Обобщение опыта по формированию исследовательской деятельности
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Натальная Ольга Григорьевна

Формирование навыков исследовательской деятельности  младших школьников в процессе выполнения семейного экологического проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

           Формирование навыков исследовательской деятельности  младших школьников в процессе выполнения семейного экологического проекта.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.  Младшему школьнику должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи можно успешно решать в  проектной деятельности, а именно, занимаясь семейными экологическими проектами.

Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения законов природы. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, имеющие опыт исследований природных объектов и явлений могут сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие в исследовательских проектах, подходящих для их возраста способностей и интересов.

         Дома, на прогулке, можно, приложив некоторое усилие, привлечь внимание детей к тому, что жизнь мира природы подчиняется своим законам, которые можно понять, если правильно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Еще интереснее, самому вызвать определенные изменения в природном явлении, предсказать, что должно  получиться, и  проверить, так ли это на самом деле.

Наиболее удачно основные законы природы были сформулированы в виде афоризмов американским биологом и экологом Б. Коммонером:

  1. Всё связано со всем 
  2. Всё должно куда-то деваться 
  3. Природа знает лучше 
  4. Ничто не даётся даром

Для младшего школьника семейный экологический проект - это увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:

- общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры;

- при ознакомлении ребёнка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ними;

В семье для ребёнка  созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.

Семейные проекты по экологии играют роль точки концентрации внимания, что позволяет максимально гибко и оперативно реагировать на любые непонимания ребенком сути вопроса, помогают замечать «пробелы» в его познании и подводить к наиболее оптимальным результатам в итоге. Приобщая ребенка ко взрослому миру понятий через адаптированные под его возраст механизмы – это еще и значительное уважение к ребенку, которое он замечает (вопреки обывательскому заблуждению многих взрослых) и ценит. Поэтому здесь еще кроется и важный компонент формирования будущей личности, с детства приученной к уважению и определенной требовательности к себе.

  Семейные  проекты по экологии – это и обучение, и игра для младшего школьника, а уже итоги этой игры, вполне возможно, в будущем не раз ему пригодятся.

Этапы проекта:

Проект  включает три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа  педагога с  детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты :

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края - Кубани.

 2. - будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

 3. - овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

4.  - сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. -  узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

8.  -  исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

 9. -   узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за комнатными растениями, в цветнике ( рыхление, полив, прополка) .

10. -  закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей.

11. -  будут сформированы навыки ухода за растениями и животными.

12. - научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :

     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

     *  В природе все взаимосвязано.

     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

У младших школьников под руководством учителя и родителей формируются  умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности:

а) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;

б) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

в) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

г) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Дети с родителями  сами выбирают тему, которая им интересна.  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Общие правила для родителей и педагогов – руководителей проектов:

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад,  передвижная выставка, сбор лекарственных трав и т.д.

 Вывод: семейный экологический проект -это  та деятельность, которая  способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"

В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....

Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"

Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...

Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"

Одной  из  основных  задач  школы  является  обеспечение  доступности  качественного  образования  в  соответствии  с  возможностями...

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...

«Проектная деятельность, ее влияние на развитие индивидуальных способностей обучающихся» Обобщение опыта. 4 класс Внеурочная деятельность

В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность обучающегося, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образован...

Обобщение опыта "Проектная и исследовательская деятельность "

Предлагаю вашему вниманию обобщение работы по программе курса внеурочной деятельности "Исследователь". Направление: общеинтеллектуальное...