Лес - многоэтажный дом.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Рассматриваются различия между этажами (ярусами) леса. Использование данного материала уместно при изучении новой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Лес – многоэтажный дом».
Задачи:
- создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса;
- формировать предметную компетентность по распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой), устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);
- воспитывать необходимость бережного отношения к лесу, как части природы, его обитателям, рационально использовать богатства леса.
Основные понятия: лес – природное сообщество, «этажи» леса, экологическое равновесие.
Оборудование: плакат, музыка леса, таблички с правилами поведения в лесу.
Раздаточный материал: карточки с кроссвордами, материал с частями растений, видами листьев.
Ход урока
1.Организационный компонент.
-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.
-Сегодня мы с вами совершим новое открытие в области живой природы.
2. Постановка учебной задачи.
- Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес) (Звучат голоса птиц в лесу)
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О лесе)
-Кто из вас был в настоящем лесу? Что в нём растёт? Как он выглядит?
Беседа
-Верно, лес – это чей-то дом, в нём кто-то живёт.
- Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. И сегодня на уроке мы с вами должны выяснить – что такое «Этажи леса». Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Эти растения образуют три этажа: верхний, средний, нижний. (Выставляю образец дерева, кустарника, травы)
-Как, по-вашему, случайно ли размещение растений в лесу этажами? (борьба за свет и тепло)
-Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев.
-А растут ли этажами корни деревьев под землёй?
- Давайте с вами выясним, кто же живет на каждом из этажей?
-- Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы леса.
-Известно ли вам лексическое значение слова ЯРУС?
-Что мы делаем, когда не знаем значения слова? (Обращаемся к словарю)
-Я прочитала в словаре Ожигова слово ярус – означает ряд горизонтально расположенных предметов.
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, кто я?»
-У вас на столах лежат изображения части растений. Рассмотрите их. Какие у них характерные особенности. Что их объединяет. Чем они отличаются?
Идет работа по группам «Угадай, кто я?» (Вывешиваю плакат с деревьями, кустами, травами)
1 группа – получают конструктор дерева.
(вывешивают на доску, дают характеристику)
- Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.
-Какие деревья вы знаете?
2 группа – получают конструктор кустарника.
- Характерные особенности – имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.
-Какие кустарники вы знаете?
3 группа - получают конструктор трав.
-Какие травы вы знаете?
Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.
Физминутка
- Предлагаю отдохнуть и показать ярусы леса своими движениями:
Дерево-руки вверх, потянуться,
Кустарник – руки на поясе,
Травы – присесть.
Работа по теме.
Жизнь растений леса.
Когда мы говорим о лесе, то представляем большую местность с деревьями, кустами, травами, цветами.
-Подумайте, какие бывают леса. Обсудите в группах. (Раздать карточки с названием Лиственного, Хвойного и Смешанного лесов)
-Какие деревья растут в лиственных лесах?
-Чем они отличаются от хвойных? (Листья на деревьях в виде пластинок)
-Какие деревья растут в хвойных лесах? (Перечисляет другая группа)
-Чем они отличаются от хвойных? (Листья в виде иголок)
-Какие деревья растут в смешанных лесах?
Работа по учебнику.
-Откройте страницу 41 учебника. Давайте прочитаем как рассказывает о лесе автор учебника.
-А кто ещё может рассказать что-то о деревьях?
-О кустарнике
-О ландыше
От группы рассказ об одном представителе яруса леса.
1 ярус – это деревья: ель, сосна, липа, береза, дуб, тополь, клен, рябина и другие. Широко распространена в лесах береза – это гордость России. Народ с любовью называет ее берёзонькой. кудрявой, белоствольной. Много песен сложено о ней. Живет береза долго. К 80-ти годам дерево может достичь высоты 30 метров. Весной до первых листочков на березе появляются сережки, из которых к концу лета созревают семена. Березовый лес красив во все времена года. (Рисунок берёзы)
2 ярус – это кустарники: шиповник, малина, орешник, калина. Но среди кустарников есть и ядовитые, например, волчье лыко.
Я расскажу о шиповнике. Этот куст дважды нас радует своей красотой: в конце весны на нем появляются яркие цветы, а в конце лета – красные ягоды. Ягоды сохраняются всю осень, а зимой служат кормом для птиц. Медики называют шиповник «копилкой витаминов». Люди собирают к зиме ягоды шиповника, сушат. Напиток из сухих ягод очень полезен. (Рисунок шиповника)
3 ярус – травы, цветы, мхи и лишайники: брусника, черника. папоротник. кислица, медуница, кукушкин лен, ягель. Есть и ядовитые, например, вороний глаз.
Я расскажу о ландыше. Это красивое растение с белыми цветами и широкими листьями. Ближе к осени на месте цветов появляются красные ягоды. Только их красота обманчива. Они ядовиты. Так что полюбуйтесь их красотою и никогда не срывайте. Упадут ягоды на землю, попадут в почву их семена, и к весне появится новое растение ландыша – ведь оно еще и лекарственное.
-Да, ребята, в лесу растут ещё лекарственные травы, которые помогают человеку сохранять здоровье.
-А знаете ли вы как нужно себя вести в лесу?
-Обсудите правила поведения в группе.
(При ответе-вывешиваю знаки на доску)
Правила поведения в лесу.
В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву – от этого погибают многие растения и насекомые.
– He подходите близко к гнездам птиц.
– Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.
– Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.
– Не разоряйте птичьи гнезда.
– Не рвите в лесу цветов! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
– Не ловите диких животных и не уноси их домой.
III. Итог урока.
-А кто ещё хочет что-нибудь сказать о поведении в лесу?
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесе нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки,
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Рефлексия
-Какую тему мы изучали?
-Что нового узнали на уроке?
-Какие новые слова встретились?
-Понравился вам урок?
Домашнее задание.
Составить кроссворд о лесе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок во 2 классе "Лес - многоэтажный дом. Деревья леса"
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Лес - многоэтажный дом. Деревья леса"...
Лес - многоэтажный дом
Лес - многоэтажный дом...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1159810-1579908152.jpg)
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/23/picture-1481774-1692756635.jpg)
Конспект урока ИЗО в 1 дополнительном классе на тему "Аппликация.Многоэтажный дом".
Конспект урока ИЗО в 1 дополнительном классе на тему "Аппликация.Многоэтажный дом"....