программа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Программа по технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog.-1.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Дубровицкая СОШ имени Героя России А.Г. Монетова

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Директор __________________

                                                   

                                                                                                                                             /Бухвостова Н.В./  

     

                                                                                                       ____________________ 2012 г.        

Рабочая программа

по технологии

1 «Б» класс

Учитель: Колупаева Л.П.

2012 г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования на базовом уровне, отраженном в примерной основной образовательной программе по технологии (сост.Е. С. Савинов, М.,- «Просвещение» 2010 г.) и авторской программе Н.М. Конышевой.

Программа и учебники этой линии  полностью соответствуют обязательному минимуму содержания образования.

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая

тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающего поколения, владеющего технологической культурой, готового к преобразовательной деятельности и имеющего необходимые для этого научные знания.

Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, предполагающее, с одной стороны, знание и сохранение традиций, а с другой — преобразование, улучшение и совершенствование среды обитания человека. Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения).

Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Общая характеристика курса

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности,

изобретательности, гибкости мышления.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Таким образом, учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  1. стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  2. формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  3. формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей,
  4. художественно-конструкторской деятельности;
  5. формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  6. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  7. формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  8. овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Место курса в учебном плане

На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс — 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 класс — по 34 ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

        Личностные результаты:

  1. воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств,
  2. индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду,
  3. систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты:

  1. доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности,
  2. знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий,
  3. элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Содержание курса (135 ч)

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Технология ручной обработки материалов[1]1. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др. виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др. орнамент).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование в интерактивной среде на компьютере и в интерактивном конструкторе.

Правила жизни людей в мире информации

        Уважение к личной информации другого человека, к результатам информационной деятельности человека, к авторским и коммерческим правам. Уважение прав человека на неполучение ненужной информации. Неуважение к нечестным способам получения информации, в том числе списывание, подсказка.

        Опасность расточительного расходования времени и сил на компьютерные игры, блуждания по Интернету, бездумного восприятия видео-информации.

        Необходимость помощи людям старшего поколения, прежде всего – членам семьи в применении средств ИКТ.

Как выглядят и работают все устройства ИКТ. Первое знакомство

        Устройства ИКТ как электрические устройства. Питание устройств, аккумуляторы, их зарядка. Безопасные и эргономичные приёмы работы со средствами ИКТ.

        Устройства ИКТ как устройства переработки и передачи информации. Передача сигналов между устройствами ИКТ, кабели и разъемы, беспроводная передача. Общешкольная сеть, сеть Интернет. Организация системы папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.

        Что можно увидеть и услышать благодаря устройствам ИКТ. Мониторы и проекторы, громкоговорители и наушники, – их применение для представления информации человеку. Первый опыт выбора сообщения (песни, картинки, видео-сюжета) из списка, исходя из собственных интересов и предпочтений.

        Принтеры: возможности перехода от цифрового представления информации, видимого на экране, к ее бумажному представлению, выбор понравившегося сообщения для распечатки. Ограниченность ресурсов для распечатки и причинах их экономии.

Как изображение, звук и результаты измерений попадают в устройства ИКТ

        Микрофон, фотокамера, видеокамера, цифровой микроскоп, сканер – возможность ввести информацию в компьютер (информационную среду), сохранить ее там и воспроизвести. Первый опыт самостоятельной записи и представления информации, сохранение, анализ получившегося результата. Основы редактирования изображения, видеоряда, аудиозаписи, текста (вставка, удаление, замена, перенесение, повторение фрагмента и другие простые виды редактирования).

        Цифровые измерительные приборы: датчики температуры, расстояния, времени, массы, пульса, касания. Непосредственно видимые показания датчиков, примеры показаний датчиков в разные моменты.

        Первый опыт поиска информации внутри компьютера (по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова), в информационном пространстве школы, контролируемом Интернете. Первый опыт формулирования запросов. Использование ссылок в сообщениях разного вида. Знакомство с созданием и заполнением базы данных (адресная и телефонная книги).

Общение с помощью компьютера

Электронная почта, аудио- и видео- чаты, форум: первый опыт отправления и получения сообщений, аудио- и видео- общения с помощью компьютера. Отправка сообщений с приложением файлов. Коллективная работа в форуме. Фиксация хода и результатов общения.

В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  1. получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
  2. получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  3. получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
  4. научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся:

  1. в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
  2. овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  3. получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
  4. познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
  5. получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

  1. иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
  2. понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
  3. планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  4.  выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. уважительно относиться к труду людей;
  2. понимать культурно"историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
  3. понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

  1. на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  2. отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  3. применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  4. выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавли_ вать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  2. прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

  1. анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  2. решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
  3. изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
  2.  создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно"эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

  1. соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
  2. использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  3. создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

Сроки

Тема урока  (страницы учебника, тетради)

Предполагаемое изделие

Планируемые результаты                                                                                                           (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8


«Узнаём, как работают мастера»  (8 ч.)

1

Вводный урок. Культура и организация труда. Материалы и инструменты, область их применения.

с.3-11, 28-29

т.  с.4-5, приложение №1


Подставка для кисти.

-технологии

-изделие

-рукотворный мир

- ознакомление учащихся с особенностями уроков технологии,

с общими правилами поведения и работы на уроках

- знакомство с правилами безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами.

-развивать умения находить необходимую информацию

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию


Учимся работать, наблюдать и размышлять.

2

Материал и образ. Подбор и простейшие приемы обработки материалов для создания образа.

с. 136-145

т. с.6-7, приложение №1-2

Аппликация (или коллаж из разных материалов) «Салют».

-аппликация

-разметка

- знакомство с понятиями: форма, образ, материалы для занятий художественно-конструкторской деятельностью

- формировать умение приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место

-воспитывать любовь и уважение к труду

-умение фантазировать

3

Складывание простых форм из бумаги. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы сгибанием.

с.30-43

т. с.8-13, приложение №3-7

Квадрат. Тюльпаны, маски собачек, колоски. Коллективное панно «Цветущий луг» или индивидуальные композиции.

-гладилка

- ознакомить со  способами сгибания и складывания бумаги для получения новых форм

- обучить способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы,  работе с графической информацией, инструкциями

- учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию

- развивать творческое воображение

4

Складывание простых форм из бумаги. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы сгибанием.

с.30-43

т. с.8-13, приложение №3-7

Квадрат. Тюльпаны, маски собачек, колоски. Коллективное панно «Цветущий луг» или индивидуальные композиции.

-гладилка

- ознакомить со  способами сгибания и складывания бумаги для получения новых форм

- обучить способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы,  работе с графической информацией, инструкциями

- учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию

- развивать творческое воображение


Мастерим и решаем задачи.

5

Разрезание бумаги по линиям разметки. Приемы наклеивания деталей. Задачи на плоскостное конструирование.

с.120-123

т. с.14-23 приложение №7-12

Аппликации из геометрических и других фигур.

-аппликация

- овладение основными приемами обработки бумаги;

- знакомство с приемами создания композиции на плоскости

- формировать умения  решать  задачи  на конструирование

- планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат.

- умение планировать работу, обсуждать ее с товарищем,  распределять общий объем работы

6

Разрезание бумаги по линиям разметки. Приемы наклеивания деталей. Задачи на плоскостное конструирование.

с.120-123

т. с.14-23 приложение №7-12

Аппликации из геометрических и других фигур.

-аппликация

- овладение основными приемами обработки бумаги;

- знакомство с приемами создания композиции на плоскости

- формировать умения  решать  задачи  на конструирование

- планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат.

- умение планировать работу, обсуждать ее с товарищем,  распределять общий объем работы


Мастерим и изучаем природу.

7

Формы и образы природы. Экскурсия на пришкольный участок. Сбор природного материала.

с.45-47, 159-160

- рассматривание и изучение форм и образов природы

- ознакомление с  правилами  сушки листьев

- планирование практической работы

-воспитывать эстетическое отнош. к окружающей природе

8

Формы и образы природы. Работа с засушенными листьями.

с.44-49, 159-160

приложение №13

Образ – буква. Аппликация из засушенных листьев.

-аппликация

- ознакомление с особенностями засушенных растений как поделочного материала

- формирование умения наклеивать хрупкие засушенные листья на бумагу

- умение оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

 -развитие фантазии, воображения,
эмоционально-эстети-ческую отзывчивость


«Работа мастера приносит людям радость» (8 ч.)  

1

Формы и краски зимы. Разметка деталей по шаблону.

с.60-65

т. с.24-25, приложение №14

Аппликация «Снеговик»

-аппликация

- шаблон

- разметка

- ознакомление с шаблоном и его назначением

- обучение разметки по шаблону

- повторение правил и приемов экономной разметки и вырезания деталей, работы с клеем

- планирование практической работы -отбор оптимальных способов действий

- развивать творческое воображение, фантазию

2

Формы и краски зимы. Разметка деталей по шаблону.

с.60-65

т. с.24-25, приложение №14

Аппликация «Снеговик»

-аппликация

- шаблон

- разметка

- ознакомление с шаблоном и его назначением

- обучение разметки по шаблону

- повторение правил и приемов экономной разметки и вырезания деталей, работы с клеем

- планирование практической работы -отбор оптимальных способов действий

- развивать творческое воображение, фантазию

3

Разметка прямых линий по линейке и сгибанием. Коллективная работа.

с.66-69

т. с.26-27 приложение №16

Цепь из полос бумаги

-разметка

-заготовка

-линия сгиба

- научить производить разметку бумаги способом сгибания

- повторение правил безопасной и аккуратной работы

- составление плана работы

- решение логических задач

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

- развитие тонкой моторики, моторно-двигательных умений, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления

4

Создание образа по ассоциации с формой модуля (комбинированная работа).

с.50-53, 160-161, 162

Игрушка на основе яичной скорлупы. Елочное украшение.

-шаблон

- обучение приемам работы с пустой яичной скорлупкой

 - развитие способности создания образа на основе готовой формы (по ассоциации).

- умение анализировать и оценивать полученные результаты

- расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы

- развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности

5

Бумагопластика. Конструирование ребристых объемных форм.

с.64, 124-127

т. с.28-29 приложение 15

Елочное украшение – подвеска из квадратов, ребристая подвеска.

-обьем

-конструирова-ние

- ознакомление с новыми приемами пластической трансформации бумаги

- совершенствование приемов разметки способом сгибания бумаги

- отработка навыков работы с бумагой, ножницами и клеем

- анализ конструкции изделия

- упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании

- развитие наблюдательности, образного мышления

 - воспитание аккуратности

6

Бумагопластика. Конструирование ребристых объемных форм.

с.64, 124-127

т. с.28-29 приложение 15

Елочное украшение – подвеска из квадратов, ребристая подвеска.

-обьем

-конструирова-ние

- ознакомление с новыми приемами пластической трансформации бумаги

- совершенствование приемов разметки способом сгибания бумаги

- отработка навыков работы с бумагой, ножницами и клеем

- анализ конструкции изделия

- упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании

- развитие наблюдательности, образного мышления

 - воспитание аккуратности

7

Лепка из пластилина. Образы зимней сказки.

с.71-73-77

Уголок «Зимняя сказка». Елочка и зайчик из пластилина.

-декорация

- умение использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий

- формирование умения сравнения и анализа работы

- развитие тонкой моторики,  творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.

8

Лепка из пластилина. Образы зимней сказки.

с.71-73-77

Уголок «Зимняя сказка». Елочка и зайчик из пластилина.

-декорация

- умение использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий

- формирование умения сравнения и анализа работы

- развитие тонкой моторики,  творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.


«Мастер работает старательно и аккуратно»  (9 ч.)

1

18.01

Вырезание и наклеивание ажурных симметричных форм.

с. 26-29, 124-127

т.с.30-31 приложение16

Снежинка. Полоска с ажурным узором – закладка.

-разметка

- повторение правил работы с бумагой, ножницами

- закрепление приемов складывания квадрата

- практическая работа

- создание коллективного панно

- умение анализировать  конструкции изделия

-   развивать умение работать  по инструкционной карте

- научить оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности

- научить работать в коллективе

2

25.01.

Вырезание и наклеивание ажурных симметричных форм.

с. 26-29,  124-127

т.с.30-31 приложение16

Снежинка. Полоска с ажурным узором – закладка.

-разметка

- повторение правил работы с бумагой, ножницами

- закрепление приемов складывания квадрата

- практическая работа

- создание коллективного панно

- умение анализировать  конструкции изделия

-   развивать умение работать  по инструкционной карте

- научить оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности

- научить работать в коллективе

3

01.02

Новые материалы. Работа с крепированной бумагой. Новые приемы бумагопластики.

С. 78-87

т.с.4-11 приложение 2

Цветы из крепированной бумаги.

-крепированная бумага

- знакомство с разными видами бумаги, их свойствами

-  систематизировать работу по плану

- планирование практической работы -отбор оптимальных способов действий

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

4

15.02

Новые материалы. Работа с крепированной бумагой. Новые приемы бумагопластики.

с. 78-87

т.с.4-11 приложение 2

Цветы из крепированной бумаги.

-крепированная бумага

- знакомство с разными видами бумаги, их свойствами

-  систематизировать работу по плану

- планирование практической работы -отбор оптимальных способов действий

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

5

22.02

Приемы обработки картона и плотной бумаги. Тематические композиции на плоскости: сюжет, цвет, образ

 с. 90-96

т.с.13 приложение 4

Открытка ко Дню защитника Отечества

-основа

-аппликация

-заготовка

-образцы

- обучение приему обработки картона для аккуратного сгибания

- обучение приему рациональной разметки и вырезания нескольких одинаковых деталей

- ознакомление с символикой образов в открытке

- обучение простым приемам составления композиции

- отработка навыков разметки по шаблону, работы с ножницами и клеем

- практическая работа

- осуществление контроля и коррекции результатов действий

- создавать в воображении выразительный

художественный образ

- воспитывать аккуратность

- умение решать задачи на мысленную трансформацию формы

6

29.02

Приемы обработки картона и плотной бумаги. Тематические композиции на плоскости: сюжет, цвет, образ.

с.95-99

т.с.14-15 приложение 5-6

Открытка для мамы.

-основа

-аппликация

-заготовка

-образцы

- обучение приему обработки картона для аккуратного сгибания

- обучение приему рациональной разметки и вырезания нескольких одинаковых деталей

- ознакомление с символикой образов в открытке

- обучение простым приемам составления композиции

- отработка навыков разметки по шаблону, работы с ножницами и клеем;

- практическая работа

- планирование практической работы -отбор оптимальных способов действий

- воспитание аккуратности

-развитие фантазии, воображения,
эмоционально-эстети-ческую отзывчивость

7

07.03

Приемы обработки картона и плотной бумаги. Тематические композиции на плоскости: сюжет, цвет, образ.

с.95-99

т.с.14-15 приложение 5-6

Открытка для мамы.

-основа

-аппликация

-заготовка

-образцы

- обучение приему обработки картона для аккуратного сгибания

- обучение приему рациональной разметки и вырезания нескольких одинаковых деталей

- ознакомление с символикой образов в открытке

- обучение простым приемам составления композиции

- отработка навыков разметки по шаблону, работы с ножницами и клеем;

- практическая работа

- планирование практической работы -отбор оптимальных способов действий

- воспитание аккуратности

-развитие фантазии, воображения,
эмоционально-эстети-ческую отзывчивость

8

14.03

Приемы работы с нитками и иглой. Плетение из трех прядей.

с.100-103

Кисточки-веснянки. Закладка – кисточка. Декоративная рамка-звезда.

-шаблон

-петля

- обучение приемам связывания нитей узлом, плетения косички из трех прядей

- анализ приемов плетения технических рисунков (схем)

- закрепление приемов разметки деталей по шаблону, вырезания и склеивания

- практическая работа

- формирование умения работать с графической информацией

-отбор оптимальных способов действий

- развитие внимания, тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий

-умение декорировать изделие нитками

9

21.03

Приемы работы с нитками и иглой. Пришивание пуговиц.

с.104-111, 167

т.с.16-17 приложение 7-8

Декоративная композиция на плоскости (с пугови

цами).

-игольница

-стежок

- закрепить знания по правилам работы с колющими и режущими инструментами

- упражняться в пришивании пуговиц разных видов, с разными отверстиями

-практическая работа

- умение рассматривать и анализировать образцы

- научить оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.


 «Мастер работает творчески» (8 ч.)

1

04.04

Конструирование из деталей механического «Конструктора».

с.154-157, 152-153

Конструирование букв алфавита.

-планка

-кронштейн

-гайка

-уголок

-винт

- знакомство с деталями «Конструктора»

- выполнение творческих заданий по способу удлинения планок

- знакомство со способами соединений в разных изделиях

- составление слов из букв конструктора

- развивать умение воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей

- развитие внимания, воображения и пространственного мышления

2

11.04

Использование утилизированных материалов в изделиях.

с.116-119

Изделия из капсул «Киндер-сюрприз».

-изделие

-поролон

-игольница

- знакомство с «неожиданными» материалами для изготовления поделок

- повторение техники безопасности при работе с колющими предметами

- практическая работа.

- развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера

- уметь сделать  выбор разных материалов для воплощения замысла своего изделия

3

18.04

Использование разных способов выкраивания из бумаги для создания образов.

с.146-151

т.с.18-19 приложение 9-11

Декоративная аппликация «Букет».

-аппликация

-шаблон

- повторение разных приемов выкраивания деталей из бумаги (вырезание по криволинейному контуру, обрывание)

- обучение приемам составления уравновешенной композиции в заданном формате

.

-   формирование умения анализировать  и оценивать свою  работу

- воспитание аккуратности и культуры труда

4

25.04

Повторение и закрепление приемов обработки бумаги. Логическая задача.

с.128-131

т. с.20-23 приложение 12-13, 14, 16

Аппликация-задача «Птица».

Аппликация «Птицы прилетели».

-аппликация

-шаблон

-  умение подбирать  материалы и инструменты  для работы

-  учить работать по шаблону

- решение логической задачи

-   формирование умения анализировать  и оценивать свою  работу

-развивать интерес и любовь к природе, животным

-формировать эстет. вкус, творческую фантазию


5

02.05

Повторение и закрепление приемов обработки бумаги. Логическая задача.

с.128-131

т. с.20-23 приложение 12-13, 14, 16

Аппликация-задача «Птица».

Аппликация «Птицы прилетели».

-аппликация

-шаблон

-  умение подбирать  материалы и инструменты  для работы

-  учить работать по шаблону

- решение логической задачи

-   формирование умения анализировать  и оценивать свою  работу

-развивать интерес и любовь к природе, животным

-формировать эстет. вкус, творческую фантазию

6

16.05

Новые приемы бумагопластики и конструировании.


Т.с.24 приложение 15

с.132-135

Раскладная картинка «Домик хитрого гнома»

-аппликация

-шаблон

-заготовка

- ознакомление с приемом пластического преобразования плоского листа в объемную форму путем надрезания и сгибания

-  умение самостоятельно анализировать  конструкции поделки

- планирование практической работы -отбор оптимальных способов действий

- развитие вариативности и гибкости мышления

 - развитие сенсомоторной сферы

7

23.05

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков полученных на уроках. Экскурсия на Станцию юных техников.

- повторение правил безопасного поведения при использовании разных материалов и инструментов

Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.

- рассматривать и анализировать экспонаты выставки

- делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах

- производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями.

8

Выставка работ.

- анализ выполненных работ

- систематизация полученных знаний

- производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями


Итого


33 часа.

                    СОГЛАСОВАНО

            Протокол заседания ШМО

    от __________________ 2011 г. № ___

Руководитель ШМО __________________

                                                   

                                             /Андреева И.А./  

                     СОГЛАСОВАНО

 Зам. Директора по УВР __________________

                                                   

                                                         /Киселева Н.И./  

     ___________________________ 2011 г.


[1]1В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративно-прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...