Образовательная программа по экологии "Нравственная социализация личности младших школьников"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Маринкина Светлана Евгеньевна

Программа курса «Нравственная социализация личности младших школьников» рассчитана на изучение в 1-4 классах – на внеклассных занятиях, уроках природоведения, чтения, обществознания  и уроках развития речи.Данная программа ставит реальный мир природы в качестве отправного пункта. Содержание материала, формы и методы опираются на природу как объект познания. Именно природа становится системообразующим элементом процесса начального естественно-научного образования. Опора на реальный  мир природы, его образ, который дети ежедневно воспринимают и познают – отличительная черта программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Е.Маринкина

 Нравственная социализация личности младших школьников

Йошкар-Ола

2008


Министерство образования Республики Марий Эл

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

Отдел образования администрации  

МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск»

Маринкина С.Е.

 Нравственная социализация личности младших школьников

(Образовательная программа по экологии)

Йошкар-Ола

2008

Маринкина С.Е. Нравственная социализация личности младших школьников. – Йошкар-Ола. 2008

Рецензенты:  

        Н.А.Толстова, кандидат педагогических наук, лаборатория по проблемам развития Единого воспитательного пространства малого города.

        О.В.Ладыкова, кандидат психологических наук, Нижегородский государственный педагогический университет.

        Л.А.Борисова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. Яковлева.

Проблема, выдвинутая учителем начальных классов лицея г.Козьмодемьянска Маринкиной С.Е., является актуальной на современном этапе в связи с глубокими изменениями в области идеологии и культуры. Общество начинает вновь проявлять интерес к духовным ценностям.

Образовательная программа «Нравственная социализация личности младших школьников» одобрена лабораторией педагогических проблем Единого воспитательного пространства малого города и рекомендована к использованию для инновационных образовательных учреждений. Программа является составной частью образовательного процесса и повышает уровень экологической грамотности учащихся.

Мероприятия данной программы - специально организованная деятельность, способствующая формированию у младших школьников чувства патриотизма, гуманизма. Учащиеся приобретают определенные умения и навыки, учатся оценивать тот мир, который окружает их, и с которым они вступают во взаимодействие.

Программа может стать принципиальной основой педагогической технологии, предполагающей вариативность практической реализации учебного материала в начальной школе.

        

Пояснительная записка

  Актуальность.  Анализ курса «Окружающий мир», который изучается в начальной школе, и данного направления внеклассной работы позволил сделать вывод о формальном обращении к реальному миру природы в младших классах, непониманию сущности и значения пропедевтики начального естественно-научного образования, отсутствием  специфики в связи  с возрастными особенностями. Объектом изучения в начальной школе традиционно является в основном естественная природа: неживая природа, растения, животные, процессы, происходящие с ними. Природа как основа бытия оказывается на «задворках» образования. В сложившейся ситуации у детей формируется ложный образ природы – абстрактный, через видение природы другим человеком. Нельзя отделить от природы человека, поэтому значимым компонентом познания должна быть социализированная природа. Дети должны изучать природу и не только природу, а еще и законы ее бытия, должны научиться понимать человека как частицу этой природы, место человека в природе.

Данная программа ставит реальный мир природы в качестве отправного пункта. Содержание материала, формы и методы опираются на природу как объект познания. Именно природа становится системообразующим элементом процесса начального естественно-научного образования. Опора на реальный  мир природы, его образ, который дети ежедневно воспринимают и познают – отличительная черта программы.

Программа курса «Нравственная социализация личности младших школьников» рассчитана на изучение в 1-4 классах – на внеклассных занятиях, уроках природоведения, чтения, обществознания  и уроках развития речи.

Темы выстроены в логической последовательности и представлены в трех блоках:

Погружение, социализация и творческая самореализация.

Все три блока тесно взаимосвязаны и дают педагогу возможность использовать различные формы и методы обучения при раскрытии темы.

I БЛОК  - погружение

Проводятся экскурсии, беседы, интервью, клубные часы, досуг, олимпиады и  т.д. При проведении этих мероприятий дети погружаются в проблематику нравственных общечеловеческих приоритетов, происходит пробуждение биологического и экологического сознания, выработка индивидуальной шкалы нравственных ценностей.

II БЛОК – социализация

В этом блоке делается упор на изучение теоретического материала с учетом возрастных особенностей младших школьников. Темы изучения подобраны так, что они погружает детей в мир природы и природных явлений, подчеркивает взаимовлияние природы на человека и человека на природу, вырабатывают у детей навыки правильного поведения в природе, общения с природой, духовному и нравственному становлению личности. Все темы проходят сквозной нитью через уроки и внеклассные  занятия.

III БЛОК-творческая самореализация

В этом блоке  реализуются первых два блока. Это: концерты, выставки, лектории, фестивали, проблемные игры, составление справочников и энциклопедий, создание правил поведения на природе и их выполнение, написание Эссе, сочинений - размышлений, стихов, театрализованных шоу и т.д.

Кроме того, в этом блоке происходит реализация социальных поступков в практические дела в природоохранной деятельности: изготовление кормушек, скворечников, посадка деревьев, цветов, очистка родников, укрепление оврагов  и т.д.

В результате этой деятельности  происходит удовлетворение познавательных и творческих потребностей, создаются  условия для самореализации личности ребенка в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях.

Представленная образовательная программа может стать основой принципиальной педагогической технологии, предполагающей вариативность практической реализации учебного материала, которая зависит от интересов детей, интересов учителя и его индивидуальных творческих способностей и возможностей.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся!

                /Н. Старшинов/

       

Цель: Содействовать становлению всесторонне образованной социально активной личности, понимающей новые явления в процессе, владеющей системой взглядов и принципов;  развитию творческих способностей, самореализации в соответствии с личностным потенциалом, интересами и потребностями.

Задачи:

  1. Содействие комплексному, эмоциональному и рациональному восприятию природы, синтезу естественно - научных, социальных, экономических знаний и на этой основе проявлению способностей учащихся.
  2.  Духовное становление и  гармонизация личности на основе общения с природой, восприятию целостной картины окружающего мира, осознание проблем, стоящих перед обществом и их комплексного характера.
  3. Удовлетворение познавательных и творческих потребностей учащихся в процессе самореализации.
  4. Проникновение в более глубокое понимание учебного материала, формирование навыков решения комплексных, социальных и экологических задач на основе обучения и их практического решения.
  5. Развитие навыков решения проблемных  задач, самостоятельного поиска знаний и обретения опыта их исследования в повседневной жизни, способностей воспринимать чужую точку зрения, стремление к сотрудничеству и разрешению конфликтов.
  6. Формирование биологического и экологического сознания, создание условий для  построения на основе этики и постматериальных ценностей индивидуальной шкалы нравственных установок, неравнодушного отношения к окружающей среде через  личностное восприятия биологических, экологических и социальных проблем.
  7. Развитие самостоятельности критического мышления, умение вырабатывать и отстаивать свою точку зрения в ситуациях, требующих принятия нравственно – обоснованных решений.

                                   

Содержание

I   БЛОК

ПОГРУЖЕНИЕ

I. Экскурсии:

  1. Экскурсия в осенний лес (парк)

     (Сбор детьми шишек, листьев для осеннего букета и гербария)

  1. Экскурсия в зимний лес

    (Наблюдение  за повадками птиц и их внешним видом)

  1. Экскурсия на реку.

(Наблюдение за ледоходом)

  1. Экскурсия в весенний лес:     «Идет, гудет, зеленый шум!»

5.  Экскурсия «Наблюдения детей за трудом взрослых весной в поле, саду,

     огороде».

Урок-экскурсия в 1 классе

Что это за дерево?

Цели урока: Понаблюдать за осенними изменениями в природе, познакомить детей с хвойными и лиственными деревьями; учим распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: гербарные папки, коробки с листьями различных пород деревьев, веточки ели, лиственницы.

Ход урока

Вступительная беседа

-   Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

-   Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)

-   Как греет солнце? (Ответы детей.)

-   Ребята, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха пригласили нас в это удивительное местечко. Где же мы находимся? (Ответы детей.)

-   Отгадайте загадку:

Есть у ребят Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

-   О каком зеленом друге говорится в загадке? (Это лес.)

-   О каких ладошках здесь говорится? (О листьях.)

-   Изменился ли внешний вид листьев по сравнению с летом? (Ответы детей.)

II. Практическая работа - знакомство с лиственными деревьями.

Дети собирают опавшие листья в букеты.

Собирать нужно только опавшие листья, так как, срывая листья с дерева, можно поломать ветку и этим нанести дереву вред.

-  Скажите, одинаковые ваши листья или разные? Чем отличаются листья друг от друга?

-  Можно ли определить, от каких деревьев эти листья?

- Я предлагаю всем разойтись по группам и разложить листья в гербарные папки - относительно породы дерева. Сначала выбирайте хорошо знакомые листья.

Консультанты получают от учителя гербарные папки. Один из консультантов показывает и называет знакомый лист, все остальные находят у себя и показывают лист данной породы дерева и само дерево.

Если дети не могли определить название всех листьев, учитель предлагает открыть Атласы-определители «От земли до неба» (стр. 84-87) и с их помощью определить название листа.

- Рассмотрите собранные листья. Каждый лить имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался, где у листа черешок" Покажите.

-   А где листовая пластинка? (Дети показывают.)

III. Практическая работа - знакомство с хвойными растениями

Учитель знакомит детей с хвойными деревьями.

-   Все ли деревья осенью изменили свою окраску?

- Найдите среди растущих близко деревьев ели или сосну. (Дети подходят к деревьям.)

-   Рассмотрите веточку ели. Запомните, как прикрепляются иголочки к ветке, обратите внимание на длину хвоинок. А сейчас подойдем к сосне. Чем похожи хвоинки сосны и ели. (Хвоинки зеленые.)

Дети рассматривают хвоинки.

-  Чем отличаются? (Хвоинки сосны длиннее, у ели - короче. Хвоинки сосны прикрепляются к ветке по две, а у ели -  по  одной.)

-   И ель, и сосна имеют хвоинки. Кто знает, как одним словом называются деревья, имеющие хвоинки? (Хвойные)

IV. Закрепление - игра «Узнай дерево»

Каждая группа получает коробку с листьями и веточками хвойных деревьев (предметов в коробке ровно столько, сколько человек в группе). Листья и веточки дети разбирают произвольно. По команде учителя дети бегут к тому дереву, лист которого у ребенка в руке. Затем учащиеся меняются коробками, и игра продолжается.

Листья и веточки дети могут брать из коробки, закрыв глаза. Кто не узнал дерево - получает штрафное очко (пропускает один кон).

Рекомендации для занятий дома

Можно предложить начать выполнение задания №5 в «Научном дневнике», либо выполнить задание по учебнику (стр. 15) - обвести и раскрасить собранные на прогулке листья.

II. Беседы: (Сопровождаются прослушиванием  музыкальных произведений, просмотром кинофильмов, диафильмов, мультфильмов и т.д.)

  1. «Давайте познакомимся»

(Цель: обучение детей общению с природой)

  1. «Голоса природы»

     (Используется аудиозапись «Голоса птиц», записи  музыкальных

     произведений).

  1. «Зимующие птицы»

(На основе диафильма)

  1. «Пробуждение природы»

(Используется диафильм «Как зима с весной воевала»)

  1.  «Наши домашние друзья»

    (Беседа-обсуждение кинофильма «Белый Бим - Черное Ухо»)

6. «Комнатные растения. Уход за ними»

        (Используется опыт детей за уходом комнатных растений)

7. «По грибы»

(Итогом беседы может быть использована викторина о грибах)

8. «Сохранение природных ресурсов – задача человека»

9.  «Кто живет в траве и на земле?»

        (Викторина)

10. «Музыка весны»

(Проводится после экскурсии. Дети слушают произведения Э. Грига «Весна»,  П.И. Чайковского «Подснежник»)

11. «Как научить детей видеть прекрасное в окружающей природе?»

12. «О дружбе и товариществе»

 («Синие листья» - рассказ. «Вини Пух и все-все-все» - мультфильм)

13. «Ребенок – друг и защитник природы».

Лекторий «Природа родного края»

(Методическая разработка устного журнала

в 3 классе)

Литературный монтаж устного журнала «Природа родного края».

Учитель:        Наш марийский край…Необыкновенно красив он летом и зимой,

                Ранней весной и золотой осенью. Прекрасны леса, реки и озера,                         многообразен животный мир.

Ведущий:        Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. Нам поможет в этом устный журнал. Итак, открываем первую страницу. Она называется «Край мой Марийский»

                                                                /стих. С. Вишневского/                

1 ученик:        Взгляните на карту республики. Она напоминает красивый ковер,         сотканных из зеленых лесов и голубых озер, речных долин,                 прорезанных голубыми лентами Ветлуги, Илети, Суры, Большой и Малой Кокшаги, впадающих в Волгу. Общая протяженность всех         рек республики составляет около 7,5 тыс. км.                        

Родник серебряный в лесу

Нашел я за деревней

Листву резную на весу

Над ним дуб держит древний

Из родника водицу пью

Настой целебный точно

И кружит голову мою

Пустой туман цветочный.

        Бежит прозрачно как слюда

        Из родника речушка

        Считает мне, иль мне года

        Пророчица – кукушка.                                        

2 ученик:        Волга самая длинная и многоводная река Европы, протекает по                         нашей республики на протяжении 155 км. Хороша Волга в дни                         цветения садов, прелестна Волга летом, когда по ней плывут                         белоснежные пароходы, тяжело груженый баржи и маленькие                         лодки рыбаков. На берегах реки расположились пристани

городов Йошкар-Олы, Волжска, Звенигова, Козьмодемьянска.

Недюжинною силой

По милости природы

Владеет Волга наша

Над ней висят мосты

Она турбины крутит

Качает теплоходы

Течет в рыбацкий невод

По ней плывут плоты

Она нам дарит рыбу

Весь день бурлит в работе

Ее огромной силе

Ее дела под стать.

3 ученик:        Посмотрите сколько на карте голубых пятнышек. Это озера. Их в                 нашем крае более двухсот. Они как голубые куски неба в зеленой                 оправе берегов рассеяны по всей территории, особенно много их

 в юго-западной части. А сколько рыбы в озерах. Обратите

 внимание         на их название: Щучье, Сомино, Окунево, Карась.

 Многие озера, такие как Яльчик, Таир, Кичиер, Шап

 представляют прекрасные места для отдыха.  

А лес с каждым днем хорошеет

Свистит на ветвях соловей

И старый Таир молодеет

И ждет появления друзей

Глядит он, ждет не дождется

Когда в тишине на весь лес

Трубы медной голос раздастся

Раскатится эхо окрест…

Ведущий:        Открываем 2 страницу журнала «Лесная книга». Послушав ее, вы                 узнаете, как щедры и богаты наши леса.

1 ученик:        Наш марийский край расположен в лесной зоне. Больше

 половины         его площади занимают леса. Лес красив во все

 времена года. Прекрасны, стройны высокие сосны; раскидистые

ели. А как легко         дышится в сосновом лесу.

Здесь ручей самый чистый струится

Здесь листва как старинная медь

Здесь поют полным голосом птицы

Ест горстями малину медведь.

Все вокруг говорит о доверье –

Светлый лес с отрывками цветов

Не боятся здесь птицы и звери

Человеческих громких шагов.

А отсюда ты выйдешь добрее

Мир зеленый всем сердцем любя

И до самой дороги деревья

Как родного проводят тебя.

2 ученик:        Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в                         красоте, но и в большой пользе человека.

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес.

Или рама, двери, пол? Лес.

А пенал красивый наш? Лес.

Или этот карандаш. Лес.

Ну а стол, скамейка, парта? Лес.

А тетрадка, книга, парта? Лес, лес, лес.

Оглянись. Все вокруг –

Это наш зеленый друг.

3 ученик:        А как вкусно нас кормит лес! Грибов в Советском Союзе

собирают         до 150 тыс. тонн, а ягод на несколько млн. тонн в год. Сколько радости взрослым и детям доставляет сбор грибов.

                «Грибочек, грибок

                  Масляный бок

                  Серебряная ножка…»

4 ученик:        И налево и направо –

                сколько ягод – посмотри!

                Земляничек сколько алых

                Жарким солнцем налитых

                Целый день их собирала, и все больше было их.

5 ученик:        Мы чернику собирали

                В кузовок, в лукошко

                Только рты с чего-то стали

                Черные немножко.

Ведущий:        Открываем 3 страницу журнала «Звери и птицы наших лесов».

Эта         страничка необычная, вам предстоит самим назвать

 обитателей наших лесов.

Загадки:        о лисе, белке, волке, зайце, медведе, лосе, дятле, ежике, сове.

10 ученик:        Кто эта птица? Никогда не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает.

Песня «Птицы часто нам встречаются».

Ведущий:        Очень хорошо, что вы узнали всех наших лесных зверей и птиц.                         Лес им дает и пищу и кров. А сколько в лесу таинственных

звуков и запахов и тайн.

Давайте послушаем голоса птиц и узнаем их по голосу. (грамзапись «Голоса птиц в природе»).

Сегодня мы узнали, как много прекрасного можно увидеть в лесу, как он для нас дорог. Но лес, как и все живое требует бережного отношения к себе.

Открываем 4 страницу журнала «Берегите природу».

Помните:        Дерево, трава

                Цветок и птица

                Не всегда умеют защищаться

                Если будут уничтожены они

                На планете мы

                Останемся одни.

                        (В. Берестов)

1 ученик:        В природе нет лишних животных, птиц, все они по-своему                         полезны. Птицы, змеи, ежи, ящерицы уничтожают вредителей                         леса, поля, сада. Многие обитатели прудов,  рек служат пищей

для рыб, уток, гусей.

2 ученик:        Берегите редко встречающиеся растения: ландыши, сон-траву,                         кувшинку белую, кубышку желтую, ветреницу. Не берите для                         букетов слишком много цветов. 2-3 цветка будут смотреться                         гораздо лучше, чем большой букет.

Я сорвал цветок – и он завял,

Я поймал жука – и он умер

У меня в ладони

И тогда я понял

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

3 ученик:        Берегите лес от пожаров и вредителей. Мастерите и

развешивайте в парках, садах, лесах скворечники, дуплянки.

Подкармливайте         зимующих птиц. Не губите деревья, не

засоряйте места отдыха, организуйте зеленые и голубые патрули.

                (На доске картина)

4 ученик:        В районе Кленовой горы создан природный парк «Марий Чодра».                 Красотой, богатством и разнообразием природы этот                                 замечательный уголок республики с каждым годом привлекает

все         больше и больше людей.

А теперь открываем 5 страницу «Знаешь ли ты?» Давайте проверим, хорошо ли вы знаете природу нашей республики.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему нашу республику называют лесным краем?
  2. Какая крупная река протекает в Республике Марий Эл?
  3. Какие озера носят названия рыб?
  4. Назовите самое большое озеро Республики Марий Эл.
  5. Какой природный парк расположен на территории Республики Марий Эл?

Учитель:        Мы живем в марийском крае и должны заботиться о его красоте.                 Нужно беречь, ценить и любить свою Родину.

(Песня: «Родиной милой все с детства гордятся»).

Учитель читает стихотворение Е. Шкловского «Ты береги нас, береги».

III. Занятия в клубе любителей природы.

  1. Рассказы детей о лете. Выставка коллекций растений и интересных находок. Фотоснимки.
  2. «Лесные диковинки» (Дети работают с собранным природным материалом :ветками, шишками, желудями и т.д. Оформление выставки детских работ.
  3. Проблемная игра «Когда это бывает?»

     (Викторины, ребусы, шарады по материалам экскурсий и бесед).

  1. Клуб юных путешественников.

     Игра – путешествие:

     а) определить по набору дидактических карточек стороны света,

     б) выбери маршрут,

     в) Преодолеть преграду: овраг – (дерево, веревка)

                                               река    - (плот, лодка)

                                               болото- (шест, доска)

    г) Накорми друга (из набора овощей)

    д) Заполни паузу (музыкальный номер).

5. «Клуб любителей домашних животных»

(Обмен опытом детей. Выставка любимцев с составлением визитной      карточки и правил  ухода за ними).

IV. Досуговая деятельность.

1. «У природы нет плохой погоды»… (фольклорный праздник об осени во 2 классе)

2. «Урожайная грядка»  ( КВН)

3. «Праздник цветов» ( викторина)

4. «Праздник елки» (новогодний бал)

5. «Хлеб – чудо Земли» (бенефис)

6. «Времена года» (фестиваль)

7. «Земля – наш общий дом» (лекторий)

8. «Друзья пернатых» (утренник)

9. «Берегите свою планету» (читательская конференция по произведению Э. Де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)

10. «Красная книга». (Заочная экскурсия по заповедникам и заказникам республики Марий Эл)

11. Подготовка к экологической олимпиаде (серия клубных часов)

Фольклорный праздник об осени

«У природы нет плохой погоды»

Звучит фонограмма песни на стихи Э. Рязанова «У природы нет плохой погоды» (А. Фрейндлих).

  1. Стало вдруг светлее вдвое

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У природы на плечах

  1. Утром в школу мы идем

Листья сыплются дождем!

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

  1. Прилетают паутинки

С пауками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

  1. Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето

Знать, пришли на наш порог

Осень, дождь и ветерок.

Исполняется песня М. Парцхаладзе «Листья по ветру летят»

                (грустно дуб роняет желуди…)

Ведущая:        Как грустный взгляд

Люблю я осень.

В туманный, тихий день хожу

Я часто в парк и там сижу –

На небо белое гляжу,

Да на верхушку темных сосен…

Ребята, все мы любим осенние дни, яркий наряд знакомых деревьев, тишину парков и лесов, шелест облетевших листьев… . Предлагаю вам заочную прогулку в парк, там еще гостит осень, нас наверняка ждут открытия и неожиданности.

Дети поднимаются на сцену.

Девочки садятся на скамеечку, мальчики располагаются сзади.

Звучит фонограмма «Октябрь» П. Чайковского.

Ведущая:                Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь в дали красуются они, на дне долин

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

  1. Последний листок облетевшего клена

Иссеченный ветром, пробитый дождем

Скользит меж корявых ветвей невесомо

Усталою птицей с побитым крылом.

  1. Слетает и тихо таится в овраге

Светясь угасающее желтым лицом

Узоры прожилок, как тушь на бумаге

Осенней палитрой буреют на нем!

  1. Он светится в сумрак зимы безответно

А кажется, будто бы молит о том

Чтоб мы не забыли ушедшее лето

И осени щедрой последний поклон.

Дети расступаются, занимают места на скамьях, в это же время мальчики приглашают девочек (Выводят впереди себя, поворачиваются лицо друг к другу, готовые к танцу).

Исполняется танец. «Под музыку Вивальди».

Ведущая:        Часто говорят:

Осень – какой унылый года срок!

Вот холода, вот непогода

Летит сорвавшийся листок,

И застывает вся природа…

Зной, жара, метели иль морозы

Зря пеняем мы на небеса

У природы нет плохой погоды

Главное на сердце чтоб цвела весна.

Исполняется песня «С нами смех».

Дети поют с края сцены.

После окончания отходят назад и обступают полукругом лужу.

- Ой, что это тут?! Серое и мокрое! (Трогают)

- Я осенняя лужа.

Сказка:        А почему ты не похожа на другие лужи, разве лужи разговаривают?

- Другие может, и не разговаривают, а я из сказки!

- Хотите, я эту лужу перепрыгну? (Прыг)

И я! И я перепрыгну! (Несколько детей прыгают)

Лужа:        Да что это за безобразие такое! Ни днем, ни ночью покоя нет. То машину в меня поставят, то голубь купаться прилетит. Мальчишки корабли пускают, истоптали всю. Ни поспать, ни на солнышке погреться, а тут еще какие-то ребята прыгать вздумали. Меня, гладкую тревожить.

- Извините, мы думали это весело.

Лужа:        Выходи из меня, девочка непонятная, не мути ты мою поверхность.

Девочка:        Я очень даже понятная девочка. А вот ты лужица непонятная. Разлеглась на дороге – ни пройти, ни перепрыгнуть. Ты скоро высохнешь, а мы зато на это месте польку станцуем! Где мел? (Обводит). (Дети присаживаются на корточки).

Лужа:                Что это вы тут сидите, идите, гуляйте, парк большой.

Девочка:        Да вот, ждем, когда ты высохнешь, танцевать хотим, да ты мешаешь.

Лужа:        А я возьму и не высохну!

Девочка:        Высохнешь.

Лужа:        Не высохну, дождь пойдет.

Девочка:        Ну, тогда давай с нами танцевать, ты же все умеешь, ты же из сказки!

Лужа:        Ну, нет мне покоя. (Встает)

Танец «Полечка».

  1. Под ногой похрустывают льдинки.

Ничего не видно, темнота.

И шуршат листочки-невидимки,

Облетая с каждого куста.

  1. Осень ходит по дорогам лета.

Все притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света,

Небо все созвездия зажгло!

  1. Мне в такой осенний светлый вечер

Хочется немножко помечтать…

Хочется схватить за руки ветер,

Как листок кружиться и взлетать!

Исполняется полька 2.

Ведущая:        В каждом парке для детей кружатся карусели, почему же в нашем парке их не видно?

Мистер Х:        (Выносит колесо). А в нашем парке качели особенные. Их включает не добрый карусельщик. Они кружатся от детского веселья. А сейчас посмотрите – загрустили…

  1. Все лето качели качались и пели,

И мы на качелях на небо летели!

Настали осенние дни,

Качели остались одни.

  1. Лежат на качелях два желтых листа,

И ветер качели качает слегка,

Чтоб качели не скучали,

Мы их дружно раскачаем.

Исполняется танец-инсценировка «Кружит карусель».

1 часть (танец), 2 часть (бег с лентами).

На 2 куплете Мороженщик или Мистер Х вывозят мороженое и угощают им детей.

Ведущая:        И пусть осеннею порой

Все реже лист, не так он ярок.

Благодарим тебя.

Подарок нам – каждый миг твоей поры,

О! Осень! Как прекрасна ты!

Звучит фонограмма «У природы нет плохой погоды».

V. Экологические олимпиады.

     (По материалам методических рекомендаций «Организация экологической олимпиады для младших школьников в г. Козьмодемьянске, г.Йошкар-Ола, 2006 год)

Сценарий открытия экологической олимпиады

для младших школьников

Здравствуй, лесочек мой родной! Давненько не виделись мы с тобой.

Буратино (выбегает): Здравствуйте, девчонки!  Здравствуйте,  мальчишки!

Кикимора:        Позволь спросить, кто ты такой?

Буратино:         Я просто шалунишка.

Кикимора:         А чем ты увлекаешься?

Полезным занимаешься?

Буратино:         Я просто так гуляю -

Природу охраняю.

Кикимора:          Ой, сколько здесь деток-конфеток, а я их сразу не заметила. Буратино, а почему их так много, они что, на экскурсию собрались или браконьеров ловить?

Буратино:    Нет, они собрались здесь, чтобы показать свои знания о природе. Им предстоит пройти трудное испытание под названием "Олимпиада". Я специально пришел сюда, чтобы проводить ребят на эту олимпиаду, но по пути заблудился и теперь не знаю, куда идти.

Кикимора:         Я думаю, надо идти прямо через мой лесочек родненький. Мы приглашаем всех-всех В веселый звонкий лес, Полный сказок и чудес Через него мы все пройдем И на олимпиаду попадем.

Баба Яга(выбегает):  А ну, поворачивай назад. Не пущу, ходят тут всякие. Лес поганят.

Кикимора:         Это не всякие. Это школьники, хорошие ребята.

Баба Яга:          Те ребята школьниками себя называли, а посмотрите, что наделали. Ах, какая была полянка! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего 100 лет. Ах, какой был воздух, аромат... А теперь эта бумажка пролежит три, а может, и больше лет, пока природа переварит ее. А эта металлическая консервная банка за 15-20 лет не исчезнет. А эти бутылочные осколки, чует мое сердце, вызовут пожар!

Буратино:         Как?

Баба Яга:      Очень даже  просто.  Это  же  настоящие линзы. Солнце пройдет через них и получится ожог. Такое уже случилось на нашем веку. А это изобретение хищников (берет пакет), как бельмо на глазу... Ух! Лежит на земле и всякая трава гибнет под ним, а сам мешок всех переживет и даже меня, Бабу Ягу. Что уставились, убирайтесь!

Кикимора:        Уважаемая Баба Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.

Баба Яга:        А мы это сейчас проверим. А ну-ка, скажите, куда девать мусор после обеда. (Дети отвечают). Молодцы! Помогите мне этот мусор собирать. Я его потом закопаю, и полянка моя будет чистая.

Буратино:         Баба Яга, а ты не знаешь, как выйти из леса и пройти на олимпиаду?

Баба Яга:       Конечно, знаю. И даже дам вам карту, чтобы вы не заблудились, но сначала выполните мое задание. Согласны?

Баба Яга:       Вот мое первое задание. У меня очень много фотографий разных животных. Надумала я в свой фотоальбом наклеить фотографии животных, которые в моем лесу живут, но что-то запамятовала. Помогите мне.

(Дети выполняют).

Вот мое второе задание. Насушила я грибов и надумала сегодня суп сварить, да не могу никак разобраться, какие грибы ядовиты, а какие нет. Помогите мне!

(Дети выполняют)

А еще в моем лесу растут чудо-ягодки. Чтобы их съесть, нужно загадки разгадать. К сожалению, я ни одной отгадки не знаю. А ягодок очень уж хочется. Помогите!

(Дети выполняют)

Какие вы, ребята, хорошие, умные, как в лесу себя вести знаете, задания мои выполнили. Вот вам путеводные карты. Ты, Буратино, поведешь ребят из 1-го класса, ты, Кикимора, из 2-го класса, а я поведу ребят из 3-го класса. В путь!

Вопросы олимпиады для школьников I класса

1.  Все ли страницы Красной книги красные? Подчеркни правильный ответ.

да                     нет

2. Подчеркни явления в неживой природе, наблюдаемые весной

капель         метель           половодье          вьюга

        снеготаяние        роса                   ледоход

3.  Два ученика поспорили. Коля говорил, что птицам холодно зимой, поэтому они улетают на юг. Дима утверждал, что зимой им недостаточно корма, поэтому птицы улетают. Кто из них прав? Подчеркни.

Коля                   Дима

4.  В какую книгу заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений? Подчеркни

а) Золотую

б) Красную

в) Толстую

г) Фиолетовую

5. В Красную книгу заносятся растения и животные;

а) исчезающие и редкие

б) возникающие

в) домашние

6.  Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет некогда. Даже когда высушишь его. Может, потому получил гриб свое название. Подчеркни правильный ответ.

а) подберезовик

б) белый гриб

в) подосиновик

г) масленок

7.  Какое из перечисленных растений зацветает раньше других? Подчеркни.

а) одуванчик лекарственный

б) ландыш майский

в) печеночница благородная

г) клевер луговой

8.  Какие из перечисленных птиц относятся к зерноядным? Подчеркни.

а) клесту

б) овсянка

в) чайка

г) сова

9. Кто устраивает себе гнезда в траве? Подчеркни.

а) скворец

б) дятел

в) жаворонок

10.  Какие из перечисленных компонентов относятся к неживой природе?

а)полезные ископаемые

б) бактерии

в) воздух

г) грибы

Практический тур

1.  Рассмотри картинки. Найди на них перелетных птиц, Напиши их названия.

2.  Какие из представленных комнатных растений размножаются стеблевыми черенками?

Вопросы олимпиады для школьников 2 класса

1. Кто может дать такую телеграмму: "Прилетели в теплые края"?

а) вороны

б) воробьи

в) ласточки

2.  Подчеркни растения, у которых ярко выражено движение цветов на солнце в течение дня.

а) ромашка

б) подсолнух

в) роза

г) василек

3. В какое время года больше всего образуются овраги? Подчеркнуть.

зима                  весна                лето                    осень

Что делать, чтобы овраги не образовывались?

4.  Если ты в лесу встретишь лисенка, зайчонка, бельчонка, подчеркни свои действия:

а) заберу с собой домой

б) оставлю на своем месте

в) перенесу в лучшее место

5. Кто устраивает себе гнезда в траве'?

а) скворцы

б) дятлы

в) жаворонки

г) голуби

6. У каких деревьев можно наблюдать сокодвижение?

а) дуб

б) клен

в) ель

г) осина

д) береза

7. Составь пищевую цепочку из следующих слов:

        солнце         дерево         синица

        сокол         гусеница

8. Подбери дом для лягушки

а) лес

б) степь

в) пруд

г) горы

9. Подчеркни признаки появления весны.

а) ветер

б) снег

в) долгие дожди

10. У каких хвойных деревьев на зиму отпадают хвоинки?

а) ель

б) сосна

в) лиственница

Вопросы олимпиады для школьников 3 класса (2006 г.)

1. Вы пошли в поход и очень долго шли до стоянки. Вам нужно развести костер. Где и как вы будете разводить костер при угрозе пожарной опасности? Подчеркните.

а) среди деревьев в лесу

б) на открытой поляне

в) уводы

2.  Какие насекомые чаще всего переносят микробы на своих лапках? Подчеркните.

а) комар

б) муха

в) пчела

3.  Какие травянистые растения цветут до распускания деревьями листьев? Подчеркните.

ландыш, медуница, ромашка, ветреница, хохлатка, одуванчик,

сон-трава, первоцвет, фиалка, мать-и-мачеха

4. Укажите Стрелками способ размножения каждого растения.

названия растений                 способы размножения

1) лук                                        1) усиками

2) картофель                             2) клубнями

3) земляника                             3) луковицами

4) смородина                            4) черенками

5) морковь                                5) корневищами

6) пырей                                    6) семенами

5.  Какие правила поведения на природе свойственны лично тебе? Подчеркните.

а) слушание громкого магнитофонного звука

б) игры, бег, глубокое вдыхание свежего воздуха

в) бережное, сохранное отношение к окружающей природе: лесу, растениям, родникам, животным, насекомым.

6. Как спасаются лягушки от зимних холодов? Подчеркните.

а) плывут в теплые страны

б) покрываются толстой кожей

в) забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму

7. Как ты поступишь, если увидишь, что:

1) вытекает сок из раны березы

2) козы поедают кору молодой ивы?

8.  На какую сторону света необходимо повернуть скворечник летком? Подчеркните.

а) север

б) юг

в) восток

г) запад

9.  Из предложенных вариантов (лиса, водоемы, кошка, лист дерева, собака) определите начало заданной пищевой цепочки:

гусеница — синица — сокол

10.  Первое-нота,

Второе — то же,

А в целом - на горох похожа.

Что это такое?

VI. Турслеты «В здоровом теле – здоровый дух». (Проводится осенью каждого года)

Турслет «Дети за безопасный огонь»

Костер:            Неужели на этой поляне

                Я оставлю последний жар.

                Где мое разъяренное пламя?

                Ах, какой из меня был

                Прекрасный, ужасный пожар!

Гасну! Ужасно! Эй вы, слуги мои верные. Головешки скверные. Искры яркие! Превратите меня в пламя жаркое.

Головешка 1: Осень в лесу. Как же пламя от дождей и сырости спасу. Головешка 2: Не унывай, глазки огненные раскрывай.

                   Посмотри, сколько ребят в лес пожаловало.

Головешка 1: Да-да-да! Костерок разведут - 1. Сухую травку

                    подожгут - 2, банки стеклянные раскидают. Солнечный луч... и                     ай-ай, или ярко гори, иль скорей убегай.

Головешка 2: Ты сюда посмотри и сюда. Вот угар. Я тайных

                    курильщиков увидал. В школе нельзя и у школы нельзя. А                             здесь, за кусточком, можно, друзья.

                    Не стесняйся, налетай (достает сигареты, показывает на голову) от меня прикуривай.

Костер: Пропадаю, ничего не получится, уж недолго осталось мне                             мучиться. Вы что, не видите? Учителя рядышком стоят и во все глаза             глядят. (головешки шепчутся) А мы их ах! Бах!

(головешки связывают учителей сетью, и уводит одна головешка)

Головешка 1: Ну, ребятки, теперь все можно. Давайте поиграем с

                   огоньком, рощицу подожжем. Хозяина нашего спасем. А уж он                    разойдется и до города доберется.

Ведущий: Ошибаетесь, друзья! Мы пожарные дружины. И сейчас вам это                         докажем.

(Название, девиз каждого класса)

        У Вас, Огненное Величество, нет выхода или вы превращаетесь в добрый, полезный огонь, или прекращаете свое существование!

        - Согласен, согласен!

        Костер подносит спичку к хворосту. Вспыхивает пламя.

Турслет открыт.

Слово: представителю пожарной части.

        В конце выступления представитель пожарной части раздает маршрутные листы со станциями:

        1.     Опасный дымок

        2.     Частушка - огневушка

        3.    Читайград

        4.     Огневая боевая

        5.     М.Ч.С.

        Третьи классы отправляются по маршруту, вторые остаются на игровой поляне.

        1.     Опасный дымок.

Классу нужно пробежать в противогазах 30 метров на время.

        2.     Частушка - огневушка.

За каждую сочиненную частушку на противопожарную тему 1 балл.

        3.     Читайград.

Отгадай название произведения и автора.

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена -

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол.

Влез по скатерти на стол.

                                (С. Маршак «Пожар»)

Спички мокрыми стали, никакой пожар ими уже не сделаешь.

Ими даже Газ зажечь нельзя. За промокание Спичек может

от бабушки влететь. Она взяла электрический утюг и стала

по спичкам водить. Спички высохли, загорелись и задымились.

(Э. Успенский «Про Веру и Анфису») и т.д.

Произведения Л. Толстого, С. Михалкова.

        4.     М.Ч.С.

Ответы на вопросы:

        1.    Как правильно позвонить в 01

        2.    Первая помощь при ожогах

        3.    Продемонстрировать правильную транспортировку пострадавшего.

5.     Огненная боевая. Это полоса препятствий.

- раскатать и скатать пожарный рукав

- переправа по веревке

- передача ведер с водой по цепочке

- одевание пожарного снаряжения на время

- решение задачи

- Вы были дома одни и смотрели телевизор. Он вдруг задымился и вспыхнул. Ваши действия.

- Вы решили приготовить себе на обед после школы яичницу. Положили масло на сковородку, а она вспыхнула. Ваши действия.

- Вы возвращаетесь из школы, открываете дверь, а в квартире пахнет газом. Ваши действия.

- Как в школе подают сигнал пожарной опасности. Расскажи маршрут эвакуации вашего класса из школы. И т.д.

Вторы классы в это время играют на поляне с вожатыми. Рекомендуемые игры:

1)      «Тили-тили-тили-бом,

        Загорелся Кошкин дом

        Кошка выскочила, глаза выпучила.

        Бежит курица с ведром,

        Заливает Кошкин дом»

        Детям предлагают запретные слова заменить движением. Постепенно вся потешка рассказывается жестами. Ведущий путает играющих, произнося запретное слово.

Тили-тили-тили-бом - имитация звонка.

Загорелся - машем перед собой руками, изображая пламя.

Дом - руки замыкаются в треугольник над головой.

Глаза - пальчиком указываем на глаза.

Выпучила - кулачки приставляем к глазам, и т.д.

Победитель получает сувенир.

        Вторая игра «Пожарная дружина»

        Дети создают 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия пожарного инвентаря, (топорик, лестница, багор, ведро, пожарный рукав, огнетушитель и т.д.) Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 метров устанавливаются флажки. Водящий громко называет любой инвентарь. Игроки, носящие карточку с этим названием, выбегают вперед, обегают стоящий флажок и возвращаются обратно. Тот, кто первый прибежит в свою команду выигрывает очко. Водящий называет инвентарь в разбивку, некоторый может вызвать два раза подряд.

        Третья игра «Ехала машина раз, два, три, стоп»

        На расстоянии 10 метров от команды встают ведущие спиной к игрокам. Они произносят громко слова «Ехала машина раз, два, три, стоп». В это время игроки начинают движение в сторону ведущего по сигналу стоп замирают. Ведущий поворачивается и удаляет из команды, всех кто пошевельнулся. И начинается все сначала. Выигрывает та команда, которая без потерь доберется до ведущего.

        Далее вторые и третьи классы меняются местами. Команда судей начинает подводить итоги. Завершается Турслет общим построением и награждением победителей.

II   БЛОК

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1. Как устроен мир. Природа. Человек. Общество.

2. Природа в опасности. Охрана природы.

3. Мир глазами эколога.

4. Итоговое занятие: «Эта удивительная природа»

  • Разнообразие веществ,
  • Вода, берегите воду,
  • Разнообразие растений, охрана растений,
  • Разнообразие животных, охрана животных,
  • Великий круговорот жизни.

         5.  Как мы понимаем друг друга? Зачем нужен жизненный опыт?

         6.  Как ты узнаешь мир. Наши помощники.

         7.  Мы и наше здоровье.

         8. Как мы воспринимаем окружающий мир. Надежная защита организма.

         9.  Наша безопасность. ОБЖ:

  •    Опасные места
  •    Правила дорожного движения
  •    Экологическая безопасность

  10.  Чему учит экономика: три кита экономики:

  • природные богатства
  • капитал
  • труд

а)  полезные ископаемые

б)  растениеводство, животноводство

в)  промышленность

г) сколько стоит воздух? («Киотский договор»)

    11.  Что такое деньги?

  • Государственный бюджет
  • Семейный бюджет
  • Экономика и экология

     12.  Отчего и почему?

            (Путешествие по городам и странам)

     13.  Наши ближайшие соседи.

            (Путешествие по знаменитым местам мира)

     14.  Твоя семья и твои друзья

      15.  Живые обитатели планеты

III  БЛОК

Творческая самореализация

  1. Сбор и засушивание листьев для гербария. Изготовление гербария совместно с родителями.
  2. Сбор коллекций:
  • дары природы
  • дары леса
  • дары моря
  • клады подземелья и т.д. (совместно с родителями)

3. Составление маленьких энциклопедий.

    «Кошки. Собаки»

    «Комнатные растения»

    «Рыбы» и т.д. (Совместно с родителями)

4. Правила поведения в природе. Запрещающие знаки в лесу (рисунки, плакаты, лозунги).

5. Лабораторные задания:

  • вырасти огород на окне
  • наблюдение за распусканием  веток разных растений и т.д.

              6.  Составление сказок, стихов, загадок о природе.

              7.  Книжки – раскладушки, открытки, тематические беседы о временах года (совместно с родителями). Зима, весна, лето, осень. Закрепление правил поведения в природе.

              8.  Помоги другу. Изготовление кормушек для зимующих птиц (совместно с родителями)

              9.  Сделаем родники чистыми (Забота о чистоте природы)

             10. Посади дерево («Легкие планеты»). (Совместно со старшеклассниками).

             11. Реклама – плакат:

                   «Берегите птиц – птицы наши друзья».

                    «Лес – наше богатство».

                    «Их осталось мало».

                    «Красная книга» и т.д.

                    (Рисунки детей о бережном отношении к природе).

              12.  Практические дела:

  • борьба с оврагами
  • известняками украсим школу

         13. Охрана птичьих гнезд. Составление рекламных плакатов (Выход на природу. Закрепление правил поведения в природе).

          14. Охрана зеленых насаждений. (Выход в природу. Составление рекламных плакатов).

          15. Составление творческих ЭССЕ, сочинения – размышления.

          16. Составление и апробация тестов по экологической культуре младших школьников.

Ожидаемые результаты

1. Произойдет смена взглядов на окружающий мир и придет  осознание целостной картины мира.

2. Появятся «ростки» экологического сознания, стремление к сохранению окружающей природы и человека в ней.

3. Возникнет потребность в духовном и нравственном поведении.

4. Разовьются эталонные качества личности: аккуратность, благородство, гуманность, доброта, дружба, заботливость, любовь, надежность, отзывчивость, ответственность, патриотизм, практичность, решительность, самостоятельность, смелость, сознательность, трудолюбие, убежденность, увлеченность, энтузиазм.

5. Возникнет стремление к постоянному пополнению знаний об окружающем мире, желание самообразования и саморазвития.

6. Появятся навыки практической деятельности в процессе реализации учебного материала.

Отношение учащихся лицея

к эталонным качествам личности

В основе полученных данных лежат ответы учащихся на вопросы психологической методики «Самооценка», адаптированной в ходе исследования в 2006-2007 учебном году применительно к возрастным особенностям испытуемых.

Для интерпретации были выбраны так называемые эталонные качества личности, развитие которых у учащихся Маринкиной С.Е. и контрольной группы изучалось в ходе исследования.

Анализ графически представленных результатов тестирования позволяет предположить у учащихся Маринкиной С.Е. более развитое представление об эталонных качествах личности в сравнении с контрольной группой, что говорит о развитости у этих учащихся нравственных качеств, необходимых для успешной социализации личности.

Литература

  1. Волков С.А. Интеллект – технология – нравственность. СПб. 1995г. с. 52.
  2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми младшего школьного возраста. М., 2001г. с. 36.
  3. «Школьные технологии» - журнал, № 2, 2003г., М., Редакция народное образование. с. 43.
  4. «Завуч для администрации школ» - журнал научно – практический, № 8, 2002г., М., Центр «Педагогический поиск», с. 46.
  5. Библиотека федеральной программы развития образования «Эксперимент по совершенствованию структуры и содержанию общего образования». Начальная школа. М., Издательский дом «Новый учебник», 2003г., с. 56.
  6. Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». «ВАКО». М., 2003г., с. 41.
  7. Журнал «Сельская школа», № 1, 2001г.

     Статья: «Экономическая культура младших школьников», стр. 89.

8.    Журнал для руководителей учебных заведений и органов

образования. Статья «У педагогов и родителей общая ответственность и

обязанность». автор Осмоловская М.Е. М., Издательская фирма «Сентябрь».. 2002 г. с. 55,

9.     И.А. Капрова, О.С. Богданова «Азбука  нравственного воспитания»,М., Просвещение, 1975г., с. 112-116.

10. А.А. Пекпаев «Родной край» (3-4 класс), Йошкар – Ола, 1992г., с. 59                11. «Педагогика – научно-теоретический журнал», № 1, 2004г.,

Издательство Центр «Академия», г. Чехов, Московская область.

Статья «Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума», с. 31.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Программа:

I блок – погружение

Экскурсии (Урок-экскурсия в 1 классе)

Беседы (Лекторий «Природа родного края» в 3 кл.)

Занятия в клубе любителей природы

                Досуговая деятельность («У природы нет плохой

                погоды»- фольклорный праздник об осени во 2 классе)

                Экологические олимпиады (Сценарий открытия

                экологической олимпиады для младших школьников

Вопросы олимпиады для школьников 1- 3 класса

                Турслеты «В здоровом теле – здоровый дух» («Дети

                за безопасный огонь»

II блок – социализация

III блок – творческая самореализация

  1. Ожидаемые результаты
  2. Литература

Маринкина Светлана Евгеньевна окончила Оршанское педагогическое училище, Марийский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской. Работает учителем начальных классов лицея г.Козьмодемьянска. Стаж педагогической работы 29 лет. «Отличник народного просвещения». Дипломант Всероссийских конкурсов авторских материалов, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации. Руководитель творческой мастерской учителей начальных классов школ г. Козьмодемьянска. Автор программ по экологии, по техническому конструированию и моделированию, методических пособий «Мамина школа», «Мастер-класс - Школа-2100», «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеклассной работе», «Интегрированные игры для инновационных школ».

В настоящее время реализует воспитательную систему лицея по нравственному воспитанию и экологии, которая по результатам смотра экологической работы образовательных учреждений Республики Марий Эл в 2005 году заняла I место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)

Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....

«Среда как средство социализации личности младшего школьника”

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает соци...

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».

Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Проект "Социализация личности младшего школьника"

В условиях современного мира все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В связи ...

Социализация личности младших школьников посредством обучения английскому языку

В данной статье рассматриваются методы и приемы социализации личности младших школьников на уроках английского языка....

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности      ...