Классный час "Путешествие по родному городу"
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему

Исаева Светлана Ивановна

Урок в форме путешествия всегда интересен младшим школьникам из - за обилия массы полезной и нужной информации, которую они схватывают налету. На таких уроках дети раскованы, все без исключения любознательны, достигается 100-процентная работоспособность класса. Поскольку новые знания охватывают разные аспекты человеческой деятельности, можно не сомневаться в том, что ваши ученики успешно смогут применять их как на уроках, так и в жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klasnyy_chas.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 37»

г. Астрахань

Урок – путешествие «По родному городу»

Учитель начальных классов:

С. И. Исаева

Урок – путешествие «По родному городу», проведённый в 4-м классе на занятиях кружка «Краеведение»

Цели урока:

1.Познакомить с родным городом, его достопримечательностями.

2.Прививать любовь к родному краю, родной природе.

3.Воспитывать бережное отношение к природе края и города.

4.Развивать внимание и память.

5.Формирование у детей начал экологической культуры.

6.Оздоровление детей и обогащение новыми впечатлениями.

Оборудование:

а. Демонстрационный материал:

1. Картосхема намеченного маршрута.

2.Выставка книг об Астрахани.

3. Буклет открыток «Астрахань на старинных открытках», «Астрахань современная».

4. Астраханский заповедник (книги, открытки).

5. Астраханский историко -  архитектурный музей – заповедник (фотоальбом)

6. Рыболовные снасти : удочки и набор рыб.

7. Кроссворд, плакаты, тестовые вопросы.

б. У детей листы с номерами вопросов от 1 – 10 для тестового задания.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

Ребята! Астрахань – один из старейших городов Нижней Волги. Летопись нашего края складывалась в бурном потоке времени. Годом основания Астрахани считается 1558 год, когда на левом берегу Волги был построен деревянный Кремль. Постепенно Астрахань становится крупнейшим торговым центром России, «южными воротами» страны на восток. Сюда приезжали такие великие люди, как Пётр 1, Александр 2, М. Горький и многие другие. Одновременно менялся и облик города. Строились замечательные ансамбли церквей, монастырей, мечетей, воздвигались жилые каменные и деревянные строения. Город удивительным образом сочетает в себе строгие классические европейские формы с причудливыми мотивами восточной архитектуры.

История Астрахани – особый миф. Постичь его – означает приобщиться к утекающему историческому времени, понять его – сохранить в памяти следующих поколений историю, культуру, красоту.

Звучит музыка. Ученик читает стихотворение:

«На рассыпанных островах

Белый город, как камень, лежит.

Волга гордо навстречу бежит,

Тихо ива над Волгой дрожит.

Это – Астрахань – город родной,

Он седой, он такой молодой.

Будет Астрахань вечно цвести, Вместе с нами по жизни идти.

Город памятников и площадей,

Город честных и добрых людей.

Где бы нам ни пришлось побывать

Не должны мы о нём забывать!»

Учитель:

Наибольший отклик в душе каждого человека находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. А что может быть прекраснее живой природы? Наш город расположен в уникальном месте – дельте Волги. Богат и разнообразен растительный и животный мир нашего края. Беречь и охранять его – задача каждого из нас. Поэтому наше путешествие будет носить также и экологический характер.

Звучит музыка. Ученик читает стихотворение.

«Мои стихи – во имя жизни,

Во имя счастья и любви.

Ведь мы должны беречь Отчизну

И изумрудный цвет листвы.

Дрожа, как лист осенний, робко,

На нас животные глядят,

И лишь меж зверем и ребёнком

Доныне существует лад.

Должны беречь мы лес и поле,

Любить голубизну волны

И жителей святого моря

Хранить для будущей страны.

Не загрязнять родные реки.

Ведь эту воду все мы пьём.

Добро есть в каждом человеке.

С ним мы родились и живём».

2.Учитель:

Ребята! Перед вами – картосхема, на которой все объекты обозначены своим знаком и цветом. Их мы и посетим сегодня.

Остановка № 1 «Жилгородок»

Отсюда мы начинаем наш маршрут. Это одно из самых оживлённых мест в городе. Посмотрите, сколько машин на перекрёстке! Перечислите, какие из них вы знаете и выберите самый экологически чистый вид транспорта для нашего путешествия.

Дети: автобус, троллейбус, грузовик, легковые машины, маршрутные такси, мотоциклы.

Учитель: Молодцы! А какой же из них экологически чистый вид транспорта?

Дети: Троллейбус.

Учитель: Правильно. Автотранспорт работает на бензине и выделяет выхлопные газы, вредные для здоровья человека. А троллейбус работает на электричестве. (Все расселись по местам, поехали)

По дороге дети вспоминают правила поведения в общественном транспорте:

1.Уступать место старшим

2.Не толкать друг друга

3.Громко не разговаривать

4.Не спорить, не ссориться.

Остановка № 2 «Лебединое озеро»

Физкультминутка

Учитель: Это озеро было создано для отдыха горожан. Расположено в центре города. По берегам разбиты зелёные газоны, посажены деревья, установлены скамейки. Зимой, когда вода замерзает, здесь начинает работу центральный каток. А весной и летом здесь живут белоснежные лебеди, которых привозят из Астраханского заповедника. Поэтому оно и называется…

Дети: Лебединое озеро.

Учитель: Пернатые – наши друзья. В Астраханском крае водится очень много разных птиц. Все они полезны для человека, так как уничтожают вредных насекомых и вредителей полей – грызунов.( Демонстрируются плакаты и открытки с изображением птиц Астраханского края. Предлагаются загадки о них.)

1.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает…                        (воробей)

2.Особа всем известная

Она – крикунья местная,

Увидит тучку Тёмную –

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона

Кто это….                                (ворона)

3.На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит….        (дятел)

4.Угадайте что за птица

Света белого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это….                 (сова)

5.В лесу ночном кукует птица

Она назвать себя боится.

«Ку – Ку», «Ку – Ку» -

Не спит опушка.

А птицу эту звать….                (кукушка)

6.Синяя косынка,

Тёмненькая спинка

Маленькая птичка

Звать её….                                (синичка)

Учитель: Птицы – наши друзья. Трудно себе представить природу без них, без их пения. Поэтому мы должны их беречь, охранять, не разорять гнёзда, подкармливать зимой.

Остановка № 3 «Астраханский Кремль»

Дети рассматривают альбомы и открытки с видами Кремля. Учитель рассказывает:

Астраханский Кремль – сердце Астрахани, самое дорогое место для каждого астраханца. Это – величественный ансамбль памятников военно – инженерного зодчества и архитектуры 16 – 17 вв. Его златоглавые храмы радуют взоры горожан своей белокаменной резьбой и строгими очертаниями. В старину он был мощной крепостью для защиты от набегов кочевников и разбойников. Сейчас в нём расположен музей, при посещении которого можно подробно узнать об истории нашего города и области. Перед южной стеной Кремля расположена главная площадь нашего города. Перед нами сад с фонтанами, деревьями и клумбами. Поэты и художники воспевают красоту цветов, композиторы посвящают им свою музыку. Люди издавна рисовали цветы, украшали ими одежду, посуду, игрушки. Цветы приносят людям особую радость и поднимают настроение. Без них не обходится ни один праздник.

( детям предлагается решить цветочный кроссворд)

      А

      А

      А

      А

      А

 

 Роза, астра, мимоза, ромашка, гвоздика

Физминутка

Остановка № 4 «Волга, городской пляж»

(Звучит песня Стрелки из кинофильма «Волга – Волга» на музыку М. Дунаевского.

Учитель: Мы выходим на берег Волги. Это могучая, широкая река. Это – главная водная артерия России. По ней доставляются грузы и пассажиры в разные города страны и зарубежья. Какие суда ходят по Волге?

Дети: Пароходы, танкеры, баржи, катера, лодки и т. д.

Учитель: Волга богата рыбой, продукты из которой славятся по всей стране. А какая рыба в ней водится, мы узнаем, когда наши рыболовы вернутся с рыбалки

Проводится игра «Рыболовы»

Два ученика берут удочки с магнитиками вместо крючков. Набор картонных рыб с кнопками вместо глаз распределяется по поверхностиусловной реки. В течение 1 минуты рыбаки стараются выловить как можно больше рыбы. В конце игры они читают названия рыб, написанные на обороте. Таким образом все дети узнают, какая рыба водится в Волге.

Учитель: Если мы перейдём мост, то окажемся на острове, где расположен городской пляж. Летом сюда приезжает много горожан, чтобы отдохнуть на природе, искупаться, позагорать, подышать чистым воздухом. Как надо вести себя на воде?

Дети читают с плаката правила поведения на воде.

Учитель: Специальные люди убирают территорию пляжа. Но все должны помнить, что брошенные бутылки и мусор приводят к загрязнению окружающей среды, страдает экология, наносится ущерб природе. Мусор за собой надо…

Дети ( хором) Убирать!

Остановка № 5 «Братский садик»

Учитель: Это последняя остановка. Здесь заканчивается наше путешествие. Раньше на этом месте была торговая площадь. После того, как здесь в братской могиле были похоронены воины, павшие в Гражданской войне, был разбит сквер, получивший название Братский сад. Здесь же установлен монумент защитникам Отечества, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и зажжён Вечный огонь. Видите, как здесь красиво?!

Далее проводится тест, целью которого является проверка знаний полученных на занятиях кружка «Краеведение» (На партах карточки с номерами вопросов)

Учитель читает вопросы. Если ученики считают, что в предложении всё сказано правильно, они ставят (+), если неправильно (0)

Вопросы:

1.Надо охранять и беречь природу? (+)

2.Автобус – экологически чистый транспорт? (0)

3.Зимой надо подкармливать птиц? (+)

4.Ворона, воробей, синица – перелётные птицы? (0)

5.Площадь Ленина расположена на берегу Волги? (0)

6.Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

7.В Волге водятся акулы? (0)

8.Лебедь, ласточка, скворец – зимующие птицы? (0)

9.Астрахань – южные ворота России? (+)

Учитель: А теперь посидим на скамейках, отдохнём, полюбуемся природой вокруг. Поделимся впечатлениями.

- что было интересно?

- что особенно запомнилось?

- где ещё хотелось бы побывать?

Ответы детей.

3.Заключение.

Учитель: На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы! Хочу пожелать, чтобы вы, городские жители, смотрели на природу глазами доброго человека. Много интересного таит она в себе. И чем бережнее мы будем относиться к её богатствам, тем чаще можно будет услышать всплески рыб, пение птиц, осторожный шаг зверей сквозь суматоху и шум городских улиц.

На этом наше путешествие заканчивается. А вот и ваше творческое домашнее задание: нарисовать в альбомах Астрахань такой, какой вы её себе представляете.

После урока дети рассматривают буклеты открыток, рисунки, плакаты о родном городе и заповедных уголках области, знакомятся с выставкой книг об Астрахани.

Список используемой литературы:

1.Ашурков В. Н. «Историческое Краеведение», М., «Просвещение» 1980 г.

2.Воробьёв А. В. «Астраханский Кремль», Издательство «Волга», Астрахань, 1958 г.

3.Корабельников В. А. «Краски природы», М., « Просвещение» 1989 г.

4.Аннотированный справочник «История Астрахани в названиях улиц» Астрахань 1999г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный родному городу

О прошлом, настоящем родного города....

Классный час "Мой родной город - Нижний Новгород"

Классный час "Нижний Новгород - мой родной город " Цели: Познакомить учащихся с историей Нижегородского кремля.Развивать патриотическое воспитание у детей младшего школьного  возраста к исто...

классный час о родном городе

ребята узнают об истории своего города, научатся ценить и уважать труд горожан...

классный час о родном городе

ребята узнают об истории своего города, научатся ценить и уважать труд горожан...

Классный час "Краски родного города"

Классный час, посвящённый 65-летию родного города....

Классное мероприятие"Юбилей родного города"

Классное мероприятие ,посвященное 285-летию города Барнаула...

Классный час "Мой родной город -Выкса!"

Классный час на тему « мой родной город»Цель: воспитание интереса к историческому прошлому и заинтересованности в будущем города....