Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

     Ольга Валентиновна Титова

     

    Тема урока: "Пустыни"

    Форма урока: Урок-исследование.

    Тип урока: Комбинированный.

    Технологии: деятельностного метода.

     

    Цели:

    1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;

    2.  развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой;

    3.  воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx26.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    по окружающему миру в  4 «А» классе

    по теме:  "Пустыни"

    Учитель - Титова О.В.

    Москва-2011


    Тема урока:  "Пустыни"

    Форма урока: Урок-исследование.

    Тип урока: Комбинированный.

    Технологии: деятельностного метода.

    Цели:

    1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
    2. развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой;
    3. воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.

    Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, план-исследования (на доске), карточки со словами понятиями (бархан, такыр), карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), карточки-планы для групп учащихся, гербарий, фотографии животных, атласы.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    2. Актуализация опорных знаний.

    – Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. (После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).

    – Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?

    – Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.

    На все стороны путь:
    Ни лесочка, ни гор!
    Необъятная гладь!
    Неоглядный простор!

    3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»

    – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они оби-тают.

    (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

    – Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.

    – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

    – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

    – Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

    Солнечный, жаркий 
    Жёлтый поток 
    Льётся в пустыне 
    На жёлтый песок. 
    В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
    Жёлтая птица неслышно плывёт.

    – Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

    – Природу пустыни будем исследовать по плану:

    1. Границы зоны.
    2. Поверхность в пустыне.
    3. Климат.
    4. Растения.
    5. Животные.

    4. Изучение нового материала. Работа с картой.

    – Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.

    – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.

    – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).

    – Есть ли в пустыне зима?

    – Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах.

    – Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

    – Какую зону сменяет пустыня?

    – Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?

    – Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.

    – Что такое бархан? А такыр?

    – О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…

    (Рассказ готовится одним из учеников заранее).

    – Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы.

    – Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?

    – Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так. Внимательно присмотримся, здесь, на бархане. кто-то прополз. Да это же черепаха!

    – Что вы о ней знаете?

    –Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?

    Исследуйте гербарии и фотографии животных. Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?

    – Охарактеризуйте данные образцы по плану:

    1. Древесное или травянистое растение.

    1. Величина животного.

    2. Высота от поверхности земли.

    2. Покровительственная окраска.

    3. Форма листьев.

    3. Дневной или ночной образ жизни.

    4. Особенности корня.

    4. Востребовательность к пище и воде.

    (Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах:

    1. Корни глубоко ищут влагу.

    1. Защитная окраска.

    2. Листья мелкие, меньше испарения.

    2. Нетребовательны к пище, быстро бегают.

    3. Колючки.

    3. Могут впадать в спячку.)

    – Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне.Свой от вет обоснуйте.

    5. Закрепление изученного материала.

    Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.

    1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
    2. Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
    3. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
    4. Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
    5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)

    6. Итог урока.

    – Что нового вы узнали на уроке?

    – Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

    – Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

    – Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям.

    7. Дом. задание.

    с. 125, с. 129 прочитать, с. 130 проверь себя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

    Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"

    На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"

    Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...

    Тестирование по окружающему миру для 4 класса по теме "Пустыни"

    Данный тест позволяет провести срез знаний по теме "Пустыни"...

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

    На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....


     

    Комментарии

     Ольга Валентиновна Титова

    Данный урок ставит перед учителем цели: 1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром; 2. развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой; 3. воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.