Конспект урока по окружающему миру "Вода и её свойства" в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Зудина Марина Сергеевна

Самоанализ урока

          Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме. Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализовать посредством включения всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, формулирования основных вопросов темы, для этого использовала занимательный материал, способ группировки, т.е. нестандартно подвела учащихся к теме урока, к тому, что они должны знать и уметь по данной теме.

Анализ структуры и организации урока.

              Тип урока – урок получения новых знаний. Структура урока соответствует его целям (психологический настрой учащихся, первичное введение материала при высокой мыслительной активности учащихся, с опорой на полученные ранее знания, мотивация запоминания, контроль результатов первичного запоминания, регулярное систематизирующее повторение, включение опорного материала и контроль знаний.). Урок построен на основе деятельностного метода. Время на каждом этапе урока распределено рационально. Форма обучения – групповая, так как она наиболее соответствует задачам урока. На уроке проводились опыты по изучению свойства воды, как растворителя. Дети были обеспеченны необходимым для этого оборудованием.

Анализ содержания урока.

             Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по окружающему миру. Доступность изложения, полнота , достоверность просматривается в материале урока на всем его протяжении. Научный подход: ознакомление сначала со свойствами воды, а затем с методикой исследования этих свойств и установления закономерностей, полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов, включение в содержание нестандартного применения , полученных знаний. Актуализация опорных знаний представлена в виде теста, таким образом проверила насколько хорошо дети усвоили материал прошлой темы , чтобы логически перейти к следующему этапу урока. Генеральная линия урока - « открытие « нового знания выдержанна на протяжении этапов урока.

Организация самостоятельной работы учащихся.

                Вид самостоятельной работы – проведение опытов по предложенной инструкции, построен от простого к сложному с учетом уровня подготовленности учащихся класса . Дети в основном со средним уровнем развития познавательных способностей. Ученики с работой в группах хорошо знакомы, поэтому инструктаж был краткий. Ребята действовали сами по заданному алгоритму. Эффективность усвоения материала высокая , потому что дети принимали активное участие в добывании новых знаний. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

Анализ методики проведения урока. 

                   Урок четко структурирован: поставлены познавательные задачи перед учащимися и способы их решения ( проведение опытов , отгадывание загадки; репродуктивная и творческая деятельность учащихся хорошо организованна, применяется проблемное обучение,  учитывается уровень подготовленности учащихся; самостоятельная работа представлена широким спектром, применяется эвристический подход. Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: доклад на тему «чудо-вода». При подготовке к домашнему заданию нацеливала учащихся использовать различные источники информации.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке.

                   Работал класс дружно и организованно. Уроки по окружающему миру всегда вызывают у них интерес. Они раскованы , свободны, им есть , что рассказать , чем поделиться. С удовольствием работают в группах: здесь можно показать свои знания и научить другого Совместная деятельность помогает детям мириться с недостатками и видеть преимущества друг друга, т.о. складываются определенные отношения, формируются обще-учебные и специальные умения и навыки. Удачно, мне кажется, использован метод «синквейна» для оценки сформированности предметной компетентности. Дети использовали для составления синквейна знания о свойствах и значении воды, полученные в ходе исследовательской работы и уже имевшиеся у них.

             Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ФИО слушателя   Зудина Марина Сергеевна

Населенный пункт г. Тосно Ленинградской области, образовательная организации «МБОУ «СОШ №4 г. Тосно», класс    3

Предметная область урока (занятия) окружающий мир

Вводные замечания: урок на тему «Вода и её свойства» в 3 классе. Присутствовало 24 человека. Дети были сгруппированы по 8 человек в команды. Я выбрала 3 учеников – капитанов, а они сами приглашали по очереди в свою команду по 1 ученику. В каждой команде оказались разные учащиеся и по поведению, и по умению работать в группе, и по своему развитию.

I. Проектирование урока (оценка умения проектировать учебный процесс и оценку образовательных результатов слушателем)

Предметная (ые) компетенция (и), формируемая на уроке (на материале урока, представляемого в итоговом проекте)  

Предметная компетентность, формируемая у учеников на уроке

Знания и умения, составляющие данную компетентность

Методические приемы (учебные задания)

Способ оценки уровня сформированности предметной компетентности у учеников (подробное описание одного инструмента оценки в приложении к таблице)

1

2

3

Формирование представлений об окружающем мире ;

Формирование бережного отношения к природе ,правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Овладение учебными действиями при проведении опытов и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учащиеся научатся:

определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

 

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

Сегодня на уроке вы будете исследователями. Работать будете в группах. У каждой группы на столе маленькая лаборатория, дети сами должны решить, какие свойства воды они могут с помощью предложенного набора исследовать (Например, в стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, например, ложку. Ложка видна. Вывод: вода прозрачна. Опыт потом продемонстрировать перед другими командами.)

Ученики на основе наблюдения, размышления, обсуждения в группе должны прийти к подтверждению или опровержению выдвинутых гипотез.

Рефлексия: составление синквейна о воде. Пример (1 команда):

Вода.

Прозрачная, жидкая.

Переливается, растворяет, течёт.

Благодаря воде мы живём!

Жизнь.

• беседа (особенность которой заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и грамотно поставленных вопросов побудить учеников к актуализации уже известных знаний, достичь уровня усвоения новых знаний, необходимых для формирования предметных компетенций, путём самостоятельных размышлений, выводов и обобщений) – когда команды рассказывали о проведённых опытах и сделанных выводах.

• игровой метод (данный метод даёт высокие результаты при грамотном сочетании обучения и игры) – отгадывание загадок в кроссворде для определения темы урокка

  • рефлексия в конце урока (синквейн)- идёт обобщение, подитоживание полученных знаний, синквейн «Вода» (см. ниже Приложение 1 к таблице)

Приложение 1  к таблице 

       Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор в образовании. Процесс контроля и оценивания при этом может оказать негативное влияние на мотивацию к обучению и интерес к тому или иному предмету. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний школьников, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учебе, а также важные качества – самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Поэтому крайне важным является условие правильной организации контрольно-оценочной деятельности. Кроме того, новые стандарты требуют принципиально нового подхода к оценке знаний, умений и навыков. И здесь уже разработано огромное количество различных методик: безотметочное обучение, балльная система, портфолио, критериальное оценивание и балльно-рейтинговая система оценивания. Для каждой из них характерны определенные инструменты и механизмы формирования контрольно-оценочной деятельности, такие как «Оценочная линеечка», «Шкатулка с оценками», «Копилка достижений», «Мишень качества» и многие другие. Надо отметить, что реализация всех этих приемов связана с совместной деятельностью учителя и учащихся и вызывает немалый интерес у ребят, поскольку снимает элемент одностороннего (только со стороны учителя) оценивания.

             Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»), в которых обобщена информация по изученной теме. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то Вы в точности справились с заданием.
              Именно потому, что с помощью этого небольшого французского стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный
 контроллер.

            Цель данной технологиидобиться более глубокого осмысления темы, контроль и выявление степени усвоения  учебного материала.

        Правила написания синквейна:

1.     Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).

2.     Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3.     Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).

4.     Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5.     Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

             Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно использовать абсолютно по любому предмету. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу)

          В завершении еще раз отмечу, что при внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, ведь резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто.

        Пример сочинения(1 команда):

Вода.

Прозрачная, жидкая.

Переливается, растворяет, течёт.

Благодаря воде мы живём!

Жизнь.

Учебные задачи, которые решают ученики (метапредметные компетентности)

Метапредметная компетентность,

формируемая у учеников на уроке

Знания и умения, составляющие данную компетентность

Методические приемы (учебные задания)

Критерии наблюдения за деятельностью учеников с целью оценки уровня сформированности метапредметной компетентности у учеников

1

2

3

4

5

6

7

8

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Способы решения проблем творческого и поискового характера;

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

      Познавательные:

общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии;

проводить опыты по исследованию свойств воды;

обобщать, учить выделять существенные признаки природного объекта.

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную задачу,

планировать, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

развитие самостоятельности;

бережное отношение к ценностям природы.

 

 Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

– Ребята, разгадайте кроссворд и прочитайте слово, которое получилось по вертикали - оно подскажет вам тему урока.

– Постарайтесь поставить учебную цель урока.

Дети: Открыть новое знание о воде.

Выдвижение гипотез, Определение методов исследования, составление плана исследования:

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

- Как будете работать?

1.  Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования (план на доске)

Выводы и обобщения:

- Вспомните, какова была цель нашего исследования?

- Достигли мы этой цели?

- Где и как вы будете использовать знания и умения, полученные на уроке?

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К регулятивным универсальным учебным действиям относится:
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (1уровень);

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень);
- навыки саморегуляции (3 уровень).

К коммуникативным УУД:

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

К познавательным УУД:

-способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
-самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);

- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень).

В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые позволят применить приобретённые умения в жизненной ситуации. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.


          План-конспект урока (занятия)

Этап урока

Проектирование содержания деятельности учителя

Время (необходимый инструментарий )

Возникшие в ходе урока изменения плана урока и обоснование – почему это произошло: (1)ссылка на видеофрагмент урока или указание времени начала и окончания этапа в видеозаписи, (2) – обоснование

Рекомендации – как можно было бы сделать по-другому для повышения продуктивности урока для учеников

Комментарии: на развитие какой предметной, метапредметной и личностной компетенции направлен методический прием

* при необходимости в комментариях указывается компетентность, которая оказалась «в фокусе» работы учителя и учеников на уроке – если она оказалась отличной от запланированной

1 – Психологи

ческий настрой

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
 Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

1 мин.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2 – Введение в тему урока

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

– Ребята, разгадайте кроссворд и прочитайте слово, которое получилось по вертикали - оно подскажет вам тему урока.

– Постарайтесь поставить учебную цель урока.

Дети: Открыть новое знание о воде.

4 мин.

(работа в группах – разгадывание кроссворда с загадками о природных явлениях)

Задание оказалось сложным для двух групп. Полностью разгадала кроссворд одна группа, и не до конца – две группы.

Время фрагмента на видео

 0.30 – 02.50

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

Ничего не изменила бы. Загадки – трудное задание. Даже заменив загадки, не могу утверждать, что все справились бы.  Единственное моё упущение – это то, что я попросила одного ученика прочитать загадки (в целях экономии времени), а можно было дать слово  нескольким.

Овладение учебными действиями при проведении опытов и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3  - Актуализация знаний

– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе?

1)Вода необходима для жизни всех живых организмов

(Карточки с выводами закрепляются на доске)

2) Вода входит в состав живого организма

3) Вода – среда обитания.

3 мин

(Карточки с выводами закрепляются на доске)

Формирование представлений об окружающем мире

4 -  Постанов

ка проблемы

Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? 
(Дети затрудняются ответить) 

– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды,  нам нужно  провести исследование.


3 мин

Не обратились к толковому словарю – моё упущение. Разобрались сами со словом «свойство».

Думаю, что важно было прочитать значение слова в словаре.

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

5 – Определе

ние темы исследования, цели.

– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)
– Поставьте цель исследования 
(Изучение свойств воды)

1 мин

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Способы решения проблем творческого и поискового характера;

6 - Выдвижение гипотез, Определение методов исследования, составление плана исследования

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

- Как будете работать?

1.  Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования (план на доске)

3 мин

Очень много гипотез выдвинули ребята. Несколько гипотез я не записала на доску, т.к. мы не смогли бы их проверить (была недостаточная база для проведения опытов). Но мы потом обсудили эти гипотезы и что нужно, чтобы их проверить.

Эта тема будет ещё изучаться, поработаем и с другими гипотезами о свойствах воды.

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 Физ. минутка

1 мин

7 - Организация исследовательской работы.  

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды

На столах групп лежит таблица «Свойства воды»,   приборы и материалы для опытов.
-   На столах у каждой группы практически разное оборудование для опытов. Каждая группа должна подумать и обсудить между собой, какой опыт можно провести с данными приборами (зачем они нужны?). Вы совещаетесь, но опыт пока не проводите. Когда вы приняли совместное решение,  , то вы можете, проводить опыты. Опыты безопасны для вас и окружающих, но, тем не менее, будьте аккуратнее и осторожнее.

Результат своего опыта вы отражаете на листе бумаги, который тоже находится у вас на столе. Вы также видите на своём листе вопрос: «Как мы применяем это свойство в жизни?» Ответ на него тоже отобразите на этом листе.

 Сделайте выводы, занесите данные в таблицу.

- Итак, группы готовы. Слушаем выступления групп (на доске фиксируются результаты)


20 мин

(На столах у каждой группы практически разное оборудование для опытов)

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Овладение учебными действиями при проведении опытов и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8- Выводы и обобщения

- Вспомните, какова была цель нашего исследования?

- Достигли мы этой цели?

- Где и как вы будете использовать знания и умения, полученные на уроке?

3 мин

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

9- Рефлексия

- Составляем синквейн на тему «Вода»

Существительное (1 слово)

 

Прилагательное (2 слова)

 

Глагол (3 слова)

 

Предложение (4 слова)

 

Существитель-ное (синоним)

 

Представители групп зачитывают синквейны.

5 мин

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Формирование представлений об окружающем мире ;

Формирование бережного отношения к природе ,правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

.

II. Оценка педагогической компетентности учителя

(в данном анализе можно привлекать видеофрагменты с разных уроков, преимущественно отображая тот, который был взят для анализа – задача показать на видео проявление всех названных умений, чтобы у комиссии была возможность их экспертной оценки)

Ссылка на монтаж видеозаписи занятия (до 10 минут с учетом основных критериев анализа):

Критерий анализа

Уровни (включая описание признаков, на основании которых определен уровень) – дается собственная оценка

Обоснование:

1. ссылка на фрагмент урока, указание времени на видео урока

2. описание наиболее показательных ситуаций, проявления умения

 Низкий

Средний

Высокий

1

Умение организовать продуктивную групповую учебную деятельность учеников

Преимущества группового обучения:

*Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).

*Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.

*Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.

*Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

*Реализуется принцип деятельности.

*Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.

*Учащиеся усваивают больший объем материала.

*Обеспечивается единство воспитания и обучения.

*Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.

*Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить     отчет 3 -6 групп).

Видео: установка на работу в группах, работа в группах

Время 04.57 – 06.58

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

2

Умение создать условия для становления самостоятельной учебной деятельности учеников

Я считаю, что именно исследовательская деятельность способствует созданию условий для самостоятельной деятельности школьников. Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Ведь перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания. Так как я работаю в разно-уровневом  классе, то я всегда предлагаю детям несколько видов работ, так чтобы каждый ребенок смог попробовать свои силы.

Время на видео:

04.57-6.58 – дети работают самостоятельно в группах

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

3

Умение выстраивать понимающую коммуникацию, диалог и полилог в учебном процессе

Считаю, что в этом фрагменте   хорошо видно

умение педагога и детей взаимодействовать в процессе общения(интерактивные): умение проводить беседу, переговоры, обсуждение, умение вежливо излагать мысли, умение задавать вопросы, умение увлечь за собой, умение сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением.

Время на видео:

 

07.56-11.00- умение педагога и детей взаимодействовать в процессе общения

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

4

Умение вовлекать учеников в процесс решения учебных задач, организовывать ситуации исследования на уроке (мотивация, познавательная активность и вовлеченность детей)

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках   я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт.

 

Время на видео:

 00.44 – 02.25- решают кроссворд с целью определить тему урока

02.26 -03.36 – определяют тему, цель, идёт разговор о значении слова «свойства»

03.36 -04.56- выдвижение гипотез

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

5

Умение управлять

эмоциональным состоянием детей в ходе урока, их работоспособностью (мобилизация, релаксация, экспрессивность – спокойствие)

 Учитель  должен увидеть  с первых мгновений урока общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы. Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить класс, создать атмосферу притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения. В начале урока – беседа, настрой. В середине урока –физминутка. В конце урока – релаксация.

Время на видео:

  1. -00.44 эмоциональный настрой в начале урока

 

 06.58-07.55 –физминутка

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

6

Способность к педагогической гибкости – менять план урока в соответствии с актуальной ситуацией на уроке (как ученики повлияли на ход урока, живой урок или нет)

Каждая педагогическая ситуация требует оперативной реакции учителя, умения правильно сориентироваться в возникшей обстановке, приспособить план урока к изменившейся ситуации. Безусловно, тщательное планирование урока заранее необходимо, но каждая возникающая по ходу урока педагогическая ситуация несет в себе немало неожиданного, непредвиденного. В таких случаях успех урока будет даже в большей степени, чем от его предварительной подготовки, зависеть от быстроты реакции учителя, умения проанализировать возникшую обстановку и гибко изменить план урока в соответствии с ситуацией. Для успешного текущего психологического анализа урока учителю необходимо вырабатывать у себя следующие умения:

*В течение урока наблюдать за дисциплиной

*Замечать психофизическое состояние детей

* Воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы. Если дети не сразу осмысливают вопрос и подолгу не отвечают, следует изменить его формулировку (но чтобы она не содержала прямых подсказок!)

* Внимательно слушать ответы учащихся. Их ошибки и неточности могут подсказать учителю, какие недочеты он допустил сам при изложении данного материала.

* Постоянно держать весь класс в поле зрения и организовывать наблюдение учащихся за ответами товарищей.

* Воспринимать реакцию учеников на свое объяснение. Уже по одному тому, куда направлены взгляды учеников и какие позы они принимают, можно судить о том, доступен ли, интересен ли, важен ли для них объясняемый материал. Видя пассивную реакцию учащихся, опытный педагог в состоянии оперативно изменить стиль объяснения, подобрать яркий пример, найти другие способы активизации их внимания.

* замечать особенности учебной деятельности класса в целом, отдельных групп учащихся (сильных, средних и слабых) и каждого конкретного ученика – темп работы, затруднения, типичные ошибки, глубину усвоения материала, умение самостоятельно применять знания на практике, качество выполняемой работы, продвижение в учебе.

Время на видео:

01.56-02.25 – кроссворд не все разгадали, пришлось поработать с загадками

0.7.56 -11.00 – обсуждение работы в группах, идёт живой диалог, приходится на ходу корректировать выводы детей

04.23-04.43- уже выдвинули гипотезу, что вода безвкусная, и тут же Виталик предлагает записать солёная. Хотела пропустить, но вовремя одумалась, приняла и эту гипотезу.

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

7

Умение организовывать взаимодействие с «трудными» учениками (учениками, имеющими особые образовательные потребности)

Дифференцированно-
групповой подход в процессе
обучения трудного ученика. Формировать ситуацию успеха. Отдельно опрашивать. Сообщать классу только положительные
результаты работы ученика. При самостоятельной работе дать первоначально более простые задания. Разбить на этапы, указать на аналогичные задания, выполненные ранее, указать способ или приём выполнения задания. Стимулировать самостоятельные действия.

   

 

Время на видео:

04.57 –05.50 дифференцированно-групповой подход. Все «трудные» ученики попали в разные команды. Даю установку, как работать.

06.30 -06.35 – работа с отдельными учениками, требующими педагогической поддержки

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

8

Умение взаимодействовать в зоне ближайшего развития ученика (учебной группы)

При обучении на уроках надо создавать доброжелательную, комфортную обстановку для учащихся. Взаимоотношения учителя и учащихся на уроках должны быть построены на принципах взаимоуважения, доброжелательности. На уроке должна быть создана ситуация успеха для каждого учащегося.  Наличие большего количества заданий, требующих для своего выполнения творческой деятельности разного уровня. Задания не должны быть слишком простыми для выполнения и в то же время невыполнимыми, то есть учащиеся должны прикладывать определенные усилия при выполнении этих заданий: анализировать, сравнивать и так далее.

Время на видео:

05.50-06.58

07.56- 11.00 – работа в  группах. Я только наблюдаю, иногда отдельным детям задаю вопросы по ходу проведения опытов(если вижу, что отвлекаются от исследований) с целью направить в нужную сторону.

https://cloud.mail.ru/public/2pbc/uqEXDroF1

 

Самоанализ урока

          Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме. Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализовать посредством включения всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, формулирования основных вопросов темы, для этого использовала занимательный материал, способ группировки, т.е. нестандартно подвела учащихся к теме урока, к тому, что они должны знать и уметь по данной теме.

Анализ структуры и организации урока.

              Тип урока – урок получения новых знаний. Структура урока соответствует его целям (психологический настрой учащихся, первичное введение материала при высокой мыслительной активности учащихся, с опорой на полученные ранее знания, мотивация запоминания, контроль результатов первичного запоминания, регулярное систематизирующее повторение, включение опорного материала и контроль знаний.). Урок построен на основе деятельностного метода. Время на каждом этапе урока распределено рационально. Форма обучения – групповая, так как она наиболее соответствует задачам урока. На уроке проводились опыты по изучению свойства воды, как растворителя. Дети были обеспеченны необходимым для этого оборудованием.

Анализ содержания урока. 

             Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по окружающему миру. Доступность изложения, полнота , достоверность просматривается в материале урока на всем его протяжении. Научный подход: ознакомление сначала со свойствами воды, а затем с методикой исследования этих свойств и установления закономерностей, полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов, включение в содержание нестандартного применения , полученных знаний. Актуализация опорных знаний представлена в виде теста, таким образом проверила насколько хорошо дети усвоили материал прошлой темы , чтобы логически перейти к следующему этапу урока. Генеральная линия урока - « открытие « нового знания выдержанна на протяжении этапов урока.

Организация самостоятельной работы учащихся.

                Вид самостоятельной работы – проведение опытов по предложенной инструкции, построен от простого к сложному с учетом уровня подготовленности учащихся класса . Дети в основном со средним уровнем развития познавательных способностей. Ученики с работой в группах хорошо знакомы, поэтому инструктаж был краткий. Ребята действовали сами по заданному алгоритму. Эффективность усвоения материала высокая , потому что дети принимали активное участие в добывании новых знаний. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

Анализ методики проведения урока. 

                   Урок четко структурирован: поставлены познавательные задачи перед учащимися и способы их решения ( проведение опытов , отгадывание загадки; репродуктивная и творческая деятельность учащихся хорошо организованна, применяется проблемное обучение,  учитывается уровень подготовленности учащихся; самостоятельная работа представлена широким спектром, применяется эвристический подход. Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: доклад на тему «чудо-вода». При подготовке к домашнему заданию нацеливала учащихся использовать различные источники информации.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке.

                   Работал класс дружно и организованно. Уроки по окружающему миру всегда вызывают у них интерес. Они раскованы , свободны, им есть , что рассказать , чем поделиться. С удовольствием работают в группах: здесь можно показать свои знания и научить другого Совместная деятельность помогает детям мириться с недостатками и видеть преимущества друг друга, т.о. складываются определенные отношения, формируются обще-учебные и специальные умения и навыки. Удачно, мне кажется, использован метод «синквейна» для оценки сформированности предметной компетентности. Дети использовали для составления синквейна знания о свойствах и значении воды, полученные в ходе исследовательской работы и уже имевшиеся у них.

             Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

8. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах  воды;• формировать практические умени...