Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Пустыни и полупустыни»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Разработка по программе "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Пустыни и полупустыни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme_pustyni.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 4 классе по теме «Зона пустынь и полупустынь»

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Оборудование: карта природных зон, карточки для работы в группах, гербарий, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Животные», «Я познаю мир. Растения».

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок.

 Начинается урок.

 Куда мы с вами попадём –

 Узнаете вы скоро.

  1. Актуализация знаний.
  1. Фронтальный опрос.

- Где расположена зона степей? (На юге России)

- Какой есть характерный признак у зоны степей? (Сплошной травянистый покров)

- Назовите несколько степных птиц. (Дрофа, пустельга, журавль-красавка)

- Назовите несколько экологических проблем степи, возникших из-за человека. (Неумеренный выпас скота, распашка земель, браконьерство).

- Приведите пример цепи питания, характерной для зоны степей. (Зерно – суслик – беркут).

- Перечислите растения и животных степи, которые занесены в Красную книгу. (Журавль-красавка, степная дыбка, пион тонколистный).

  1. Конкурс рисунков на тему «Какой я представляю себе степь».

- Дома вам нужно было представить, как выглядит степь и нарисовать ее в рабочей тетради. Кто хочет представить нам свою работу? (Несколько учеников с рисунками выходят к доске, кратко комментируют свои работы).

- Чей рисунок вам больше понравился и почему?

  1. Самоопределение к деятельности.

- Какой раздел мы с вами изучаем? (Природные зоны России).

- С какими природными зонами мы уже успели познакомиться? (Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степи).

- Посмотрите на карту природных зон. Остались ли еще неизученные зоны? (Да, остались).

- А чтобы узнать, какую природную зону мы будем изучать, вам нужно разделиться на две группы. (Учащиеся делятся на две группы, каждая получает карточку).

        Карточка №1

Знаете ли вы, что есть место на Земле, где нет ни морей, ни рек, ни озер, и дожди там идут крайне редко. Даже если прошёл сильный ливень, что бывает совсем не часто, вода быстро испаряется. Днем там очень жарко, а ночью может похолодать до нуля градусов. Здесь можно увидеть мираж – мнимое, не настоящее изображение того, что существует на самом деле.

Карточка №2

https://compendium.su/science/4klass/4klass.files/image065.jpg

- Разгадали, какая это природная зона? (Пустыни).

- Итак, тема нашего урока – зона пустынь. (Учитель записывает название темы «Зона пустынь» на доске).

- Какую цель урока мы себе поставим? (познакомиться с зоной пустынь)

- Какие задачи мы себе поставим, для достижения этой цели? (узнать, где расположена данная зона и каков её климат, познакомиться с растениями пустыни, познакомиться с животными пустыни, выяснить, есть ли экологические проблемы в данной зоне).

- Какие источники информации нам в этом помогут? (Учебник, дополнительный материал, справочный материал).

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме? (Учитель записывает вопросы на доске).

  1. Открытие нового знания.
  1. Работа с картой.

- Найдите на карте природных зон пустыни и полупустыни. Что можно о них сказать? (Зона пустынь и полупустынь обозначена на карте оранжевым цветом. Она небольшая, расположенная на юго-западе России, у берегов Каспийского моря).

  1. Работа в группах.

- Чтобы изучить зону пустынь и полупустынь, приглашаю вас поучаствовать в ученом совете. На совет приглашены экологи, зоологи и ботаники. (Дети разбиваются на 3 группы).

- В каждой группе есть несколько ролей, распределите их между собой.

Командир – распределяет роли между участниками, дает оценку работы группы

Докладчики - рассказывают от лица всей группы

Секретарь - делает необходимые записи в журнале исследований

Чтец – прочитывает текст из учебника и доп. литературы

Хронометрист – контролирует время выполнения задания

- У каждой группы ученых есть свой план – задание с указанием последовательностью действий. По ходу исследований каждая группа должна составить журнал исследований, отмечая самые главные сведения по вашему вопросу. Командиры групп, получите задания.

  1. Ботаники. Используя текст учебника (с.120-124),  гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.

План рассказа о растительном мире

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3. Значение в природе.

  1. Зоологи. Используя текст учебника (с.120-124), рисунки различных животных пустыни, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», расскажите о животных пустыни по плану.

План рассказа о животном мире

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2. Значение в природе.

  1. Экологи. Используя текст учебника (с.120-124), расскажите о пустынях по плану.

План рассказа об экологических проблемах

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует. 

  1. Первичное закрепление.

- Все группы провели свои исследования и готовы поделиться с нами своими материалами. Остальные группы внимательно слушают выступление. (Докладчики выходят, рассказывают по плану. Слушающие могут задавать вопросы выступающей группе).

- Как же приспособились растения и животные к жизни в пустыне? (У растений, чтобы испарялось меньше влаги, вместо листьев образовались колючки, удлинился корень в поисках воды. Животные защищены от жары и испарения твердыми щитками, запасы воды хранят в виде жира. Все приспособления связаны с недостатком влаги в этой зоне).

- Кто по вашему мнению наиболее интересно рассказал свой материал и почему? (Высказывания детей).

  1. Физкультминутка.

По пустыне мы гуляли (шагают на месте)

За природой наблюдали. (смотрят по сторонам)

Вверх на солнце посмотрели

И нас всех лучи согрели. (встают на носочки, тянутся вверх)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети, (присаживаются на корточки)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (встают)

Дружно хлопаем, ножками топаем (хлопают в ладоши, шагают на месте)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (садятся на место)

  1. Включение новых знаний в систему знаний.
  1. Дополнительные сообщения.

Заранее подготовленные ученики выступают с сообщениями о животных и растениях пустыни.

Рассказ о верблюде. Верблюда не зря называют «кораблём пустыни». Вряд ли человек смог бы освоить бескрайние жаркие пески без этого необычайно выносливого животного. Верблюд великолепно приспособлен для жизни на песчаных просторах. Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка, который гонят сильные ветры. Когда во время песчаных бурь становится трудно дышать, верблюд может почти совсем сомкнуть ноздри. Оба пальца на каждой его ноге соединены мозолистой подушкой, которая не даёт верблюду проваливаться в песок. Нечувствительный к шипам рот способен разжевать любую колючку, а желудок переварит самую грубую и солёную пищу.

Верблюд может очень долго не есть и не пить за счёт запаса жира в горбах. Он способен прожить без воды 45 дней. При первой возможности верблюд залпом выпивает около 50 л воды.

Рассказ о змеях пустыни. Жара, которая убила бы менее выносливое животное, почти не действует на верблюда. Его шерсть не пропускает жар солнца. Чем лучше питается верблюд, тем выше его горб. Он расположен на спине, а вся остальная поверхность тела свободна от жира, и верблюду не жарко. Кроме того, у верблюда имеются большие мозоли на брюхе и плечах - они предохраняют его от ранений, когда в пустыне приходится ложиться на острую щебёнку.

Это кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, жаля их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые углубления-ямки за глазами – у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба - плавать в воде.

  1. Выполнение заданий по выбору.

-  Мы сегодня с вами замечательно поработали на ученом совете и пришло время сделать научный отчет. Из двух видов карточек выберите один, выполните задания.

        Тип карточки 1 (упрощенный).

Ответьте да или нет.

1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (да)

2.Зона пустынь сменяет зону степей. (да)

3.Растения пустынь высокие, широколиственные. (нет)

4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (нет)

5.Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (да)

        Тип карточки 2.

Напиши, какое это животное или растение.

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

2. Я — пища «корабля пустыни». (Верблюжья колючка)

3. Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)

4. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица-круглоголовка.)

5. Мой ствол как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

  1. Подведение итогов урока.

- Ребята, давайте напомним друг другу, какая у нас с вами была цель? Достигли мы ее? (Высказывания детей). (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с.125 учебника).

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили? ( Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, сформулированные в начале урока).

  1. Рефлексия.

- Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

- Что помогло?

- Что помешало?

- Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшим исследователем?

- Кто из ребят работал сегодня не достаточно активно или мешал группе?

- Как ты оцениваешь свою работу в группе?

  1. Домашнее задание.

Задание для всех: рабочая тетрадь с.57-59 у.1-6

Разноуровневое задание:

1 уровень: с.118-124, назвать отличительные признаки пустыни;

2 уровень: напишите сочинение на тему «Один день жизни в пустыни».

Каждый ребенок выбирает себе д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: В лес по ягоды пойдём

Конспект урока по окружающему миру по УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....