Живая природа
план-конспект урока по окружающему миру на тему

урок природы  урок-игра в "В царстве Берендея" по теме "Живая природа". для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_zhivaya_priroda.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Лукановская Антонина Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ№7

Краснодарский край

Урок-игра «В царстве Берендея»                                                                        по теме «Живая природа»

        Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры, викторины.

        До начала игры команды прибывают на лесную поляну. Пропуском на неё служит правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе.

        Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду, что все ребята знают правила поведения в лесу и сумеют ответить на вопросы и задания, которые получат во время игры.

        Далее ведущие знакомят школьников с условиями игры, раздают маршрутные листы. На маршрутном листе указаны названия этапа, номера заданий, оценка, подпись судьи. Внизу – общий итог.

        Этапы могут быть такими: «Зелёный друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Охрана природы» или «Береги природу», «Бюро погоды». Количество этапов можно сократить или добавить свои.

        На каждом этапе команде выдаётся карточка с вопросами, а на первых трёх этапах даются ещё и практические задания: определить по веточкам пять деревьев и кустарников, три лекарственных растения и т. п.

        Пока жюри подводит итоги, ведущие организуют  на поляне игры.

        Задания и вопросы для проведения игры.

Зелёный друг

Какие хвойные деревья и кустарники растут в нашей местности?

        (ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

Чем ценна древесина лиственницы?

        (устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в судостроении, производстве самолётов, в машиностроении.)

Лесоводы иногда берёзу называют доброй няней ели. Почему?

        (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)

Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет?

        (Сосна – светолюбивое растение.)

Почему лес погиб, когда вырубили старые дуплистые деревья?

        (А дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)

Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?

        (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоём от излишнего испарения.)

Какое дерево цветёт позднее всех?

        (Липа. Цветёт летом.)

Какое растение называют северной мимозой?

        (Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя  листочки складываются и вянут, как у мимозы стыдливой.)

Какие ядовитые грибы растут в наших лесах?

        (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)

Съедобен ли дождевик?

        (Молодые дождевики едят.)

В какое время суток следует отправляться за грибами?

        (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя?

        (Вороний глаз. Волчье лыко.)

Какую ягоду называют северным гранатом?

        (Костянику.)

                                                Лесная аптека

Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?

        (Приложить лист подорожника.)

Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых?

        (Листья подорожника.)

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

        (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнум.)

Какая ягода заменяет лимон?

        (Клюква, содержит лимонную кислоту.)

Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

        (Чёрной смородины, шиповника.)

Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

        (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля.)

Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

        (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

Какие болезни лечит красавица-берёзка?

        (Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство.)

Когда следует собирать лекарственные травы?

        (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки -  в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)

Назовите правила сушки лекарственного сырья.

        (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмываю от грязи и разрезают. Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса на солнце.)

Остроглаз

Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

        (Воронье – лотком, сорочье – круглое, с крышей)

Как по клюву различить молодого грача и взрослого?

        (У взрослого грача основание клюва белое.)

Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?

        (Ласточки, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)

Какая птица умело подражает голосам многих птиц?

(Скворец.)

На стволе берёзы кольцом ряд отверстий. Чья работа?

        (Дятел весной пил берёзовый сок.)

Кто кукует у кукушки? Самка или самец?

        (Самец.)

Какие насекомые появляются весной первыми? Почему?

        (Мухи, бабочки-крапивницы, лимонницы, комары, божьи коровки, шмели, пчёлы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.)

Какие ягоды можно собирать весной из-под снега?

        (Клюкву, бруснику.)

Что обозначает «плач» берёзы весной?

        (Сокодвижение.)

Почему у берёзы молодые листочки клейкие?

        (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

У каких растений листья краснеют?

        (У рябины, осины, черёмухи, смородины.)

Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?

        (Зимний дуб.)

У каких растений семена снабжены «парашютами»?

        (У одуванчика, тополя, ивы, чертополоха.)

Какие животные помогают распространять семена?

        (Птицы, мыши, собаки, бурундуки и т.д.)

                

Маленькие тайны природы

Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое?

        (Это домик личинки цикадки-пенницы, или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в неё особое клейкое вещество.)

«Летят паутины над сонным жнивьём».(М.Исаковский) Объясните это явление. Когда оно бывает?

        (Летающие нити – это паутина, на которой расселяясь, летят маленькие паучки. Осенью.)

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?

        (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

Почему крапива жжётся?

        (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, делая ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого приплода?

        (Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние «листопадники».)

Какой зверь самый чистоплотный?

        (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет -  глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.)

Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

        (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает жучка.)

Охрана природы

Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

        (Такой старатель погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет.)

Напомните правила сбора грибов.

        (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землёй или прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

Почему не в каждом лесу растут лишайники?

        (Лишайники растут там, где чистый воздух.)

Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, разжигать костры?

(Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда.)

Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

        (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

Почему вылетевших из гнезда птенцов нельзя уносить домой?

        (Взрослые птицы учат их искать корм, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощным.)

Какова причина лесных пожаров?

        (Непотушенный костёр, окурок, молния.)

Какая охота разрешается в лесу?

        (Фотоохота.)

Бюро погоды

Какая будет погода?

Рыба не клюёт – она сыта.

Пчёлы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи на спешат на работу, закрыты все ходы.

Все цветы сильно пахнут.

Ласточки летают над самой землёй.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(все это признаки ухудшения погоды.)

Какая будет погода?

 Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчёлы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Соловей поёт всю ночь.

Птицы весело поют.

Паук усиленно плетёт сети.

        (Все это признаки хорошей погоды.)

Литература

Балбышев И.Н. Лесные встречи.                                                                                    Родная природа.

Из жизни леса.

Стрижев А.Н. Календарь русской природы.

Человек и природа.

Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неживая и живая природа. Явления природы."

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....

Неживая и живая природа. Явления природы.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".

Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....

Занятие по экологии в старшей группе: «ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы, от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрыв...

План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"

План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"...

Живая природа: растения. Живая природа: животные. Уроки в 1 классе по УМК Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.

Презентация к циклу уроков по окружаещему миру, включающему в себя уроки по темам: Живая и неживая природа, Живая природа - растения, Живая природа - животные, Зависимость растений от природных услови...