Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана  в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана и  авторской программы по окружающему миру  О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой  «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/Учебник , 2012 г.  (проект  «Перспективная начальная школа»),  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Основным средством обучения являются следующие учебные издания:

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.  тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2012

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.  хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

4. Диски «Мир природы» (познавательные материалы об окружающем мире)

На изучение программного материала отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Зависимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.

Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

– дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

– последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

– специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

– изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

– воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

В связи с тем, что ребенок еще до школы был знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года производится по единому плану: неживая природа – растения – животные – труд человека – образцы поведения в природе.

Во втором классе учащиеся знакомятся с тем, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца. Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе источников информации об окружающем мире. Способ познания расширяется за счет работы с адаптированными научными источниками информации, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно (в беседах с родителями, педагогами школы, экологами, на уроках информатики и т. д.). Важнейшая роль в развитии ребенка отводится социализации как неотъемлемой части формирования личности – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе; воспитанию любви и уважения к родной стране, ее законам и символике.

Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности граждан». В условиях действия государственного общеобразовательного стандарта начальной школы (март 2004 г.) приоритетным является формирование межпредметных по характеру умений, навыков и способов деятельности. В связи с этим предметное содержание программы данного курса рассчитано на формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Ученик обучается:

– устно формировать цель наблюдения;

– устно описывать объект;

– соотносить результат с поставленной целью;

– проводить простейшие опыты;

– устанавливать и называть характерные признаки наблюдаемого объекта;

– распределять объекты в группы по общему признаку;

– использовать сравнение;

– высказывать суждения по результатам сравнения;

– использовать простейшие модели для изучения и описания природных явлений;

– строить простейшие логические высказывания;

– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, записанные в письменном виде;

– работать в группе;

– осуществлять поиск информации

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

   Личностными результатами  является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами  является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  3. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  4. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  6. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  2. Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Выразительно читать и пересказывать текст.
  4. Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  5. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами   является формирование следующих умений:

  1. объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  2. объяснять влияние притяжения Земли;
  3. связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  4. наблюдать за погодой и описывать её;
  5. уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  6. пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  7. называть основные природные зоны и их особенности.
  8. оценивать правильность поведения людей в природе;
  9. уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

Требования  к уровню подготовки учащихся

К концу второго года обучения учащиеся должны

знать/понимать:

– различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире

– название нашей планеты;

– форму Земли;

– глобус – модель Земли, ось Земли – воображаемая линия;

– смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг Солнца;

– Солнце – ближайшая к Земле звезда;

– общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

– основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

– разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

– группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

– дикорастущие и культурные растения своей местности;

– сельскохозяйственные растения своей местности;

– названия растений Красной книги (не менее 2–3);

– группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

– об особенностях диких и домашних животных;

– названия животных Красной книги России (не менее 2–3);

– о значении природы для здоровья и жизни человека;

– об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

– средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

– фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

– основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

– названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);

– название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

– государственную символику России;

– правила безопасного поведения в природе;

уметь:

– работать с оглавлением и справочниками учебника;

– различать объекты неживой и живой природы;

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

– называть растения  своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3);

– приводить примеры животных (насекомых, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;

– называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;

– называть своих ближайших родственников;

– описать портрет своего друга;

– приводить простейшие опыты;

– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);

– описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Календарно-тематическое планирование


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Человек и природа

41 + 1 (42)

2

Человек и общество

17 + 9 (26)

3

Правила безопасного поведения

10

Итого

68

                                                Раздел «Правила безопасного поведения» изучается по мере изучения двух первых блоков

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид

деятельности

Планируемые образовательные результаты

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

1




2


3

 Режим дня школьника. Составление режима дня школьника


1

Беседа

Знать условия хорошего самочувствия.

Уметь: 

– соблюдать режим дня;

– составлять режим своего рабочего
и выходного дня


Фронтальный опрос

Стр. 68-69

Ответить на вопросы, составить свой режим дня

Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам  


Звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле




2




Слушание учителя, работа в тетради, работа по учебнику

Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда;

– как отличить планеты от звезд;

– как можно отыскать планету на звездном небе

Уметь:

– характеризовать звезды и планеты;

– находить на небе известные небесные тела

Иметь представление о планетах Солнечной системы.





Индивидуаль-ный опрос


Разгадывание кроссворда


Понаблюдать за звёздным

небом

4

Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли  

1

Беседа, работа в тетради

Знать:

– название нашей планеты;

– форму Земли

Фронтальный опрос

Нарисовать планету Земля

5

Глобус – модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши.

1

Беседа, работа с учебником, в тетради, наблюдения

Знать:

– глобус – модель Земли;

– ось Земли – воображаемая линия.

Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор

Фронтальный опрос

С. 19 читать

6

Смена дня и ночи на Земле.

1

Наблюдения, опыт, беседа, работа в тетради

Знать:

– особенности движения Земли вокруг своей оси;

– что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси.

Уметь демонстрировать с помощью гло- –буса  движение Земли вокруг своей оси

Фронтальный опрос

Самостоятель-ная работа

№ 9

Т. № 10

С. 17–20

7





Обращение Земли вокруг Солнца.

Смена времён года в родном краю на основе наблюдений.


1






Наблюдения, опыты, работа в тетради

Знать:

– особенности движения Земли вокруг Солнца;

– что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца.

Уметь:

– объяснять причину смены времен года;

– демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца

Фронтальный опрос

Тест





Т. задание

№ 20



 


8

Живая и неживая природа Земли

1

Беседа, работа по учебнику

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь:

– сравнивать предметы живой и неживой природы;

– планировать и проводить несложные опыты

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос

Подобрать приметы о природе

9

Условия жизни на планете Земля

1

Слушание учителя

 Знать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле.

Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос

С. 41 ответить на вопрос

С. 20–23

10

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха








1











Беседа, работа с учебником, опыты, работа

в парах

Знать:

– основные, легко определяемые свойства воздуха;

– значение воздуха в природе.

Уметь:

– проводить простейшие опыты;

– фиксировать результаты и их анализ





Фронтальный опрос

Т.

Задание

№ 25









11







12

Значение воздуха для растений, животных, человека

  1

Беседа по вопросам


Знать условия, необходимые для развития растений, животных, человека

Уметь:

– анализировать опыты;

– формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде

Фронтальный опрос

Стр. 49

Провести опыт

С. 23–28

Вода. Свойства воды.





1

Опыты, наблюдения

Знать:

– основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;

– значение воды в природе;

– ТБ и соблюдать правила поведения у воды.

Уметь:

– проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений;

 сравнивать свойства воды и воздуха

Ответы на вопросы

Стр . 53 заполнить таблицу

13

Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека

1

Работа по учебнику

Знать:

- значение воды для живых организмов и в хозяйственной деятельности человека

Индивидуаль-ный опрос

Приготовить

рассказ о животных лесов Крайнего

Севера водоёмов

14

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»

1

Выполнение самостоятель-ной работы

Уметь:

– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать

Самостоятель-ная работа выполнение заданий на стр. 59-60

_______

15





Цветковые растения. Части растений.




1





Опыты, отгадывание кроссворда

Уметь:

– различать части растений;

– из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения


Оформление заданий в таблицах, устный опрос

В тетради

№ 36

Проделать опыты 1, 2

Результаты

записать в тетрадь

16



Условия, необходимые для жизни растений




   1

Беседа, наблюдения, опыты

Знать условия, необходимые для развития растений.

Уметь:

– анализировать опыты;

– формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде

Самостоятель-ная работа

Проделать опыт №1, 2

(стр. 24-25 тетради) и записать результаты в таблицу

17


 Питание и дыхание растений.

1

Работа в тетради, по учебнику

Уметь использовать книгу как источник информации.

Иметь представление о питании и дыхании растений

Устный опрос

Т. № 38

 

18

Роль растений в жизни человека

1

Беседа, загадки

Знать: важность растений в жизни человека

Уметь правильно ухаживать за растениями

Ответы на вопросы, мини-викторина

19



Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения



1

Беседа, работа в тетради, игра, загадки

Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли)

Тест. Индивидуаль-ный опрос

С. 73-75

Прочитать

С. 41–44

20

Папоротники, мхи, водоросли

1

Беседа, работа в тетради, слушание учителя

Уметь:

– группировать растения по их признакам и свойствам;

– работать с научной литературой;

– оформлять свои наблюдения

Устный опрос. Практическая

работа

Заполнить таблицу в задании

№ 44

21

Красная книга России. Правила поведения на природе




1

Слушание учителя, работа с Красной книгой

Знать:

– названия растений Красной книги (не менее 2–3);

– правила поведения в природе.

Уметь:

– кратко характеризовать средства сохранения природы;

– выполнять простейшие инструкции;

– называть растения своего края

внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3)

Фронтальный опрос

Проигото-вить рассказ о растении из Красной книги

С. 50–52.

Сообщения

об источниках воды

22

Обобщение по теме «Разнообразие растений»

1

Работа по викторине

Уметь:

– группировать растения по их признакам и свойствам;

– работать с научной литературой;

– оформлять свои наблюдения

Викторина

С. 86

Ответить на вопросы

23

24




Культурные и дикорастущие растения

2

Игра, работа в тетради

Знать: 

– чем отличаются дикорастущие растения от культурных;

– группы культурных растений.

Уметь:

– выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;

– приводить свои примеры культурных растений каждой группы

Викторина, вопросы

Стр. 87-89,

Ответить на вопросы


С. 90-91

Ответить на вопросы

25

26



Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями

2

Слушание учителя, работа по учебнику

Знать понятия «черенок», «отросток»,  «семя», «плод».

Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений

Индивидуаль-ный опрос

С. 106  работа по рисунку


Стр. 107-108

ответить на вопросы

С. 52–58

27

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений


1

Беседа, работа по учебнику, работа в тетради

Знать:

– основные растения огорода;

– части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена.

Уметь:

– ухаживать за огородными растениями;

– правильно подбирать рассаду или семена

Фронтальный опрос

Кроссворд

С. 94-97

Приготовить сообщение о растении нашей местности

28

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень


1

Слушание учителя

Знать:

– свойства и признаки грибов;

– взаимосвязь живой и неживой природы;

– чем питаются грибы

Устный

опрос. Тест

С.109-112

прочитать

С. 67–70

29

Ядовитые и

несъедобные

двойники

шляпочных

грибов

1

Беседа, работа по иллюстрациям, отгадывание загадок

Знать: 

– отличительные признаки съедобных грибов;

– съедобные грибы, растущие в родном крае;

– несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов

Индивидуаль-ный опрос. Дидактическая игра

С.115 ответить на вопрос

30

Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края

1

Слушание учителя, беседа

Знать правила сбора грибов.

Уметь приводить примеры грибов своей местности

Ответы на вопросы

Нарисовать экологичес-кий знак

С. 76–80

31

Животные и их разнообразие.

Условия необходимые для жизни животных

  1

Работа по учебнику, по хрестоматии, в тетради, отгадывание кроссворда

Знать группы животных и их признаки.

Уметь:

– приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных

Фронтальный, индивидуаль-ный  опрос

С. 5–8.

Подготовить

рассказ

о животных

С. 81–85.

Конкурс на лучший экологический знак года

32

Насекомые

 1

Работа по учебнику, по хрестоматии, в тетради

Знать: 

– отличительные признаки насекомых и деление их на группы;

– названия насекомых родного края

Карточки, викторина

С.9-11

Ответить на вопросы

33

Рыбы

1

Работа по учебнику, игры, работа по хрестоматии

Знать:

– отличительные признаки рыб;

– приспособления рыб к жизни в воде;

– группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные)

Тест

С. 12-1 4  приготовить

сообщения о рыбах родного края

С. 92–93

34

Земноводные

1

Отгадывание загадок, работа в тетрадях, по хрестоматии

Уметь: 

– высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма;

– называть земноводных родного края

Индивидуаль-ный опрос

 С. 15-17

Ответить на вопросы

С. 94–97

35



Пресмыкающиеся






1

Отгадывание кроссворда, работа по учебнику, работа в тетрадях, по хрестоматии

Знать: 

– черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей;

– сходства и различия пресмыкающихся и земноводных;

– опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними

Устный опрос

С. 18-20

Ответить на вопросы

36


Птицы

1

Отгадывание кроссворда, работа по учебнику, работа в тетрадях, по хрестоматии

Знать: 

– отличительные признаки птиц;

– группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные

Уметь определять птиц среди других животных





Самостоятель-ная работа

С. 21-23

рассказать по плану о птице родного края

37

Звери.

Особенности питания малышей млекопитающих животных

1

1

Отгадывание кроссворда, работа по учебнику, работа в тетрадях

Знать: 

– значение понятий «звери», «млекопитающие»;

– млекопитающих родного края.

Уметь: 

– определять млекопитающих среди других животных;

– описывать млекопитающих (по выбору)

Индивидуаль-ный опрос

Приготовить

рассказ о любом животном

38

39

Как животные защищаются

1

Работа по учебнику, слушание учителя, работа в тетради

Знать:

– группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

– способы защиты животных от врагов

Устный опрос

Самостоятель-ная работа

С. 26-28

Отвечать на вопросы

С. 105–106

40

Домашние и дикие

животные

1

Работа по учебнику,  по хрестоматии, в тетрадях. Беседа

Знать:

– признаки домашних животных;

- диких животных родного края

– об особенностях диких и домашних животных.

Уметь раскрывать особенности домашних животных

 определять значение диких животных в жизни человека

Беседа по вопросам,

кроссворд

С. 29–31.

Наблюдение за домашними животными

41

Роль животных в природе и жизни людей

1

Ребусы, работа по учебнику, работа в тетради

Знать: - о значении животных в жизни человека;

- о животных, наносящий вред человеку

Фронтальный опрос

Стр. 35-38, ответить на вопросы

С. 113–115

42

Бережное отношение человека к природе. Животные родного края.



1

Беседа, слушание учителя











Знать:

– названия животных Красной книги России (не менее 2–3);

– правила поведения в походах.

Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае

Беседа по вопросам

С. 41–42.

Нарисовать экологичес-кие знаки

С. 5–8.

Подготовить

рассказ

о животных

43

Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения здоровья.

1

Беседа, игры на свежем воздухе

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура)

Тест





44





Чистота – залог здоровья.





1






Работа с учебником. Выполнение практической работы






Знать: – значение понятия «микробы»;

– где человека подстерегают микробы;

– основные правила личной гигиены.

Уметь: 

– выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;

– оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах

 Практическая

Работа









С. 71-76, отвечать на вопросы










45


Режим питания

    1

Работа по учебнику, работа в тетради, наблюдения

Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища».

Уметь работать с дополнительными источниками знаний

тест

С. 60-65,

отвечать на вопросы

46

Причины простудных заболеваний

1

Работа самостоятель-но в тетрадях

Знать:

– понятие «здоровье»;

– причины простудных заболеваний и меры их предупреждения;

– компоненты, от которых зависит здоровье человека;

– какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему

Самостоятельная работа

С.54-59

47

Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний.

1

Работа по учебнику, работа в парах, работа в тетради

Фронтальный опрос

Стр. 77-80

48

Правила безопасного поведения на улице

1

Беседа. Слушание учителя. Работа в группах

Знать:

– знаки дорожного движения,

– сигналы регулировщика и светофора;

– правила поведения в природе;

– что такое опасная ситуация.

Уметь:

– составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях

Фронтальный опрос

Нарисовать схему пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути

49

Обмен письмами как один из источников получения информации

1

Работа с книгой

Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Фронтальный опрос

Т. № 3, 4

50

Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний

1

Беседа

Знать правила обращения со старшими и сверстниками

Фронтальный

опрос

С. 11-12

Прочитать, ответить на вопросы

С. 12–14.

Сообщения о рыбах родного края

51

Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношение в семье

1

Беседа

Знать, что семья самое близкое окружение человека

Уметь оценивать характер взаимоотношений в семье

Фронтальный, индивидуальный опрос


____

С. 15–17

52




Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, семейные походы)



1

Беседа, слушание учителя

Знать:  понятие «семейный праздник», «семейные традиции»


Уметь: оказывать посильную помощь старшим

Фронтальный опрос

Приготовить рассказ о любимом семейном празднике

С. 18–20

53



Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление родословного дерева.

1




Работа с учебником, слушание учителя

Знать:

– фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

– основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

– способы обмена информацией.

Уметь пользоваться средствами связи

Дидактическая игра. Фронтальный опрос

С. 107-109

Составить свою родословную

в тетради задание 79





54

Младший школьник

1

Викторина

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура)


Викторина

________


55

Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми.

1

Работа с учебником

Знать понятие «человек – член общества»

Устный

опрос

Стр. 43 – 48

читать

56

Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник

   1

Самостоятель-ная работа по учебнику, работа в тетради

Знать профессии людей

Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений

 Устный

опрос, загадки

С.49-53, отвечать на вопросы

С. 26–28

57


58


Родной край – частица России.


Родное  село

1



1

Работа по хрестоматии, работа по учебнику, работа по тетради

Знать название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села).

Знать  историю имени своего  родного села

Уметь работать с различными источниками информации

Беседа по вопросам.


Фронтальный

опрос

Т.

Задание 74

Стр. 93-97

читать

59

Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны


1

Работа с документом, работа в тетради




Знать:

– названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);

– название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);


Уметь приводить примеры основных государственных праздников

Устный опрос

Создать закон для нашего класса

С. 32–34

60


Праздники в жизни общества: День Конституции России, День государственного флага

1

Работа с учебником, слушание учителя

Фронтальный

Опрос

кроссворд

С. 114–117

отвечать на вопросы

С. 39–40

61





День Победы





1

Работа с учебником, хрестоматией,  работа в тетради, слушание учителя

Знать:

- почему День Победы государственный праздник;

- о своих бабушках и дедушках – ветеранах фронта и тыла;

- как люди чтят память погибших в годы войны

 Ответы на вопросы

Стр. 110-113

читать, отвечать на вопросы

62

Важнейшие права  граждан России.

1

Работа с текстом, слушание учителя

Знать:

– основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

– способы обмена информацией.

Уметь пользоваться средствами связи

Фронтальный опрос

Отметить в тексте права и обязанности граждан

63

Государственные символы России

1

Беседа, слушание учителя

Знать:

- понятия «герб», «флаг», «гимн»

- государственную символику России

Фронтальный опрос

С. 116-117

ответить на вопросы

64


История Московского Кремля

1

Заочная экскурсия по городу Москве

Знать исторические  факты  о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля.

Уметь:

– описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

– самостоятельно работать с книгой

Беседа

по вопросам,

кроссворд

С. 98–101

Приготовить рассказ о достопримечательности Московского Кремля

65




Имена великих князей: Ю. Долгоруков, Д. Донской, Иван III

1

Слушание учителя

Знать:

- основателей Москвы

Фронтальный опрос

Индивидуальные задания

66

Правила дорожного движения. Правила перехода улиц. Дорожные знаки.

1

Беседа.

Работа в группах

Знать:

– знаки дорожного движения,

– сигналы регулировщика и светофора;

– правила перехода улиц

Фронтальный опрос

Нарисовать дорожный знак

С. 98–101

67




 Правила безопасного поведения в быту







1

Беседа

Знать правила безопасного поведения дома.

Уметь:

– вызвать помощь;

– вести себя в нестандартных ситуациях

Фронтальный опрос

С. 86-90,

отвечать на вопросы

С. 107–109. Помощь

в создании своей родословной

68

Основные правила поведения с водой, электричеством, газом

1

Обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своём доме

Знать правила безопасного поведения дома.

Уметь:

– вызвать помощь;

– вести себя в нестандартных ситуациях

Фронтальный опрос

 

Тематическое планирование



№ п/п



Тема урока


Кол-во

часов

Тип урока

(форма и вид

деятельности

обучающихся,

форма

занятий)



Элементы

содержания


Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)



Вид

контроля


Элементы

дополнительного (необязательного)

содержания


         Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы

1

Экскурсия

Разнообразие природы. Наблюдения за телами живой и неживой природы

Уметь:

– находить взаимосвязи живой и неживой природы;

– узнавать растения и животных своей местности

Задания

по группам

С. 9–10

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших

1

Комбинированный

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу

Уметь:

 различать объекты неживой и живой природы;

– работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой;

– искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы

Фронтальный, индивидуальный опрос

С. 11–12

4

Осенние работы на пришкольном

участке

1

Экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Уметь:

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Фронтальный, индивидуальный опрос

Подготовить рисунки  

по результатам экскурсии

5

Книги – наши

друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике

1

Комбинированный

Разные источники информации, необходимой  для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника.

Уметь:

 работать с книгой как с источником информации;

– ориентироваться в словарях, словарных статьях;

– находить ответы на свои вопросы
с помощью словаря

Фронтальный опрос

С. 13–15,

таблица

6

Опыт и наблюдение

1

Комбинированный

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать:

– понятия «опыт», «наблюдение»;

– различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюдения по плану

Индивидуальный опрос. Дидактическая  игра

Географические и биологические  объекты родного края

С. 15–16

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

47

Урок-экскурсия

на станцию юннатов

1

Экскурсия

Знакомство с жизнью животных на станции юннатов

Знать правила поведения и обращения с животными.

Уметь:

– наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов;

– обобщать результаты наблюдений по экскурсии

Беседа по вопросам

Уход за животными

Приготовить рисунки по материалам экскурсии

 

Человек разумный – часть природы (6 часов)

51

Про тебя

1

Комбинированный

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать:

– о значении природы для здоровья и жизни человека;

– об отдельных видах труда, связанных с природой;

– о значении данного труда;

– сходство и различие людей друг от друга

Устный

опрос. Практическая

работа

Органы чувств человека, их значение

С. 43–48


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

60

Твоя безопасность дома

1

Комбинированный

Правила безопасного обращения  с электроприборами, газовыми установками, лекарствами

Знать правила безопасного поведения дома.

Уметь:

– вызвать помощь;

– вести себя в нестандартных ситуациях

Фронтальный опрос

Службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь

С. 86–90

61

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»

1

Викторина

Охрана и укрепление здоровья

Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Тест

С. 91–92

В родном краю (7 часов)

64

Экскурсия

в город

1

Экскурсия

Предприятия, обслуживающие жителей города

Уметь:

– работать с оглавлением и справочниками учебника;

– анализировать полученную информацию;

– соблюдать правила во время экскурсии в город

Отчет

о посещении краеведческого музея

С. 103–106

68

Обобщение по теме «В родном краю»

1

Обобщение знаний

Россия – наша Родина

Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села).

Уметь работать с различными источниками информации

Тест. Задание «Проверь себя!»

С. 118–121


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...