Главные вкладки

    конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Шепелева Юлия Сергеевна

    Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_3_klass_okr._mir.docx197.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Vladelec\Desktop\Scan0009.jpg

    Тема: «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

    Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

    Задачи:

    • Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.
    • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.
    • Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

    Планируемые результаты:

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    - знать, почему вода необходима для жизни на земле,

    - уметь определять признаки воды,

    - уметь проводить несложные исследования,

    - освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

    - понимать и принимать учебную задачу,

    - планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

    - работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

    - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

    - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

    - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

    - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

    - оценивать себя, границы своего знания и незнания,

    - соблюдать экологическую культуру

    Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения», прием «синквейн», прием «инсерт», прием «толстых и тонких» вопросов»); ИКТ.

    Межпредметные связи: математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

    Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, медицинская груша).

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организа-ционный момент

    Психологический настрой на урок

    Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

    Выводы делать и рассуждать,

    А чтобы урок пошёл каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

    Учащиеся произносят после слов учителя:

    У нас хорошее настроение.

    Мы будем внимательны на уроке.

    Мы будем терпеливыми.

    Мы успеем сделать всё.

    II. Актуали-зация опорных знаний

    - Ребята, отгадайте загадки:

    1) С высоты большой срываясь,

    Грозно он ревёт.

    И, о камни разбиваясь,

    Пеною встаёт.

    2) Утром падаю всегда –

    Не дождинка, не звезда –

    И сверкаю в лопухах

    На опушках и лугах.

    3) Он без рук, он без ног

    Из земли пробиться смог.

    Нас он летом, в самый зной,

    Ледяной поит водой.

    - Что объединяет все слова-отгадки?

    - О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

    - Какие задачи поставим перед собой?

    - Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

    - Водопад.

    - Роса.

    - Родник.

    - Все слова-отгадки связаны с водой.

    - О воде.

    - Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания.

    - Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку…

    III. Стадия «Вызова»

    - Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. (Приложение 1)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    - Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

    - Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

    - Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

    - Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

    - Верите ли вы, что лёд легче воды?

    - Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».

    - Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

    - Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

    - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

    Учащиеся заполняют таблицу.

    IV. Стадия «Осмысления»

    1. Беседа о воде.

    - Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода.

    Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

    - Как вы понимаете эти слова писателя?

    - Что вы знаете о воде?

    - Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода?

    - Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода?

    2. Практическая работа (работа в группах)

    - Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.

    Сейчас вам предстоит поработать в «лабораториях». Прошу группы пройти к столам. Прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. (Приложение 2)

    - Ребята, поработав в группах и проведя опыты, вы увидели, что вода – это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовём эти свойства.

    (По мере выступления групп учитель заполняет таблицу)

    Вопросы

    Полученный результат

    Прозрачность и цвет воды

    Вода прозрачная, бесцветная

    Запах воды

    Не имеет запаха

    Вкус воды

    Не имеет вкуса

    Растворимость в воде других веществ

    Некоторые вещества растворяются в воде

    Есть ли в воде воздух

    В воде есть воздух

    Форма воды

    Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

    Что легче: вода или лёд

    Лёд легче воды

    - Сделайте общий вывод.

    - Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?

    Физкультминутка
    Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
    На цветы- (круговое движение правой рукой)
    И на дорожку- (обе руки перед собой)
    Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы)
    Побежали мы домой (бег на месте).

    3. Беседа об охране воды.

    - Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

    - О чём этот фильм?

    - Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»

    - Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?

    Воду попусту не лей,

    Дорожить водой умей,

    Закрывай покрепче кран,

    Чтоб не вытек океан.

    - Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода – главный строительный материал всего живого на Земле. При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.

    - Какие водоёмы и источники находятся в нашей местности? Что вы скажете об их экологическом состоянии?

    - Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

    - Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…

    - Вода может находиться в трёх состояниях: жидком (вода), твёрдом (лёд, снег), газообразном (пар).

    - Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная и т.д.

    У каждой группы на столе микролаборатория для опытов. Лаборант (помощник учителя) получает задания для исследования от учителя.

    Исследователи выполняют задание.

    Эксперт заносит результат в лист исследования.

    Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.

    - Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.

    - В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды.

    Учащиеся просматривают презентацию «Загрязняя воду, мы убиваем себя»

    youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8

    - Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

    - За сутки вытекает 24 стакана воды. За 10 дней вытечет 240 стаканов воды.

    - Не загрязнять реки, озёра, пруды.

    Не бросать мусор в водоёмы.

    Не оставлять отходы на берегу водоёмов.

    Охранять родники, колодцы.

    Закрывать водопроводные краны, зря не

    растрачивать воду.

    Можно нарисовать плакаты с призывом

    беречь и экономить воду и развесить их на

    улицах нашего села.

    Река Днепр, озера Бакланово, Чистик и др., родники

    V. Стадия «Рефлексии»

    - Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.

    - Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. Объясните их смысл.

    - Отгадайте загадки:

    • Меня пьют, меня льют.

    Всем нужна я. Кто я такая?

    • Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан.

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу.

    - Объясните смысл следующих фразеологизмов:

    • Как в воду глядел.
    • Воды в рот набрал.
    • Сухим из воды вышел.
    • Как с гуся вода.

    - Поработайте в парах и составьте синквейн о воде.

    - Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле!

    Учащиеся рассматривают выставку репродукций картин русских художников.

    Вода – всему голова.

    У воды нос остёр – всюду пробьётся.

    Была бы водица, а зелень народится. И др.

    - Вода.

    - Вода.

    Ученики объясняют смысл фразеологизмов.

    Вода.

    Чистая, светлая, святая.

    Напоит, умоет, вылечит.

    Нужно её беречь.

    Это жизнь! И др.

    VI. Подведение итогов

    1) – Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.

    2) Итог:

    - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

    - Почему необходимо беречь и охранять воду?

    - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

    3) Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.

    «тонкие» вопросы

    «толстые» вопросы

    Что…?

    Когда…?

    Может…?

    Зачем…?

    Верно ли…?

    Объясните, почему…?

    Почему вы считаете…?

    Предположим, что будет, если…?

    4) Самооценивание: 

    - Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный.

    - Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.

    Учащиеся обсуждают вопросы.

    Беседа о том, чему учились на уроке.

    Оценивают работу с помощью сигнальных карточек.

    Приложение 1

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Приложение 2

    Опыты по выявлению свойств воды.

    Инструкция.

    1) Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.

    2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

    3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

    4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

    5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.

    Задания для 1-й группы

    Опыт 1. Какова прозрачность и цвет воды?

    -Перед вами стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложки. В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет? Почему?

    - Обсудите ответ в группе.

    -Запишите вывод в лист исследователя.

    Опыт 2. Каков запах воды?

    Когда мама печет пироги, аппетитный запах, мы чувствуем. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?

    - Возьмите стаканчик № 1 и понюхайте воду, а теперь стакан № 2 и понюхайте воду. Что вы почувствовали?

    - Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

    - Запишите вывод в листке исследователя.

    Задания для 2-й группы

    Опыт 3. Какой вкус у воды?

    - Попробуйте на вкус родниковую воду. Есть ли у неё вкус?

    - Попробуйте для сравнения сок. Какой сделаете вывод?

    - Обсудите группой. Запишите в свои листки.

    - А какая на вкус морская вода? Почему? Обсудите.

    Опыт 4. Вода - растворитель?

    - Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?

    - А теперь в другой стакан с водой положите ложку сахарного песка и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов песок растворился?

    - Какой можно сделать вывод? Обсудите.

    -Запишите вывод.

    Задания для 3-й группы

    Опыт 5. Есть ли в воде воздух?

    - Опустите медицинскую грушу в стакан с водой и нажмите.

    - Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Обсудите.

    -Запишите вывод.

    Опыт 6. Какая форма у воды?

    - Возьмите стакан с водой и несколько емкостей разной формы. Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.

    - Изменила ли вода свою форму? Почему?

    -Обсудите.

    - Запишите вывод.

    Опыт 7. Что легче: вода или лёд?

    - Возьмите стакан с водой и аккуратно положите в него несколько кубиков льда.

    - Что наблюдаете? Почему лёд не утонул?

    -Обсудите.

    - Запишите вывод.

    Используемые источники:

    1. Н. И. Корбакова «Деятельностный метод обучения»
    2. В.П. Русанов «Капля чистой воды»,
    3. «Хрестоматия по физической географии», А.А. Плешаков
    4. «Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2». Методические пособие
    5. Презентация «Загрязняя воду, мы убиваем себя» youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока по окружающему миру "Вода в природе"

    Конспект урока "Вода в природе". Значение воды  для всего живого на планете....

    Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

    Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

    открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

    Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...

    Конспект урока по окружающему миру "Вода и её свойства" в 3 классе

    Самоанализ урока          Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме. Считаю, что идеи урока доведены до ...

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс...