Конспект урока окружающего мира "Твой родной край"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Дундукова Наталья Юрьевна

Данный урок разработан для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mira.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Твой родной край»

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 4 «б»

Цель: сформировать представление учащихся о родном крае, изучить географическое положение Волгоградской области, используя методы исследования,

совершенствовать умение работать с картой и дополнительной литературой,

воспитывать патриотические чувства гордости к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.

Оборудование: презентация к уроку, физическая карта Волгоградской области, административно-политическая карта РФ, карточки с заданиями для исследовательской работы, тесты, трафареты с изображением Волгоградской области, выставка краеведческой литературы, фонограммы песен «С чего начинается Родина», «Гимн Волгограда! Волгоград-это наш город!»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, всех позвал на урок –

На урок окружающего мира.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Звучит песня «Гимн Волгограда! Волгоград-это наш город!» (1 куплет и припев)

– Почему сегодня наш урок начался с этой песни, о чем она?  Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.) 

– Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть великой России». А тема сегодняшнего урока звучит так: «Твой родной край».

О чудесном нашем крае        

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где  мы все живем!

- Какую цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Узнать что-то новое о своем крае)

- Для чего нам нужно это знать?

3.  Изучение нового учебного материала.

А) Актуализация опорных знаний.

Звучит песня «С чего начинается Родина».

- Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой    буквы. Ведь ими мы называем свою страну.  А задумывались вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне, например,  поётся, что Родина начинается:

                     С картинки в твоём букваре,

                     С хороших и верных товарищей,

                     Живущих в соседнем дворе…

Спросите  у своих друзей, родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть какой – то город,  село, посёлок. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.

   Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий – значит отцовский. Это слово от того – же корня, что и «Отечество». Они близки и по значению: Отечество –   земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.

   Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится  покидать место, где он родился и жил, он всё время вспоминает то,  что запало в сердце, потому что  родные, с детства знакомые места – это наша  малая   Родина, наш родной край.

- Наш родной край – Волгоградская область.  Слово «край» - многозначное. Посмотрите все значения этого слова в «Толковом словаре».

- Что мы называем своим краем? (Область, где находится город, в котором мы живем).

Б) Знакомство с административной картой России.

– Давайте  познакомимся с административной картой России (настенная карта). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.)

– Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей.)

– Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.) 

– Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.) 

– А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) 

– Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.

– Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)

– Какой город является главным на нашей территории? (Волгоград. Находят на карте.)

- В каком направлении от Москвы находится Волгоградская область?

– Это наш край, наша маленькая Родина. Как называется наша маленькая Родина? (Волгоградская область) 

 Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, краями?

– В какой природной зоне мы живем? (зона степей)

В) Знакомство с символами Волгоградской области.

- У каждой страны есть своя символика. Что относится к государственным символам? (Герб, флаг, гимн)

- У Волгоградской области тоже есть свои герб и флаг. О них нам расскажет …. (Сообщение ученика)  см. Приложение 1

Г) Работа в группах.

- А сейчас поработаем в группах по физической карте Волгоградской области. На каждой парте лежат карты.

1 группа – ребята 1 ряда, 2 группа – ребята 2 ряда, 3 группа – ребята 3 ряда.

Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить:

1 группа: изучите по карте,  с какими областями, республиками, граничит Волгоградская область–  на западе, на востоке, на севере, на юге.

2 группа: изучите по карте, какие реки протекают на территории Волгоградской области.

3 группа: изучите по карте, какие крупные города входят в состав Волгоградской области.

- Один ученик от группы выходит к доске и отвечает, свой ответ сопровождает демонстрацией у карты.

Вывод:

- Итак, Волгоградская область имеет значительное количество соседей– их 6,  она характеризуется большим количеством водных ресурсов, главные реки области – Волга и Дон,  являются  судоходными и дают выход нашей области, с помощью Волго-Донского канала,  к Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому морям.

Д) Физминутка.

По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)

Справа от нас – зеленый луг. (поворот направо)

Слева от нас находится лес. (поворот налево)

В таком лесу полно чудес. (круговые движения руками)

Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам грибам! (наклоны)

Е) Виртуальная экскурсия по Волгоградской области.

- А сейчас я предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию по достопримечательностям и интересным местам Волгоградской области.

1. «Природные достопримечательности Волгоградской области»

2. «Природные парки, памятники природы Волгоградской области»

3. «Культурные  исторические достопримечательности  и памятники  Волгоградской области»

4. «Православные монастыри, церкви, храмы, святые источники Волгоградской области»

5. «Аномальные зоны, достопримечательности и заброшенные места Волгоградской области»

6. «Индустриальные достопримечательности и техногенные объекты Волгоградской области»

4.Закрепление учебного материала.

Работа в тетради.

С. 38, №60

– Прочитайте.

– Напишите, где вы живете.

Детям раздаются трафареты с изображением области.

– Обведите трафарет в своих тетрадях.

– Укажите, с какими областями, республиками граничит наша область.

– Обозначьте на карте в тетрадях примерное расположение главного города нашей области и города, в котором мы живём.

5. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам путешествовать по родному краю и изучать его?

- Что нового вы узнали о Волгоградской области?

- Что особенно запомнилось, было интересно?

- Сумели ли мы достигнуть поставленные задачи?

- Давайте покажем смайликами  ваше настроение и отношение к уроку.

- Мне тоже очень понравилась наша экскурсия, а ещё больше понравились ваши знания.

- Конечно, сегодня на уроке окружающего мира  пока вы получили лишь самые основные сведения о родном крае, но в нашей области осталось ещё очень много тайн и загадок, не открытых вами. Эти тайны мы с вами будем открывать на последующих уроках. А ответы на все интересующие вопросы вы сможете найти в дополнительной краеведческой литературе. (Показать выставку книг)

6. Задание на дом.

Написать  другу, проживающему в другой области, письмо в котором вы расскажете о достопримечательностях своего  края, на следующем уроке мы выберем лучшее письмо.

7. Слова учителя.

- Закончить урок хотелось бы словами писателя Ю.К.Ефремова:

   И с гордостью скажу родному краю:

   «Люблю и знаю. Знаю и люблю.           

   И тем полней люблю, чем глубже знаю»

- Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким наш волгоградский край будет в будущем.

Очертания нашей области на карте похожи на распустившийся цветок тюльпана, который мы можем увидеть в наших бескрайних степях. К сожалению, их осталось не так много и они занесены в Красную книгу. На память о сегодняшней нашей встрече мы хотим подарить нашим гостям вот эти алые тюльпанчики, сделанные своими руками в технике оригами.

8. Резерв.

Тест:

  1. Где расположена Волгоградская область?

а) Западно – Сибирская равнина;

б) Восточно – Европейская равнина;

в) Среднесибирское плоскогорье.

  1. Что изображено на гербе Волгоградской области?

а) цветы астры и ромашки;

б) цветы розы и колокольчика;

в) цветы тюльпанов и васильков.

  1. Что изображено на флаге Волгоградской области?

а) памятник «Соединение трех фронтов»;

б) статуя Матери - Родины;

в) Дом Павлова.

  1. Какая крупная река протекает по территории нашей области?

а) Енисей;

б) Нева;

в) Волга.

  1. Какой город не входит в состав Волгоградской области?

а) Волжский;

б) Воронеж;

в) Камышин.

Приложение 1:

Символы Волгоградской области: герб и флаг.

Герб Волгоградской области представляет собой щит красного цвета, на котором поверх двух волнистых линий, символизирующих реки Волга и Дон помещено изображение монумента Матери-Родины. Вверху размещено изображение  звезды, а под ней цветы тюльпаны и васильки. Щит обрамлен листьями и колосьями, под щитом на ленте красного цвета надпись "Волгоградская область".

Флаг области представляет собой прямоугольное красное полотнище с изображением посредине в белом цвете фигуры статуи Матери-Родины, установленной на Мамаевом кургане. Параллельно древку изображены две синих вертикальных полосы, каждая шириной в одну шестнадцатую длины флага области и разделённые таким же расстоянием между собой и от края флага области.

Красный цвет гербового щита и полотнища Флага области напоминает о цвете исторических эмблем царицынских полков, герба уездного города Царицына, Государственного герба РСФСР и современного Государственного герба Российской Федерации, знамён древней Руси и флагов советского периода и символизирует преемственность символов Волгоградской области, её славные традиции и историю.

Красный цвет является также символом мужества и стойкости жителей Волгоградской области во все периоды нахождения её в составе России, их активности, решительности, солидарности и способности к самопожертвованию. Этот цвет считается символом гордости и свободы и напоминает, что священная волгоградская земля обильно полита кровью защитников Отечества.

Статуя Матери-Родины, давно и прочно ассоциирующаяся во всем мире с Волгоградской областью, олицетворяет безграничный патриотизм жителей области, боевой и трудовой героизм народа на протяжении веков и напоминает, что именно на территории Волгоградской области происходила грандиозная Сталинградская битва, во многом определившая дальнейшие исторические судьбы нашей страны и всего человечества.

Синие полосы на флаге области напоминают о природно-географическом своеобразии Волгоградской области, являющейся единственным регионом европейской части Российской Федерации по территории которого протекают сразу две крупнейших реки Европейской России — Волга и Дон, и символизируют эти реки, пересекающие территорию Волгоградской области, играющие большое значение в её жизни и развитии на протяжении всей истории. Синий цвет является символом вечной молодости и гармонии, мудрости и духовного совершенства.

Белый цвет статуи означает мир, благородство, справедливость и светлые идеалы.

Цветы полевого тюльпана и василька подчеркивают своеобразие природы области. Венок из ветвей лавра и колосьев пшеницы - символ боевой и трудовой славы волгоградцев. Зеленый и желтый цвета венка означают жизненную силу и процветание. Желтая пятиконечная звезда - эмблема героизма и светлого будущего.

Сочетание в флаге области белого, синего и красного цветов современного Государственного флага Российской Федерации, символизирует нахождение Волгоградской области в составе России в качестве субъекта Федерации и её неразрывное единство с Россией.

Герб и флаг области приняты 31 августа 2000 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.

К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока "Устная история родного края."

Конспект урока "Устная история родного края."...

Конспект урока "Проект.Экономика родного края" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Проект.Экономика родного края". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира "Родной край"

конспект содержит материал для знакомства с Амурской областью...