РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модифицированная образовательная программа «Весёлая экология»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Лаврухина Маргарита Ивановна

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникает ассоциации с трудной, монотонной работой, далёкой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение, уже давно добытых кем-то знаний. Потому-то нас не удивляет, что для ребёнка обычно это повинность, тяжёлый, напряжённый, но, как принято считать, необходимый труд. Более того, многие склонны утверждать, что это нормально, что так и должно быть. Так учили нас, так учились вы, так мы учим их... И лишь отдельные мечтатели говорят об «учении с увлечением», о какой-то принципиально другой школе - «школе радости». Школе, где интересно учится. Где радостным является, прежде всего, основной вид деятельности - учение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselaya_ekologiya.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Модифицированная образовательная программа

«Весёлая экология»

                                                                                                     Возраст обучающихся: 6-8 лет

Срок реализации: 1 год

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми

документами:

  1. Федеральный компонент государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
  2. Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»
  1. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. Приказ МОиН РФ  от 09.12.08 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 уч. год.
  3. Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Введение

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникает ассоциации с трудной, монотонной работой, далёкой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение, уже давно добытых кем-то знаний. Потому-то нас не удивляет, что для ребёнка обычно это повинность, тяжёлый, напряжённый, но, как принято считать, необходимый труд. Более того, многие склонны утверждать, что это нормально, что так и должно быть. Так учили нас, так учились вы, так мы учим их... И лишь отдельные мечтатели говорят об «учении с увлечением», о какой-то принципиально другой школе - «школе радости». Школе, где интересно учится. Где радостным является, прежде всего, основной вид деятельности - учение. А может ли учение быть интересным и радостным? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто - обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение этот уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нём есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Но решение это не доведено до уровня практического использования в массовой школе. Происходит это потому, что под обучением принято понимать нечто совсем иное. Совсем по-другому могут и должны обстоять дела в дополнительном образовании. Тем более что нам нет никакой необходимости дублировать школу. Нас никто не торопит. Никто не диктует нам, чему и как учить. А потому вся наша учебная работа может и должна строиться на основе взаимных потребностей, интересов и личных желаний.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое образование играет важную роль в вопросе воспитания современной молодёжи, возможности которого позволяют дать школьникам знания по истории своего края, обычаям, культуре в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины, способствует формированию у воспитанников потребности сохранить природу родного края. Практическая экологическая деятельность способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду школьных предметов, не повторяя школьной программы. На занятиях детям в комплексе предлагается материал по основам ботаники, зоологии, экологии, орнитологии, адаптированный к возрасту младших школьников.

Предлагаемая программа является модифицированной программой по экологии для младших школьников, направлена на экологическое воспитание подрастающего поколения средствами досуговой деятельности. В основе программы - опора на «эмоциональное неравнодушие» каждого ребёнка к природе и наиболее полное привлечение его эмоционально-чувственной сферы.  Эмоциональная тяга  к природе,  стремление  к общению  с  ней, сформированные в младшем школьном возрасте, является основой дальнейшей работы в области экологического воспитания и образования школьников. По цели обучения программа характеризуется как познавательная, расширяющая кругозор обучающихся.

Актуальность программы.

Эколого-биологическое образование является важным звеном современного образования. Несмотря на понимание этого момента, в школах имеется мало программ экологической направленности. Данная программа ориентированна на занятия с детьми младшего школьного возраста и носит познавательно - досутовый характер. Это даёт возможность получения элементарных экологических познаний, воздействующих на эмоциональную сферу обучающихся и наполняющих активно-деятельностным, психологически комфортным содержанием свободное время детей. В сравнении с другими учебными программами по экологии актуальность данной программы заключается в использовании в обучении познавательных, развивающих, дидактических игр, содержание которых помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Правильно подобранные и хорошо организованные обучающие игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию обучающихся, содействуют укреплению их здоровья, пробуждению живого интереса к экологии.

Отличительные особенности программы

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и педагогом, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для становления научно-познавательных, эмоционально-нравственных отношений ребёнка к природному и социальному окружению.

Задачи программы:

в обучении:

  1. углубление и расширение знаний обучающихся в различных
    областях      естественнонаучных      дисциплин,       содействие
    формированию    научного    мировоззрения,    понимания    не
    разрывного единства природы и общества;
  2. формировать у детей начальное представление о взаимосвязи
    живых организмов и среды в природе;
  3. формировать    начальное    представление    об    особенностях
    взаимоотношений     современных     людей     и     природы     и
    возникающих при этом проблемах;

в развитии:

  1. развивать воображение детей, расширять «диапазон чувств»
    ребёнка;
  2. развивать   творческую   активность   и  творческое   мышление
    посредством использования игровых технологий;
  3. развивать     логическое     мышление,     умение     излагать     и
    обосновывать свои мысли в ходе проектной деятельности;

в воспитании:

  1. воспитывать доброе отношение к природе в целом;
  2. воспитывать    ответственное    и    заботливое    отношение    к
    подопечным растениям и животным;
  3. осознание     учащимися     человека     как     части     природы,
    формировать стремление не причинять вреда природе.

Срок реализации данной программы - 1 год

Возраст детей

В детском объединении могут заниматься дети 7-8 лет. Присущие детям этого возраста эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать основными теоретическими знаниями по экологии являются главными аспектами построения образовательной программы «Весёлая экология». Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе.

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 144 часа и предполагает проведение двух занятий в неделю по 2 часа каждое. В программе темы распределены по разделам; на практике же большинство тем являются сквозными, т. е. осваиваются на протяжении всего времени обучения.

В каждой теме программы существует раздел практической работы, основанный на разнообразных формах творческих заданий (ролевые, развивающие, дидактические, тризовские игры и пр.). Темы программы содержат как теоретический, так и практический материал.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

Управление программой.

Виды контроля:

  1. текущий     -     осуществляется     посредством     наблюдения     за
    деятельностью ребёнка в процессе занятий;
  2. промежуточный  -  праздники,  викторины,  игровые  программы,
    конкурсы, проводимые в форме итоговых занятий;
  3. итоговый - открытые занятия, праздники.

Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  1. самостоятельная разработка учащимися текстов бесед,  сообщений,
    обзоров для выступлений перед аудиторией;
  2. контрольные формы работы:  тесты,  контрольно - познавательные
    игры;
  3. открытые занятия в игровой форме;
  4. участие в массовой деятельности учреждения;

Формы итоговой аттестации:

  1. участие в открытых занятиях; выставках, массовых мероприятиях;
  2. творческий отчёт.

Принципы реализации программы.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно
    только по его желанию).
  2. Принцип   адекватности   (учёт   возрастных   особенностей   детей   и
    связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых
    учебных групп школьников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и
    умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть
    доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от
    занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип      индивидуально-личностной      ориентации      воспитания
    (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип связи обучения с жизнью.
  11.  Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности

учащихся.

  1. Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
  2. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  3. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:

1.        Активно   -   деятельное   воспроизводство   содержания   предмета   в
противовес пассивному созерцательному восприятию.

2.        Расширение      информационного      образовательного      пространства:
' самостоятельная работа с книгой, подготовка сообщений, поисковая

деятельность.

  1. Опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих
    способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и
    убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
  2. Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание
    игры с практическим назначением деятельности.
  3. Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
  4. тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни
    именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
  5. Взаимодействие с социумом, общественно - полезный труд

Этапы обучения.

Образовательные возможности программы значительно шире традиционной школьно - урочной системы. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих подростков видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании. Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до исследовательской деятельности.

Первый год обучения.

Программа информационной направленности, характеризуется мотивацией ребёнка к учебной деятельности. На этом этапе активизируется познавательная сфера. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребёнок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа, у ребёнка развивается активный интерес к данному виду деятельности. Следующий этап обучения, это обращение к внутреннему миру ребёнка. На данном этапе происходит активизация в сфере врождённой внутренней тяге к природе и чувства единства с ней.

 Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.

Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

  1.  Наличие учебного кабинета, а в нём Уголка природы;
  2. Постоянное   пополнение   информационного   банка   (периодические
    издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
  3. Определённый возрастной диапазон    членов детского объединения,
    необходимый для нормального общения в детской среде;
  4. Многообразие  форм  обучения и воспитания;  социально  значимая
    направленность деятельности, мажор и тонус в работе;

Обеспечение программы.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  1. Методико - дидактическое обеспечение;
  2. Пакет творческих заданий по различным темам,  способствующих
    созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
  3. Фонд   литературы   по   предмету,   библиотечка   юного   эколога   с
    привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
  4. Набор учебных плакатов по экологии;
  5. Участие педагога в семинарах, курсах повышения квалификации;
  6. Проведение   открытых   занятий   для   коллег,   родителей   с   целью
    повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
  7. Пакет тестов, других форм психологической и профессиональной
    диагностики;
  8. Технические средства обучения: микроскоп, магнитофон;
  9. Для   непосредственного   общения   детей   с   природой   необходимо
    наличие Уголка природы.

Ожидаемый результат:

По окончании первого года обучения обучающиеся должны:

знать:

  1. основные понятия и закономерности экологии и охраны природы,
  2. 10 видов животных и их отличительные признаки;
  3. 3-4 вида аквариумных рыбок;
  4. отличительные особенности нескольких видов птиц;
  5. о свойствах воды и её значении в быту;
    уметь:
  6. отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;
  7. отличить съедобный гриб от несъедобного;
  8.  определять виды растений и животных нашего края по гербарию и
    натуральным объектам с помощью определителя
  9. пользоваться понятийным аппаратом

Учебный план первого года обучения

№ п/п

Название раздела

Всего часов

В том числе

теоретические

практические

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Мир вокруг нас

66

34

32

3

Уголок живой природы

18

7

11

4

Природа и люди - одно целое

12

1

11

5

Если хочешь быть здоров

26

7

19

6

Природа в опасности

18

7

11

7

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

144

58

86

Содержание программы первого года обучения.

Введение (2 ч.)

Техника безопасности, техника пожарной безопасности и правил дорожного движения. Знакомство с целями и задачами программы «Весёлая экология».

Мир вокруг нас. (66 ч.)

Теоретические занятия.

Что такое экология. Что такое природа. Живая и неживая природа. Разнообразие растительного мира. Культурные растения. Почему трава зелёная. Почему трава и листья желтеют. Почему идут дожди. Отчего бывают грозы. Вода вокруг нас. Вода нужна всем. Кто живёт в воде. Что растёт в воде. Свойства воды. Почему бывают туманы. Туманы в городе. Полезные свойства туманов. Где рождается снег. Почему снег белый. Откуда берутся снежные узоры на окнах. Дышим - значит живём. Почему воздух становится грязным. Земля - кормилица. Что такое почва. Вода в почве. Сравнение домашних и диких животных. Беседа о лесе. Кто главный в лесу. Волк и леса - лесные хищники. Наши пернатые друзья. Что мы знаем о птицах. Гости на цветке. Разнообразие насекомых.

Практические занятия

Экологическая игра «Живая и неживая природа». Природоведческая игра-эстафета «Весёлое путешествие в природу».Беседа-сказка «Как Иванушка сентябрь спасал».Игровая программа «В гости к Берендею».Экологическая игра-путешествие «Где что зреет». Беседа-сказка «Как растения пьют воду». Развлекательный час «Лукошко матушки Осени». Экскурсия «Как растения готовятся к зиме». Опыт «Гром и молния». Круговорот воды в природе. Игра «Ходят капельки по кругу». Опыт «Вода нужна всем». Познавательный час «Воздух-невидимка». Знакомство со свойствами воздуха. Как увидеть или услышать воздух. Опыт «Как передвигается вода в почве». Подземная «кладовая». Опыт «Как разрушаются горы». Экологическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?» Зоовикторина «Дикие и домашние животные». Игра-путешествие «По лесным тропинкам». Познавательная игра-путешествие «Как обитатели леса проводят зиму в лесу». Игра-сказка «Как маскируются   дикие   животные».   Беседа-размышление   «Путешествие   по

зоопарку». Экологическая игра «Птичья столовая». Экологическая игра «Чудо-соты».

Уголок живой природы. (18 ч.)

Теоретические занятия

Обитатели  нашего  уголка  природы.  Животные  уголка живой  природы.

Черепахи. Грызуны. Кормление животных.  Используемые корма.  Птицы

уголка   живой   природы.   Аквариумные   рыбки.   Растения   уголка   живой

природы.   Комнатные   растения.   Влагоустойчивые   и   засухоустойчивые

комнатные растения.

Практические занятия

Опыт «Определение возраста рыбы». Сравнение рыб и лягушек. Наблюдения

за жизнью в аквариуме.  Размножение комнатных растений.  Подкормка

комнатных растений. Уход за растениями уголка живой природы. Опыт

«Растение теряет влагу через испарение».

Природа и люди - одно целое.(12 ч.)

Теоретические занятия

В природе всё взаимосвязано. Человек - часть природы.

Практические занятия

Экскурсия «Природа моего города». Экологическая игра «Природа - это

наши корни, начало нашей жизни». Игра-исследование «Я - человек, играю,

думаю, живу». Фантаст-проект «Планета    моей мечты». Тризовская игра

«Что было бы, если...»

Если хочешь быть здоров. (26 ч.)

Теоретические занятия

Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Полезные свойства воды. Как закаляться. Обтирание и обливание. Лекарственные растения - средство оздоровления человека. Питание - необходимое условие для жизни человека. Правильно ли мы едим? Здоровая пища для всей семьи. Мы и наши зубы. Зачем человек спит, и как сделать сон полезным. Практические занятия

Игра-путешествие «Путешествие на поезде «Здоровье». Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули». Беседа-сказка «Как защитить себя от болезней». Вредные привычки. Развивающая игра «Как уберечь себя от вредных привычек». Экологическая сказка-быль «Коварные феи». Экологический поезд «Путешествие в Слортлаядию». Эстафета «Весёлые старты». День здоровья «Советы доктора Айболита».

Природа в опасности. (18 ч.)

Теоретические занятия

Изменения в природе под влиянием человека. Поможем природе - поможем

себе. Как вести себя в природе. Напоминающие знаки в природе. Мой край

родной - заповедные места Белгородчины.

Практические занятия

Познавательный   час   «Планета  Земля   в   опасности».   Аутотренинг   «Ты

прекрасней всех на свете, моя Земля!». Экологический марафон «Земля -

наш дом родной». Рисование карточек «Правила поведения в природе». Экологическая игра «Животный мир родного края». Красная книга - сигнал опасности. Игра-путешествие «По заповедным местам Белгородчины». Эколого-природоведческая игра «Растения, занесённые в Красную книгу». Познавательный час «Животные, занесённые в Красную книгу». Сохраним удивительный мир растений и животных. Игровая программа «Зоологические забеги». Обобщающая беседа «Экология и мы».

Итоговое занятие (2 ч.)

Игровая программа «Здравствуй, солнечное лето!»

Список литературы:

Для педагога:

  1. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
  2. Белоножкина О.В. «Инсценированные классные часы в начальной школе. Как
    быть здоровым». Волгоград «Учитель». 2006
  3. Бондаренко  Т.   М.   «Экологические  занятия  с  детьми  6-7  лет».   Воронеж
    «Учитель» 2002.
  4. Донина О.И. «Путешествие по Вселенной». Москва: «АРКТИ». 2009
  5. Дмитриева     Н.Я.,     И.П.Товпинец     "Естествознание"     Пробный     учеб-
    М. .Просвещение, 2002
  6. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
  7. Конвенция о правах ребёнка. Нью - Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
  8. Королева А.В.  "Естествознание для малышей" журнал "Начальная школа"
    1998г. №10
  9. Кульневич   СВ.,   Лакоценина   Т.П  "Нетрадиционные   уроки   в   начальной
    школе: Практическое  пособие  для  учителей  начальных  классов,   студентов педагогических учебных заведений.-
  10. Маханева М.Д.   «Экология  в детском саду  и  начальной  школе».  Москва
    «творческий центр». 2009
  11. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми"
  12. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей». Минск «Асар». 2001
  13. Николаева С.Н. методика экологического воспитания в начальной школе. Книга
    для учителей начальных классов -М.:Просвещение,2001.
  14. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О. Е. «Новые 135 уроков здоровья,
    или Школа докторов природы». Москва «Вако». 2008
  15. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении
    типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
  16. Ростов н/Д:ТИ "Учитель", 2002.
  17. Рыжова Н, А "Не просто сказки"(экологические рассказы, сказки, праздники)
  18. Рыжова Н.А "Наш дом - природа"Журнал "Начальная школа" 1998г. №10.
  19. Шорыгина  ТА.   «Беседы  о  домашних  и  декоративных  птицах».   Москва
    «Творческий центр». 2008
  20. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
  21. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
  22. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

Для обучающихся:

  1. Большая энциклопедия животного мира. М. :ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
  2. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  3. Брюс Джим, Анжела Вилке, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов" Животные. -
    М.:ЗАО"Росмэн", 2006.
  4. Кашинская Е.А. «Всё обо всём». Москва. 1999
  5. Лисицин Ю,П, «Книга о здоровье». Москва. 1998
  6. Малахов Г. П. «Целительные силы» АО «Комплект». 1995
  7. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  8. РосмэнМ. «Тайны живой природы». Москва. 1995
  9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л. А.Багрова- М.:Тко "ACT",
    1995.
  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "ACT",
    1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.        Программа  ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...

Рабочая программа. Весёлая грамматика. 4 класс.

Рабочая программа факультатива "Весёлая грамматика" для 4-го класса....

Образовательная программа по экологии "Нравственная социализация личности младших школьников"

Программа курса «Нравственная социализация личности младших школьников» рассчитана на изучение в 1-4 классах – на внеклассных занятиях, уроках природоведения, чтения, обществознания  и уроках раз...

Рабочая программа "Весёлый счёт"

Программа «Веселый счёт» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку ...

Рабочая программа "Весёлые нотки" для детей 5-7 лет

Рабочая программа "Весёлые нотки"  предназначена для музыкально-эстетического развития детей 5-7 лет. Может быть использована в детских музыкальных и общеобразовательных школах....

Введение в образовательную программу «Юный эколог» (экологическая игра «Живая планета»

Конспект  открытого занятияТема: Введение в образовательную программу «Юный эколог» (экологическая игра «Живая планета»Цель: Сформировать у детей первичный интерес к занят...