"Природные зоны холодного пояса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
В ходе урока учащиеся углубляют и уточняют свои знания о климате Якутии, природных особенностях, обитателях животного и растительного мира, самостоятельно добывают информацию о животных и растениях занесенных в Красную книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: "Природные зоны холодного пояса"
Предмет: Окружающий мир
2 класс ОС "Школа 2100"
Разработала: Полухина И.А., учитель начальных классов МОУ АР "Гимназия г. Алдан"
Цель урока: организовать изучение зоны холодного пояса.
Задачи:
воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое, воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.
развивающие: развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.
познавательные: расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса, познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технология: урок-проект
Формы работы: фронтальные, групповые
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:
- Самостоятельная работа над новым материалом
- Проблемные задачи
- Использование ТСО
Оборудование: компьютерный комплекс, учебники "Окружающий мир" 2 класс 2 часть автор Вахрушев А.А., атлас для школьников "Природоведение", карточки с индивидуальным заданием, инструкции по работе в группе, картинки с изображением животных и растений, листы дневника наблюдения, тексты для самостоятельного изучения, фишки для оценки работы групп.
Данный урок входит в систему уроков по изучению природных зон России, является вторым уроком. Учитель в дальнейшем может продолжить работу по изучению природных зон России основываясь на проектной деятельности.
Национально-региональный компонент: В ходе урока учащиеся углубляют и уточняют свои знания о климате Якутии, природных особенностях, обитателях животного и растительного мира, самостоятельно добывают информацию о животных и растениях занесенных в Красную книгу.
Ход урока
1.Оргмомент:
У.- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок окружающего мира.
Но для начала, я вам прочитаю стихотворение, а вы мне в этом поможете, хорошо? На слайдах будут появляться слова, которые вы прочитаете вслух. Ну, что в путь?
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой взлезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- В какое время года так выглядит лес?
Д. – Так лес выглядит летом.
- Ребята, а вы узнали этот лес?
Д. – Да. В этот лес мы часто ходим.
-Да, а еще мы ходим в это лес в поход на экскурсию.
2. Актуализация знаний
Сообщение темы и цели урока:
- А сегодня я приглашаю вас отправиться в научную экспедицию.
- Кто из вас знает, что такое экспедиция? ответы детей (справка из словаря – СЛАЙД 2)
- А как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Эта панорама подскажет нам. (предположения детей)
Надписи: Зона холодного пояса: Арктические пустыни и тундра.
-Мы с вами отправимся в зону холодного пояса. В арктические пустыни и тундру.
- А чего здесь не хватает?
Д. - Нет животных, птиц, растений, место безжизненное.
- На самом деле это удивительное место.
3. Постановка проблемы
У. - Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Наш путь лежит за Полярный круг, в зону арктических пустынь, а затем в тундру. Эту зону еще называют Крайним Севером. Что вы представляете, когда я произношу слова Крайний Север? СЛАЙД 3
Д. – там холодно, мрачно, темно, дует ветер, много снега.
У. - На Крайнем Севере расположена большая часть Якутии – нашей республики. СЛАЙД 4
- Мы с вами узнали, что экспедиции занимаются научными исследованиями. Как вы считаете, а что мы будем изучать на Крайнем Севере?
Д. – Мы будем изучать природу, животных, птиц, природные условия, растения.
(учитель записывает предположения детей на доске)
У. - В состав нашей экспедиции вошли три группы ученых: географы, ботаники и зоологи.
- Чтобы работа была успешной, какие правила мы должны соблюдать при работе в группах?
Д. – Работать надо дружно, не перебивать, внимательно слушать.
- Если кто-то нарушит правило, то мой помощник вам напомнит: даст сигнал!
Памятка на доске.
У. – Изучая этот суровый и прекрасный край, наша панорама оживет!
- Первая группа – географы. Вы разберетесь, почему здесь такие суровые условия, изучите климат, природные явления.
- Вторая группа – ботаники. Вы узнаете, какие растения встречаются в арктической зоне и тундре. Как они приспособились в суровым условиях холодного пояса.
- Третья группа – зоологи. Вы будете наблюдать, какие животные населяют холодный пояс. Выясните как звери и птицы приспособились к жизни на Крайнем Севере.
У. - Вы можете пользовать любым материалом, который находится у вас на столах: учебники, научные тексты из энциклопедий, атласы.
- У каждой группы на столе есть карточка-помощница с опорными вопросами, которые помогут не сбиться вам с пути.
- Все члены научной экспедиции ведут дневники наблюдений. У вас они тоже есть. И чтобы не растерять всю собранную вами информацию, вам надо ее сохранить на листах дневника. Время работы в группе 7 минут.
- Желаю вам удачи и интересных открытий!
- Работа в группах заканчивается, осталась 1 мин.
4. Работа в группах. СЛАЙД 4
- Работа закончена, группам нужно собраться вместе и доложить о своих открытиях.
А чтобы собраться всем вместе нам нужно встать. Я буду читать вам стихотворение, а вы повторяйте движения за мной.
ФИЗМИНУТКА
Ребята показывают движения вслед за учителем
Шагаем мы рядом, (шагают на месте)
Рюкзак за плечами.
Солнце на небе, (подняли руки вверх и потянулись)
Земля под ногами. (присели на корточки)
Справа - товарищ, (повернуться к соседу справа, дотронуться до плеча)
Слева - подруга. (повернуться к соседу слева, дотронуться до плеча)
Встанем на месте -
Поддержим друг друга.(взяться за руки)
- Теперь наша дружная экспедиция готова поделиться своими знаниями.
5. Презентация группами своей работы.
- Прежде всего, чтобы изучать этот прекрасный удивительный край, нужно обязательно внимательно слушать и оценивать работу других групп. На столах у вас лежат фишки разных цветов для оценивания, зеленый: все верно и все понятно, желтый: в рассказе были ошибки, красный: не все понятно.
1)Начнем с географов. Что вы узнали о климате зоны холодного пояса? Какое самое удивительное явление можно наблюдать в зоне холодного пояса?(северное сияние)
Оценка работы группы
Уточнения.
2) Ботаники.
Оценка работы группы
Уточнения.
3) Зоологи
Оценка работы группы
Уточнения.
У. – Итак, что же мы с вами выяснили. Почему в полярных областях холодно?
Д. -Там холодно, потому что солнца находится низко, солнечные лучи скользят по поверхности земли, слабо прогревают землю.
6. Заключительный этап. Подведение итогов.
У. - Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы! Теперь вам нравится наша картина?
7. Домашнее задание.
Разнообразен и удивителен мир зоны холодного пояса. Природа севера очень ранима. Чтобы вырасти, например, такому маленькому растению как олений мох, нужно очень много времени. А след вездехода, проехавшего один раз в тундре, остается черной раной десятилетиями. Многие животные находятся на грани вымирания. А что человек делает, чтобы эти виды не исчезли навсегда?
Д. – Человек их охраняет, защищает.
У. – Дома вам нужно узнать больше о редких животных и растениях, составить странички Красной книги.
- Наша научная экспедиция прекрасно поработала, и природа дарит нам возможность увидеть северное сияние.
Клип "Северное сияние"
- Ребята, кому понравилась наша научная экспедиция, и кто бы хотел и дальше раскрывать тайны природы, встаньте, пожалуйста. Молодцы, я очень рада.
- Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕКСТЫ
Холодный пояс объединяет две природные зоны: арктические пустыни, зона тундры.
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Зона арктических пустынь занимает самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полосу его побережья. Снег и лед покрывают ее почти весь год. Зима очень суровая и продолжительная. Температура воздуха иногда падает до – 60. Зимой здесь круглые сутки темно – стоит полярная ночь. Солнце совсем не показывается над горизонтом.
В это время можно наблюдать удивительное явление – Северное сияние
Весна очень короткая. Летом – избыток света. Ночи совсем нет – стоит полярный день. Земля оттаивает лишь сверху и то не везде. В суровых условиях, казалось бы, не может выжить ничто живое. Но здесь совсем не пусто.
ТУНДРА
Следующая природная зона расположена к югу от зоны арктических пустынь. Это тундра. А встречает нас самое ценное и крупное животное этой зоны – северный олень.
И в тундре зима суровая. Морозы здесь бывают до – 50. Зимой и в этих местах царит полярная ночь. Только она несколько короче. Часто дуют сильные ветры, переходящие в бураны и метели. Весна короткая. Приходит лишь в конце мая. Зато много света. Вскрываются реки, сходит снег.
Лето холодное и короткое. Но иногда температура поднимается до 25 тепла. Летом наступает полярный день. Но он уже короче. Оттаивает лишь верхний слой почвы, а ниже – многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота задерживает дождевую и талую воду, поэтому в тундре много озер и болот.
“Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним Севером или Арктикой. “Арктос” - страна белых медведей. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток тянется безлесная равнина. Зима в тундре долгая и суровая. Морозы до 50 градусов. В середине зимы наступает ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ и как в ледяных и пустынях бывает северное сияние. Лето короткое и прохладное. И хотя наступает ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ, часто бывают заморозки, а иногда выпадает снег. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы испаряется очень медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре так много болот, озёр, рек. Для всего живого условия в тундре очень суровые, но жизнь здесь разнообразная”.
Северное сияние – это удивительное явление природы. Небо сверкает блестящими разноцветными полосами, переплетаются причудливым узором. Эти лучи сверкают, отливая необыкновенно чистыми цветами радуги. Вблизи северного полюса северное сияние можно наблюдать ежедневно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дневник наблюдения географов
Арктические пустыни | Тундра | |
Климат | ||
Карточка – «помощница»
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Дневник наблюдения ботаников
Арктические пустыни | Тундра | |
Растительный мир | ||
Карточка – «помощница» для группы ботаников
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Дневник наблюдения зоологов
Арктические пустыни | Тундра | |
Животный мир | ||
Карточка – «помощница» для группы зоологов
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Интересные факты
Полярные медведи. Белые медведи хитрые охотники. Он обладают прекрасным обонянием, могут долгие часы проводить в ожидании добычи. Полярные медведи могут бегать со скоростью 40 км/ч. Весной у них рождается 2 детеныша, редко один или три. По наблюдениям ученых белые медведи живут 30-40 лет. В массе достигают 800 килограмм.
Кайра. Эти птицы отлично летают, плавают и ныряют. Кайры гнездятся на вертикальных каменных обрывах. Только одно яйцо откладывает она за короткий период полярной весны. Яйцо у кайры конусовидной формы.
Морж. Самый крупный представитель ластоногих. В длину достигает боле 4 м и может весить до 2 тонн.
Стерх – белый журавль. Редчайшая и красивейшая птица планеты. Священная птица якутов, которую почитают и любят, называя ее птицей счастья. Масса взрослой птицы около 7 килограмм, а высота 1 м. Эта птица откладывает всего два яйца, а выживает только один птенец. Занесена птица в Красную книгу.
Розовая чайка. Долгое время считалась сказочной птицей, которой в реальности нет. Ученые называют ее жар-птицей Севера из-за необычного яркого оперения. В наше время занесена птица в Красную книгу. Чайки могут жить по 9 и 7 семей. Всего три яйца откладывают эти редкие птицы.
Тупик. Длина тела 30-35 см, весят 450—500 г. Очень нарядные птицы. Высокий ярко окрашенный клюв сильно сжат с боков. Спина чёрная, низ тела белый. Лапы оранжево-красные. Тупики хорошо ходят, летают, плавают и ныряют, используя крылья и лапы.
Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самцов, так и у самок. У этих животных широкие копыта, которые позволяют им не проваливаться в снег. Это довольно крупное животное. В длину северный олень достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у него длинная, густая и волнистая.
Я́гель, или оле́ний мох. Растёт очень медленно: 3—5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природные зоны холодного пояса".
Презентация по окружающему миру, 2 класс, тема "Природные зоны холодного пояса", программа "Школа 2100"...

Природные зоны холодного пояса
Урок знакомит учеников 2 класса с тундрой и зоной ледяных пустынь, их особенностями и обитателями с использованием презентации....

Урок по окружающему миру 2 класс Природные зоны холодного пояса
Предмет: Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100». Класс: 2 класс. Тема: Урок «Природные зон...

Презентация по теме "Природные зоны холодного пояса".
Презентация по теме "Природные зоны холодного пояса" для второго класса УМК "2100"....

Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса"
Урок изучения нового материала. Четвертый урок в разделе "Земля - наш общий дом" УМК "Школа 2100"....