Главные вкладки

    Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме Михаил Васильевич Ломоносов
    методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

    Голосова Людмила Петровна

    Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме Михаил  Васильевич  Ломоносов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           

    МКОУ «Таежно-Михайловская основная общеобразовательная школа»

    Открытый урок

    по окружающему миру в 4 классе

    по теме Михаил  Васильевич  Ломоносов.

    Составитель

    Голосова Людмила Петровна,

    учитель начальных классов

    Конспект открытого урока окружающий  мир в 4 классе

     

    Тема:     Михаил  Васильевич  Ломоносов.

    Цель урока:  сформировать у обучающихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

    Задачи урока:

      -  развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.

      -развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.

                         

     Используемое оборудование:  

    компьютер, рисунки с изображением М.В. Ломоносова, иллюстрации с видами университета им. М.В.Ломоносова.

     

    Краткое описание:  На данном уроке обучающиеся знакомятся М. Ломоносовым, его биографией и деятельностью. Обучающимся представлен увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями. 

                                                   

                                                      Ход урока.

    1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

    Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

    Не хочется играть сегодня в прятки,

    И не досуг дуть на корабль бумажный-

    Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

    Начинается урок,

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    о Ломоносове узнать.

           ---- На прошлом уроке вы познакомились с личностью великого человека, царствовавшего на границе  17-18 веков. Сегодня вам предстоит узнать еще об одном известном человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки.  А какой мы узнаем после того, как повторим домашнее задание.

     2. Повторение пройденного материала.

                                  а)   Ответьте на вопросы теста.

    1. В какой стране Петр 1 учился плотницкому делу:

                                      А) Голландии;   Б) Швеции;   В) Франции.

                      2.   Как называлось судно, на котором царь учился навигации:

                                      А) ладья;            Б) фрегат;      В) бот.

                      3.  В какое море Россия получила выход после победы над шведами:

                                      А) Черное;       Б) Балтийское;    В)Баренцево.

                      4.Первая русская газета называлась:

                                       А) «Новости»     Б) «Ведомости»     В) «Россия»

                      5. В каком городе был открыт первый русский музей:

                                       А) Москве    Б) Петрозаводске    В) Санкт-Петербурге.

                                 б)    Рассказы детей о Петре 1.

              

     

    3. Работа по теме урока.

     - Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый)

    - Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым.

    МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

    ЛОМОНОСОВ

    1. НОЯБРЯ  1711 --- 4 АПРЕЛЯ 1765)

             В России это было время, когда «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценимым сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана в деревне, недалеко от города Холмогоры родился у рыбака сын. Назвали его Михаилом.

             Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался,  и в голове крутилась мысль: отчего это так?

             Мать его умерла рано. Именно она научила мальчика читать и привила любовь к  книгам.

             Грамоте  Михаила обучали сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться.

             Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море  на рыбацкий промысел. Плавал он по студеному Белому морю и по Северному Ледовитому океану.

             Работа  в суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком.  У Михайлы была другая мечта: учиться.

             И вот однажды, в 19 лет, тайком от отца он пристал к одному из обозов, который как раз следовал до Москвы. Юноша  на мешках с рыбой,  то на санях, то бегом с ними рядом, чтобы не закоченеть, добрался  до древнего города, о котором столько читал и слышал. Добирался он почти полтора месяца.

              В Москве в 1731 г. юноша поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Но взяли его в первый класс, где учились дети 8 лет. Трудно ему было. И дразнили его, и смеялись над ним одноклассники. Представьте, что рядом с вами за партой сидит молодой мужчина двадцати лет. Да и голодал частенько Михайло, питался хлебом и квасом. Жил он так 5 лет, но учебу не бросил.

              Учился Ломоносов лучше всех. За год он изучал то, что его одноклассники осваивали за 3 года. В числе лучших учеников его послали учиться в училище при Академии наук. В 1736 г. из Петербурга Ломоносова направили в Германию. За границей Ломоносов изучал горное дело, иностранные языки, химию.

               Вернувшись в Петербург из Германии, ему присвоили звание Академика за научные труды и открытия. Михаил Васильевич составил русскую азбуку, краткий учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра, занимался физикой, отечественной историей, горным делом, изучал звезды. Первый русский университет в Москве был построен по его плану.

    (Рассказ ученика об утверждении университета в Москве).

    Этот день стал праздником для всех российских студентов. Его отмечают до сих пор.

    ( «Татьянин день»).

               Это был очень пытливый человек. Однажды, увидев привезенную из Рима картину, выполненную в стиле мозаики, он восхитился ею.

     (Рассказ ученика о Ломоносове - как о поэте и художнике).

              Ломоносов за свою жизнь сделал много открытий, наблюдений и изобретений. В последние месяцы жизни  М.В.Ломоносов сильно болел. Его похоронили на Лазаревском кладбище в Петербурге.

     4.  Физкультминутка.

     5. Итог урока.

       ---  О каком ученом вы узнали на уроке?

       --- В каком году и где родился Ломоносов?

       ---Кем был его отец?

       ---Как прозвали  односельчане судно Ломоносова?

       ---Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту?

       --- Какими чертами характера обладал юный Михайло Ломоносов?  (был          упорным, наблюдательным, выносливым, не боялся невзгод и трудностей,      трудолюбивым.)

       --- Кто был его первым учителем?     (Дьячок)

       --- Когда и каким образом он добрался до Москвы?

       --- Сколько лет ему тогда было?

       --- Какой язык был международным языком  науки в то время?  (Латинский)

       --- В каких областях науки он разбирался?   ( Он прославился как  физик,      химик,  геолог,  поэт,  художник,  астроном,  географ,  историк ).    

       --- Для чего создавался Московский  университет?  (Для развития образования в России).

       ---Какие факультеты были открыты в университете при императрице Елизавете Петровне? ( Философский, медицинский и юридический) 

       --- Сколько факультетов сегодня в МГУ?

       --- О чем бы вы хотели узнать больше?

                              Кроссворд.

       --- Сейчас вы разгадаете кроссворд, и я узнаю, с какими знаниями вы уйдете с урока.

     6. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

    Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

    Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

    Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

    Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"

    Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....

    Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"

    На уроке используется системно-деятельностный подход....