Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Оторвина Елена Владимировна

Урок по познанию мира  проводится в 3 экспериментальном классе по переходу  на модель 12-летнего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_raznooobr_rast_.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Дарьинская средняя общеобразовательная школа

                РАЗНООБРАЗИЕ    

             РАСТЕНИЙ

           НА ЗЕМЛЕ

   (открытый урок по окружающему миру

                  в экспериментальном 3 классе)

        Разработала и провела:

        учитель начальных классов

        Оторвина Е.В.

                                                                                                                                          Тема: Разнообразие растений на Земле.                                      

Цель: Формирование методологической, экологической компетенций.

Задачи: 1) Формировать умение конструировать и аргументировано

        отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений.

              2) Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.

    3) Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы

        и сохранении здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: сигнальные карточки, условные знаки, компас, карточки с вопросами, открытки, иллюстрации, аквариум с водорослями, комнатные растения, кора дерева, гербарии, «Красная книга», карта Казахстана, слайды с изображением природа на компакт-диске.

План урока:

I .Актуализация прежних знаний:

а) создание позитивной обстановки:

- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя, гости! Ребята, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними.

б) психологический настрой:

- С каким настроением пришли сегодня на урок?

(дети сигнализируют картинками: тучка, солнышко, солнышко из-за тучки)

        Долгожданный дан звонок-

        Начинается урок.

        Вот книжки на столе,

        А вот тетрадки.

        Не хочется играть

        Сегодня в прятки.

        И недосуг дуть

        На корабль бумажный-

        Сегодня в классе у ребят

        Урок уж больно важный!      (А.Барто)

-Ребята, погладьте свои головки, чтобы они хорошо работали, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовать работу сердца. (играет тихая музыка)

в) повторение:

«Минутка календаря»

- Расскажите о погоде сегодня.

(ученик у доски сообщает дату, день недели и выставляет условные знаки погоды)

- Домашнее задание по разделу «Ориентирование на местности» мы проведем в виде игры «Что? Где? Когда?».   (крутится стрелка)

1. Что такое горизонт?

2. Что такое план местности?

3. Когда хорошо видна линия горизонта?

4.Какие стороны горизонта ты знаешь?

5. «Черный ящик» .  Прибор для определения сторон горизонта. (в ящике лежит компас)

II Формирование новых понятий и способов действий:

а) вступительное слово учителя:

    -Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты  черпали свое вдохновение  в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем. В правобережье Урала растут: таволга, крушина, типчак, ковыль и мн. др. (обращается внимание на карту Казахстана)

б) -Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

        

Вывод: Растения всюду!

в) –Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.

(ребята получили задание кратко о них рассказать)

1.Водоросли- низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в

(ученик)        болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются жи-

        вотные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водо-

        росли и фукус разводят промышленным способом для удоб-

        рений и питания.

        Загадки:

1. Есть змеи стометровые

    Зеленые, бордовые.

    А капитану в море

    От них большое горе.

2. Вошли мы в реку босы,

    А стали вдруг обутые.

    «Русалочьи косы»

    Ноги нам опутали.

Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые

придают им   особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.

(демонстрируются картинки, рисунки, гербарии с водорослями)

2. Мхи и лишайники-сложные растения без корней. Мхи живут во влажных

(ученик)                         зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники

принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.

        Загадки:

1. Я- болотное растенье,

    Конопатят мною стены.

2. Мягок, а не пух,

   Зелен, а не трава.

Учитель:    Мхи и лишайники- высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.

(демонстрируются образцы мхов и лишайника на коре дерева, рисунки)

3.Папоротник- высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей

(ученик)        земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Мно-

        гие виды папоротников – экзотические, их разводят специаль-

        но.

        Загадки:

1. Есть в лесу трава-краса.

   Листья, словно паруса,

   А в цвету красу-траву

   Не увидишь наяву.

2. От пальмы верхушки

    Растут на опушке.

    И в гнилом овраге-

    У гнилой коряги.

Учитель:  Папоротник-группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».

(демонстрируется комнатное растение, а также рисунки, гербарии)

        Физминутка:

К речке быстрой мы спустились,        

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс.

Одной, другой- это кроль.

Три, два, один-

Плывем как дельфин.

Качаясь на волне,

Плывем на спине.

Вышли на берег крутой,

Отряхнулись и домой.

4. Хвойные- высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены

(ученик)        к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.

        Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину ис-

        пользуют для строительства и в мебельной промышленности.

        Загадки:

1. У меня длинней иголки,

    Чем у елки.

    Очень прямо я расту

    В высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви- только на макушке.  (сосна)

2. И зимой, и летом

    В зеленую шубу одета.   (ель)

3. В Крыму, над морем

    Как в дозоре

    Стоят колоннами

    Всегда зелеными,

    На диво стройными.  (кипарис)

Учитель:  Хвойные- представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.

( демонстрируются образцы хвойных, рисунки, видеозаставки)

5.Цветковые- наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их

(ученик)        можно в любой части света, в любой природной среде.

        Загадки:

1. Стоит в лесу кудряшка-

    Белая рубашка.

    Сердечко золотое,

    Что это такое?    (ромашка)

2. Он очень похож

    На звериную пасть,

    Но только в нее

    Неопасно попасть.   (львиный зев)

3. Стебель- кралатый,

    Листик- усатый,

    Цветок- душистый,

    А плод- пушистый.   (горошек)

Учитель:  Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

(демонстрируются гербарии, рисунки, комнатные цветковые растения)

*  Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.

        Царство растений:

          водоросли      

   мхи и                               лишайники


 папоротники

 хвойные

  цветковые

         

III  Формирование  умений и навыков:        

а) –Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:

б) Работа в парах: Ученики задают небольшие вопросы по восприятию материала. «Ты- мне, я- тебе».

в) Слово учителя:  Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

        Физминутки:

1. Гимнастика для глаз.

На листе ватмана изображены крупные цветы (4 ряда по 3 цветка) различного цвета. Плакат помещен выше уровня глаз на боковой стене. На кончике указки бабочка, которая порхает с цветка на цветок. Дети выполняют упражнение стоя, «скользят» глазами по просьбе учителя.

2. Гимнастика для улучшения слуха.

Одновременно круговыми движениями массируем уши в одну сторону, затем в другую. (по 10 раз) -Хорошенько помассируйте мочки ушей.

г) – А знаете ли вы правила поведения в природе: Ваши знания проверим в виде игры. (Дети сигнализируют: зеленый- да, можно; желтый- осторожно;  красный- нет, нельзя)

        Экологический светофор

Красный свет- природе вред!

Желтый- осторожно!

Свет зеленый- так красиво,

Лес сказал тебе спасибо!

1. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения?  (осторожно)

2. Можно ли разорять муравейники?  (нет)

3. Можно ли собирать в лесу грибы?  (осторожно)

4. Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов?  (нет)

5.  Нуждаются ли в защите хвойные деревья?  (да)

6.  Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных?   (нет)

7. Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор?  (да)

IV Рефлексия:  

а) – Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу! Старайтесь не уносить из природы ее сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радовать нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение, хорошие впечатления, желание помочь природе. Это зависит от каждого из нас.

б) Чтение стихотворений учащимися:

1. Ты-человек. Любя природу,

    Хоть иногда ее жалей.

    В увеселительных походах

    Не растопчи ее полей.

2. В вокзальной сутолоке века

    Ты оценить ее спеши.

    Она- твой добрый давний лекарь,

    Она- союзница души.

3. Не жги ее напропалую.

    И не исчерпывай до дна.

    И помни истину простую

    Нас много, а она одна.

в) – Понравился ли вам урок? О чем расскажете дома?

    - А какое настроение у вас сейчас?    (тучка, солнышко, солнышко из-за тучки)

   - Желаю, чтобы такое настроение было у вас и на других уроках, а каждый из вас был бы маленьким солнышком. Спасибо за урок!

   поле                          

растения

                         

     луг

    горы

     лес

водоем

  степь

   пустыня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок познания мира на тему "Земля-шарообразное тело". 4 класс

Архив урока  "Земля-шарообразное тело" содержит разработку  урока и презентацию с использованием видеороликов и богатогодополнительного материала по данной теме.Материал скачайте ...

Разработка урока познания мира. 2 класс. "Растение - живой организм"

Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей. Материал разнообразный, помогающий хорошо усвоить данную тему. Дети с интересом работали на уроке, отвечали на вопросы....

Открытый урок познания мира 4 класс «Состав воздуха. Воздушная оболочка Земли»

Материал урока помогает детямлегко  усвоить данную тему....

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

урок познание мира в 3 классе "Использование растений человеком. Влияние человека на растительный мир. Красная книга растений Казахстана"

урок познание мира в 3 классе "Использование растений человеком. Влияние человека на растительный мир.      Красная книга растений Казахстана"...

конспект урока по познанию мира "Растения и животные лугов. Охрана лугов" (4 класс)

На уроке создана учебная ситуация для  формирования естественнонаучной грамотности через формирование знаний о значении растенияй и животных лугов для человека, о влиянии человека на луг и об охр...

Урок окружающего мира «Растения. Если бы на Земле не было растений (растения-производители)»

Урок окружающего мира «Растения. Если бы на Земле не было растений (растения-производители)»...