Проект "Социализация личности младшего школьника"
проект на тему

В условиях современного мира все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В связи с этим возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsii_lichnosti_mladshego_shkolnika_1.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЧИКОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №2

Марина Викторовна Кузнецова

___________________________

«________»___________2018 год

Проект

 «Социализация личности младшего школьника»

Развивающая программа по формированию навыков социализации может быть успешно использована при работе с группой детей в количестве 10-12 человек в возрасте 6, 5 – 8 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 5 лет, в течение 2018-2023 года

Разработала:  социальный педагог

                                                         Наталия Васильевна Малых

село Красный Чикой, 2018 год

Содержание

1. Обоснование необходимости проекта

2. Цели и задачи проекта

3. Основное содержание проекта

4. Целевая аудитория

5. План реализации проекта

6. Ожидаемые результаты

7. Приложение

1.Обоснование  необходимости  проекта

В условиях современного мира все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В связи с этим возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребенка.

Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс как организованного и контролируемого так и стихийного воздействия на него со стороны общества, в результате которого люди усваивают определенную систему знаний, ценностей, норм, накапливают социальный опыт жизни. 

Социализация – не кратковременный и одноразовый процесс, а длительный и многократный процесс. Благодаря ей ребенок не только включается в жизнь общества, но и получает, изменяет свой социальный статус и социальные роли. На основе социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка.
В ходе социализации происходит формирование личности ребенка и самосознания, усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Благодаря социализации ребенок не только включается в жизнь общества, но и получает, изменяет свой социальный статус и социальные роли, происходит реализация его потенциальных возможностей и способностей. Социализация представляет собой процесс взаимодействия ребенка со средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в нем природные задатки, а с другой, общество посредством воспитания и образования трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при активном участии самого человека.

 2.Цели и задачи проекта

 Цель: развитие у учащихся 1 класса навыков социализации.

Задачи:

1.Формирование у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде, положительной самооценки, коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;

2. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности, навыков рефлексивных действий, учебно-познавательных мотивов;

3. Воспитание духовно–нравственных качеств личности;

3. Основное  содержание  проекта

Данная программа представляет собой комплекс развивающих занятий, направленных на формирование и развитие навыков социализации у младших школьников в возрасте 6,5 - 8 лет. Данная программа состоит из 5 блоков.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Используются следующие методы: имитационные и ролевые игры; рисуночная терапия; сказкотерапия, тренинги. Занятия по данной программе предполагают игры, подвижные упражнения, выполнение индивидуальных и групповых заданий, разыгрывание сценок, слушание и обсуждение сказок, расслабление под музыку, обсуждение, размышления вслух, свободное выражение своих мыслей, чувств, выражение себя в рисунке. Данные методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
4. Целевая аудитория

Развивающая программа по формированию навыков социализации может быть успешно использована при работе с группой детей в количестве 10-12 человек в возрасте 6, 5 – 8 лет.

5. План реализации проекта

Этапы:

1 блок Становление социальной позиции ребенка.

Основная цель данного блока конкретизируется в следующих задачах: 

- Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребенка к школе.

- Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли, потребности в общении и коммуникативных умений.

№ п\п

Тема занятий

1.

Вводное занятие. Знакомство. Мое имя.

2.

Кто такой школьник. Школьные правила. Волшебные слова.

3.

Качества, необходимые школьнику. Госпожа Аккуратность.

4.

Зачем мне нужно ходить в школу. Режим дня

5.

Мой класс. Что я знаю о других. Мои друзья в классе. Дружба.

6.

Мои успехи в школе. Школьные трудности.

7.

Боремся с «нехочухами» и «немогучками». Лень. Сказка о ленивой звездочке.

2 блок  Формирование духовно-нравственных качеств личности.

Цель: формирование и развитие нравственных качеств как социально значимых свойств личности. 

№ п\п

Тема занятий

1.

Аккуратность. Трудолюбие.

2.

Забота. Доброта.

3.

Вежливость. Волшебные слова.

4.

Честность. Верность. Щедрость.

5.

Храбрость. Решительность. Целеустремленность.

6.

Любознательность. Самостоятельность. Ответственность.

7.

Скромность. Дружба. Любовь.

Диагностика уровня воспитанности.

Блок 3  Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать.

Цель: развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения.

№п\п

Тема занятий

1.

Значение общения в жизни человека. Качества важные для общения.

2.

Сказка о конфликте и контакте. Учимся разрешать конфликты.

3.

Невербальное общение. Жесты. Значение жестов в жизни человека.

4.

Речь и интонация, их значение в жизни человека.

5.

Личное пространство. Какой Я? Уверенное и неуверенное поведение.

6.

Обида. Мое настроение. Темперамент. 

Диагностика социального статуса учащихся и уровня коммуникативных навыков. 

Блок 4  Мотивационно-потребностный компонент. 

Цель: развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников.

№ п\п

Тема занятий

1.

Введение в мир профессий. Профессия – архитектор.

2.

Профессия – следователь. Профессия – водитель.

3.

Профессия – биолог. Профессия – археолог.

4.

Профессия – продавец. Профессия – повар.

5.

Профессия – писатель. Профессия – актер.

6.

Профессия – инженер. Итоговое занятие.

Диагностика уровней мотивации.

Блок 5 Эмоционально-личностный и коммуникативный компонент. 
Цель: ознакомить учащихся с понятием толерантности; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми и в различных жизненных сферах; развитие у учащихся качества толерантности, способности к эмпатии, сопереживанию и сочувствию.

№п\п

Тема занятий

1.

Толерантность: что это? Эмблема и пантомима толерантности.

2.

Комплимент. 5 добрых слов о себе и других. Неуверенный—Уверенный— Самоуверенный.

3.

Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства.

4.

Толерантность к другим. Толерантное общение.

5.

Учимся сочувствию.

6.

Поэма о толерантности.

6. Ожидаемые результаты

Положительным результатом работы по данной программы будет учет динамики конечной деятельности, а также результативности выполняемых детьми заданий и упражнений. В качестве метода для отслеживания динамики развития учащихся можно использовать следующие методики:
-Методика Н.Г. Лускановой;

-Методика экспресс- диагностики интеллектуальных способностей ;

-Диагностика уровня воспитанности;

-Диагностика социального статуса учащихся и уровня коммуникативных навыков.

В результате проделанной работы у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:

- сформирована личностная идентификация ("Кто я?" - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности; сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера).

- имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения:

 владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях;

умеет вести диалог, беседу ;

умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;

знает, что такое конфликт и как его можно избежать;

знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в - школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п.;

- сформирована убежденность в полной ответственности самого себя за свое состояние здоровья;

- развиты начальные механизмы творческого воображения:

- описать ощущения при прослушивании музыки;

- придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать, описать ощущения при виде листка бумаги, падающего со стола;

- придумать и сделать подарок; составить приглашение на праздник,

в гости так, чтобы никто не мог отказать и т.п.;

- имеют представления о мире профессий.

Социальным эффектом реализации проекта может стать написание рабочей программы внеурочной деятельности общекультурной направленности «Страна этикета». Работа направлена на группу детей, показавших низкий и средний уровни в конечной диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...

Изучение личности младших школьников.

Статья знакомит с методиками изучения личности, используемыми учителями при работе с младшими школьниками....

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....