Презентация и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Россия на глобусе и карте"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конева Светлана Александровна

Конспект урока и презентация к уроку в 4 классе по теме "Россия на глобусе икарте". Можно использовать к любому УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  учителя начальных классов

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32»

г. Перми Коневой Светланы Александровны.

Окружающий мир (УМК Л.М.Цветовой)

4 класс

Тема: Россия на глобусе и карте

             Урок  окружающего мира по теме «Россия на глобусе и карте»  построен по содержанию учебника «Окружающий мир» 4 класс учебно-методического комплекта Л.М.Цветовой, который апробируется мною с 2006-2007 учебного года по заказу издательства «Мнемозина» (г. Москва) и ПКИПКРО.

            Учебно-методический комплект построен в соответствии с требованиями образовательного стандарта начального общего образования, направлен на формирование у младших школьников о природе и обществе в прошлом и настоящем.

            Специфика курса состоит в коммуникативно-интерактивной организации его содержания, которая заключается в том, что на уроке организуется  познавательная деятельность по этапам.

           Содержание материала учебника  позволяет реализовать поставленные  цели и задачи урока, применяя современные  технологии:

        - ИКТ - на этапе получения новых знаний, связанных со зрительным восприятием конкретных географических объектов;

       -  деятельностный подход – на этапе самостоятельного получения новых знаний и проверке имеющихся знаний);

       - компетентностный подход – на этапе получения новых знаний и практического их применения.  

          Для эффективного решения поставленных целей, урок построен с использованием следующих  методов и приёмов:

     - методы актуализации: беседа, дискуссия,  демонстрация, рассказ по наглядному материалу;

     - методы получения новой информации: наблюдение, работа с учебником и рабочей тетрадью, рассказ учителя, демонстрация;

     - методы применения знаний: практическая работа, ответы на вопросы, самостоятельная работа, написание творческих работ;

     -методы проверки знаний: самооценка, выполнение тестовой работы.

     -методы интеграции: использование заданий, требующих знаний по математике и русскому языку; использование знаний по истории, краеведению, географии и обществознанию.

Тип урока – комбинированный, с элементами межпредметной интеграции

(окружающий мир, история, математика, русский язык).

Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления учащимися новой учебной информации.

Цели по содержанию:

образовательная: способствовать осознанию информации, полученной на уроке: о численности населения, многообразии состава и природных зон России, выработке умений находить Россию, её столицу, границы на глобусе, картах различного вида;

развивающая:  способствовать формированию у учащихся учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетенций;

воспитательная: формировать уважительное отношение к своей Родине, государственным символам; гордость за величие своей страны; понимание каждым учащимся его значимости как современной личности.

Методы – частично- поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности – коллективная.

Средства обучения –  мультимедийный комплект,  глобус, карты России;

изображения  государственных символов России, информационные карточки, флажки, листы в форме сердечек для сочинений учащихся, тесты, сигнальные карточки.

 

I Орг. момент

Учащиеся приветствуют учителя.

II Актуализация знаний учащихся

Звучит гимн России.

- Что за музыка сейчас прозвучала?

- Что такое гимн?

- Какие  ещё символы знаете?

(Показ герба, флага.)

- Это символы  нашей Родины.

- Какие названия нашей Родины можно встретить на карте?

Эти названия прописаны в Конституции России.

(Показ Конституции, зачитывание ст. 2.)

- В разные века наша Родина называлась по-разному и имела разные границы.

III Изучение нового материала

- На предыдущих уроках ОМ мы говорили о России, учились находить её на карте. Подумайте, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Нам необходимо повторить, обобщить имеющиеся знания и сделать новые открытия.

- Какие знания необходимы нам, чтобы составить полное представление о России на глобусе и карте?

 (По ответам учащихся на доску вывешиваются карточки:  название, символы, столица, местоположение,  территория,  население,  состав,  природа.)

Работа по карточкам:

  1. Местоположение

- На какой карте мы можем увидеть местоположение России?

(Показ на глобусе и физической карте.)

- На каком материке расположена Россия? В какой части света?

- Россия – самая большая по площади страна в мире (17 100 000 кв. км). Она занимает восьмую часть суши. Следующая по площади страна – Канада (10 000 000 кв. км). На сколько больше площадь России? Площадь азиатской части – 13 000 000кв км. Сколько занимает европейская часть? С запада на восток Россия протянулась на 10 000 км, а с  севера на юг на 5 000 км. Во сколько раз больше? На сколько километров больше?

(Карточка на доску: местоположение – материк Евразия, в двух частя света)

       2) Территориальное деление

              - Российская Федерация объединяет относительно самостоятельные субъекты. Назовите, какие? Все они тоже прописаны в Конституции (ст.5). На какой карте мы все их сможем найти и назвать? (Работа с административной картой России.)

             - Какой город является столицей России и где он находится ? Почему Москва считается главным городом нашей страны?

(Карточка на доску: территория – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа)

             - Как называется регион, в котором мы живём? Покажите его на карте. С какими регионами граничит Пермский край?

       3) Население

             - По площади Россия – самая большая страна в мире, а вот численность населения не самая большая. По данным последней переписи  - чуть больше 148 000 000 человек. Для сравнения: самые многочисленные – китайцы, их 1 000 000 000 человек. На сколько китайцев больше?

                (Карточка на доску: население – 148 000 000 человек)

        4) Состав

            - Россия – это многонациональное государство. Десятки разных народов проживают на её территории. Какие народности вы знаете?

                (Карточка на доску: состав – многонациональное государство)

         5) Природа

           - Трудно себе даже представить просторы нашей Родины. Когда на одном конце начинается утро, на другом уже ночь. Только карта, как распахнутое окно, позволяет единым взглядом окинуть эту огромную территорию. Сквозь лёгкую сетку меридианов и параллелей видны на карте обширные равнины и многочисленные хребты. Они пересечены извилистыми голубыми линиями широких полноводных рек и узких речушек.

           - На территории России находятся некоторые удивительные географические объекты. Мы должны знать их, уметь находить и гордиться ими.

           (Учитель называет. Дети находят на карте в учебнике и на доске. К каждому названному объекту прикрепляется маленький флажок. Рассказ и показ объектов иллюстрируется слайдами на экране.)

           - Азовское море – самое мелкое море в мире;

          - Гора Эльбрус  на Кавказе – высочайшая вершина России (5 642м);

          - Река Волга – самая длинная в Европе (3 530 м);

          - Каспийское море – озеро – самое большое по площади (396 000 кв. км);

          - Город Кызыл на Алтае – географический центр Азии;

          - Озеро Байкал – самое глубокое в мире (1 637 м)

         - Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы. Это не случайно. Представьте, что мы путешественники, которые хотят проделать путь через  Россию от северных границ до южных. Как мы оденемся? Почему?

        - На территории России последовательно с севера на юг выделяют разные природные зоны. А вот какие, вы узнаете самостоятельно. Работаем по учебнику с.25 в тетради -  с.35.

           (Дети находят в учебнике названия природных зон России и записывают их в тетради)

       - Посмотрите на экран. На севере огромные льдины плывут по морским просторам. А побережье окаймляет тундра. Через всю страну широкой полосой протянулись леса. На юге к берегам Каспийского моря – озера примыкают пустыни. А у берегов Чёрного моря – уникальные субтропики. Природные особенности каждой зоны определяют образ жизни людей, их занятия.

           (Название каждой природной зоны иллюстрируется слайдом на экране)

       - Вот такие разные природные зоны последовательно  выделяют на территории России. О них подробно на следующих уроках.

           (Карточка на доске: природа - ?)

V Обобщение

  -Что вы  узнали о нашей Родине? (обращение к карточкам на доске).

  - Составьте по ним полный рассказ.

VI  Проверка знаний

  - А сейчас каждый из вас проверит свои знания.

           (Самостоятельная работа с тестом)

  -Кто уверен, что всё сделал верно – поднимет зелёную карточку. 1-2 ошибки – синяя карточка. 3-4 – красная.

          (Проводится самооценка. Затем учитель собирает работы на проверку. На следующем уроке детям объявляются результаты.)

VII  Рефлексия

  - Какие новые открытия вы для себя сделали на уроке?

  - У вас сейчас будет уникальная возможность выразить  свою любовь к Родине. На листочках в форме сердечек напишите мини – сочинение на тему «За что я люблю свою Родину?» Какой это будет тип текста?

          (Дети работают самостоятельно.  Затем желающие – зачитывают свои сочинения  вслух.)

 

           

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОССИЯ НА КАРТЕ И ГЛОБУСЕ

Слайд 2

СИМВОЛЫ РОССИИ Гимн Герб Флаг

Слайд 3

Президент России Путин Владимир Владимирович

Слайд 4

Физическая карта России

Слайд 5

Административная карта России

Слайд 6

Азовское море

Слайд 7

Эльбрус

Слайд 8

Река Волга

Слайд 9

Каспийское море - озеро

Слайд 10

Уральские горы

Слайд 11

Город Кызыл

Слайд 12

Озеро Байкал

Слайд 13

Арктика

Слайд 14

Тундра

Слайд 15

Пустыня

Слайд 16

Лес

Слайд 17

Субтропики

Слайд 18

Карта природных зон России

Слайд 19

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Список литературы

     1. УМК «Окружающий мир» 4 класс Л.М.Цветова. М., 2006.

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2006.
  2. Раковская Э.М. География: природа России 8 класс. М., 2007.
  3. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика». М., 2005.
  4. Чудеса России / авт.-сост. В.Н.Сингаевский. М., 2008.
  5. www.yandex.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока окружающего мира в 3 классе "Таинственный мир под ногами" (полезные ископаемые)

Цели 1)  формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых,  классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краевед...

Конспект урока окружающего мира на тему:"Что такое глобус?"

Формирование понятий «модель», «глобус»....

Презентация и конспект урока окружающего мира во 2 классе "Все профессии важны"

Данный материал содержит конспект к уроку, технологическую карту, самоанализ к уроку и презентацию. Урок был представлен на конкурсе педагогического мастерства "Учитель года". Данный урок относится к ...

Презентация к конспекту урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

Презентация  к уроку окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Насекомые леса". Презентация поможет учителю сделать урок наглядным, интересным, запоминающимся....

презентация плана конспекта урока окружающего мира. 3 класс

презентация плана конспекта урока окружающего мира 3 класс....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Россия на карте"

Тема урока: Россия на карте Класс: 2Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России, условными знаками на карте, правилами чтения карты; научить использовать карту для ...