Воздух. Свойства воздуха.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пантелеева Надежда Константиновна

Цели данного урока:

·         познакомить с составом воздуха, его свойствами;

·         показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;

-         рассказать о мероприятиях, проводимых  для  охраны чистоты воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh._svoystva_vozduha.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. познакомить с составом воздуха, его свойствами;
  2. показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;
  3. рассказать о мероприятиях, проводимых  для  охраны чистоты воздуха.

Оборудование:

  1. демонстрационные приборы для опытов;
  2. у каждого ученика на парте прибор для проведения опыта: при нагревании воздух расширяется;
  3. свеча;
  4. карточки на доске:

  1. картины: воздушный шар и дирижабль, электросварка, электрическая лампочка, подводные работы.

Ход урока:

  1. Вступительная беседа.

- О чем и о ком мы с вами говорили на многих уроках окружающего мира? (О растениях и животных)

- Что необходимо человеку, животному, растениям для нормальной жизни? (Солнце, воздух, вода)

2. Сообщение темы урока.

    - Сегодня на уроке мы будем более подробно говорить о воздухе.

    - Видели ли вы воздух?

    - Он везде около нас. Мы знаем, насколько он важен! Без воздуха не существовала и не развивалась бы жизнь на Земле. Любуясь голубым цветом неба, яркими вечерними зорями, богатством нежных красок в предрассветные часы, мы должны помнить, что все эти явления также обязаны своим существованием воздушной оболочке Земли.

   - Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

   - Без атмосферы наша планета была бы такой же безжизненной, как Луна. Солнечные лучи раскаляли бы освещенную сторону Земли, а на неосвещенной – был бы ледяной холод. В течение только одних суток температура менялась бы 200 с лишним градусов: днем под лучами солнца стояла бы сильная жара и температура была бы свыше 100 градусов, а ночью – жесточайший мороз, ниже 100 градусов. Сейчас днем светло не только на солнце, но и в тени, и в комнатах, куда не проникают солнечные лучи. При отсутствии атмосферы было бы ослепительно светло под прямыми лучами солнца. Во всех других местах царила бы ночь.

3. Работа по карточкам.

      - Прочитайте, какое еще значение имеет атмосфера.

1. Воздушная оболочка планеты необходима для дыхания.

2. Воздух не дает земной поверхности перегреться от Солнца и в то же время бережет её тепло от рассеивания в пространство.

3. Атмосфера – надежная защита нашей планеты от метеоритов.

4. Атмосфера охраняет Землю, растительный и животный мир от губительного влияния космического излучения.

      - Прочитайте наиболее важное значение.

Вывод! Все имеет важное значение.

4. Состав воздуха.

     - Итак, для чего нужен воздух всему живому? (Чтобы дышать, жить)

     - Весь ли воздух использует человек для своего дыхания?

Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.

      Азот – означает «безжизненный». Эта часть воздуха не поддерживает дыхание и горение. Но без азота не могут расти растения.

      Кислород – человек способен неделями жить без еды, несколько дней без воды, а без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т.е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем  воде или в почве.

         Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.

     Инертные газы.

      - Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздуха входят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон. Эти газы назвали инертные.

      - Что значит «инертный человек»? (Малоактивный)

      - Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.

        Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.

     В среде аргона производят электросварку металлов.

     Неоном, аргоном, криптоном, ксеноном заполняют электрические лампочки.

     Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.

     - Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ. Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т.е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.

     - Еще есть в воздухе водяные пары и различные примеси.

    - Представим себе воздух.

    - Какую часть в воздухе занимает каждое газообразное и парообразное вещество.

    - Самое большое место? (Азот)

    - А наименьшее?

5. Свойства воздуха.

А) прозрачный

- Где в нашем классе воздух?

- Можем ли мы видеть через воздух все, что и кто находится в классе?

- О каком свойстве воздуха говорит этот факт?

Б) бесцветный

- Сравните воздух с телами, имеющими цвет. Какой цвет имеет воздух?

В) не имеет запаха

- Вспомните стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремесла». Какое свойство воздуха имел в виду поэт?

- Почему в разных местах пахнет по-разному?

- Запах воздуху придают различные примеси. Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

Чистый воздух не имеет запаха.

Г)        упругий

Опыт с конвертом.

Надуть конверт и хлопнуть.

Д)        при нагревании воздух расширяется

-        Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которым есть промежутки. Частицы постоянно двигаются, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется.

Демонстрация опыта.

- Опустим колбу горлышком в воду.

Заметим, что вода не входит в колбу - ее "не пускает" воздух. Будем нагревать колбу. Вскоре мы увидим, что из колбы стали выходить пузырьки воздуха.

Вывод! При нагревании воздух расширяется.

Е)        при охлаждении воздух сжимается

-        Не вынимая колбы из воды, положим на нее холодную влажную тряпочку.

-        Что происходит с водой? (Вода поднимается)

-        Воздух как бы "уступает" воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.

Ж) воздух плохо проводит тепло

-        Вспомните литературную сказку "Мороз Иванович"

- Что увидела девочка под снегом?

-        Почему травка не замерзла?

-        В снегу много воздуха. Благодаря воздуху, холодный снег становится для растений теплым одеялом.

-        Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Вот почему мы с вами не замерзаем в сильный мороз.

6) Экологическая тревога

Демонстрация опыта.

-        Зажигаю свечу. Что видно? (Волны воздуха двигаются над пламенем.).

-        Возьмем тарелку. Будем держать на несколько сантиметров от пламени

-        Что вы увидели на тарелке (Сажу).

-- Сажа происходит от сгорания топлива - в данном случае воска.

Происходит загрязнение воздуха от неполного сгорания. Сейчас горела одна свеча, а сколько сажи дала! Сколько таких свеч - заводских труб по всей планете? Великое множество.

-        Как отражаются на составе воздуха дым, гарь, ядовитая копоть? (Воздух загрязняется).

-        Эта проблема является одной из важных в настоящее время. А вот почем? Вы мне ответите, прочитав статью в учебнике "Воздух должен быть чистым". (А.Плешаков. "Окружающий мир. 3 класс"). (Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле).

-        Это действительно так. Если взять наш город Казань, то максимальное содержание вредных веществ в воздухе в Кировском районе. Так как там много фабрик и заводов, которые влияют на состав воздуха. В этом районе большая заболеваемость людей.

-        Что вы узнали из текста, о том, что делает люди для охраны чистоты воздуха?

-        Что вы можете сделать для охраны чистоты воздуха?

- Растения необходимы для чистоты воздуха. Они играют огромную роль в очистке воздуха. Они задерживают пыль, копоть.

- А знаете ли вы, что сирень собирает на поверхности листьев пыли в 8 раз больше; чем взрослая береза. Голубые ели лучше растут в задымленных местах. Липа в 4 раза сохраняет продолжительность жизни в городе.

Среди других природных фильтров пирамидальный тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования, на оживленных автомагистралях, вдоль которых были высажены пирамидальные тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.

Домашнее задание.

Итог: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"

Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...

Тест "Воздух.Свойства воздуха", 3 класс, УМК "Гармония"

Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Воздух. Свойства воздуха". Тест состоит из 10 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта ответов....

Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...

Урок-исследование по окружающему миру во 2 классе по теме: ”Воздух. Свойства воздуха.”

       Цель: на основе наблюдений выявить представления о воздухе; создать условия для формирования знаний о свойстве воздуха; развитие наблюдательности, мышления, творчески...

Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».

Цель урока.Выяснить свойства воздуха опытным путем.Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.Воспитывать бережное отношение к природе.В...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме " Свойства воздуха. Охрана воздуха."

Урок  окружающего  мира  в  3 классе  по  теме  "Свойства  воздуха. Охрана  воздуха."Тип  урока:  изучение  нового  материала...