"Волшебная восьмерка"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Подболотова Татьяна Владимировна

конспект урока по теме "Волшебная восьмерка" из курса "Окружающий мир" по ОС "Школа 2100" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_volshebnaya_vosmerka.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  окружающий мир                               класс:  4

Тема урока:  «Волшебная восьмёрка»

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель для учащихся:

Проверить готовность учебных принадлежностей. Настроиться на восприятие предмета.

Цель учителя:

Проверить готовность обучающихся к уроку. Переключить внимание на восприятие предмета, психологически настроить общение.

Содержание этапа: Взаимные приветствия учителя и учащихся;  проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

-  Ребята, все ли у вас готово к уроку «Окружающего мира»? Готовы ли вы к новым открытиям? Пожелаем друг другу удачи и успехов (слайд 1)

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель для учащихся:

Актуализировать знания по понятиям «Системы органов», опорно-двигательная система, пищеварительная система, органы выделения, органы дыхания.

Цель для учителя:

Проверить степень усвоения предыдущего материала. Настроить учащихся на восприятие нового материала.

- Ребята, давайте вспомним какой раздел мы начали изучать на уроках окружающего мира в этом году? (мы начали изучать как работает организм человека, его системы органов, их функции)

- Что называют системой органов? (группу органов выполняющих общую задачу)

- Какие системы органов мы уже изучили? (опорно-двигательную, пищеварительную, органы выделения, органы дыхания) (слайд 2 )

-  Вы правильно назвали все изученные системы. А теперь проверим, хорошо ли знаете, какие функции эти системы выполняют.

Работа в группах:

- У вас на столах лежат карточки №1. Вы должны соединить стрелками систему органов с ее функцией.

 

Карточка №1

Переносят питательные вещества и кислород по органам и тканям

Опорно – двигательная

 система

Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ

Пищеварительная

система

Управляют всем организмом

Органы

 выделения

Обеспечение движения и опоры  тела

Органы

дыхания

Снабжают организм питательными веществами

Очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды

- Проверим правильность выполнения. (слайд 3)

- Каждая клетка нашего организма в процессе жизнедеятельности одни вещества получает, другие выделяет. Возьмите карточку №2. Покажите стрелочками, какие из перечисленных веществ, поступают в клетки тела, а какие – выводятся из клеток?

Карточка №2

Углекислый

 газ

Кислород

Живая клетка

Вредные

 отходы

Питательные вещества

Проверка (слайд 4)

- 1-ая группа, что происходит с кислородом? (поступает в клетку),

- 2-ая группа, что происходит с углекислым газом? (выводится из клетки)

- 3-я группа, что происходит с питательными веществами? ( поступают в клетку)

- 4-ая группа, что происходит с вредными веществами? (выводятся из клетки)

- А с помощью чего клетки получают полезные вещества и выводят вредные? (с помощью крови)

3

Изучение нового учебного материала

Цель для учащихся:

Усвоить новые понятия о строении и работе сердца, о большом и малом кругах кровообращения, об органах кровообращения. Отрабатывать умение работать с текстом, находить нужную информацию.

Цель для учителя:

Формировать первоначальные понятия о строении и работе сердца, о большом и малом кругах кровообращения, об органах кровообращения, доказать пользу физических упражнений для сердца

- Правильно. Кровь разносит клеткам нашего организма кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и вредные вещества.

- Давайте прочитаем диалог наших героев и узнаем, что они об этом думают. (слайд 5)

- Какое противоречие вы заметили? Какой вопрос у вас возникает? (слайд 6)

- Что мы должны сегодня выяснить на уроке? (как кровь разносит кислород по организму, какие органы в этом участвуют)

- Предположите, какая система нашего организма участвует в этом процессе?

- Кто сможет сформулировать тему урока? (слайд 7) (кровообращение)

- Какие цели поставим перед собой? (слайд 7) (узнать какие органы входят в систему кровообращения и как кислород попадает в клетки тела)

- Откройте учебник на с. 34.  Прочитайте, как тема урока называется в учебнике.

– Кто знает, почему же система кровообращения называется волшебной, да ещё восьмёркой? (Предположения детей).

- Предположений много, а какое верное мы еще не знаем. Попробуем разгадать эту загадку.

- Рассмотрите рисунок. (слайд 8).

Как вы думаете, сколько раз пройдет капелька крови через сердце?  Только два раза!

Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе? (2 круга)

- Можете ли уже сейчас сказать, почему систему кровообращения сравнивают с 8?

- Давайте узнаем более подробно о кругах кровообращения. Построить рассказ о путешествии крови вам поможет карточка№3  и текст учебника на с.34.

Работа в группах:

Карточка №3

В кровеносной системе __________ круга кровообращения. Они называются _____________________________________________________________________                                           .

 

Сосуды малого круга проходят через _______________________________. Поэтому его и называют легочным.

 Сосуды большого круга несут кровь к ____________________________________                                            _ .

-  Что же вы узнали о кругах кровообращения? (выступления детей)

 - Давайте посмотрим видео о малом и большом кругах кровообращения.

Просмотр видео.(слайд 9, 10)

- Через какие органы проходит малый круг кровообращения? (сердце и легкие) (слайд 11)

- Какая главная функция этого круга? (обмен углекислого газа на кислород)

- Через какие органы проходит большой круг кровообращения? (сердце и все органы и ткани организма) (слайд 12)

- Какая главная функция большого круга кровообращения? (отдать кислород клеткам тела и забрать углекислый газ)

- Рассмотрите левый верхний рисунок на с.35. Какие органы входят  в систему кровообращения? (сердце, артерии, вены) (слайд 13)

- Но кроме них к органам кровообращения еще относятся капилляры. Как вы думаете, почему на рисунке не изобразили капилляры?

- Сейчас мы подробно узнаем о каждом органе системы кровообращения. Капитаны групп выберите орган кровообращения. Каждая группа, пользуясь учебником на с.35-36, ищет информацию по плану:

Название:

Что это такое:

Функции органа:

- Что же вы узнали?

Выступление групп с сообщениями об органах кровообращения.

 

1 группа рассказывает о сердце.

- Что такое сердце? (сильная мышца) (слайд 14)

- Какая функция у сердца? (проталкивать кровь по сосудам)

 

Просмотр видео. (слайд 15)

Практическая работа.

 - Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (до 100-150 лет) без остановки и «ремонта». Благодаря сердечным сокращениям кровь достигает самых отдаленных органов. И мы с вами можем почувствовать эти колебания, которые называют пульсом.

- Измерить пульс может каждый человек. Достаточно найти артерию на руке и прижать ее большим пальцем. Сейчас мы попробуем измерить свой пульс за 10 секунд. Откройте рабочие тетради на с.13 задание №4. Я засеку время, а вы будете считать количество ритмических колебаний. Полученное число ударов умножьте на 6. Сколько у вас получилось?

(Слайд 16)

- Сейчас мы измеряли пульс в спокойном состоянии. А что же произойдет с пульсом, если мы начнем двигаться? (предположения детей)

- Проведем опыт. Выполним физминутку (движения под музыку)

- А теперь еще раз измерим свой пульс за 10 секунд. Полученный результат умножьте на 6. Сколько у вас получилось?

(слайд 16 )

- Какой вывод можно сделать? (после физической нагрузки сердце начинает биться в ускоренном темпе) (слайд 16)

Запишите вывод в тетрадь.

2 группа рассказывает об артерии.

- Что такое артерия? (сосуды) (слайд 17)

- Какую роль артерии играют в организме? (по артериям кровь богатая кислородом поступает к органам и тканям) (слайд )

- Каким цветом на рисунке изображают артерии? (красным)

3 группа рассказывает о венах.

- Что такое вены? (сосуды) (слайд 18)

- Какую роль вены играют в организме? (по венам кровь богатая углекислым газом поступает обратно в сердце) (слайд )

- Каким цветом на рисунке изображают вены? (синим)

4 группа рассказывает о капиллярах

- Что такое капилляры? (мельчайшие сосуды) (слайд 19)

- Какую роль играют капилляры? (в капиллярах происходит обмен кислорода на углекислый газ)

- Рассмотрите рисунок на с.36. Как же происходит обмен?  Артерия подходит к органу,  разветвляется на мельчайшие сосудики-капилляры, которые  пронизывают весь орган, кровь, проходя по капиллярам,  отдает клеткам кислород, собирает углекислый газ и собирается опять в одну большую вену.

- Обратите внимание, каким цветом изобразили капилляр? (сначала красным, потом синим)

- Как мы с вами узнали, сердце может работать долго без перебоя и без ремонта. Однако многие люди страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы избежать этих заболеваний? (предположения детей)

- Молодцы! Первое, что должен знать каждый человек, что физические упражнения, режим дня, правильное питание укрепляют наш организм, все наши системы органов и мы реже будем болеть и обращаться к врачу. (слайд  20, 21)

4

Закрепление учебного материала

Цель для учащихся:

Закрепить новые понятия о строении и работе сердца, о большом и малом кругах кровообращения, об органах кровообращения.

Цель для учителя: 

Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

- В рабочей тетради на с. 13 выполним №1. Подпишите на рисунке артерии, вены, капилляры. Раскрасьте кровь богатую кислородом красным цветом, богатую углекислым газом синим цветом

Проверка: сверка с образцом на слайде (слайд 22)

- Давайте подведем итог.

- С какой системой органов мы познакомились?

- Из каких органов состоит кровеносная система?

- По каким сосудам течет кровь богатая кислородом?

- По каким сосудам течет кровь богатая углекислым газом?

- Какова  главная  функция органов кровообращения?

- У вас на столах лежат сердечки. Оцените свои знания, полученные на уроке, и выберите сердечко нужного цвета. Если вам все понятно и вы можете объяснить этот материал другим  поднимите красное сердечко, если вам что-то осталось непонятно -  синее сердечко. (слайд 23)

Учитель выставляет отметки обучающимся.

5

Задание на дом

Цель для учащихся:

Закрепить изученный материал через систему заданий и упражнений.

Цель для учителя: 

сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

- Прочитать §7 с. 34-37, ответить на вопросы с.37, задание в рабочей тетради на с.13 №2 (слайд 24)

- Спасибо за урок! (слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Волшебное слово и волшебная кисть"

Проектная работа заняла 3 место в окружном конкурсе научно - исследовательских и проектных работ "Открытие" в номинации "Кино, театр и мир искусства"....

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Окружающий мир 4 класс "Волшебная восьмерка"

Урок по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 2100", А. А. Вахрушев....

Урок по окружающему миру в 3 классе "ВОЛШЕБНАЯ ВОСЬМЕРКА"

Сформировать у учащихся новые понятия: о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения, доказать пользу физических упражнений для сердца....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Большая восьмерка. Органы кровообращения."

Класс: 4Раздел программы: Человек и его строениеТема урока:  «Большая восьмерка. Органы кровообращения», 2 урокТип урока: урок-исследованиеИспользуемое учебно-лабораторное оборудование: лаборатор...

"Волшебная восьмерка"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Школа 2100"...

Тест по теме: «Волшебная восьмерка»

Проверить знания о строении и работе сердца, о большом и малом кругах кровообращения...