Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Анискина Ирина Сергеевна

В этой статье вы познакомитесь с исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.( ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.odt24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении

        Новые образовательные стандарты поставили перед школой  задачу общекультурного, личностного          и познавательного развития учащихся. обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Стандарты второго поколения, отличительной особенностью которых является деятельностный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащихся. При реализации стандартов важно вооружить учащихся универсальными способами действий (УУД),которые помогут им жить в современном мире обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждому педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал развитие у каждого ученика умения учиться, самостоятельно находить, усваивать знания и применять их в практической деятельности.

        Работая по учебно-методическому комплекту «Школа России», я стараюсь использовать содержание учебников для реализации требований нового стандарта, внедряем современные образовательные технологии (деятельностный метод, проблемное обучение, исследовательскую деятельность).

        Необходимость формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Каждый ребенок -прирожденный исследователь, активно собирающий информацию об окружающем мире. Естественная любознательность переходит в деятельность познания. Каждый пытается понять свой мир с помощью наблюдения и экспериментирования. Главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Главная цель учебного исследования - приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, которые являются новыми и личностно значимыми для конкретного ученика.

Очень важна организация учебного исследования младших школьников. Прочность усвоения знаний зависит только от последующей специальной ра6оты по их закреплению, но и от первичной восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы.

        Работая по учебно-методическому комплекту «Школа России», я стараюсь использовать содержание учебников для реализации требований нового стандарта, внедряем современные образовательные технологии (деятельностный метод, проблемное обучение, исследовательскую деятельность).

Приведу пример исследовательской деятельности на уроке окружающего мира по теме «Откуда берутся снег и лёд?»

Для того чтобы начать исследования, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главная задача любого исследования- найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим кажется привычным, ясным и простым.

Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы- учиться

смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Проблема исследования: Во что превращается замёршая вода?

Цель исследования: Сходство и различие снега и льда

Задача исследования: Изучить свойство снега и льда

Гипотеза исследования:

  1. Предположим, что при понижение температуры воздуха вода превращается в снег
  1. Предположим, что при понижение температуры воздуха вода превращается в лёд

Организация и методика исследования:

Подумать самостоятельно:  Что вам известно о снеге и льде?

Понаблюдать

Провести эксперимент

Запись информации, полученной с помощью наблюдений:

 Снег белый, непрозрачный, рыхлый, он тает

Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, он тает

Провести эксперимент: Что быстрее растает снег и лёд при комнатной температуре.

Подготовка к защите:
Описание:

  1. Снег- белый, непрозрачный, рыхлый, при повышение температуры воздуха тает
  2. Лёд- бесцветный, прозрачный, хрупкий, при повышение температуры воздуха тает

Вывод: Снег и лёд – это замерзшая вода

        В чем же сущность исследовательского метода?

Говоря об этимологии слова «исследование», следует заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь .заложено понятие о способности личности |сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т, с. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Метод   исследовательского обучения.  предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя.

Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.

Приведу пример исследований учеников.

                                                               Радуга

Однажды летним солнечным днём на небе появилась тучка. Закапал тёплый дождик. Я с ребятами бегала под дождём, но он  к сожалению быстро закончился. Из-за тучки вновь выглянуло яркое солнце. Вдруг кто-то из ребят закричал, чтобы мы посмотрели на небо. Мы подняли головы вверх и увидели, что на небе появилась радуга. Долго любовались ей, но потом побежали играть. А через какое-то время радуга исчезла. Я задумалась, а как получается радуга? А какое было удивление, когда я в эту весну увидела  радугу в луже! Прошёл небольшой весенний дождик и в луже переливались капельки дождя разными цветами. И теперь я знаю ,что у солнышка лучики разного цвета. И когда они попадают на капельки воды , они переливаются.

                                                                                        Хлобыстова А.

                                                      Пар

Этой весной как-то раз я бежал со школы, шёл маленький дождь. Затем дождь становился ещё сильнее. Вскоре он закончился. Солнце выглянуло из-за туч и пригрело сырую землю. Поверхность земли стало нагреваться от солнечных лучей. Капельки влаги в виде пара поднимались вверх. Он был похож на белый туман. Вот теперь я знаю, отчего появляется туман.

                                                                                             Караулов Д

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Методические материалы по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общегообразования...

Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

«Организация проектной деятельности в образовательном учреждении».

Проектная деятельность — культурная форма деятельности, в которой формируются способности к осуществлению ответственного выбора. Базой образовательных технологий, поддерживающей компетентностно ...

Доклад на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обра...

Основы организации и проведения исследовательской работы в образовательном учреждении

Обновление структуры и содержания общего образования   ставит вопрос о достижении нового качества общего образования - а это, как указано в Концепции …… предполагает необходимо...