Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Аблитарова Нара Ибазеровна

Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Цель урока:

  1. Ознакомить учащихся со свойствами воды, с тремя состояниями в природе;
  2. Учить наблюдать, сравнивать, классифицировать;
  3. Развивать умение обобщать, делать выводы;
  4. Развивать творческое воображение;
  5. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;
  6. Воспитывать бережное отношение к воде, природе в целом.

Оборудование: стаканы с водой, полоски цветной бумаги, мультимедийный проектор, презентация, капельки воды, предметные картинки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Добрый день, любители природы!

Сегодня мы продолжим узнавать загадки природы. Какое настроение возьмем с собой? Тогда вперед за знаниями!

  1. Повторение изученного материала.
  1.   Фронтальный устный опрос.

- Что такое природа?

- На какие две группы делится природа?

- Как называются остальные предметы, которые нас окружают

2.  Игра «Не ошибись».

- Давайте поиграем в игру «Не ошибись». Играть будете в паре. У каждого ряда будет свое задание.

1-й ряд: выберите и разложите карточки с изображением живой природы.

2-й ряд: разложите карточки с неживой природой.

3-й ряд: разложите карточки с изображением тех предметов, которые сделаны руками человека.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Загадка.

Если руки наши в краске,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, скажите вы,

Жить нельзя нам без …

- К какой природе относится вода?

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Капелька приглашает нас в интересное путешествие, где мы поговорим еще об одном объекте неживой природы – о воде. Вспомним, что знаем о воде, где в природе встречаемся с ней, какой она бывает. Затем капелька приведет нас в научную лабораторию, где мы узнаем о свойствах воды, которые вам надо хорошо усвоить.

V. Первичное восприятие материала.

1. Упражнение «Ассоциативный куст»

- Ребята, когда слышите слово вода, что вы представляете?

- О чем вспоминаете? (море, дождь, роса, снег).

- У вас очень разнообразное представление о воде. Некоторые из них я предугадала.

- Что вы знаете о воде?

- Где и когда в природе встречаемся с водой?

- Капелька предлагает еще больше узнать об этом загадочном чуде природы. Смотрите и слушайте внимательно.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И водопроводном кране,

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

- Что нового увидели и узнали?

2. Игра  «Полет в космос».

- Ребята, вы хотите посмотреть на нашу землю с высоты? Капелька зовет в путешествие в космос на ракете.

- к запуску ракеты приготовиться!

- есть приготовиться!

- пристегнуть ремни!

- есть пристегнуть ремни!

- соединить контакты!

- есть соединить контакты!

- завести моторы!

- есть завести моторы!

- 3, 2, 1. Пуск!

3. Рассказ учителя с элементами беседы.

- Вот так выглядит наша планета Земля из космоса.

- Какого цвета больше всего?

- Что обозначает синий цвет на планете Земля?

- Правильно, это цвет воды, потому что на Земле воды больше, чем суши. Таким цветом изображают моря, океаны, реки и озера, ледники и болота. Но эта вода, в основном соленая, пресной воды, несоленой, очень мало, поэтому воду надо беречь.

- Для чего нужна вода?

- Вода дает жизнь растениям, животным, людям. Без воды не существовало бы жизни на нашей планете.

- Тело человека на две трети состоит из воды. Поэтому каждый день нужно пополнять свой организм водой.

- А сколько животных считают своим домом реку, море, океан.

- Без воды не сварить борщ, не построить дом. С помощью воды люди научились вырабатывать электричество. Но это стало возможным лишь тогда, когда человек узнал о свойствах воды.

- Мы держим путь в научную лабораторию. Но перед этим давайте отдохнем.

V. Физкультминутка.

Рано утром солнце встало

Все лучи свои послало

Вдруг повеял ветерок

Небо тучи заволок

И деревья закачал

Дождь по крышам застучал

Барабанит дождь по крышам

Солнце клонится все ниже

Вот и спряталось за тучи

Ни один не виден лучик.

VI. Исследовательско – практическая работа.

- Мы прибыли в научную лабораторию. Лаборант Алиева Мавиле расскажет вам что такое лаборатория.

- Лаборатория – это место, где ученые проводят опыты и эксперименты. Нам сейчас понадобится вода, посуда и, главное, - ваше творческое воображение.

Опыт 1.

- На каждой парте два стакана: один с водой, другой – пустой. Сможете ли вы перелить воду с одного стакана в другой? Почему? Перелейте воду. Почему она льется?

Вывод: вода – жидкость, поэтому она свободно переливается из одного сосуда в другой. Именно благодаря этому свойству вода может литься из кранов.

Опыт 2.

- Какой вкус у чая с лимоном? Какой вкус у компота? Имеет ли вкус вода? Как проверить это? Сделайте глоток воды. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: вода не имеет вкуса. Но когда человек очень хочет пить, то, с удовольствием выпив воды, говорит: «Какая вкусная вода»

Опыт 3.

- Как проверить, имеет ли вода запах? Какой вывод можете сделать?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.

- Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? Давайте это проверим. Бросьте монетку. Видите ее в воде?

Это еще одно свойство воды. Она бесцветная, прозрачная.

Опыт 5.

- Какую форму имеет шарик? Изменилась ли его форма? Теперь шарик положили в стакан. А сейчас? Какую форму имеет вода? Давайте это проверим. Нальем воду в блюдце. Форму чего приобрела вода? Нальем воду в стакан. Форму чего приобрела вода?

Вывод: вода не имеет своей формы. Она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

VII. Закрепление и осмысление знаний.

- Ребята, интересно было в нашей лаборатории? Мы узнали о свойствах воды. Эти значки помогут нам их повторить.

- Капелька хочет рассказать вам сказку. Вы готовы ее слушать?

Жила – была прекрасная, белокурая ромашка. Рано утром вставала она, расправляла свои лепестки после долгого сна. Вдруг что-то задрожало на ее желтеньком личике. Это капелька росы щекотала ей нос. Ромашка засмеялась и капелька упала в ручеек. Веселый, быстрый ручеек понес ее вдаль, к бурной реке. Капелька плыла долго – долго и приплыла в море.

- Дети, а кто слышал шум моря? Вы знаете, что шум воды успокаивает человека.

- Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте. Понравилось?

- Вот так и капелька нежилась на солнышке и у нее на душе стало так легко – легко, что она оторвалась от воды и испарилась, полетела ввысь. А высоко в небе уже кружились миллионы других капелек, которые тоже превратились в пар. Их становилось все больше и больше. Затем они собрались в большие пушистые облака. Капелек было так много, что им стало тесно и они стали друг друга толкать. Разгневанная туча выгнала непослушных драчунов обратно на землю. И полетели капельки вниз. А в это время наступила зима. Наши капельки, падая на землю, превратились в белоснежные снежинки.

- Интересная сказка? В каком состоянии была капелька утром? В виде чего? Что произошло с ней потом? А на землю капелька вернулась в жидком или твердом состоянии?

- Мы убедились, что вода – жидкость. Это первое состояние воды. В нашем термосе кипяток (учитель открывает крышку). Что вы увидели?

Пар – одно из состояний воды – газообразное.

Лед – твердое состояние воды.

Игра «Будь внимателен»

- Угадайте и поднимите нужный значок.

Снег, роса, туман, лед, дождь, облако.

VIII. Подведение итогов урока.

- Какую тему изучали на уроке?

- Назовите все свойства воды.

- Вспомните три состояния воды.

Метод «Микрофон».

- Что интересного было на уроке?

- Что нового взял для себя?

- Как ты думаешь, нужно ли беречь воду? Почему?

- Об этом подробнее поговорим на следующем уроке. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Значение воды в природе и жизни человека.

Исследовать влияние воды на жизнь растений и животных. Формировать осознанное представление о взаимосвязи живой и неживой природы....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...