Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа и наша безопасность" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тютюнник Валентина Сергеевна

В данном материале представлен конспект по окружающему миру на тему "Природа и наша безопасность" (3 класс), УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no5_priroda_i_nasha_bezopasnost.docx216.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Урок №5

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Природа и наша безопасность»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Природа и наша безопасность».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о природных опасностях в неживой и живой природе и правилах поведения при встрече с природными опасностями.

  1. Формировать умения соблюдать правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встрече и общении с животными и применять их.

Предметные:

Уч-ся научатся:

- объяснять, какие существуют природные опасности в неживой и живой природе

Уч-ся получат возможность научиться:

 - определять правила при встрече с  природными опасностями;

Уч-ся научатся:

- правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встрече и общении с животными;

Уч-ся получат возможность научиться:

- применять правила безопасного поведения при встрече с природными опасностями.

Развивающие:        

  1. Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  1. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи

3.Формировать умение владеть диалогической формой речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Метапредметные:

Регулятивные: уч-ся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- уч-ся получат возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: уч-ся научатся:

- анализировать, сравнивать, обобщать

Уч-ся получат возможность научиться:

-  делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи

- Коммуникативные: уч-ся научатся:

- владеть диалогической формой речи

- уч-ся получат возможность научиться: аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Воспитательные:

    Воспитывать учебно-познавательный интерес к теме «Природа и наша безопасность», ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями .

Личностные: у учащихся будут сформированы:

- устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»;

- у учащихся могут быть сформированы: ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 3 класс (часть 2), презентация, лист сотрудника службы безопасности, карточки с заданиями.

Интерактивное оборудование: интерактивная доска, проектор, документ-камера.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Наглядный

(видео-

фрагмент)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Показывает видеофрагмент «Цветочные поляны»

- Посмотрите ,какая дивная, необычная, небывалой красоты природа.

У природы живые краски

Миллионы лучистых соцветий

Для чего чудеса и сказки

Если в жизни их можно встретить

У природы живые ноты

Песня поля и музыка моря

Ручейками звенит природа, соловьями встречает зори.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Слайд 1

Смотрят видеофрагмент «Цветочные поляны»

П: анализировать

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)

Организует фронтальный опрос

- Что нам дает природа?

- Но всегда ли природа, для нас является доброй матерью?

- В каком случае природа будет опасной?

Включает аудиозапись (звуки грозы)

- Что это за звуки?

- В этом случае для нас какой становится природа?

- К какой природе относится данное явление?

- А какая ещё существует природа?

- Что относится к живой природе?

- Какие еще опасности мы можем встретить в природе?

Отвечают на вопросы

- пищу, ягоды, грибы, материалы для строительства домов, траву, воду, воздух

- Нет, не всегда

Слайд 2

- При метелях, ураганах

Слушают аудиозапись

- Звуки грозы

- Опасной

- К неживой

- Живая

- Растения, грибы, человек, животные

- Можем встретить ядовитые растения, несъедобные грибы, змеи и т. д.

П: анализировать, сравнивать, делать выводы

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный

(иллюстрации)

Через иллюстрации организует работу над формулированием темы учащимися

- Посмотрите на иллюстрации. Что вы видите? Как это можно назвать одним словом?

https://1tulatv.ru/sites/default/files/1460184463_6.jpg

https://otravleno.ru/wp-content/uploads/2017/07/6d2040d3e6-7-e1499051087436.jpg

https://pbs.twimg.com/media/D8ejeA6XUAA5R7L.jpg:large

http://mtdata.ru/u23/photo809C/20572703087-0/original.jpg

https://static.mk.ru/upload/entities/2018/04/18/articles/facebookPicture/b2/74/fd/ce/d1d49d38fcea54092f6dadca535c955f.jpg

- О чём будем говорить? Определите тему.

Слайд 3

- Опасности

Слайд 4

- Природа и наша безопасность

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: владеть диалогической формой речи.

П: анализировать, сравнивать

устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

- Какова цель, чтобы выжить в природе? Над чем будем работать?

План работы на слайде

- Цель: познакомиться с темой «Природа и наша безопасность»

Задачи:         

1) Объяснять, какие существуют природные опасности в неживой и живой природе.

2) Определять правила при встрече с  природными опасностями.

3) Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встрече и общении с животными.

4) Применять правила безопасного поведения при встрече с природными опасностями

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

5. Реализация построенного проекта

Практический

(работа с листом сотрудника безопасности, составление памяток)

Организует работу в группах по выведению правил безопасности

- Я приглашаю вас стать сотрудниками «Службы безопасности», какая проблема стоит перед нами?

- Выберите мультифору и определите, над чем будет работать ваша пара.

1 пара – блок «Правила безопасного поведения при грозе»

2 пара – блок «Правила безопасного поведения с Растениями и грибами».

3 пара – блок «Правила безопасного поведения со змеями и домашними животными»

- Познакомитесь с планом работы в парах.

- Также перед вами лежит лист сотрудника безопасности, вам одновременно будет нужно его заполнять.

План работы в парах:

1.Изучите материал учебника – с. 25 (для других пар – с. 26, 27, 28)

2.Составьте памятку безопасного поведения по вашей теме, выбрав ее из предложенных вариантов. Оформите ее на цветном листе. Одному из вас я предлагаю готовить выступление, а другому оформить правила на цветной бумаге.

3.Дайте совет или рекомендацию, как вести себя, если ты или кто-то  попал в опасную ситуацию в природе.

4.Свое выступление начните со слов «Мы – сотрудники «Службы безопасности» хотим помочь вам обезопасить свое поведение при ….. (грозе, сборе растений и грибов, встрече со змеями и домашними животными)

- Вывести правила безопасного поведения в природе и рассказать о них всем окружающим

Составляют памятки безопасного поведения

в природе

Знакомятся с планом работы в парах, листом сотрудника безопасности

Работают в парах по заданию

объяснять, какие существуют природные опасности в неживой и живой природе;

определять правила при встрече с  природными опасностями

правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встрече и общении с животными

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П: делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи

устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»;

ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Практический

(работа с ситуациями)

Организует работу по документ-камере

- Что вы видите на иллюстрации?

1 пара

- Слово предоставляется работникам службы безопасности природных явлений в неживой природе.

Работа по листу сотрудника безопасности

2 пара

- Все ли растения полезны?

- В природе есть растения опасные для жизни человека. Как эту группу растений назовем?

- На какие группы можно разделить грибы?

- Слово предоставляется сотрудникам службы безопасности при сборе растений и грибов.

Работа по листу сотрудника безопасности

Тренажер

На слайде изображены змеи и домашние животные

- Какие змеи широко распространены в НСО?

3 пара

- Слово предоставляется работникам службы безопасности при встрече со змеями и домашними животными.

Работа по листу сотрудника безопасности

Организует работу по группам

1 группа: исследователи

2 группа: стажеры

(ситуации во время грозы).

- Если человек находится на открытой местности и в руках держит телефон, что нужно сделать?

Для обеих групп:

- Кто знает, какая будет безопасная поза в поле?

- Разберем ситуацию , если нас гроза застала в поле. Что необходимо сделать для нашей безопасности.

Я как старший сотрудник службы безопасности научу вас позе безопасности. Важной мерой предосторожности является поза, положение тело человека застигнутого грозой, нужно превратится в возможно меньшую цель, т.е. есть сесть наклонившись к коленям, голова и руки на коленях. Опираться на землю только пятачками или носочками ног.

Представьте, что ваш стул это земля, наклонитесь, как можно ниже к коленям, поставив ноги на пяточки или носки. Запомните, и научите других этому безопасному правилу при грозе на открытой местности.

1 группа: стажеры

2 группа: исследователи

(ситуации растения)

- На слайде по иллюстрации определите название ядовитого растения. Это растение широко распространено в нашей области.

- На нем нет ни ягод, ни плодов, ярких красивых растений. Но можно ли до него дотрагиваться?

- Что вы сделаете с грибами, которые пролежали у вас весь день?

3 группа:

(ситуации со змеями)

Для обеих групп

- Почему люди, идущие по лесу часто держат палку в руках?

- Чего в этом случае боится змея?

- Я как старший работник безопасности хочу научить вас безопасному выходу из змеиного места. Змеи хорошо чувствуют вибрацию всем телом, когда мы стучим палкой, то змея своих телом это чувствует. А мы с вами знаем, что они пугливые существа и могут напасть только с целью самозащиты, поэтому почувствовав вибрацию она сразу уползет.

1 группа: исследователи

2 группа: стажеры

Если кошка или собака кормит своих детёнышей, а вы проходите мимо нее, что вы сделаете?

Выступления групп

Слайд 5

- Грозу

Показывают памятки памятки через документ-камеру

Слайд 6,7

- Нет

- Ядовитые (их нужно уметь различать по внешнему виду, а самое главное знать правила безопасного поведения по отношению к ним)

- Съедобные и несъедобные

Слайд 8, 9

Слайд 10

- Гадюки

Отвечают стажеры, если исследователи согласны, то поднимают зеленую карточку, обосновывая ответ, также, если не согласны

Предполагают исследователи и стажеры

Ответы стажеров

Слайд 11, 12

- Борщевик

- Нет, можно получить сильнейший ожог

Предположения групп

- вибрации, она ее хорошо чувствует, поэтому пытается уйти от опасности

Отвечают стажеры, исследователи соглашаются либо опровергают

Слайд 13

правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встрече и общении с животными

применять правила безопасного поведения при встрече с природными опасностями

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П: делать выводы, обобщать

П: анализировать

К: аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

К: владеть диалогической формой речи

устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»;

ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Сейчас откройте свои рабочие тетради на странице 16. в зависимости от своих групп, которые мы распределили в начале урока, выполните задания. Потом мы проверим и заполним оставшиеся пункты.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Проверяют и обсуждают выполненные задания вместе с учителем.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К: владеть диалогической формой

устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»;

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Наглядный

(модель)

- А теперь я предлагаю вам составить модель памятки правил безопасного поведения в природе, которую мы разработали в течение урока. Возьмите листочки, на которых у вас оформлены правила. Выйдите, все ко мне.

Поработав в службе безопасности в природе, что мы хотим сказать всем окружающим?.

Давайте хором скажем:Помните правила безопасности в природе!

- Я вам всем желаю помнить правила безопасности в природе и быть здоровыми!

Составляют модель

безопасного поведения в природе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П: обобщать

К: владеть диалогической формой речи

устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»;

ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Организует подведение итогов

- О чем мы сегодня говорили?

- Какую цель и задачи ставили?

- Достигли их?

- Пригодятся ли вам эти знания в повседневной жизни?

- Я предлагаю вам дома продолжить работу «Службы безопасности» и выполнить проект по теме «Условные знаки к правилам безопасности в природе», а также рассказать вашим младшим братьям и сестрам правила безопасного поведения в природе.

- Не забудьте, что вы теперь сотрудники и вам нужно будет передать информацию, свои знания и опыт.

- До свидания, ребята!

Подводят итог урока

Выполняют рефлексию деятельности

Прощаются

К: владеть диалогической формой речи.

устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»;

ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями

Лист сотрудника безопасности

____________________________________________________________

Фамилия, Имя

Служба безопасности при природных явлениях в неживой природе.

Мы – сотрудники «Службы безопасности» хотим помочь вам обезопасить свое поведение при грозе.

Гроза –   это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Она относится - ………………………………..природе.

С ней мы встречаемся ………………………… (времена года).

В начале мы видим…………, а затем слышим …………..

Опасной для жизни человека является ……………………

Для справки:

Молнияэто электрическая искра.

Гроза – это природное явление с громом и молниями. От удара молнии вспыхивают здания и деревья. В результате чего могут погибнуть люди.

 Гром -  это звук от летящей молнии. Он убить не может.

Лист сотрудника безопасности

____________________________________________________________

Фамилия, Имя

Служба безопасности при сборе растений и грибов

Мы – работники «Службы безопасности» хотим помочь вам обезопасить свое поведение при встрече с ядовитыми растениями и сборе грибов.

Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

Вставьте пропущенные слова в предложениях.

  • Симптомы при отравлении грибами и растениями ...   ,  ....  .
  • Если вы отравились грибами или растениями, необходимо дать , как можно больше ....
  • Необходимо вызвать скорую  помощь по номеру телефона ...

Лист сотрудника безопасности

____________________________________________________________

Фамилия, Имя

Служба безопасности при встрече со змеями и домашними животными

Мы – работники «Службы безопасности» хотим помочь вам обезопасить свое поведение при встрече со змеями и домашними животными.

1)Змеи – это животные, относящиеся к группе ………………………………………(звери, пресмыкающиеся, насекомые, земноводные).

2)Почему Змеи  относятся к диким животным?

Правила безопасности при общении с домашними животными.

Исправь правила поведения с домашними животными, составь их с точки зрения безопасности.

1. __ навязывайся животному в друзья, если оно рычит – отойди!

2. __ трогай животных, если они едят или кого-то охраняют, особенно своих детёнышей.

3. __ толкай и __ нападай в шутку на хозяина собаки – собака шутку поймёт по-своему.

4. __ убегайте от собаки!

5. __ гладь незнакомых животных!

6. Не будь вежлив с чужой собакой или кошкой, если ты в гостях.

7. Не нужно спрашивать у хозяина, можно ли с ними играть, необязательно.

Литература:

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина – М.: Академия, 2012. - 237 с.
  2. Боровская Л.А., Азманова К.Р., Якимова Л. В. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: Электронное учебное пособие / Боровская Л.А., Азманова К.Р., Якимова Л. В. – Пермь: Перм. гос.гуман-пед. ун-т, 2012. -  380 с.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014. – 100 с.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. /А.А. Плешаков. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /А.А. Плешаков. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  6. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир». 3 класс / Сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с.
  7. Загадки про...[http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-sobaka/]. - Режим доступа: http://zagadki-pro.ru. - Генератор загадок. - (Дата обращения: 20.04.2020)

  1. Генератор заданий[https://childdevelop.ru/generator/]. - Режим доступа: https://childdevelop.ru. - Развитие ребенка. - (Дата обращения: 20.04.2020)
  2. Генератор ребусов[http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%CF%CE%C6%C0%D0&skip=1&mode=0]. - Режим доступа: http://rebus1.com. - Rebus1.com - (Дата обращения: 20.04.2020)
  3. Тест по окружающему миру «Природа и наша безопасность, 3 класс[https://infourok.ru/test-po-okruzhayuschemu-miru-priroda-i-nasha-bezopasnost-klass-3626422.html]. - Режим доступа: https://infourok.ru. - ИНФОУРОК. Окружающий мир. - (Дата обращения: 15.03.2020)
  4. Условные знаки к правилам безопасности[https://razviwaika.ru/pleshakov-3-klass-rt-2-s-16-19/]. - Режим доступа: https://razviwaika.ru. - Развивайка. Сайт для детей и их любящих родителей. - (Дата обращения:15.03.2020)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета"

Конспект составлен к учебнику А.А.Плешакова. К конспекту прилагается презентация. viki.rdf.ru...

Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"

Конспект урока  можно использовать во внеурочной деятельности...

Открытый урок по окружающему миру 3класс. « Природа и наша безопасность»

Окружающий мир 3класс тема : " Природа и наша безопасность" Школа России...

Урок по окружающему миру "Обобщение по теме "Наша безопасность" 3 класс "Школа России"

Урок по окружающему миру для 3 класса "Школа России"  содержит материал для закрепления и обобщения знаний по теме "Наша безопасность". В конспекте собраны интересные и разноо...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?", 1 класс. УМК "Школа России"....