Сценарий конспекта урока по окружающему миру. Конференция. Охрана природы, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Бобнева Оксана Александровна

Конференция, 2 класс. Сценарий

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Л)- Добрый  день! Сегодня мы проводим конференцию, которая посвящена охране природы.

(Л)- Сначала я хочу выяснить, знаете ли вы, что такое конференция?

- Конференция – это собрание, совещание групп людей, где обсуждается какая – то проблема.  

(Л)- Сегодня на конференции я буду старшим научным сотрудником Центрально – Чернозёмного государственного биосферного заповедника имени профессора Василия Васильевича Алёхина, поэтому целью нашей конференции станет обмен знаниями, мыслями об этом заповеднике.

(Л)- Кто сможет ответить, что такое заповедник?

(Это место, где государством охраняются цветы, травы, животные, ягоды, деревья, кустарники, грибы, птицы, насекомые. В заповедниках запрещается людям рвать цветы, ягоды, грибы, охотиться на животных)

(Л)- Есть у кого другие мнения?

- А я хотела сказать, что в словаре Сергея Ивановича Ожегова такое определение слову «заповедник» - это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

(Л)- Давайте попробуем задать вопросы друг другу, связанные с заповедниками.

1. У меня такой вопрос: Сколько заповедников насчитывается в нашей стране?

Ответ: 109

2. Какого числа отмечается День заповедников в России?

Ответ: 11 января

(Л)- А кто вспомнит, почему именно 11 января празднуется Всероссийский день заповедников?

Ответ: 29 декабря 1916 года по старому стилю и  11 января по новому стилю в России был создан первый в истории страны Баргузинский государственный заповедник для защиты соболя, которого осталось очень мало. В 2017 году этому заповеднику исполнилось 100 лет. И в честь такой даты президентом нашей страны был издан приказ о проведении в России года особо охраняемых территорий, поэтому  2017 год объявлен - годом экологии.

(Л)- Может кто знает, в каком году был основан Центрально – Чернозёмный государственный биосферный заповедник имени профессора Василия Васильевича Алёхина?

(Л)- Затрудняетесь, тогда я вам скажу, в 1935 году. Два года назад ему исполнилось 80 лет.

(Л)- Кто же был основателем этого заповедника?

Ответ: Основателем был Василий Васильевич Алёхин. Оказывается, сам профессор родился в городе Курске и с детства ему очень нравилась природа. Всегда, когда он гулял по саду, он записывал названия растений в свой блокнот. Когда он вырос, он поступил учиться в Московский государственный университет. Однажды приехав к родителям в Курск в гости, он пошёл на рынок и увидел, как там продавали душистое сено. И его заинтересовало, где же его можно было взять. Он начал исследовать места Курской области и в том месте, где сейчас находится заповедник, его нашёл. Этот участок он начал исследовать и рассказывал о своих наблюдениях в Москве, после чего и это место признали заповедной зоной. После ВОВ он восстановил заповедник и вот он сейчас радует глаз многих посетителей.

(Л) - Спасибо за информацию.

(Л)- Курская область издавна имела хорошие условия для развития растений.

(Л)- Какие деревья растут в заповедном месте, мы сейчас узнаем.

Ученик: Мне было предложено задание, выяснить, какие деревья растут в за-     поведнике. Я решила приготовить ребусы и сейчас мы с вами их попробуем разгадать.

  C:\Users\Оксана\Desktop\93adb822f262e3a4a64a038c5e8045cd.pngC:\Users\Оксана\Desktop\8a5874ad8f40149c4fda781372249143.pngC:\Users\Оксана\Desktop\818c282d59b772c7eae72f274e226484.pngC:\Users\Оксана\Desktop\98505b4eab57ffadaa7b21ffac8dce00.pngC:\Users\Оксана\Desktop\8a5f80d057f7576992d8a15182b75e48.pngC:\Users\Оксана\Desktop\d395a3df9d5b0a20cd945283c41e9b49.pngC:\Users\Оксана\Desktop\img.php.jpgC:\Users\Оксана\Desktop\hello_html_m47e1c89e.gif C:\Users\Оксана\Desktop\hello_html_26900d5d.jpg

   C:\Users\Оксана\Desktop\74d879346eea0733be9d2b1d38428fdb.png

Это конечно часть тех деревьев, которые находятся в заповеднике.

- Вы все согласны, что слова отгадки – это, всё, деревья?

Ответ: Нет, шиповник, это кустарник, потому что у него несколько стволов тоненьких, а у дерева один ствол. Ещё они отличаются по высоте: кустарник низкий, а дерево высокое.

- Спасибо!

(Л)- Нередко летом на лесных полянках зреют вкусные ягоды земляники и малины, а сколько грибов!

(Л)- Я представляю слово главному научному сотруднику заповедника, это нашему учителю.

-  Итак, дорогие мы! Вы все, наверно уже устали. Поэтому я предлагаю вам сейчас немножко отдохнуть. Вы можете встать и  выполнять под музыку любые движения, но и ещё одновременно слушать внимательно песенку и запоминать названия грибов.

 -  Начали!

- Какие названия грибов вы услышали в этой весёлой песенке? (волнушки, лисички, грузди, чернушки, опята, мухомор, сыроежка, боровик)

- Я попрошу моего помощника открыть картинки с грибами. Посмотрите внимательно на все грибы и задайте мне вопрос.

Дети: - Какой гриб здесь лишний?

- Я попрошу помощи у вас? (мухомор)

- Почему он лишний?

Мухомор для нас ядовитый гриб, а олени их едят, белки сушат на зиму в лечебных целях.

Интерактивная игра

Сейчас я предлагаю вам помочь мне узнать, как называются грибы, представленные на доске. Но, не просто их назвать, а соотнести их названия с деревьями, которые вы видите на доске.

БЕРЁЗА                   ОСИНА                              СОСНЫ И ЕЛИ

маслята

подберёзовик      подосиновик

Эти грибы тоже растут в заповеднике имени В. В. Алёхина.

 - Какие правила сбора грибов вы знаете?

1. Нужно избегать места сбора грибов, которые находятся около  мусорных свалок, заводов, дорог.

2. Собирать грибы надо, не повреждая грибницу, аккуратно срезать грибы ножом у основания ножки.

3. Собирать в лесу только те грибы, о которых мы точно знаем, что они съедобные.

Спасибо!

-Слову моему заместителю!

(Л)- Нередко ранним утром можно услышать шум травы – муравы. О чём же ведутся разговоры, мы сейчас и узнаем.

Сценка «Разговор цветов»

Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!

Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.

Ромашка. Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.

Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромашка, не видела его?

Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!

Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!

Ромашка. Какие у вас новости?

Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.

Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут.

Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.

Колокольчик. Что же теперь будем делать?

Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.

Ромашка. Так давайте скорее пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.

(Л)- А кто может ответить, что такое Красная книга?

Ответ: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области. Среди них даже есть лекарственные растения, например, ромашка, отваром которой можно вылечить больное горло. Поэтому всем мой совет, не вырывайте цветы с корнями, не собирайте из них большие букеты, а так как мы говорим о заповеднике, то там вообще растения рвать нельзя.

(Л)- В нашем заповеднике преобладают степи, а поэтому там много степных растений. Это: ковыль, клевер, чабрец, пион тонколистный, башмачок, прострел луговой и другие.

(Л)  - И сейчас мне слово хочется предоставить слово нашим гостям. Они являются редакторами журналов. А каких, вы сейчас сами узнаете!

1. Я редактор журнала «Флора и фауна». Наше издание сравнительно молодое. В нашем журнале представлена информация о заповедных местах, интересные факты о растениях и животных.

2. Я редактор известного журнала «Юный натуралист». В этом году нам исполнится 89 лет. В нашем журнале много фотографий, фактов природы. В постоянной рубрике «Оказывается» мы освещаем необычные факты из жизни природы.

3. А я редактор литературно – художественного журнала  для детей «Мурзилка». В нашем журнале много стихотворений, загадок, конкурсов, познавательных рассказов, рисунков о природе. А в рубрике «Детективное агенство «Мурзилки»» интересные факты о происхождении слов.

(Л)- Давайте зададим вопросы редакторам журналов.

1. У меня есть вопрос к редактору журнала «Флора и фауна». О каких животных заповедника Алёхина можно прочитать в вашем журнале?

Ответ: Выпуск журнала № 69 полностью посвящён этому заповеднику. Большая часть заповедника – это степные участки. Несколько раз в год степь меняет свою расцветку. Она бывает жёлтой, белой, голубой, ну и , конечно, серебристой. Это значит, что зацвёл ковыль. Самым распространённым обитателем заповедника является суслик. В старину верили, что сусликам известно, где в степях зарыты золотые клады, и что если уснуть в поле, зверьки могут подойти к спящему и на ухо открыть ему свои тайны. Учёные считают, что суслики играют важную роль в образовании почвы, так как они выбрасывают на поверхность грунт из нижних слоёв, как бы перекапывая почву. Поэтому благодаря сусликам и другим степным грызунам образовались мощные слои чернозёма, да и сам заповедник не зря называется чернозёмным.

2. А я хочу задать вопрос редактору журнала «Юный натуралист».  Какие интересные факты о животном мире можно прочитать у вас?

Ответ: Я знаю, что в заповеднике Алёхина есть птица – иволга. В нашем журнале посвящена этой птице в номере 5 целая статья. Приведу некоторые факты. Иволга красиво поёт. Её голос похож на флейту. Но иногда крик издаёт подобно кошке. Своё гнездо подвешивает она , как гамак на тонких веточках, очень высоко. Сама птичка очень маленькая, размером со скворца, отличается ярким жёлтым оперением.

3. Редактор Мурзилки: А я хочу добавить, что в нашем издании тоже есть интересные факты об этой птице в рубрике детективное агенство. Я сейчас зачитаю вам эти факты. Читает……..

(Л)Спасибо редакторам. А сейчас моя загадка. Отгадайте. Пение какой птицы я сейчас вам постараюсь исполнить. ( играет соловья)

(Л)- Что вы знаете об этой птице?

Ответ: В честь этой птицы назван наш Курский соловьиный край. Ещё она очень хорошо поёт. Первые концерты начинаются около пяти вечера и продолжаются до девяти. Потом – антракт, который длится около трёх часов. В час ночи начинается второй акт, самый яркий. До трёх утра птицы поют. Самые выносливые продолжают выступление до позднего утра, замолкая только к полудню.

2. В старину  соловей считался Божьей птахой. Господь наградил соловья  волшебным голосом за то, что он укрыл своими крыльями Иисуса Христа и спас его от мучителей. Давно это было, и свидетелей тому нет. Но время и народная молва сохранили предания о том, как по белу свету разнеслась молва о курском соловье – лучшем певце среди подобных себе. На девятой неделе после Пасхи тысячи людей со всех концов государства  Российского съезжались в Коренную пустынь, чтобы пройти крестным ходом  по святым местам, помолиться и поклониться Чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», испить воды родниковой чудодейственной, искупаться в ней. Приезжали люди и на знаменитую Ярмарку – продать или купить товар, завести деловые отношения, посмотреть невест, повеселиться, разгуляться.

(Л)- Спасибо!

(Л)- А каких ещё животных можно встретить в заповеднике?

Мы хотим загадать  загадки:

1. Этот зверёк  зимой и летом
Бегает в шубке серого цвета. (заяц – русак)

2. Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …    (Лось)

3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)

4. И хитра, и осторожна.

Повстречать случайно можно.

Хвост пушистый. Рыжий цвет.

Заметает им свой след.

Любит куру своровать, 

Мышку, зайчика поймать.

Мелкий зверь её боится.

Догадались, кто?..             (Лисица)

5. Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …           (Кабан)

Я. А вот эта загадка из жалобной книги, попробуем её отгадать.

Жалоба

Ох, и не  любят же  меня  люди.    Голос, видите  ли, мой  им не  нравится, и  глаза, говорят, у  меня  некрасивые. Считают, что  я  беду приношу. А  так  ли  это? Если бы  не  я, пришлось  бы  некоторым  сидеть  без  хлеба. Кто  это? (Сова С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)

- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на небольшой участок заповедной зоны, который у нас получился. Предлагаю отправиться в это заповедное место на экскурсию.

- О чём мы должны помнить, когда идём на экскурсию в заповедник?

- А охранять природу мы будем только в заповеднике?

Видеоролик (степь)

- А сейчас пришло время подвести итоги. Работа в группах. Решение экологических ситуаций.

  1. Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

  1. Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать, что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны.
  2. Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?

  1. Возвращаясь домой после похода, вы увидели ёжика. Вам очень захотелось взять его домой. Что вы сделаете?
  2. Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?

  (Л) - Как вы думаете, полезна ли была для нас сегодня конференция?

   (Л) - Как вы думаете, кого не хватает в нашем заповедном месте? (бабочек, цветов)

Я предлагаю вам закрасить их таким цветом:

  1. Если вы друзья природы – красным цветом.
  2. Если враги природы – жёлтым цветом.

(Л)- А сейчас минутка поэзии!

1.Над Родиной голубизна такая

И так светло, что больно мне смотреть.

И соловьи на зорьке, не смолкая,

Готовы бесконечно петь и петь.

2.И степь успела празднично убраться

Играя позолотой лепестков.

Стоят ряды молоденьких акаций

И густолистых саженцев-дубков.

3.И в поле, в тёплых солнечных полосках

Согнулись ивы у ручья.

И русские красавицы берёзки…

Как ты красива, Родина моя!

4.Дерево, трава, цветы и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

5.Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся!  Лев наизусть этот отрывок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природа в городе" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природа в городе" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР" (2 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели педагогической деятельности: формировать представления об объектах природы и предметах рукотворного мира; развивать умение их сравнивать; формировать познавательное отношение к миру....

конспект урока по окружающему миру по теме " Природа и наша безопасность", 3 класс

Конспект составлен по теме «Природа и наша безопасность»...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа и наша безопасность" (3 класс)

В данном материале представлен конспект по окружающему миру на тему "Природа и наша безопасность" (3 класс), УМК "Школа России"...