Конспект урока по окружающему миру за 4 класс на тему: Пустыни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок по окружающему миру

в 4 классе  по программе «Начальная школа 21 века».
Тема: «Пустыни»

 

Цели: 1. Создать условия для формирования знаний учащихся об особенностях природы пустынь, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.

2. Развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы, работать с дополнительной литературой

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Оборудование: карта природной зоны России, гербарий растений пустыни, таблица «Пустыня», рисунки с изображением животных, птиц, растений пустыни и их названиями, дополнительная литература, энциклопедии для детей, учебник «Окружающий мир 4 класс», план характеристики природной зоны, карточки с изображением погодных явлений, карточки с индивидуальным заданием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustyni.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

в 4 классе  по программе «Начальная школа 21 века».
Тема: «Пустыни»

Цели: 1. Создать условия для формирования знаний учащихся об особенностях природы пустынь, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.

2. Развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы, работать с дополнительной литературой

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природной зоны России, гербарий растений пустыни, таблица «Пустыня», рисунки с изображением животных, птиц, растений пустыни и их названиями, дополнительная литература, энциклопедии для детей, учебник «Окружающий мир 4 класс», план характеристики природной зоны, карточки с изображением погодных явлений, карточки с индивидуальным заданием.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

- Начинаем урок.

  1. Наблюдение за погодой (иллюстрированный прогноз погоды).

- Как обычно на уроке, мы должны сделать прогноз погоды на сегодня.

(На доске даны географические изображения природы и погодных явлений. Два человека выходят к доске и выбирают условные знаки, соответствующие состоянию погоды на данное время. Делают выводы.)

  1. Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, с какими природными зонами познакомились на прошлых уроках.

- О какой зоне идет речь?

1) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь)

2) Это – зона островов, лежащих около Северного полюса. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Здесь долгая, холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. (Зона Арктических пустынь)

3) Эта зона находится южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Здесь ярко выражены все четыре времени года. Разнообразен и животный мир этой зоны: здесь можно встретить как крупных, так и мелких животных, насекомых. (Лесная зона)

4) Это – безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50ºС. Длится 8 – 9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)

В это время 4 человека работают по карточкам «Установи соответствие».

1) Климат.

Крайний север Лето короткое, холодное; зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная

ночь.

Тундра Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче.

Степь Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота.

Длинная морозная зима, глубокие снега зимой и

сильные метели.

Лесная зона Короткая, холодная зима. Лето жаркое, продолжительное. Дождей мало

.

2) Растения.

Крайний север Ель, сосна, кедр, липа, береза, дуб, черника, брусника.

Тундра Полынь, типчак, ковыль, тюльпан, ирис.

Степь Мхи, лишайники.

Лесная зона Карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика.

3) Животные.

Крайний север Лисица, белка, медведь, дятел, ворона.

Тундра Сурок, хомяк, дрофа, сайгак.

Степь Морж, тюлень, касатка, кит, кайра, гагарка.

Лесная зона Северный олень, лемминг, куропатка, песец.

4)Экология.

Крайний север Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

Тундра Вырубка деревьев, браконьерство, загрязнение бытовым мусором.

Степь Незаконная охота, вытаптывание пастбищ, загрязнение местности нефтью.

Лесная зона Незаконное рыболовство, загрязнение воды вредными веществами.

- Сегодня мы работаем по научным группам, которые изучают природные зоны.

Это группа географов, ботаников, зоологов, экологов.

- Давайте вспомним, что изучают эти ученые?

(Географы – географическое положение и климатические условия, ботаники – растительный мир, зоологи – животный мир, экологи – экологические проблемы).

- Прежде, чем отправиться в путешествие по новой природной зоне, давайте вспомним особенности предыдущей природной зоны.

- О какой природной зоне идет речь?

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь,

А зовется это …(степь).

Итак, что это за зона?

- Работаем сегодня, как обычно, по плану характеристики природных зон.

  • Расположение
  • Климат
  • Растения
  • Животные
  • Экологические проблемы

- Сейчас каждая группа определит, кто они и чем будут заниматься.

(1 человек из группы вытягивает конверт с названием группы и памятку.)

- Определились. Сейчас проверим, как каждая из групп знает природную зону – степь.

Географы (2 человека от группы: 1 – показывает на карте природную зону и рассказывает о ее расположении, 2 – рассказывает о климате этой полосы)

Ботаники (о растительном мире степной полосы)

Зоологи (о животных птицах зоны степей)

Экологи (об экологических проблемах и занятиях населения).

(Во время ответов учащихся на доске постепенно открывается краткая характеристика степной зоны).

  1. Постановка темы и задач урока.

- Как вы думаете, о какой природной зоне идет речь?

Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется здесь

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Конечно же – это пустыня.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с этой природной зоной, ее расположением на карте, климатом, животным и растительным миром, экологическими проблемами.

К концу урока вы должны будете:

  • знать особенности природы и экологические проблемы новой природной зоны;
  • уметь определять по основным признакам природную зону.

  1. Формирование новых знаний и умений.

1) - Предположите, каким цветом может быть показана пустыня на карте природных зон и почему? (Цвет песка, так как вся поверхность пустынь покрыта песками.)

- Посмотрите на расположение пустынь на карте и тупым кончиком карандаша обведите их границы.

Физминутка.

- Предлагаю немного отдохнуть.

«Бабочка»

Спал цветок

(закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,

(поморгать глазками)

Больше спать не захотел,

(руки вверх – вдох, посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

(руки в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

(потрясти кистям, посмотреть вправо - влево).

- Пора включаться в работу нашим географам, ботаникам, зоологам и экологам.

2) Исследовательская работа.

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

- Итак, за работу.

(Ведется работа в группах. На столах каждой группы учебник, рисунки, дополнительный материал, «Помогалочка», атлас – определитель, энциклопедия.

Учитель подходит к каждой группе, помогает, если требуется помощь).

«Помогалочка» для географов.

1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.

2.В каком тепловом поясе расположена?

3.Поверхность земли в пустыне.

4.Климатические условия.

«Помогалочка» для ботаников.

1.Общая особенность растений.

2.Названия растений.

3.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

4.Значение в природе.

«Помогалочка» для зоологов.

1.Названия животных.

2.Приспособленность животных пустыни к природным условиям (размер, окраска, образ жизни, питание).

3.Значение в природе.

«Помогалочка» для экологов.

1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.Охрана редких растений и животных.

3.Заповедники.

  1. Выступления групп.

(Во время выступлений учащихся учитель на доске постепенно вывешивает краткую характеристику зоны пустынь и дополняет ответы учащихся, если нужно).

- Слово предоставляется географам.

Рассказ географов.

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка – барханами, которые постоянно передвигаются. Лето жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70º , а в тени выше 40º С. А ночью прохладно, так как песок и глина быстро остывают. Осадков выпадает мало, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето здесь длится 5 месяцев. Зима суровая: температура опускается до - 12 ºС и длится 2 – 3 месяца.

- Спасибо географы. А сейчас слово предоставим нашим ботаникам.

Рассказ ботаников.

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое. Джузгун – это небольшой кустарник (рисунок). Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок и гербарий). В пустыне также встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги.

- А вот как пустыня выглядит весной (показ картины). В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами.

- А сейчас слово предоставляется зоологам.

Рассказ зоологов.

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадет жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. В пустыне обитают песчаныйудавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (рисунки). Все они быстро передвигаются. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунок). Они им нужны, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки). Они роют норы и быстро передвигаются. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки живут стадами (так легче выжить) и умеют быстро бегать. Верблюд – король пустынь. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не проваливаясь и не обжигаясь. Верблюд поедает колючки без вреда для здоровья, так как его губы, язык и небо покрыты толстой кожей. В горбах находится запас жира. Верблюд может находиться без воды 3 – 4 дня, но добравшись до водопоя, выпивает сразу 6 – 8 ведер воды.

- В пустыне почти нет птиц. Это потому, что птицы плохо переносят жажду.

- Слово экологам.

Рассказ экологов.

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков, так как животные полностью съедают растения на пастбище. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для них непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показывает на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных.

- Спасибо. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни, в которых виноваты люди. Сейчас перед людьми стоит трудная задача – исправить свои ошибки.

V. Закрепление изученного материала.

- Вот мы и познакомились с новой природной зоной – зоной пустынь. На доске записана характеристика этой зоны. Найдите ошибки и исправьте их.

1) Расположение На северо-западе страны.

2) Климат Лето жаркое, ночью + 70ºС.

Часто выпадают осадки.

3) Растения Ковыль, дуб, верблюжья колючка, осина, джузгун.

4) Животные Сайгак, медведь, тюлень, тушканчик, верблюд, белка,

Песчаныйудавчик, лисичка-корсак.

5) Экологические проблемы: Распашка земель, неумеренное орошение, вырубка леса, выпас скота, браконьерство.

- Итак, с помощью научных групп мы провели исследование новой природной зоны – зоны пустынь.

VI. Итог урока.

Сейчас я прочитаю вам описание пустыни, которое принадлежит известному русскому исследователю П.К.Козлову, а вы внимательно его прослушайте и постарайтесь прочувствовать настроение, которое хочет передать автор. У вас на столах есть карандаши и альбомные листы. На них вы должны нарисовать то, что вам представится во время моего чтения.

Описание пустыни.

«Безводной и голой выглядит эта местность, покрытая песком. Лишь на склонах холмов, по краям барханов и вдоль пересохших русел дождевых промоин растут немногочисленные злаки и уродливые кустарники. Низкие колючие кусты упорно борются со смертоносным песком, который скапливается вокруг них и грозит засыпать. Эти небольшие песчаные холмики, из которых торчат колючие ветви, подобны гигантским ежам с растопыренными иглами».

(Учитель читает, ученики рисуют. Затем оформляется выставка рисунков и заслушиваются комментарии детей.)

- Вот мы и совершили мысленное путешествие в еще одну природную зону – пустыню.

VII. Домашнее задание.

- Подготовить рассказ – отчет о работе исследовательских групп в пустыне.

XIII. Рефлексия.

«Путешествие по пустыне» (как плодотворно прошел урок)

(Рисунок голой пустыни)

Верблюжья колючка – урок прошел плохо.

Верблюд – урок прошел средне, неплохо.

Оазис – урок прошел полезно, плодотворно.

Подводится итог.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме: условия жизни растений

В конспекте представлен возможный вариант проведения урока  по теме " Условия жизни растений" в  первом классе,с использованием активных методов обучения и создания условий для открытия знан...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Семейный бюджет"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Семейный бюджет"...