Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта.Урок окружающего мира по программе Плешаков А.А. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Окружающий мир 2 класс программа Плешаков А.А. Умк "Школа России". Урок: Горизонт и линия горизонта.(технология проблемного обучения в рамках ФГОС). В приложении содержится подборка стихов о горизонте и линии горизонта; сказка и рассказ, а также задания к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир (2-й класс) УМК "Школа России"по программе Плешакова А.А.

Урок

Тема: Посмотри вокруг

Цель: создать условия для формирования у учащихся потребности в изучении понятия горизонт и линия горизонта через формирование и развитие УУД

Задачи:

  1. Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, что горизонт – воображаемая линия;
  2. Научить оценивать роль науки в познании мира;
  3. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  4. проговаривать последовательность действий;
  5. Выдвигать версии;
  6. высказывать свою мысль, мнение в ходе выполнения задания;
  7. распределять и выполнять разные роли в коллективном решении проблемы, взаимодействовать в группе;
  8. анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
  9. совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
  10. определять успешность выполнения задания;
  11. оценивать, применяя различные критерии оценки;
  12. находить ответы на вопросы в иллюстрации

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Организационный

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Чтоб природе другом стать,

тайны все её узнать.

Все загадки разгадать,

научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

а поможет всё узнать наша любознательность.

Ученики взялись за руки и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи

Комуникативные УУД:

- умение приветствовать;

- способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Можете ли вы определить форму нашей планеты?

В руках я держу мячик. Мы видим его форму? Какой мячик по размеру? Мы видим его перед собой. Земля - это очень большой предмет, а  его мы видим перед собой? Почему это происходит? Мы находимся на её поверхности и не можем охватить её взглядом, но знаем, что Земля – шар. Это давно всем известно.

– А если выйти на улицу и внимательно посмотреть, можно увидеть подтверждение этой версии? Что мы увидим вокруг себя ?

(Ответы детей записываются в таблицу ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ответ детей

Маленький( ответы)

Предположения детей

Предположения детей

3.

Этап изложения. Совместное открытие новых знаний.

Мы сейчас заслушаем стихотворение. будьте внимательны. В нём вы встретите незнакомое слово. Его мы вставим в пустую клетку со знаком вопроса. Это слово и будет темой нашего урока сегодня.

На уроке мы действительно должны познакомиться с тем, что такое горизонт, как добраться до него. Чтобы всё это осуществить,  давайте спланируем нашу деятельность. ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ лист с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЕ2).

Выберите и пронумеруйте только  те действия,   которые нужно обязательно включить в план урока .

Чтобы мы смогли определить, что такое горизонт, мы должны собрать информацию, обсудить собранные сведения. И тут нам  пригодятся навыки взаимодействия в группах.

Главный любознайка - капитан команды. За что должен отвечать капитан?

-за порядок в группе

-за тишину

за распределение ролей

- за результат.

Хранитель времени - следит за временем, но и принимает участие в обсуждении.

Перед вами текст. Прочитайте внимательно.(ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Что вас удивляет в этих текстах?

На самом деле, ГОРИЗОНТ-слово греческого происхождения и переводится как КРУГОЗОР, значит то, что мы видим вокруг.

Давайте немного поэкспериментируем. Посмотрите в окно вдаль. И я посмотрю. Что видите вы?

Откройте учебник на стр. 70 и рассмотрите фото. Что между ними общего? Чем они различаются? Сравните с увиденным за окном.

Молодцы, правильно!

(чтение стих-ия О. Улыбышевой)

Мы видим как бы соединяющиеся небо и землю. Соединяет их линия. Линия горизонта. Как вы думаете, а такая линия действительно существует?

Правильно, линия горизонта - воображаемая линия. Чтение стихотворения(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

А какую же форму имеет такая линия? Предлагаю снова поэкспериментировать.  На шар-землю и диск-землю я ставлю фигурку.  Попробуйте определить, какую линию будет видеть тот кто наблюдает  на границе «Земли» и «неба»?.

Детям даётся время на наблюдение.

Что значит меняться? Поясните.

Попытайтесь сделать правильный вывод.

Действительно, линия горизонта имеет

 форму окружности.

Давайте ещё раз посмотрим в окно. Я вижу... Почему я вижу немного больше, чем вы? Какой вывод можно сделать ?

Рассмотри рисунок: Отметь любым знаком только тот вывод, который можно сделать с уверенностью после просмотра рисунка.(слайд)

 

После заслушивания ст-ния, дети называют слово (ГОРИЗОНТ).

Выполнение работы в группах.

Предположения детей.

Ответы детей от каждой группы.

Группы высказываются и приходят к общему выводу.

 – Наш наблюдатель будет видеть на диске всегда одинаковой формы линию, в какую бы сторону ни пошёл. На шаре линия будет постепенно меняться.

Дети говорят о том, что линия будет закругляться.

Предположения детей.(Так как земля круглая)

Предположения детей.(Вы выше, поэтому вы видите больше, чем мы)

Познавательные УУД

 Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов

 На основе анализа объектов делать выводы.

 Обобщать и классифицировать по признакам.

 Ориентироваться на развороте учебника.

 Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

 Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

 Умение работать в   группах.

Личностные результаты

Развиваем умения высказывать своё отношение ,

выражать свои эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

 Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

4. Этап закрепления.

Самостоятельное применение знаний.

Первичное закрепление знаний:

Выбери и положи перед собой только тот рисунок, про который можно сказать -ЭТО ПРАВДА.(ПРИЛОЖЕНИЕ6)

Попытайтесь самостоятельно сделать вывод.

Молодцы! Чем выше мы будем подниматься, тем дальше от нас будет линия горизонта, а видимое вокруг нас пространство будет расширяться. Вот почему маяки для кораблей устанавливают как можно выше и на скале.

Посмотрите на доску. у нас ещё 1 вопрос: МОЖНО ЛИ ДОЙТИ ДО ГОРИЗОНТА? Мне нравится такой ответ: ПОЧЕМУ БЫ НЕ ДОЙТИ?

После чтения сказки согласитесь или попробуйте опровергнуть моё утверждение.

Чтение сказки(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Применение нового знания:

Соедините части левого и правого столбиков стрелками (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Горизонт кажется дальше, если мы стоим на высоте.

Предположения детей

(Нельзя добраться до горизонта, т.к. линия горизонта постоянно будет отодвигаться от нас).

5. Итог урока. Рефлексия.

Вернитесь к нашему плану урока. Соотнеситесь с ним. Всё ли мы с вами выполнили?

Посмотрите на схему на доске: можете ли вы сейчас дать правильное объяснение понятию "горизонт"?

Где пригодятся знания этого урока?

Достигнут ли результат ?

Как ты работал?

6. Домашнее задание

Учебник стр.70,72-73. Ответить на вопросы.

Использованные источники:

1. Аркатов И.С. Сказка о горизонте    http://www.proshkolu.ru/user/Arkatov/- ссылка

2. Бовина Людмила Ивановна Тема «Что такое горизонт. Как определяют стороны   горизонта»

3. Бондарь Л.Ф. http://festival.1september.ru/articles/612516/- ссылка

4. Неклюдов А. Горизонт   http://www.proza.ru/avtor/andnek- ссылка

5. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс .-М.: Просвещение,2012.-143 стр.

Приложение 1

                          ?                                             

Строка со знаком вопроса заполняется самая последняя. Знак вопроса не стирается. В конце урока ученики соотносятся с этой схемой, решая какое из предложенных ими понятий обозначает понятие "горизонт".

Приложение2

ПЛАН УРОКА:

        

              ПОДВЕСТИ ИТОГ СВОЕЙ РАБОТЕ

                ВЫУЧИТЬ ПЕСНИ О ГОРИЗОНТЕ

     

     УЗНАТЬ О ГОРИЗОНТЕ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ И УЧЕБНИКА

                  ПОДОБРАТЬ КРАСКИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ГОРИЗОНТА

        

                    НАЙТИ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА

               попытаться применить новые знания

Приложение 3

          ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА " ГОРИЗОНТ"

1."Горизонт(от греческого, ограничивающий) -

линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью"

(ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ,1989г.)

2.Горизонт - это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

(учебник)

3.Горизонт - это линия края земли.

(рассказ "Горизонт" А. Неклюдов)

ЗАДАНИЕ №5

Отметьте  любым знаком только тот вывод, который вы можете сделать с уверенностью:

        линия горизонта видна всегда

        линия горизонта- это обман

         линия горизонта будет подниматься, открывая всё больший обзор. Это зависит от того, чем выше ты находишься.

        

         линия горизонта будет опускаться, закрывая всё больший обзор. Это зависит от того, чем ниже ты находишься.

задание  №8

Соедините части левого и правого столбцов стрелкой, соотнеси свой выбор со своими знаниями:

земля имеет форму:                            граница между небом и землёй

линия горизонта - это:                          солнечное затмение

 земля круглая - доказал                            инопланетянин

        я ещё не знаю, что такое                          шарообразную

                               Ф. Магеллан

                                                 наблюдения в телескоп

Приложение 4

Детские смешные стихи про горизонт:

О. Улыбышева

 Рыба-игла устала без дела -

 На горизонт

она поглядела:

 -Вот и работа! - тут же решила

 И океан к небу пришила..

 -Небо, подвиньтесь - мне тесно

 -Море, подвиньтесь-ка вы!

 -Сюда вы влезли нечестно!

 -И вы нечестно, увы...

 -Да уступили бы сами -

 Во мне же  звёздная рать!

 -А мне  китов с кораблями

 Куда, скажите, девать?

 -Вы снова грозой грозитесь?!

 -Не надо волной плевать!

 Кряхтит горизонт

-Уймитесь! Зажали меня опять!

Г. Дядина

Горизонт

– это линия где-то вдали.

 Превращаются в точки на ней корабли.

 Почему они так уменьшаются?

 Как матросы на них умещаются?

Е. Вита

 Я люблю смотреть на небо.

 В нём – загадки без ответов:

 Что такое горизонт

Почему он вдаль зовёт?

 Подойти к нему захочешь,

 Но не сможешь – долго очень.

 Надо вновь и вновь стремиться

 К уходящей вдаль границе.

 Нету края у земли,

 Как мне горизонт найти?

Т. Гетте

 Пали сверху небеса

 На высокие леса,

 И от тяжести сломалась

Горизонта

полоса.

 Кажется в любой сезон

 Острозубым небосклон,

 А ещё напоминает

 Мне гармошку очень он.

О. Семенова

 Что такое горизонт

Я за ним, а он вперед.

 Как суметь его догнать?

 Может, нужно побежать?

 Горизонт какой смешной –

 Я назад, а он за мной!

 Я бегу, он по-пятам!

 Там где я, уже он там!

 Горизонт такой чудак

 Нам не встретиться никак.

Ю. Симбирская

 На горизонте

Под вечер устроясь,

 Солнце заходит

 В море по пояс.

 - Как интересно

 Исследовать дно!

 Солнце нырнуло.

 Стало темно.

М. Лукашкина

 Можно ли дойти до горизонта

Можно… Отчего бы не дойти?

 Разве запрещает это кто-то?..

 Мигом собрались – и мы в пути.

 ...Кажется, он вот - не за горами.

 Мы б уже дошли пятнадцать раз!

 Что же он куражится над нами?

 Пятится и пятится от нас!

 Сколько же идти к нему придётся?

 До утра? А может, до зимы?..

 И хотя дойти нам и неймётся,

 Всё-таки остановились мы.

 Истрепались новые ботинки,

 Времени истрачено – вагон!

 Горизонт как был, - в туманной дымке.

 Может, заколдован кем-то он?

http://www.proshkolu.ru/user/Arkatov/- ссылка

Сказка о горизонте/Аркатов И.С.        

 Один человек отправился догонять горизонт. Он шел, а горизонт уходил. Он делал шаг, и горизонт делал шаг от него. Он бежал, и горизонт убегал вперед. Человек скакал на коне, мчался на машине, летел в самолете, а горизонт оставался все таким же далеким, как и в начале пути. Человек был уверен, что в горизонте заключена какая-то загадочная тайна, которую природа еще никому не открыла.  Человек встретил на своем пути много мудрых людей. Многое узнал и понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.

  - Зря только тратишь время и силы, - говорили человеку самые мудрые люди. - Горизонт не покорился даже самым могучим волшебникам.

   Но человек не сдавался. Прошли годы. Человек обошел всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где часто играл в детстве, где впервые увидел горизонт. И вдруг все понял.   Горизонт всюду! На каждом шагу.  И сразу услышал у самого уха его тревожный, манящий в неведомые дали голос. Человек счастливо улыбнулся, закрыл глаза, вытянул руки вперед и почувствовал, как на ладони ему легла легкая, прохладная, трепещущая на ветру нить.    Теперь он ясно понимал: все прекрасное, необыкновенное и сказочное было всегда рядом.  

 - Но как бы я все это понял, если бы сидел на месте? - сказал человек.

 

Горизонт   Андрей Неклюдов

“Горизонт (от греч. ограничивающий) – линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью”

 Географический энциклопедический словарь, I989 г.

 Мать Коли Сечкина попросила Колиного отца проверить, как их сын подготовился к природоведению.

 – Тема – горизонт, – вполголоса предупредила она мужа и, наклонившись к его креслу, шепнула: – Сам-то ты знаешь этот вопрос?

 – Ну, а как жe, – отозвался тот. – Помню еще со школьных лет.

 – Коленька! – окликнула мать Колю и ушла на кухню.

 Борис Семенович сложил газету и повернулся к дверям комнаты, где уже появился, не переставая нажимать на кнопочки электронной игры, маленький Сечкин.

 – Что ж, ответь мне, пожалуйста, что такое горизонт, – обратился Борис Семенович к сыну.

 Коля вскинул голову и бойко произнес:

 – Горизонт – это видимое вокруг нас пространство!

 Отец задумался.

 – Не верно, – сказал он после паузы.

 – Так в учебнике написано! – возмутился мальчишка.

 – Прости, но такое не могли написать. Ты сам посуди: видимое вокруг нас пространство – это и вот эта комната, и небо за окном, и двор. Двор – это горизонт?

 – Не знаю, – хмуро ответил Коля. – Может, и горизонт.

 – Вот так знания! – рассмеялся отец. – Двор стал горизонтом! Коля, – уже серьезно проговорил он, – ты же видел горизонт. Горизонт – это линия. Линия, а не пространство!

 – Линия, – повторил мальчишка и, полагая, что вопрос решен, сделал шаг к дверям.

 – Погоди, это не все. Линий всяких много. Горизонт – линия особая. Вот ты и подумай, в чем же ее особенность?

 Коля не понимал, чего добивается от него отец. Похоже, он просто вздумал его помучить.

 – Что это за линия?

 – Это линия неба, – ляпнул Коля наугад.

 – То есть, эта линия проходит по небу? Над нашими головами? Коля, ты не думаешь! Ты ленишься думать. Ведь так?

 Коля и вправду не думал, однако признаваться в этом ему не хотелось, и он принялся усиленно тереть лоб.

 – Может, линия атмосферы?

 Борис Семенович отрицательно покачал головой.

 – Я не знаю, чего ты от меня хочешь! – Коля готов был разреветься. – Нас в школе так не спрашивают. Нас не заставляют придумывать то, что есть в учебнике.

 – А зря, – сказал отец. – Ладно, давай размышлять вместе. Представь себе, что ты стоишь посреди ровного поля. Где, по-твоему, будет проходить эта линия – линия горизонта?

 – По земле, – буркнул Коля, не глядя на отца и чувствуя себя незаслуженно наказанным.

 – Скорее, по краю земли, – уточнил отец. – А есть ли вообще у Земли край?

 – Нету.

 – А нам кается, что есть? Ведь так?

 – Так.

 – Значит, горизонт – это край земли, который нам только кажется. Верно? Или: горизонт – это линия, которая словно бы разделяет небо и землю. Сложно?

 – Нет, – признался Коля, заметно повеселев.

 – Ну, теперь ты сможешь объяснить, что такое горизонт?

 – Горизонт – это линия земли... то есть, это линия края земли.

 – Ладно, хоть так, – согласился отец.

 Мальчишка убежал, но через минуту вернулся и положил отцу на колени раскрытый учебник.

 «Видимое вокруг нас пространство называют горизонтом», – прочел Борис Семенович жирным шрифтом отпечатанные строки.

 – Странно, – пробормотал он и глянул на обложку: – «Природоведение. Учебник для третьего-пятого классов... Издательство “Просвещение”, девяносто второй год. Авторы: Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.H. ...» Да не может быть! – воскликнул он, снова заглянув внутрь книги.

 Коля с интересом наблюдал за родителем.

 – Коля, – проговорил наконец Борис Семенович. – Вот тебе пример, что ничего нельзя принимать бездумно. Это неудачное определение. Ты сам убедился в этом. Мы с тобой нашли более точное и более понятное определение. Ты согласен?

 Коля согласился, тем более что ему приятно было сознавать, что он участвовал в выведении правила – не такого, как в книжке, а даже лучшего. То-то он завтра удивит одноклассников и учительницу. И он лег спать с этой задорной мыслью.

 Борису Семеновичу снилось в эту ночь, будто он школьник и должен ответить, что такое горизонт.

 – Горизонт – это... – повторял он в десятый раз, стоя перед классом. – Горизонт – это...

 Он помнил во сне, что знал верное определение, однако на языке крутилась лишь всякая чепуха, вроде: «горизонт – это линия атмосферы».

 – Так что же такое горизонт? – послышался грозный голос, и Борис Семенович увидел, что за учительским столом сидит его сын Коля.

 – Это... – вновь безнадежно промямлил он во сне и неожиданно для себя вдруг выпалил: – Это видимое вокруг нас пространство!

 – То-то же, – погрозил пальцем Коля-учитель.

 Утром, собираясь на работу, Борис Семенович имел такой вид, будто он всю ночь учил уроки.

 А Коля, прекрасно выспавшись, отправился в школу, и когда на уроке природоведения учительница сказала: «Кто ответит, что такое горизонт?» – он смело вытянул руку и, вскочив с места, отчетливо произнес:

 – Горизонт – это край земли, который нам кажется.

 Никто не захлопал в ладоши, и даже учительница не ахнула от радостного изумления.

 – Как-то не очень... – поморщилась она. – Лучше послушай, как будет правильно: «Горизонт – это видимое вокруг нас пространство». Повтори, пожалуйста.

 – Горизонт – это видимое вокруг нас пространство, – повторил Коля и задумчиво посмотрел в окно – в пространство пустого школьного двора. «Выходит, двор – это все-таки горизонт», – подумал он.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков по окружающему миру в 4 классе по УМК "Школа России" (Плешаков А.А.)

Тематическое планирование уроков окружающий мир в 4 классе по УМК "Школа России" распределено из расчёта 2часа в неделю с указанием разделов по программе....

Разработка урока "Посмотри вокруг.Горизонт"

Технологическая карта урокаКласс: 2 «и»Тема:  «Посмотри вокруг. Горизонт»Тип: изучение нового материалаТехнология: ИКТ, личностно-ориентированная, игроваяМетоды: Словесные, наглядные, практ...

Посмотри вокруг. Горизонт.

Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир Название учебного пособия, образовательной программы: Учебник «Окружающий мир», УМК «Школа России» по программе А.А. Плешакова Т...

Поурочные планы по окружающему миру по программе "Школа России", автор А.А. Плешаков

В данном материале вы найдёте разработки поурочных планов на первое полугодие в соответствии с ФГОС по окружающему миру в 1 классе по программе "Школа России", автор А. А. Плешаков...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Плешаков)

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...