Организация исследовательской деятельности в образовательной организации
материал на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skripka_i.i.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности в образовательной организации

Скрипка Ирина Игоревна,

учитель начальных классов,

МБОУ СШ №16,

г. Новый Уренгой

 irinkaskripka@yandex.ru

 В настоящее время в сфере образования происходят значительные изменения. Упор переносится на воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Наиболее эффективным и результативным условием развития вышеперечисленных способностей учащихся являются научно-исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Назначением исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Его главной сутью является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала. В силу возрастных особенностей самостоятельно  осуществлять исследовательскую деятельность школьники не могут – им нужен организатор деятельности, консультант по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации. Именно эту роль выполняет учитель [2, с.121-123].

  Работа над исследованием начинается непосредственно с выбора темы. Она должна быть современной, соответствующей моменту и вызывать у детей интерес.  

Любое исследование состоит из следующих этапов:

- Формулировка цели исследования. Она, как правило, состоит в изучении определенных фактов.

- Выдвижение гипотезы. Это позволяет придать работе больший смысл и детализировать, определить предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута.

- Постановка задач  исследования. Задачи указывают, что планируется выполнить.

- Литературный обзор - краткая оценка того, что известно об изучаемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре необходимо продемонстрировать, что учащийся знаком с областью исследований по разным источникам, что он ставит свою задачу, а не дублирует чужие работы. Написание литературного обзора поможет школьнику более свободно овладеть интересуемым материалом, рационально отвечать на возникающие вопросы.

- Описание исследуемого объекта, выявление сущности методик исследования, применяемых в ходе постановки эксперимента.

- Предоставление собственных результатов.   Полученные данные необходимо критиковать -  сопоставить друг с другом и с литературными источниками, сформулировать логические связи, обнаруженные в процессе исследования.

- Формулировка выводов, в которых излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований [4, с. 164-169].

Исследовательская деятельность выступает как механизм становления мотивационной сферы учащегося, помогает формировать у ученика качества, необходимые для дальнейшей учебы, адаптации в социуме [6, с.15].

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, гармоничные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. В основе метода проектов лежит развитие когнитивных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и без проблем ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и креативного мышления. Проект - замысел, в результате которого автор должен получить новый продукт: книгу, фильм, модель, сценарий и т.д. [1, с.30-35].  

Этапы проведения проекта:

-  Подготовительный, или вводный (выбор темы и ее уточнение, обозначение цели, выдвижение задач).

- Поисково-исследовательский этап (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, поиск и систематизация материалов, организационно-консультационные занятия).

- Трансляционно-оформительский этап (предзащита проекта, его доработка с учетом замечаний и предложений, выбор формы и подготовка публичной защиты (стенды, медиаподдержка)).

- Заключительный этап (открытая защита проекта, анализ проделанной работы) [3, с.49-55].

Таким образом, работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, четко формулировать и излагать свои мысли, ориентироваться в большом потоке различной информации, анализировать результаты своей деятельности, представлять новые мысли.

Успешность исследовательской и проектной деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно педагог сможет организовать данную работу, учитывая возрастные психофизиологические особенности и способности учащихся.

Для обучающихся начальной школы тематика работ определяется содержанием учебных предметов. Проблема проекта или исследования, должна быть в сфере познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Продолжительность выполнения проекта или исследования рационально ограничить одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним-двумя сдвоенными уроками.

Для обучающихся основной школы проектную и исследовательскую деятельность разумно организовывать в групповой форме, так как развитие коммуникативных навыков у подростков выходит на первый план. Однако, не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — возможные к восприятию и пониманию, интересующие подростков (межличностные, групповые взаимоотношения и т.п.). Продукт выполненной работы должен быть социально и практически значимым.

Для обучающихся в старшей школе темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Оптимальны индивидуальные или мини-групповые формы работы. Уместно выполнение работ с привлечением специалистов из профильных учебных учреждений, вузов, желательно на их базе. С учётом возраста, перспективно использование различных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др. [5, с.131-140].

Таким образом, овладение проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательных организациях должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Список литературы:

1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.

2. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников// Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123.

3. Методические рекомендации для организаторов внеурочной работы по организации учебно-исследовательской деятельности школьников.// Теория и практика дополнительного образования . 2009, №7, с. 49-55.

4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин// Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.

5. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико-ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.

6. Чупина О.В. Как подготовиться к конкурсу исследовательских работ учащихся (пособие для начинающего исследователя). -  Пермь: ООО ТЦ «Гармония», 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов

В статье даны рекомендации по организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении

В этой статье вы познакомитесь с исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.( ФГОС)...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации"

В статье собраны обобщённые данные по теме. Даны определения понятия "проект". Проект рассматривается как метод обучения и форма организации учебного процесса. В статья дана краткая характер...