской области, открытки «Селижаровский край», рисунки, сочинения детей, положения, документы с изображением герба России, баян, флаг, герб Селижаровского района.

        Ход урока.

Ученик: У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть родина своя.

Для  ивушки  плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

А там ,где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные…

Все: Мы родиной зовём.

Учитель: Ребята, как называется наша Родина?

Сегодня мы поговорим о нашей большой и малой Родине, вспомним историю отечества ,заглянем в будущее и ,конечно, о нас с вами.

Почему мы все любим свою родину-Россию?

(потому, что нет Родины красивей.)

А ещё потому, что в России мы родились, здесь говорят на русском языке и всё здесь для нас любимое, знакомое, родное.

Ученик: В сердце ты у каждого,

Родина-Россия,

Белые берёзки, колос золотой…

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете Родины такой.

Учитель: Любовь к Родине отражалась в стихах, картинах ,в народной мудрости и ,конечно, в песнях.

(исполнение песни «Наш край.»)

А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом-синонимом.(можно сказать Россия-страна и государство.)Давайте попробуем представить, что мы с вами отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства .У каждого государства есть свои границы.(ученик показывает на карте.)

Перед тем, как отправиться в путешествие по России, нам предстоит открыть секретный сундучок. Вам предстоит отгадать предмет, который вам поможет сказать ,о чём будет наш дальнейший сегодняшний разговор и для чего он нам нужен.(сундучок)

1.Этому предмету всего 100 лет, хотя мы привыкли думать, что он намного старше.

2.Прообразом ему послужило изображение японского старичка  Фурукуму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.

3.Эта деревянная игрушка популярна во всём мире. Её воспринимают как символ России.

4.Традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается ещё на несколько фигурок, вложенных одна в другую. Их число может меняться от  2-3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется она -русская-(матрёшка).

Да, мы не случайно начали наш разговор с матрёшки, как было сказано, одним из символов России .Ведь сегодня наш классный час посвящён символам России.

Символы  России  …Что это такое?

Пожалуй не найдётся в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос .Однако ответы ,без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы -луга, поля, леса, кому-то на ум придут сувениры матрёшки, самовары, медведи. Любители старины русской расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях-знаках царской власти: скипетре, державе, короне, Шапке Мономаха ,и , конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор, храм Христа Спасителя. А кто-то ,возможно, обратит свой взор к своей малой Родине- городу, в котором родился и вырос, где остался родительский дом. И каждый по-своему будет прав.

Сейчас речь пойдёт о символах государственного суверенитета России. Для любого современного государства его символ существует в триединстве :герб, флаг, гимн.

Что вы для себя нового вынесли из нашего урока, вы ответите в конце занятия.

А для чего нужны стране символы?

Герб, флаг, гимн-это основные символы любого государства, показывающие его могущество и независимость. Существует целая наука, изучающая атрибутику и символику в государстве -это геральдика и сфрагистика. Символы РФ вы видите перед собой на доске. Их знают не только все россияне, но и люди во многих странах мира .Они являются необходимыми элементами международных встреч и договоров. Это «лицо» нашей страны. И ,конечно, необходимо каждому знать историю возникновения этих символов .Историческую экскурсию нам подготовили ученики нашего класса.

Ученик: Герб и государство -тесно связаны друг с другом. Герб- это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество. Гербы в России появились  давно, но это были рисунки, которые не подчинялись правилам составления герба. Из-за отсутствия рыцарства на Руси, гербы были мало распространены.

Ученик: До начала 16 в. Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе идти не могло. Герб появился при Иване№3 (1462-1505г).В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображён всадник, протыкающий копьём змия, а на оборотной –двуглавый орёл. Эти изображения к нам пришли из славной Византии. Впервые этой печатью Иван№3 скрепил грамоту в 1497г. Затем этот герб стал символом Российской Империи.

Ученик:  Постепенно Московская Русь превратилась из слабого, малоизвестного государства в мощное, завоевавшее мировой  авторитет. И герб менялся с течением времени. Он начинался с орлёнка ,но вскоре он начал раскрывать крылья, над его головой появились императорские короны, в лапах атрибуты монархической власти :скипетр и держава ,на груди появился герб Москвы, символизирующий её столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и княжеств, входящих в состав России. В 1917 году орёл перестал быть гербом России. И только 30 ноября 1993 года двуглавый орёл вновь стал гербом РФ и как прежде охраняет западные и восточные рубежи страны.

Учитель: Теперь подскажите мне , пожалуйста, где может изображаться герб? (на официальных документах России, в кабинетах директоров и руководящих лиц, на знамёнах и печатях, на паспорте, на деньгах)-показ картинок и документов. 

Ученик:

Стихотворение «Герб».

Учитель: Интересная история у нашего герба, но сообщение о флаге РФ будет не менее интересным.

Ученик: Государственный флаг  представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос: верхней -белой, средней- синей,  нижней- красной. Это издавна любимые цвета народов России. Белый- цвет снегов, облаков, берёзок- олицетворяет великодушие ,благородство. Синий- цвет неба, реки, цветущего льна, подснежников -олицетворяет верность и честность. Красный цвет соотносился с храбростью, удалью и символизировал мужество, смелость и любовь.

Ученик: У русских крестьян и казаков был обычай наряжаться в синий кафтан или рубаху и подпоясываться красным кушаком. Свадебные наряды русских девушек были украшены красно-белым орнаментом.

Ученик: 21 августа 1991г. Верховный совет РФ постановил считать исторический флаг официальным флагом России.

22 августа - день государственного флага  РФ. Современное звучание цветов флага РФ таково: алый – слава, материальное и духовное благосостояние, утверждающий жизнь и обновление, лазоревый- надежда, согласие, мир; белый- вера, чистота помыслов.

Где мы видим флаг РФ?

(вывешивается  на  гос . учереждениях )

Когда мы слышим фразу «Овеянный славою флаг наш», мы испытываем национальную гордость.

Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага ,флаг ставили на завоёванную территорию, землю, город, высоту. Тот, кто нёс флаг, всегда считался лучшим, это особая честь.(показ фото, картинок).

Кто может себе представить праздник, соревнования без поднятия флага? Кто может себе представить парад без флага? А  гос.  учереждение ?

Флаг- необходимый атрибут.

Стихотворение «Флаг».

Учитель: А теперь сообщение о самом молодом символе РФ-гимне.

Ученик: Гимн-это музыка и слова для воспевания и прославления Родины, торжественная песнь.

Официально такая песнь появилась в 1883 году по указанию Николая 2.Его исполняли при проведении строевых и церковных парадов, почётных караулов, вручении знамён и наград. Строевых смотров, встреч государя и  других случаях. Но с 1917 года из-за смены власти полностью изменились и текст и музыка. Гимны соответствовали запросам политического строя. Современный гимн РФ был принят 25 декабря2000года указом президента. Впервые он был исполнен в новогоднюю ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001г. 

Ученик:

Стихотворение «Гимн».

Учитель: Государственный гимн РФ  исполняют в случаях ,предусмотренных законом. Выслушивается стоя. Мужчины - без головных уборов .Он имеет своих авторов: С.Михалков- слова ,А.Александров-музыка.

Исполнение гимна.

Учитель: А зачем государству нужна символика?

Символы говорят о величине нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, верит в её глубокий смысл и верит в её предназначение.

Исполнение танца «Моя  Россия».

Учитель: Не только государства имеют символику и атрибутику. Каждый старинный город на территории России имеет свой герб.

Наш древний город Тверь также имеет свой герб. 10 октября 1780 года был утверждён герб Твери со следующим описанием: «в красном (показ) поле на зелёной подушке золотая корона». А в середине 19 в. одним из первых был составлен герб Тверской губернии, утверждённый в 1856 году. (показ.)

28 ноября 1996 года законодательным собранием Тв. Области был принят закон (показ) о гербе и флаге Тв. Области (показ и чтение описания, и где помещается).

Флаг Тв. Области –показ, описание(см. закон.)

21 октября- праздник - День герба и флага Тв. Области.

Учитель: За время нашей исторической экскурсии мы подошли к нашему родному Селижаровскому  краю.

Читаем с доски хором: Наш родной  Селижаровский  край.

Конечно, мы все любим наш посёлок, ценим его красоту, здания реки.( показ выставки открыток).

Давайте  мысленно перенесёмся на улицу , полюбуемся на неземную красоту, попутешествуем по замечательным местам нашего посёлка.(показ фото и рисунков детей «Наш край».Под музыку «Рассвет-чародей.»)

Учитель: Ребята, а есть ли у нашего посёлка герб, флаг, герб?

Конечно, посмотрите на герб (март 1996 г.)На гербовом щите изображены Волга и 2 её притока, протекающие  под двумя арками моста в виде старинной стены…(см. положение.)

А сейчас для вас сюрприз. Оказывается совсем недавно, в октябре 2006 года был принят флаг Селижаровского р-на.(положение, показ флага.)

А существует ли гимн района? Официально не принят. Но все давно считают , что «Песня о Селижарове» её верного сына по праву может считаться её гимном.

Исполнение песни «Песня о Селижарове».

Учитель: Говоря о символах района, области, страны, мы поняли, что они возникли не сами по себе. Их изображения основаны на исторических событиях. На жизни наших предков . Готовясь к классному часу, мы изучали историю не только страны, но и родного края. Сегодня впервые будет показан  рисованный фильм о истории нашего посёлка. Автор текста- Татьяна Щадрина -житель посёлка, художники-учащиеся   класса, фильм озвучивают -Александров А., Жукопцова А., Чернявин  Д.За аппаратом Федотов С. -главный механик.

Показ фильма «Сказание о Селижарове».

Учитель: Фильм закончен оптимистичными  словами, что мы ,потомки, поколений эстафету над Волгой дальше понесём. И ,действительно ,от нас зависит -какое продолжение будет у фильма и у нашей Родины. Мы, молодое поколение, должны сделать Родину сильнее и надёжнее.

Вы писали сочинения «В какой стране мне хотелось бы жить?».Очень много хороших слов мы могли прочесть в ваших работах. Может вы, именно вы, поможете своим трудом и жизнью, нашей стране быть такой .Может кто-то из вас займёт руководящий пост.

Сейчас мы заслушаем речь нашего ученика, Рябцева В., который с первого класса хочет быть президентом. Речь называется «Если бы я был президентом.»

Ученик:

Стихотворение «В какой бы я хотела жить стране.»

Учитель: Заканчивая наш разговор, мы должны подвести итог сказанному.

Ребята, что же главное вы почерпнули из разговора? (надо любить свою Родину ,гордиться ею, знать, изучать её символы, историю, верить в её счастливое будущее, быть достойными гражданами своего Отечества.)

А сейчас девочки исполнят песню «Прекрасное далёко». Ею мы завершаем наш классный час и верим в наше счастливое завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Наша Родина - Россия"

Внеклассное мероприятие знакомит с историческим прошлым России: песни, костюмы. жилища россиян; воспитывает любовь к родному краю....

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия"

Задачи: воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам Российской Федерации – России: Государственному флагу, гербу, гимну;  воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриот...

Презентация к внеклассному мероприятию "Моя родина - Россия"

Презентация к внеклассному мероприятию "Моя родина- Россия"...

Внеклассное мероприятие "Моя родина-Россия" для 1-2 классов

Внеклассное мероприятие "Моя родина-РоссиЦели:ü  создать в воображении детей образ Родины;ü   расширить кругозор учащихся сведениями  о государственных символах;ü  воспитывать...

Внеклассное меропириятие "Сказка Золушка"

Замечательное костюмизированное представление....

Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Наша Родина - Россия"

Данная методическая разработка позволит учителю ознакомить учащихся с этимологией слова "Родина", Конституцией - основным законом Российской Федерации, показать флаг, герб, прослушать гимн, ...

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"...