Воздух. Свойства воздуха.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели данного урока:
· познакомить с составом воздуха, его свойствами;
· показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;
- рассказать о мероприятиях, проводимых для охраны чистоты воздуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh._svoystva_vozduha.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- познакомить с составом воздуха, его свойствами;
- показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;
- рассказать о мероприятиях, проводимых для охраны чистоты воздуха.
Оборудование:
- демонстрационные приборы для опытов;
- у каждого ученика на парте прибор для проведения опыта: при нагревании воздух расширяется;
- свеча;
- карточки на доске:
- картины: воздушный шар и дирижабль, электросварка, электрическая лампочка, подводные работы.
Ход урока:
- Вступительная беседа.
- О чем и о ком мы с вами говорили на многих уроках окружающего мира? (О растениях и животных)
- Что необходимо человеку, животному, растениям для нормальной жизни? (Солнце, воздух, вода)
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем более подробно говорить о воздухе.
- Видели ли вы воздух?
- Он везде около нас. Мы знаем, насколько он важен! Без воздуха не существовала и не развивалась бы жизнь на Земле. Любуясь голубым цветом неба, яркими вечерними зорями, богатством нежных красок в предрассветные часы, мы должны помнить, что все эти явления также обязаны своим существованием воздушной оболочке Земли.
- Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
- Без атмосферы наша планета была бы такой же безжизненной, как Луна. Солнечные лучи раскаляли бы освещенную сторону Земли, а на неосвещенной – был бы ледяной холод. В течение только одних суток температура менялась бы 200 с лишним градусов: днем под лучами солнца стояла бы сильная жара и температура была бы свыше 100 градусов, а ночью – жесточайший мороз, ниже 100 градусов. Сейчас днем светло не только на солнце, но и в тени, и в комнатах, куда не проникают солнечные лучи. При отсутствии атмосферы было бы ослепительно светло под прямыми лучами солнца. Во всех других местах царила бы ночь.
3. Работа по карточкам.
- Прочитайте, какое еще значение имеет атмосфера.
1. Воздушная оболочка планеты необходима для дыхания.
2. Воздух не дает земной поверхности перегреться от Солнца и в то же время бережет её тепло от рассеивания в пространство.
3. Атмосфера – надежная защита нашей планеты от метеоритов.
4. Атмосфера охраняет Землю, растительный и животный мир от губительного влияния космического излучения.
- Прочитайте наиболее важное значение.
Вывод! Все имеет важное значение.
4. Состав воздуха.
- Итак, для чего нужен воздух всему живому? (Чтобы дышать, жить)
- Весь ли воздух использует человек для своего дыхания?
Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.
Азот – означает «безжизненный». Эта часть воздуха не поддерживает дыхание и горение. Но без азота не могут расти растения.
Кислород – человек способен неделями жить без еды, несколько дней без воды, а без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т.е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем воде или в почве.
Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.
Инертные газы.
- Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздуха входят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон. Эти газы назвали инертные.
- Что значит «инертный человек»? (Малоактивный)
- Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.
Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.
В среде аргона производят электросварку металлов.
Неоном, аргоном, криптоном, ксеноном заполняют электрические лампочки.
Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.
- Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ. Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т.е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.
- Еще есть в воздухе водяные пары и различные примеси.
- Представим себе воздух.
- Какую часть в воздухе занимает каждое газообразное и парообразное вещество.
- Самое большое место? (Азот)
- А наименьшее?
5. Свойства воздуха.
А) прозрачный
- Где в нашем классе воздух?
- Можем ли мы видеть через воздух все, что и кто находится в классе?
- О каком свойстве воздуха говорит этот факт?
Б) бесцветный
- Сравните воздух с телами, имеющими цвет. Какой цвет имеет воздух?
В) не имеет запаха
- Вспомните стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремесла». Какое свойство воздуха имел в виду поэт?
- Почему в разных местах пахнет по-разному?
- Запах воздуху придают различные примеси. Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.
Чистый воздух не имеет запаха.
Г) упругий
Опыт с конвертом.
Надуть конверт и хлопнуть.
Д) при нагревании воздух расширяется
- Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которым есть промежутки. Частицы постоянно двигаются, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется.
Демонстрация опыта.
- Опустим колбу горлышком в воду.
Заметим, что вода не входит в колбу - ее "не пускает" воздух. Будем нагревать колбу. Вскоре мы увидим, что из колбы стали выходить пузырьки воздуха.
Вывод! При нагревании воздух расширяется.
Е) при охлаждении воздух сжимается
- Не вынимая колбы из воды, положим на нее холодную влажную тряпочку.
- Что происходит с водой? (Вода поднимается)
- Воздух как бы "уступает" воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.
Ж) воздух плохо проводит тепло
- Вспомните литературную сказку "Мороз Иванович"
- Что увидела девочка под снегом?
- Почему травка не замерзла?
- В снегу много воздуха. Благодаря воздуху, холодный снег становится для растений теплым одеялом.
- Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Вот почему мы с вами не замерзаем в сильный мороз.
6) Экологическая тревога
Демонстрация опыта.
- Зажигаю свечу. Что видно? (Волны воздуха двигаются над пламенем.).
- Возьмем тарелку. Будем держать на несколько сантиметров от пламени
- Что вы увидели на тарелке (Сажу).
-- Сажа происходит от сгорания топлива - в данном случае воска.
Происходит загрязнение воздуха от неполного сгорания. Сейчас горела одна свеча, а сколько сажи дала! Сколько таких свеч - заводских труб по всей планете? Великое множество.
- Как отражаются на составе воздуха дым, гарь, ядовитая копоть? (Воздух загрязняется).
- Эта проблема является одной из важных в настоящее время. А вот почем? Вы мне ответите, прочитав статью в учебнике "Воздух должен быть чистым". (А.Плешаков. "Окружающий мир. 3 класс"). (Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле).
- Это действительно так. Если взять наш город Казань, то максимальное содержание вредных веществ в воздухе в Кировском районе. Так как там много фабрик и заводов, которые влияют на состав воздуха. В этом районе большая заболеваемость людей.
- Что вы узнали из текста, о том, что делает люди для охраны чистоты воздуха?
- Что вы можете сделать для охраны чистоты воздуха?
- Растения необходимы для чистоты воздуха. Они играют огромную роль в очистке воздуха. Они задерживают пыль, копоть.
- А знаете ли вы, что сирень собирает на поверхности листьев пыли в 8 раз больше; чем взрослая береза. Голубые ели лучше растут в задымленных местах. Липа в 4 раза сохраняет продолжительность жизни в городе.
Среди других природных фильтров пирамидальный тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования, на оживленных автомагистралях, вдоль которых были высажены пирамидальные тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.
Домашнее задание.
Итог: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"
Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...
Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"
Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...
Тест "Воздух.Свойства воздуха", 3 класс, УМК "Гармония"
Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Воздух. Свойства воздуха". Тест состоит из 10 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта ответов....
Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»
Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...
Урок-исследование по окружающему миру во 2 классе по теме: ”Воздух. Свойства воздуха.”
Цель: на основе наблюдений выявить представления о воздухе; создать условия для формирования знаний о свойстве воздуха; развитие наблюдательности, мышления, творчески...
Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».
Цель урока.Выяснить свойства воздуха опытным путем.Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.Воспитывать бережное отношение к природе.В...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме " Свойства воздуха. Охрана воздуха."
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Свойства воздуха. Охрана воздуха."Тип урока: изучение нового материала...