Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Презентация и конспект урока окружающего мира в 3 классе "Таинственный мир под ногами" (полезные ископаемые)

    Конева Светлана Александровна

    Цели 1)  формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых,  классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краеведческий материал;

               2) развивать умение определять назначение некоторых полезных ископаемых;

               3) воспитывать понимание разумного использования полезных ископаемых, гордость за родной край.

    Урок может быть проведён по любому методическому комплексу окружающего мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока41 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку1.88 МБ
    Microsoft Office document icon приложение462.5 КБ
    Microsoft Office document icon отзыв30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе

    По теме «Таинственный мир под ногами»

    (Полезные ископаемые Пермского края)

    Цели 1)  формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со             способами добычи полезных ископаемых,  классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краеведческий материал;

               2) развивать умение определять назначение некоторых полезных ископаемых;

               3) воспитывать понимание разумного использования полезных ископаемых. 

    Оборудование:   у учителя

                                   - ноутбук, экран, проектор;

                                   - коллекция минералов и горных пород;

                                   - карта Пермского края;

                                   - изделия из камней;

                                   - текст сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

                                   у учащихся  

                                   - листы для задания;

                                   - учебники;

                                   - сигнальные карточки красного и зелёного цвета.

    Ход урока

    Актуализация знаний

       - Изучая окружающий мир, а в течение нескольких уроков раздел «Планета Земля», мы многое уже познали: что Земля – это планета, она вращается и движется, как можно изобразить Землю, какие удивительные и жизненно-необходимые вещества есть на Земле.

       - Вспомните, каково строение Земли? (земная кора, мантия, ядро)

                               

       - Земная кора – это верхний твёрдый слой Земли. Люди ходят по земле и не задумываются, что этот мир полон тайн и чудес.  

       - Но есть люди, которые специально изучают этот мир, исследуют, что находится в земной коре. Угадайте название профессии (см. приложение):

       - Кто такой геолог?

       - А где мы можем узнать точную информацию, что значит слово «геолог»?

          (Работа со словарём.)

       - Итак, геолог – это человек, который изучает строение, состав, историю земной коры, методы изыскания полезных ископаемых.

     Изучение нового материала

    1. –Земная кора состоит из горных пород и похожа на слоёный пирог. Отдельные слои горных пород возникли в разное время.

            –Горные породы состоят из минералов.

    Люди издавна пользовались и пользуются некоторыми из них.

    1. –Вспомните, в каких известных литературных произведениях встречается образ хранительницы, хозяйки горных сокровищ? (Хозяйка Медной горы)

    - Читая сказы Павла Петровича Бажова, замечательного русского писателя, нашего земляка, который почти 15 лет своей жизни ездил по Уралу, изучал традиции народов и историю, вы мысленно побывали во владениях Хозяйки Медной горы, узнали о красоте некоторых горных пород и камней. А в сказе «Медной горы Хозяйка» описаны исторические события.

         (Зачитывается отрывок о  малахитовых колоннах Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге)

     

         (Повторный слайд Хозяйка Медной горы)

     -Представьте, что сегодня я Хозяйка Медной горы. А вы – геологи. Моя обязанность беречь, охранять горные сокровища, не давать их людям. А какова ваша задача? (Найти, изучить)

     -(С удивлением) Так получается, что у нас задачи разные? Я храню, вас не пущу, а вы хотите найти, изучить, извлечь и использовать. Что будем делать?(…) Попробуйте меня убедить, что эти богатства вам действительно очень нужны, вы без них прожить не сможете, они вам необходимы. Договорились?

    3)     - Я знаю, что мои владения интересны, увлекательны, полны тайн, поражают своей красотой и великолепием. Я даже могу кое-что показать (раздача минералов). Это – некоторые минералы (называю их).

        - Скажите, геологи, а что такое минерал?(…)

       - Минералы – это неживые твёрдые природные тела, однородные по своему составу, которые образуют слои горных пород (после рассматривания забираю).

       - Одну горную породу могут образовывать несколько минералов.

    4)  - Напомните, пожалуйста, в каком состоянии встречаются вещества в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном)

         - Я вам хочу открыть тайну, что в земной коре находятся не только твёрдые горные породы, но жидкие и газообразные. (Показ нефти, природного газа)

    5)  - Я вот ими любуюсь, а вам-то они зачем? (Ответы детей, работа с учебником)

         - А даже никогда не задумывалась, какую роль играют горные породы и минералы в жизни людей. Оказывается, на каждом шагу от них только польза. Для меня они просто горные сокровища, а для вас они что?  (Полезные ископаемые)

        - Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые извлекают из земной коры и используют для материального производства.

    6) – Попробуйте распределить полезные ископаемые в группы по назначению.

    7) – А как вы хотите их у меня взять?  (…)

       - Существует 2 способа добычи: открытый (карьер), закрытый (шахта).

       - Так получается, что не только геологи задействованы? А ещё кто? (Шахтёры, нефтяники, водители и др.) И все они специально этому учатся?

    8) - А я знаю, что земли Пермского края тоже богаты различными горными породами и минералами. На карте Пермского края есть названия населённых пунктов, которые сами говорят об этом. Я вам раздам листочки, на которых обозначены границы Пермского края (см. приложение). Здесь отмечены некоторые названия населённых пунктов. Попробуйте объяснить, как они образовались? (Соликамск, Усолье, Углеуральск, Горнозаводск, Рудничный)

      - Посмотрите, какие существуют условные знаки для обозначения разных полезных ископаемых (см. приложение).

         (Рассматривание карты Пермского края)

      - Поставьте  на своих листочках рядом с названием соответствующие знаки.

    9) – Я поняла, что людям действительно очень нужны полезные ископаемые. И используют они их уже не одну тысячу лет. Ещё в древности применяли прочные и твёрдые полезные ископаемые для строительства своих жилищ. Многие из них стоят до сих пор. Минералы и горные породы требуются для производства лекарств, удобрений, топлива, тканей, красок и многих других нужных вещей. Но их запас ограничен. В будущем людям придётся решать сложную проблему поиска новых источников. А сейчас важно добывать полезные ископаемые таким образом, чтобы это не вредило окружающей среде.

    10) (В образе учителя) – У вас на партах карточки  листочки разного цвета. Если вы на уроке сделали для себя новые открытия, поднимите красную карточку. Если нет – зелёную.

    Домашнее задание

      - Подготовить информационную справку о любой горной породе или минерале, добываемых в Пермском крае, принести изделие из этого минерала или фото изделия.

    Слайд 2 (Строение  Земли)

    Слайд 3 (Люди ходят по Земле)

    ЛОГЕОГ

    Слайд 4 (Работа геологов)

    Слайд 5 (Слои  земной коры)

    Слайд 6 (Хозяйка Медной горы)

    Слайд 7 (Колонны и изделия из малахита)

    Слайд 8 (Минералы)

    Слайд 9 (Полезные ископаемые)

    Слайд 10 (Классификация)

    Слайд 11 (Способы добычи)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Строение Земли Земная кора – это верхний твёрдый слой Земли.

    Слайд 3

    Люди ходят по земле

    Слайд 4

    Работа геологов

    Слайд 5

    Земная кора состоит из горных пород и похожа на слоеный пирог

    Слайд 6

    Горные породы состоят из минералов

    Слайд 10

    Минералы – это неживые твёрдые природные тела однородные по своему составу, которые образуют слои горных пород

    Слайд 11

    Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые извлекают из земной коры и используют для материального производства. Бензин Резина Посуда Светильники Металлические изделия

    Слайд 12

    Полезные ископаемые топливные строительные химические рудные драгоценные и поделочные камни

    Слайд 13

    Добыча полезных ископаемых закрытый способ ( шахта ) открытый способ ( карьер )



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    ОТЗЫВ

    об уроке «Окружающий мир», проведённом учителем начальных классов Коневой Светланой Александровной на базе МОУ «СОШ № 32» г. Перми, в рамках краевого семинара «Педагогические технологии» для слушателей ПКИПКРО

                    Краевой семинар «Педагогические технологии» проходил 27.02.09 в МОУ «СОШ № 32» и был посвящён представлению теоретического и практического опыта работы учителей начальных классов по названной теме. На семинаре присутствовало 46 человек – учителя школ Пермского края, преподаватели ПКИПКРО.

                   Урок по теме «Таинственный мир под ногами», проведённый Коневой С.А. в 3 классе, посвящён первичному знакомству учащихся с полезными ископаемыми. Обучающая цель урока – сформировать понятие «полезные ископаемые», определить их значение в хозяйственной деятельности людей, познакомить со способами добычи полезных ископаемых.

                    Цель урока определила его структуру. Урок изучения нового материала включал следующие этапы:

    1 этап – актуализация знаний учащихся;

    2 этап – постановка проблемы;

    3 этап – получение новых знаний;

    4 этап – рефлексия.

                  На разных этапах урока С.А. Конева продемонстрировала сочетание эффективных современных методов: диалоговое обучение, проблемные вопросы и ситуации, организация самостоятельной работы учащихся по добыванию  новых знаний с опорой на текст учебника,  деятельностный подход в обучении. Светлана Александровна продемонстрировала интеграцию содержания урока окружающего мира с уроками литературного чтения, истории и краеведения. К уроку создана мультимедийная презентация. ИКТ на уроках используются регулярно.

                 Слушатели ПКИПКРО отметили, что урок С.А. Коневой заслуживает высокой оценки. Содержание урока изложено научно, логично. Учителем  учтены возрастные особенности младших школьников. Дети имели возможность свободно высказывать свою точку зрения, аргументировать её. Цель урока достигнута, поставлены задачи на следующий урок.

                 Проведённый урок позволил увидеть работу  по  вариативному УМК «Окружающий мир» Л.М. Цветовой, который апробирует С.А. Конева по заказу издательства «Мнемозина».

                 Последующее выступление Светланы Александровны в заключительной части семинара было посвящено опыту работы по УМК «Окружающий мир» Л.М. Цветовой. Конева С.А. рассказала  об особенностях учебника, его структуре, достоинствах и недостатках. Это выступление также вызвало интерес у слушателей.

    Зав. кафедрой  МНО ПКИПКРО,

    кандидат педагогических наук, доцент    ______________________________ Т.Г.Самойленко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Россия на глобусе и карте"

    Конспект урока и презентация к уроку в 4 классе по теме "Россия на глобусе икарте". Можно использовать к любому УМК....

    Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."

    Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями  животного мира Краснодарского края; п...

    Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"

    Тип урока: «открытия» нового знания.  Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...

    Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"

    Тип урока: «открытия» нового знания.  Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...

    Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Однозначные и многозначные слова"

    Тип урока: «открытия» нового знания.  Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка...

    Презентация и конспект урока окружающего мира во 2 классе "Все профессии важны"

    Данный материал содержит конспект к уроку, технологическую карту, самоанализ к уроку и презентацию. Урок был представлен на конкурсе педагогического мастерства "Учитель года". Данный урок относится к ...

    Презентация и конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам". УМК "Школа России".

    Презентация и конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён существительных по падежам". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС по технологии проблемного о...