Лес - многоэтажный дом.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Галеева Наталья Владимировна

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Рассматриваются различия между этажами (ярусами) леса. Использование данного материала уместно при изучении новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лес - многоэтажный дом.92.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Лес – многоэтажный дом».

 Задачи:

  1. создать условия для формирования понятия экосистема леса, как   природное сообщество,  «этажи» леса;
  2. формировать предметную компетентность по  распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой),  устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);
  3. воспитывать необходимость бережного отношения к лесу, как части природы, его обитателям, рационально использовать богатства леса.

Основные понятия: лес – природное сообщество, «этажи» леса, экологическое равновесие.

Оборудование: плакат, музыка леса, таблички с правилами поведения в лесу.

Раздаточный материал: карточки с кроссвордами, материал с частями растений, видами листьев.

Ход урока

1.Организационный компонент.

-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

-Сегодня мы с вами совершим новое открытие в области живой природы.

2. Постановка учебной задачи.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес) (Звучат голоса птиц в лесу)

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О лесе)

-Кто из вас был в настоящем лесу? Что в нём растёт? Как он выглядит?

Беседа

-Верно, лес – это чей-то дом, в нём кто-то живёт. 
- Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. И сегодня на уроке мы с вами должны выяснить – что такое «Этажи леса». Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Эти растения образуют три этажа: верхний, средний, нижний. (Выставляю образец дерева, кустарника, травы)

-Как, по-вашему, случайно ли размещение  растений в лесу этажами? (борьба за свет и тепло)

-Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев.

-А растут ли этажами корни деревьев под землёй?

- Давайте с вами выясним, кто же живет  на каждом из этажей?

 -- Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы леса.

-Известно ли вам  лексическое значение слова ЯРУС?

-Что мы делаем, когда не знаем  значения слова? (Обращаемся к словарю)

-Я прочитала в словаре Ожигова слово ярус – означает ряд горизонтально расположенных предметов.

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, кто я?»

-У вас на столах лежат изображения части растений. Рассмотрите их. Какие у них  характерные особенности. Что их объединяет. Чем они отличаются?
  Идет работа по группам «Угадай, кто я?»    (Вывешиваю плакат с деревьями, кустами, травами)        

        1 группа  – получают конструктор дерева.

(вывешивают на  доску, дают характеристику)

- Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

-Какие деревья вы знаете?

 

2 группа  –  получают конструктор кустарника.

- Характерные особенности – имеют несколько  стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

-Какие кустарники вы знаете?

3 группа  -  получают конструктор трав.

-Какие травы вы знаете?

Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений.  Каждое растение нашло в лесу  своё место.

Физминутка    

- Предлагаю отдохнуть и показать ярусы леса своими движениями:

Дерево-руки вверх, потянуться,

Кустарник – руки на поясе,

Травы – присесть.

Работа по теме.

Жизнь растений леса.

         Когда мы говорим о лесе, то представляем большую местность с деревьями, кустами, травами, цветами.

-Подумайте, какие бывают леса. Обсудите в группах. (Раздать карточки с названием Лиственного, Хвойного и Смешанного лесов)

-Какие деревья растут в лиственных лесах?

-Чем они отличаются от хвойных? (Листья на деревьях в виде пластинок)

-Какие деревья растут в хвойных лесах? (Перечисляет другая группа)

-Чем они отличаются от хвойных? (Листья в виде иголок)

-Какие деревья растут в смешанных лесах?

Работа по учебнику.

-Откройте страницу 41 учебника. Давайте прочитаем как рассказывает о лесе автор учебника.

-А кто ещё может рассказать что-то о деревьях?

-О кустарнике

-О ландыше

От группы рассказ об одном представителе яруса леса.

1 ярус – это деревья: ель, сосна, липа, береза, дуб, тополь, клен, рябина и другие. Широко распространена в лесах береза – это гордость России. Народ с любовью называет ее берёзонькой. кудрявой, белоствольной. Много песен сложено о ней. Живет береза долго. К 80-ти годам дерево может достичь высоты 30 метров. Весной до первых листочков на березе появляются сережки, из которых к концу лета созревают семена. Березовый лес красив во все времена года. (Рисунок берёзы)

2 ярус – это кустарники: шиповник, малина, орешник, калина. Но среди кустарников есть и ядовитые, например, волчье лыко.

 Я расскажу о шиповнике. Этот куст дважды нас радует своей красотой: в конце весны на нем появляются яркие цветы, а в конце лета – красные ягоды. Ягоды сохраняются всю осень, а зимой служат кормом для птиц. Медики называют шиповник «копилкой витаминов». Люди собирают к зиме ягоды шиповника, сушат. Напиток из сухих ягод очень полезен. (Рисунок шиповника)

3 ярус – травы, цветы, мхи и лишайники: брусника, черника. папоротник. кислица, медуница, кукушкин лен, ягель. Есть и ядовитые, например, вороний глаз.

 Я расскажу о ландыше. Это красивое растение с белыми цветами и широкими листьями. Ближе к осени на месте цветов появляются красные ягоды. Только их красота обманчива. Они ядовиты. Так что полюбуйтесь их красотою и никогда не срывайте. Упадут ягоды на землю, попадут в почву их семена, и к весне появится новое растение ландыша – ведь оно еще и лекарственное.

-Да, ребята, в лесу растут ещё лекарственные травы, которые помогают человеку сохранять здоровье.

-А знаете ли вы как нужно себя вести в лесу?

-Обсудите правила поведения в группе.

(При ответе-вывешиваю знаки на доску)

Правила поведения в лесу.

В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву – от этого погибают многие растения и насекомые.

 – He подходите близко к гнездам птиц.

 – Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.

 – Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.

 – Не разоряйте птичьи гнезда.

 – Не рвите в лесу цветов! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

 – Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

 – Не ловите диких животных и не уноси их домой.

III. Итог урока.

-А кто ещё хочет что-нибудь сказать о поведении в лесу?

Если в лес пришел гулять,

 Свежим воздухом дышать,

 Бегай, прыгай и играй,

 Только, чур, не забывай,

 Что в лесе нельзя шуметь,

 Даже очень громко петь.

 Испугаются зверюшки,

 Убегут с лесной опушки,

 Здесь не нужно всех ловить,

 Топать, хлопать, палкой бить.

 Ты в лесу всего лишь гость,

 Здесь хозяин дуб и лось.

 Их покой побереги,

 Ведь они нам не враги!      

Рефлексия

-Какую тему мы изучали?

-Что нового узнали на уроке?

-Какие новые слова встретились?

-Понравился вам урок?

Домашнее задание.

Составить кроссворд о лесе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лес - многоэтажный дом

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе...

Открытый урок во 2 классе "Лес - многоэтажный дом. Деревья леса"

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Лес - многоэтажный дом. Деревья леса"...

Лес - многоэтажный дом

Лес - многоэтажный дом...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...

Конспект урока ИЗО в 1 дополнительном классе на тему "Аппликация.Многоэтажный дом".

Конспект урока ИЗО в 1 дополнительном классе на тему "Аппликация.Многоэтажный дом"....