Программа по окружающему миру. 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" (в соответствии с ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Лепещенко Анастасия Евгеньевна

Программа по окружающему миру разработана в соответствии с ФГОС, включает календарно-тематическое планирование с УУД. Была разработана на 2012/2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Пояснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  2.  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  3. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  2. воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  3. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  4. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  5. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  1. познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  2. регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  3. коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

  1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
  2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  1. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

  1. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  1. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

  1. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

                      Содержание программы

2 класс (68 ч)

Введение. Что тебя окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия:

  1. «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  2. сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (10 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

  1. описывать кратко особенности разных органов чувств;
  2. сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
  3. анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
  4. различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
  5. характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
  6. реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой (11 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия.

  1. составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  2. характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
  3. реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (20 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

  1. ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
  2. различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
  3. ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  4. воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли (25 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

  1. кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  2. называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
  3. различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
  4. узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
  5. различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
  6. составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
  7. моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
  8. конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
  9. отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
  10. различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  11. проводить несложные опыты по определению свойств воды;
  12. отличать водоем от реки как водного потока;
  13. описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
  14. приводить примеры лекарственных растений луга;
  15. узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
  16. отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
  17. описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
  18. составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
  19. приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
  20. приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Планируемые результаты обучения

 К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: 

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: 

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

 Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Стр. учебни

ка    

 Стр. тетради

Кол-во часов

Дата

Формирование УУД

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникатив

ные

Что окружает человека

умение соот-

носить поступки и события

с принятыми этическими

нормами

постановка учебной задачи

умение задавать вопросы

работать в паре, группе, строить речевые высказывания

1

Окружающий нас мир. Бывают ли на свете чудеса?

6-14

5-14

1

Кто ты такой?

2

Я, ты, он, она… Все мы - люди.

16-20

15-16

1

освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника

строить объяснение в устной форме по предложенному плану

умение задавать вопросы; выбор условий проведения наблюдения или опыта

умение сотрудничать в совместном решении проблемы

3-4

Наши помощники – органы чувств.

21-26

16-18

2

5-6

Поговорим о здоровье.

27-34

18-19

2

7-8

Режим дня.

35-41

20

2

9

Физическая культура

42-46

21

1

10

Закаляться может каждый

47-49

22-23

1

11

Почему нужно правильно питаться.

50-52

23

1

12

О витаминах

53-56

24

1

13

Умеем ли мы есть?

56-60

25-26

1

оценка своих личных качеств и качеств других людей

планировать собственную деятельность

умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

согласованность усилий по достижению общей цели.

14

Как управляют движением

61-64

27-28

1

15

Чтобы избежать неприятностей.

Можно ли изменить себя.

64-70

29-31

1

16

Семья – коллектив близких людей

72-78

32-35

1

Кто живёт рядом с тобой?

17

Кто занимается домашним хозяйством

79-82

36-37

1

принятие норм нравственного поведения, толерантность к людям разных национальнос

тей, социального положения, возраста

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно

умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации).

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь

18

Чем семья занимается в свободное время

83-87

38-41

1

19

Какие бывают правила

88-94

42-43

1

20

О дружбе

95-97

44-46

1

21

Могут ли обидеть жесты и мимика

98

47-49

1

Россия – твоя Родина

22

Родина – что это значит?

100-103

50-51

1

ценностная позиция школьника, его взгляд на окружающий мир

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

умение выражать смысл
ситуации различными средствами (рисунки, символ, схемы, знаки)

способность строить понятные для собеседника высказывания

23

Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом?

104-107

51-52

1

24

Как Русь начиналась

107-109

52

1

25

Москва – столица России

110-113

53-57

1

26

Как Москва строилась

113-117

58

1

27

Города России

118-131

59

1

28

Родной край – частица Родины

132-134

60

1

29

Зачем человек трудится?

135-139

61

1

30

О занятиях наших предков

139-143

62

1

31

Все профессии нужны…

144-151

1

32-33

Мы – граждане России

152-159

2

34

Россия – многонациональная страна

160-167

1

Мы – жители Земли

формирование ценностных ориентиров и смыслов учеб ной деятельнос ти на основе развития позна

вательных инте ресов, учебных мотивов

планировать собственную деятельность

умение выражать смысл
ситуации различными средствами (рисунки, символ, схемы, знаки

работать в паре, группе, строить речевые высказывания

35-36

Твоё первое знакомство со звёздами

6-12

3

2

37

Чем Земля отличается от других планет

13-17

4-6

1

38

Глобус – модель Земли

18-19

1

В некотором царстве…

39

Царства природы. Бактерии

20-22

7

1

выделение  морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме

составление плана и последовательности действий

умение выполнять операции со знаками и символами, которыми     были обозначены элементы  задачи  и отношения между ними

работать в паре, группе, строить речевые высказывания

40

Грибы

23-28

8

1

Жизнь животных и растений

41

Какие животные обитают на Земле

30-32

9-13

1

42

Разнообразие растений

32-34

14

1

43

Условия роста и развития растения

35-36

15-17

1

Природные сообщества

44

Среда обитания – что это такое

38-39

1

выделение  морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно

умение выполнять операции со знаками и символами, которыми     были обозначены элементы  задачи  и отношения между ними

способность строить понятные для собеседника высказывания

45

Лес и его обитатели

40-42

18

1

46

Деревья леса

45-51

19

1

47

Кустарники леса

52-55

1

48

Травянистые растения леса

56-59

20

1

49

Лесная аптека

60-61

1

50

Животные леса

62-66

21-22

1

51

Птицы – лесные жители

67-73

22-23

1

52

Пресмыкающиеся – обитатели леса

74-76

23

1

53

Насекомые леса

77-79

23-24

1

54

Если ты пришёл в лес…

79-80

25-27

1

Водоём и его обитатели

55

Что мы знаем о воде

81-83

28-29

1

развитие этичес ких чувств, доброжелатель ности и эмоции онально-нравст венной отзыв чивости, понима ния и сопережи вания чувствам других людей.

целеполагание

овладение логичес кими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобще ния, классификации

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

56

Путешествие капельки

83-85

30

1

57

Какие бывают водоёмы. Болото – естественный водоём.

86-87

31-32

1

58

Что такое река

88-89

33

1

59-60

Обитатели пресных вод. Животные и растения.

90-104

34

2

61

Обитатели солёных водоёмов

105-108

34-35

1

Луг и его обитатели

62-63

Растения и животные луга

109-124

36-37

2

Поле и его обитатели

64-65

Растения и животные поля

125-136

37-40

2

Сад и его обитатели

66

Растения и животные сада

137-142

41-43

1

Природа и человек

67

Человек – часть природы

144-154

44-45

1

развитие этичес ких чувств, доброжелатель ности и эмоции онально-нравст венной отзыв чивости, понима ния и сопережи вания чувствам других людей.

целеполагание

овладение логичес кими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобще ния, классификации

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

68

Урок – повторение пройденного за год

154-155

46-47

1

Всего: 68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100" в соответствии с ФГОС

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100"  в соответствии с ФГОС...

Проект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа 2100" в соответствии с ФГОС.

Проект составлен в соответствии с ФГОС ,с выделением всех УУД....

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....